Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Психологическая характеристика этнических общностей




КАФЕДРА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

УЧЕБНО-НАУЧНОГО КОМПЛЕКСА ПСИХОЛОГИЯ

СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

по курсу «ЭТНОПСИХОЛОГИЯ»

 

Для курсантов (слушателей) факультета подготовки следователей, факультета подготовки иностранных специалистов,

Факультета экономической безопасности

 

МОСКВА – 2012


Содержание

Вводные методические указания. 2

Содержание тем с методическими указаниями и планами семинаров. 4

Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации (зачету) 23

Литература. 24

ВВОДНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Учебно-методические материалы по дисциплине «Этнопсихология» для курсантов (слушателей) служат организационной основой овладения системой психологических знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного осуществления будущей профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел зачастую осуществляется в условиях взаимодействия с отдельными лицами и группами лиц различных национальностей. Это вызывает необходимость изучения своеобразия проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей. Недооценка знания этно-психологических особенностей существенно снижает эффективность служебной деятельности сотрудника любого уровня правоохранительных органов. Настоящие учебно-методические материалы призваны вносить целенаправленный вклад в процесс нормализации межнациональных отношений.

Цель изучения дисциплины «Этнопсихология» во взаимосвязи с другими дисциплинами специализации - изучить этническое своеобразие культурных потребностей и традиций, социальных стереотипов поведения и жизни представителей конкретных этнических общностей в интересах решения задач правоохранительной деятельности.

Основные задачи дисциплины:

· вооружить курсантов и слушателей системой научных знаний в области теории «Этнопсихологии»;

· способствовать повышению у обучающихся компетентности для их адаптации к сложной и динамичной деятельности в условиях межэтнических отношений;

· выработать у обучающихся способность к творческому осмыслению современных проблем межнациональных отношений;

· способствовать формированию межэтнической толерантности, необходимой как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни в условиях полиэтнического государства.

В результате изучения дисциплины курсант (слушатель) должен:

Знать:

- основные положения современных теорий этнопсихологии;

- системы управления межэтническими конфликтами и способы их разрешения в условиях правоохранительной деятельности;

- национально-психологические особенности представителей населения как России и стран СНГ, так и дальнего зарубежья.

Уметь:

- точно и полно диагностировать причины межэтнических конфликтов, их объекты, цели, мотивы, интересы и ценности конфликтующих сторон в условиях решения задач, связанных с правоохранительной деятельностью;

- компетентно определять практические стратегии поведения представителей различных национальностей;

- выполнять функции посредника на переговорах между представителями различных наций и народностей.

Владеть:

- навыками бесконфликтного общения при решении оперативно-служебных задач с представителями различных этносов;

- технологиями эффективного разрешения межэтнических конфликтов, возникающих в правоохранительной деятельности.

Обучение по указанной дисциплине завершается сдачей курсантами (слушателями) зачета.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Этнопсихология» на 2012-2013 учебной год

 

№ темы Название темы Всего В том числе Прим.
Лек- ции Семи- нары ПЗ Контр. рабо- ты
  Раздел I. Сущность, структура и своеобразие этнопсихологических феноменов            
  Предмет, методология и задачи этнопсихологии как науки. История возникновения и становления этнопсихологии     - -    
  Психологическая характеристика этнических общностей     -      
  Сущность, структура и своеобразие психологии нации            
  Раздел II. Психология межэтнического взаимодействия            
  Механизмы функционирования и проявления этнопсихологических феноменов     -      
  Психология межэтнических конфликтов     -      
  Этнопсихологические особенности общения и социальной регуляции поведения            
  Психологические особенности этносов     -      
  Всего            
  Зачет            

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ С МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ

И ПЛАНАМИ СЕМИНАРОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Раздел I. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СВОЕОБРАЗИЕ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ

 

Тема 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ И ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Лекции - 2 часа

Содержание темы. Актуальность этнопсихологических знаний на современном этапе развития общества. Феномен этнического возрождения (этнический парадокс) и его социально-психологические причины.

Этнопсихология как междисциплинарная область знаний. Понятие, объект и предмет этнической психологии. Задачи этнопсихологии как научной дисциплины. Методология и методы этнической психологии.

