Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Потолок полета самолета. Полет по потолкам.




Установившийся набор высоты на режиме максимальной скороподъемности заканчивается теоретически на какой-то высоте при условии, что на этой высоте Vy =0..

Если обратится к схеме диапазона располагаемых скоростей и высот полета (Рис.32), то мы увидим в верхней части области точку (П) -точку пересечения левой и правой границ диапазона. Эта точка соответствует теоретическому потолку полета самолета и горизонтальный полет в ней без потери скорости, практически невозможен.

На практике же для обеспечения безопасности полета вблизи потолка и исключения случаев непреднамеренного выхода самолета на скорость полета менее минимально-допустимой (когда самолет попадет в область левее левой границы) устанавливается практический (или статический) потолок. Практическим потолком принято считать такую высоту, на которой вертикальная скорость набора равна 0,5 м/сек. и до которой выполнение установившегося набора не связана с большими затруднениями в пилотировании самолета.

(Для любознательных)

У сверхзвуковых самолетов имеется обычно два режима максимальной скороподъемности: - на дозвуковых и сверхзвуковых скоростях и соответственно два практических потолка: I- дозвуковой статический и II – сверхзвуковой статический. (Рис36)

 
 


Рис.36

 

Область установившихся скоростей и высот горизонтального полета сверхзвуковых самолетов, (Ту-144,Concord и боевых) при их полете на форсажном режиме работы двигателей, отличается от аналогичной области дозвуковых самолетов, своей конфигурацией и значительным превышением максимальной высоты и максимальной скорости полета. Правая граница области, до некоторой высоты, представляет собой ограничение максимальной скорости по прочности конструкции самолета (скоростному напору), а выше этой высоты до потолка – ограничение по устойчивости и управляемости (по полетному числу М) Наивыгоднейшая сверхзвуковая скорость (Число М) набора сверхзвукового потолка на 10-12% меньше максимально-допустимой скорости (Числа М) полета.

Как вариант – рассмотрим профиль и режим полета, для достижения сверхзвукового потолка: На максимальном режиме работы двигателя и наивыгоднейшей скорости дозвукового набора, набирается опорная высота разгона - высота на 1-1,2 км ниже высоты дозвукового потолка или высота превышающая на 300-500м высоту нижней границы тропопаузы, так как наилучшие условия разгона соответствуют высоте ее нижней границы. На этой опорной высоте включается полный форсаж и в горизонтальном полете или с пологим снижением на 300 - 500м, производится разгон самолета до сверхзвуковой скорости (Числа М), соответствующей наивыгоднейшей сверхзвуковой скорости (Числу М) набора сверхзвукового потолка. Далее сохраняя постоянной эту скорость (ЧислоМ) производится набор высоты сверхзвукового потолка. Полет на сверхзвуковом потолке выполняется на этой же скорости (Числе М).

Если же не задаваться целью достичь сверхзвуковой практический потолок, а уменьшив тягу двигателей до промежуточного форсажного режима, перевести самолет в горизонтальный полет на высоте, выше дозвукового потолка, то при соответствующих значениях высоты и числа М полета, можно выполнять сверхзвуковой крейсерский полет.

Динамический потолок. Установившийся полет на высотах выше практического потолка невозможен, так как на этих высотах располагаемая перегрузка равна нулю, но выход на эти высоты возможен за счет использования части кинетической энергии путем выполнения горки с потерей скорости. Наибольшая высота, которую может достичь самолет, сохранив скорость не менее заданной, называется динамическим потолком.

На динамическом потолке прямолинейный полет и развороты в горизонтальной плоскости возможны только с торможением, при этом для выполнения маневров должен использоваться оптимальный крен, величина которого тем меньше, чем больше превышение динамического потолка над статическим. На снижение с динамического потолка самолет переводится при уменьшении скорости полета до эволютивной.

Энергетический потолок – высота, которой достигает ЛА при выполнении набора высоты с потерей поступательной скорости до нуля при работе двигателя на максимальном режиме в диапазоне его разрешенных эксплуатационных высот. Такие полеты выполняются, как правило, с экспериментальной целью или для установления рекордов.

Полет по потолкам – это крейсерский полет, выполняемый при оптимальном значении числа М и угла атаки, которые сохраняются постоянными и обеспечивают поддержание коэффициента километрового расхода топлива на минимально возможном уровне. (Рис.37)

 
 

 

 


Рис.37

Полет по потолкам сопровождается весьма медленным увеличением высоты, которая все время остается несколько меньше статического потолка. В полете по потолкам помимо числа М и угла атаки остается неизменной по мере уменьшения полетного веса величина равная отношению G/P. При этом число оборотов ТРД изменяется пропорционально √Т,0 а в стратосфере, выше тропопаузы, сохраняется неизменным. Величина километрового расхода топлива Скм уменьшается пропорционально уменьшению веса самолета G, связанного с выработкой топлива.

3.3. Установившееся снижение (планирование)

Установившимся снижением (планированием) называется равномерный прямолинейный нисходящий полет, выполняемый с постоянной скоростью на наивыгоднейшем угле атаки при условии, что тяга двигателя меньше минимальной тяги, потребной для выполнения установившегося горизонтального полета, а двигатель работает на режиме полетного малого газа или вообще выключен. (Рис.38)

 

 

 


Рис.38

 

Условиями прямолинейного снижения (планирования) являются

 

Y= G cosθ –условие прямолинейности движения

Q= G sinθ –условие равномерности движения или

Q= Рдв+G sinθ – при наличии тяги двигателей

Vпл =√2G cosθ/ Сy Sρ- скорость планирования

Θпл =αrctg K- угол снижения(угол наклона траектории к горизонту)

Vу пл=V Sinθ- скорость планирования

При снижении по спирали с заданным креном и заданной нормальной перегрузкой ny величина угла снижения определится как:

Θпл =αrcSin ny сн / К

 

Скорость планирования при снижении по спирали будет равна:

Vпл = Vнв √ ny сп

 

Минимальная величина угла планирования Θпл получается при Кmax и достигается при планировании по прямой на скоростиVпл=Vнв горизонтального полета, а при планировании по спирали на скорости планирования Vпл=Vнв√nyсп, где Vнв - наивыгоднейшая скорость горизонтального полета в данных условиях.

Выпуска механизации крыла и шасси оказывает влияние на характеристики планирования через изменение Кmax – максимального качества самолета.

Снижение на наивыгоднейшей скорости и угле планирования равном Θпл = αrctgK, при задросселированном или отключенном двигателе, обеспечивает полет на максимальную дальность планирования и максимальное время планирования. Увеличение угла планирования более Θпл =αrctgK приведет к разгону самолета и росту скорости, уменьшение угла планирования приведет к потере скорости. Дальность снижения при установившемся планировании зависит от аэродинамического качества, высоты начала и конца планирования и может быть определена как

 

L пл=ΔНкм К

 

Если планирование осуществляется против сильного ветра, то для частичной компенсации относа и получения большей дальности планирования необходимо увеличить вертикальную скорость снижения на 5-10м/сек, что приведет к уменьшению времени планирования, а следовательно, уменьшит относ.

При планировании с попутным/встречным ветром дальность планирования увеличивается / уменьшается на величину равную произведению скорости среднего ветра на время планирования.

L пл=ΔНкм К ± (ú ветра·t планир.)

 

При этом средний ветер берется для того диапазона высот в котором осуществляется планирование.

 

ГЛАВА IV

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...