Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономическая безопасность России как условие обеспечения обороноспособности страны




 

Анализ современной экономической ситуации в России свидетельствует о наличии большого числа рискообразующих факторов как внутри национального хозяйства, так и во внешней среде. Рискообразующиефакторы - это процессы или явления, способствующие возникновению того или иного вида риска (угрозы, опасности) и определяющие его характер. В экономике действует большое количество рыночных рисков, порожденных разными рискообразующими факторами, которые можно разбить на несколько классификационных групп. По источнику возникновения рискообразующие факторы подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние факторы продуцируются эндогенно, самой национальной экономикой, в то время как внешние - экзогенны и являются результатом функционирования внешней среды. Поскольку рискообразующие факторы возникают в различных сферах социально-экономической системы, логично определить их функциональную структуру. В соответствии с этим рискообразующие факторы могут возникать в сфере общественного производства и финансов, социальной и институциональной сферах и др.

Сопоставление внутренних и внешних угроз экономической безопасности России показывает, что наибольшую опасность для нашей страны представляют внутренние угрозы. Рискообразующие факторы ряда внешних угроз обусловлены в немалой степени внутренними проблемами российской экономики.

Проблема конкурентоспособности российской экономики не теряла своей актуальности ни во времена командно-административной экономики, ни в настоящее время. В бывшем СССР оторванность науки от производства, невосприимчивость государственных предприятий к нововведениям привели к серьезному отставанию на мировых рынках. Хотя, следует отметить, что существовавшая в прошлом экономическая система, хотя и не ставила перед собой цель быть конкурентоспособной по международным стандартам, но позволяла концентрировать огромные ресурсы на отдельных отраслях экономики и в определенных областях конкурировать и даже временно превосходить основных мировых конкурентов (США, страны Западной Европы и Японию). Конкурентоспособные отрасли до сих пор на слуху: ВПК. космос, фундаментальная наука, спорт, искусство. Но сегодня, несмотря на революционный переворот в политике и экономике, переход на рыночную систему хозяйствования, приватизацию крупнейших предприятий и открытие экономических границ страны, даже в выше перечисленных областях Россия потеряла прочные позиции (за исключением, пожалуй, вооружений) и стремительно теряет запас конкурентоспособности.

По своей сути конкурентоспособность - это синтез сравнительных и конкурентных преимуществ страны. Сравнительными национальными преимуществами экономики России являются дешевый труд, богатые природные ресурсы (35 % мировых запасов сырья), благоприятные географические и климатические факторы. Конкурентные преимущества -это научно-технический и образовательный потенциал, новые технологии и инновации на всех стадиях - от дизайна нового продукта до его продвижения к потребителю. Россия располагает уникальными возможностями создания глобальных транспортных коридоров и иных коммуникаций, связывающих через её территорию Север Европы и Южную Азию, Запад Европы и Юго-Восточную Азию с помощью международных железнодорожных, автомобильных и авиационных сетей. В перспективе это может привести к снижению издержек производства, повышению объёмов производства и жизненного уровня населения.

По данным докладов, готовящихся для ежегодных международных экономических форумов в Давосе. Россия по своей конкурентоспособности находится на одном из последних мест из числа 59 стран, взятых для сопоставления. Сравнительно сильными сторонами российских фирм эксперты этих форумов считают инновационный потенциал, товарный дизайн, наличие технологических цепочек, объединяющих разные предприятия в одном производственном комплексе. Сравнительно слабыми сторонами они считают плохую ориентацию на потребителя (включая маркетинг) и низкое качество производственного процесса. К сильным сторонам российской предпринимательской среды эксперты форумов относят высокий уровень научно-исследовательских институтов, качество инженеров, конструкторов и учёных, разветвлённую сеть железных дорог. Слабые стороны, по их мнению - низкое качество телефонной и факсимильной связи, вялая конкуренция на региональном уровне и неэффективность антимонопольной политики.

Россия все же обладает внушительным научно-техническим потенциалом. Общее количество ее ученых составляет 850 тыс. человек. В стране действует около 4 тыс. научно-исследовательских институтов. Огромным научным потенциалом располагает весьма развитая система высшего образования. Тем не менее, результативность этого потенциала явно недостаточна.