Основные ветви, разделы этнопсихологии: психологическая антропология, сравнительно-культурная (кросс-культурная) психология и психология межэтнических отношений. «Еmic» и «Еtic» подходы в этнопсихологии.

Основные тенденции и направления развития современной этнической психологии. Релятивизм как подчеркивание различий между культурами в сфере психического: Л.Леви-Брюль о ментальности первобытного и современного человека. Универсализм как стремление за несходством психических процессов увидеть универсальные механизмы: концепция К.Леви-Строса об универсальности функций и структуры мышления людей из разных обществ. Абсолютизм как провозглашение инвариантности психики в разных культурах: измерение умственных способностей представителей разных народов и рас с помощью тестов интеллекта.

Этническая психология и другие отрасли знаний. Зарождение этнопсихологии в античной истории и философии (Геродот, Тацит, Плиний Старший). Географический детерминизм в представлениях о «духе народа» Ш.Монтескье. Этнопсихологические идеи в немецкой философии истории (И.Г.Гердер). М.Лацарус и Г.Штенталь о психологии народов как науке о народном духе. Психология масс в интерпретации Г.Лебона. Психология народов В.Вундта как первая форма социально-психологического знания.

Изучение «психической этнографии» в Русском географическом обществе. Развитие идеи психологии народов в трудах К.Д.Кавелина и А.А.Потебни. Русские философы и историки о русском национальном характере. Г.Г.Шпет о предмете и задачах этнической психологии. Культурно-историческая концепция развития высших психических функций Л.С.Выготского и этнопсихология.

Этапы развития этнопсихологии как субдисциплины культурантропологии. Теория «культура и личность», ее методы и задачи. Р.Бенедикт и «конфигурации культур». Базовая (А.Кардинер) и модальная (К.Дюбуа, Р.Линтон, А.Инкелес) личности. Ф.Хсю и современная концепция психологической антропологии.

Сравнительно-культурный подход У.Риверса. Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей представителей разных культур (У. Риверс, М. Херсковиц, Д. Кемпбелл, Э. Сепир, Б. Уорф). Сферы практического приложения этнопсихологических исследований.

Методические указания. Данная тема является вводной и направлена на уяснение того, что история каждого народа своеобразна, сложна и противоречива. Поэтому и психологический склад каждого отдельного народа является очень сложным.

На протяжении тысячелетий накапливались сведения и данные об этнической стороне жизни многих народов мира. С течением времени они углублялись и расширялись, что, в конечном счете, привело к возникновению в науке особого направления – этнической психологии. Поэтому история становления и развития этнопсихологии является одним из ключевых вопросов данной темы.

Этнопсихология (этническая психология) – это междисциплинарная отрасль знания, изучающая и разрабатывающая: 1) особенности психики людей различных народов и культур; 2) проблемы национальных особенностей мировосприятия; 3) проблемы национальных особенностей взаимоотношений; 4) проблемы национального характера; 5) закономерности формирования и функции национального самосознания и этнических стереотипов; 6) закономерности формирования обществ, национальных общин.

Объектом являются нации, национальности, национальные общности.

Предмет этнопсихологии – национально-психологические особенности, а именно особенности поведения, эмоциональных реакций, характера, а также национальное самосознание и этнические стереотипы.

В целом в этнопсихологии выделяют два основных направления исследований: этнологическое (психологическая антропология) и психологическое (сравнительно-культурная или кросс-культурная психология). Предметом первого направления являются систематические связи между психологическими переменными (внутренним миром человека) и этнокультурными переменными на уровне этнической общности. Предметом второго – изучение сходства и различий психологических переменных в различных культурах и этнических общностях. Вместе с тем особое внимание в настоящее время обращается и на такое особое направление этнопсихологических исследований, как психология межэтнических отношений.

Изучая психические процессы у представителей этнических групп, этнопсихология применяет определенные методы исследования. Широко используется метод сравнения и сопоставления, при котором строятся аналитические сравнительные модели, классифицируются и группируются этнические группы, этнические процессы по определенным принципам, критериям и признакам. Бихевиористский метод заключается в наблюдении за поведением отдельного индивида и этнических групп. К способам исследования в этнопсихологии относят и общепсихологические методы: наблюдение, эксперимент, беседа, исследование продуктов деятельности, тест.

Отдельным вопросом в рамках изучения данной темы стоит необходимость разобраться в различиях предмета этнопсихологии и других наук, таких как философия, история, социология, психология, этнология (этнография), этносоциология, этнокульторология, этнопедагогика и др.

В конечном итоге, основным результатом изучения данной темы должно стать обозначение тех основных понятий этнопсихологии, которые понадобятся для изучения курса в целом: «этнос», «нация», «национально-психологические особенности», «культура» и др.

 

 

Тема 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ

Лекции - 2 часа

Практические занятия – 4 часа

Содержание темы. Человечество, общность людей, группа, этнос, нация. Социально-психологическая сущность понятия «этнос». Этнодифференцирующие признаки. Виды этносов. Способы существования этносов. Социально-психологическая сущность понятия нации. Психологические предпосылки целостности нации. Признаки существования нации.

Этническое сознание и самосознание. Психологическая структура этнического сознания. Психологическая структура этнического самосознания.

Этническая идентичность как ядро этнического самосознания: структура и виды. Факторы формирования этнической идентичности. Этапы развития этнической идентичности. Язык как фактор этнической идентификации.

«Социализация», «инкультурация» и «культурная трансмиссия» как основные способы передачи особенностей этноса.

Методические указания. Изучая данный вопрос, необходимо иметь в виду, что человечество имеет общее происхождение, однако не является однородным. Оно состоит из многообразных социальных групп, взаимодействующих друг с другом, среди которых можно выделить расы (негроидная, европеоидная, монголоидная) и этносы.

Этнос – исторически сложившаяся, достаточно устойчивая общность людей, обладающая единым языком и культурой, а также общим самосознанием. Понятие «этнос» близко к понятию «народ» в этнографическом смысле. Иногда им обозначают несколько народов одной этнолингвистической группы (русские, украинцы, белорусы, поляки – славяне). При этом этнос – не только ныне живущие, но и предки.

Обычно этносы делят на три типа: род и племя, народность, нация. Нация – это высший этап развития этноса. Нация – исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющаяся в общности культуры.

Существует определенная психологическая основа (признаки, параметры) нации: историческая память, национальное сознание и самосознание, этническая идентификация, национальные интересы, ценности, вкусы, культура и язык, самооценка, достоинство, гордость. И здесь важно уяснить, что только наличие всех признаков образует понятие «нация». В тоже время, перечень признаков является далеко не главным.

Приоритетное значение в этнопсихологии отводится выяснению характера связей между входящими в общность людьми и преломления этих связей в сознании. Получается, что каждая нация существует за счет системы устойчивых внутренних связей и отношений составляющих ее людей, которая формируется в процессе этнического развития, регулируется традициями и нормами поведения, принятыми в их среде и совершенствуется по мере становления и развития самобытной национальной культуры, языка и психологии. Такова психологическая основа нации. Но поскольку содержательно она раскрывается через такие понятия как этническое сознание и самосознание, этническая самооценка, этнические интересы и ценности, этническая культура и язык, а также понятие этнической идентичности то каждое из этих понятий в процессе изучения темы необходимо четко уяснить.

Одновременно важно разобраться и в психологических предпосылках целостности наций. Всякая общность функционирует лишь до тех пор, пока сохраняется на «мы» и «они». При этом индивиду свойственно оценивать группу, к которой он принадлежит, позитивно – это феномен ингруппового фаворитизма, его обратной стороной является аутгрупповая враждебность. Функцию деления на «мы» и «они» выполняет атрибуция (приписывание социальным объектам – человеку, группе – характеристик, не представленных в ходе восприятия) двух видов: каузальная атрибуция и стереотипизация. Еще одним важным источником для функционирования феномена «мы» и «они» является психологическая защита этноса. Психологическая защита этноса – это совокупность проявления бессознательных и сознательных, регулируемых спонтанно, механизмов устранения из национального сознания состояний тревоги, напряженности, травмирующих эмоций, любого дискомфорта, связанного с общением и взаимодействием с представителями других наций. Осуществляется эта защита в различных формах, уяснение особенностей которых должно стать одним из основных результатов рассмотрения данной темы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...