Главными проблемами, снижающими эту результативность и влияющими на устойчивость системы экономической безопасности, являются:

отставание России по технологическим параметрам от современных мировых научно-технологических лидеров, ведущие позиции которых определяют не военная сила и не экономическая мощь, а наука, знания, образованность населения, квалификация работников, заинтересованных в постоянном наращивании масштабов инновационного процесса. Следует отметить, что если у этих лидеров сегодня функционирует постиндустриальная экономика, экономика, базирующаяся на инновациях и прогрессирующих знаниях, то в России преобладает по существу начальный этап развития индустриальной экономики;

неучастие России в широкомасштабном процессе создания инновационных сетей, которые включают в себя научно-технические ресурсы многих стран и являются важной опорой глобализации мировой экономики и неучастие в совместном научно-техническом творчестве разных стран и их корпораций в интересах не только бизнеса, но и экономического и научно-технического развития всего мира:

низкая инновационная активность российских предприятий и слаборазвитое производственно-технологическое воплощение HИOKP в принципиально новых продуктах и продуктах повышенного качества. Так, лишь 5,2 % российских промышленных предприятий могут быть отнесены к инновационно активным (против 33% в США). В результате США контролируют 40 % мирового рынка высокотехнологичных товаров, а Россия - лишь менее 0,5 %;

отсутствие стратегии формирования конкурентной среды, которая бы позволяла проводить жёсткий отбор производителей по уровню их конкурентоспособности;

сохранение непрозрачности отношений государства и бизнеса, науки и производства;

отсутствие законодательной базы, гарантирующей нормальное функционирование здоровой конкурентной среды.

Созданный неблагоприятный климат для повышения конкурентоспособности российских предприятий требует принятия следующих срочных мер по обеспечению выживаемости российской экономики в условиях все обостряющейся конкуренции но мировом рынкев процессе его глобализации:

) разработка государственной научной политики с увязкой с инновационной и промышленной политикой, политикой нового этапа приватизации и политикой в отношении малого бизнеса;

) ускорение научно-технического прогресса и повышение конкурентоспособности, ключ к которым лежит в свободном предпринимательстве, рыночных механизмах;

) последовательное проведение политики по укреплению российской науки на базе укрепления фундамента реального сектора российской экономики, прежде всего в части сельского хозяйства и промышленных отраслей, производящих предметы народного потребления;

) перевод российского производства на инновационный путь развития;

создание мощного комплекса инновационных производств, работающих в условиях зрелой рыночной инфраструктуры;

последовательное проведение политики постоянной поддержки и расширения новых конкурентных преимуществ тех предприятий, которые ориентируются на выпуск новой технологичной продукции и создание собственных брэндов, при этом освобождаясь от неконкурентоспособных предприятий-банкротов:

проведение антимонопольной политики с запрещением любой искусственной поддержки и лоббирования интересов отдельных, особенно неэффективных производителей;

завершение реформы естественных монополий, направленной на формирование конкурентоспособных блоков внутренних производителей;

разработка национальной программы повышения производительности труда и конкурентоспособности производства в целях стимулирования отечественного инновационного бизнеса, усиления связей между академическими институтами и вузами, отраслевыми НИИ и лабораториями и промышленными предприятиями;

изменение налогового режима для инновационных фирм и подразделений;

разработка надёжного законодательства по защите интеллектуальной собственности. Факторами и условиями обеспечения вышеперечисленных мер, направленных на создание интеллектуальной экономики, основанной на знаниях, могут являться следующие:

. Реформирование российской науки, включающее следующие этапы:

коммерциализация сферы НИОКР: встраивание в рыночный механизм учёных, прикладное использование их достижений:

ориентация исследований (в том числе и фундаментальных) на конкретные целевые программы, на конкретное финансирование научно-технических проектов, связанных с развитием инновационного бизнеса:

выстраивание сетей «наука - эксперимент - производство» и увеличение в результате этого доли частного финансирования НИОКР при снижении доли государственного финансирования.

. Обеспечение достаточного объема финансирования научно-технической сферы. К сожалению, затраты на НИОКР в стране составляют порядка 12 млрд. долл., в то время как в США - 264. в Евросоюзе - 150 и в Японии - 130 млрд.долл. К тому же. необходимо учесть, что значительная часть наших затрат на НИОКР по прежнему идет в военно-промышленный комплекс и почти не касается выпуска массовой отечественной продукции гражданского назначения.

. Формирование тесной связи между сферой НИОКР и промышленностью:

создание государственной системы поощрения предпринимателей за использование в производстве новейших достижений отечественной науки и техники:

целевое финансирование особо важных и перспективных проектов:

снижение налогов, предоставление специальных кредитов, лизинг новейших видов машин и оборудования под государственные гарантии.

. Открытое признание государством приоритетности научно-технического прогресса и инновационного развития перед ростом производства. Государство должно иметь специальные программы по ускорению научно-технического прогресса и инновационному развитию российской промышленности. Такие программы имеются практически во всех развитых странах мира.

. Расширение международного научно-технического сотрудничества, изучение полезного зарубежного опыта.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...