Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источники формирования государственных доходов




КУРСОВАЯ РАБОТА

Формирование доходов и социальная политика государства (на примере экономики ФРГ)

 

 

Студент, УБ 11-03

Н.А Штайнерт

Руководитель

Е.А Вакулина

 

Красноярск 2012

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Формирование доходов государства

Методологические основы доходов государства

Бюджет государства

Глава 2. Политика ФРГ в области формирования доходов

Налоговая система

Бюджетная система ФРГ

Глава 3. Социальная политика ФРГ

Развитие системы социального обеспечения

Инфраструктура социальной политики ФРГ

Основные направления социальной защиты

Заключение

Список использованных источников

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Федеративная Республика Германии является одной из ведущих стран мира. Обладая значительным экономическим и научно-техническим потенциалом, она занимает третье место после США и Японии, по производству валового национального продукта, является главным экспортером товаров и услуг опережая в этом показателе ведущие страны мира в том числе Францию, Англию, Японию и США. В последние годы Германия значительно увеличила свое участие в международной миграции капиталов и превратилась в одного из крупнейших импортеров и экспортеров капитала.

Важную роль в функционирование современного общества играет государственное регулирование. Одним из главных механизмов социального и экономического регулирования является финансовая система, посредством которой происходит перераспределение денежных средств и обеспечивается возможность выполнения возложенных на государство функций.

Целью данной работы является рассмотрение системы формирования доходов ФРГ, различных направленностей социальной политики государства.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: дать характеристику финансовой системы Германии, показать процесс формирования государственного бюджета этой страны, а также отразить сущность социальной политики.

Объектом исследования являются финансовая система Германии; социальная политика, проводимая органами государственной власти данной страны.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: научная абстракция, методы факторного анализа, синтеза, методы группировки и др.


ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВА

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВА

 

Любому государству для выполнения своих задач и функция необходимы денежные средства, обеспечивающие финансирование всей государственной деятельности. Поэтому в собственность государства направляется часть национального дохода страны в виде различных поступлений, за счет которых формируются государственные доходы.

Государственные доходы в различной юридической литературе понимаются как различные денежные ресурсы, поступающие в процессе распределения и перераспределения части национального дохода общества в собственность государства и используемые им для финансирования потребностей, возникающих при осуществлении им своих задач и выполнении соответствующих функций.

Государственные доходы составляют финансовую основу деятельности государства. Доходы государства, поступающие в распоряжение государства, очень разнообразны. Для их классификации используют различные критерии.

.   По социально-экономическому признаку - доходы поступающие от:

·   государственных предприятий и организаций;

·   муниципальных организаций и предприятий; негосударственных организаций и предприятий;

·   совместных предприятий, иностранных предприятий и организаций, действующих на территории РФ;

·   граждан

.   По территориальному признаку:

·   федеральные;

·   региональные;

·   местные;

.   По методу мобилизации - государственные и муниципальные доходы разделены на обязательные и добровольные, при этом к обязательным относят большую часть поступлений в бюджет, они являются безвозвратными и безвозмездными. Необязательные - средства привлекаемые в виде займов, пожертвований и др.;

.   По форме образования:

·   налоговые (к ним относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы)

·   неналоговые (к ним относятся платежи штрафного характера, поступления за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов технических условий, санкции за нарушение порядка применения цен, доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности). [10, c.100]

В современных условиях государственные доходы представляют собой сложную структурно разветвленную систему различных видов денежных поступлений в пользу государства, которые составляют финансовую базу его функционирования. Тем самым политическая, экономическая и социальная деятельность государства уже предусматривает государственные доходы как объективную необходимость и закономерную реальность. Для покрытия своих расходов государство при помощи, главным образом, финансово - правовых норм регулирует отношения, связанные с переходом части доходов, принадлежащих другим собственникам, к нему. Но значение мобилизации части средств иных собственников в пользу государства не ограничивается исключительно функцией обеспечения доходов необходимых государству фондов средств; С помощью правового регулирования указанных процессов государство воздействует на весь ход экономического развития.


БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВА

 

Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функцией.

Бюджет как экономическая категория выражает систему денежных отношений между государством и другими субъектами воспроизводства по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования основного общегосударственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общественного воспроизводства.

Государственный бюджет - представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, объединяющий главные доходы и расходы и имеющий силу закона. [3, c.83]

Он обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения ими своих функций, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики. С помощью бюджета осуществляются межотраслевое и межтерриториальное перераспределение валового внутреннего продукта (ВВП), государственное регулирование и стимулирование экономики, а также финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны.

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством. Они отражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда. [12, c.63]

Доходы бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаются единством, т.к. преследуют одну цель - формирование доходной части бюджетов разных уровней.

Агрегированную систему доходов и официальных трансфертов можно представить в следующем виде:

.   Налоговые поступления:

·   подоходные налоги, налоги на прибыль и прирост капитала;

·   отчисления в государственные социальные фонды;

·   налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;

·   налоги на собственность;

·   внутренние налоги на товары и услуги;

·   налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

·   прочие налоги, сборы и пошлины;

.   Неналоговые поступления:

·   доходы от собственности и предпринимательской деятельности;

·   административные сборы и платежи, доходы от продаж;

·   поступления по штрафам и санкциям;

·   прочие неналоговые поступления.

.   Доходы от операций с капиталом:

·   продажа основного капитала;

·   доходы от реализации государственных запасов;

·   доходы от продажи земли и нематериальных активов;

·   поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

.   Полученные официальные трансферты:

·   от нерезидентов;

·   от других органов государственного управления (дотации, субвенции).

Расходы бюджета - это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. [10, c.183]

Они представляют экономические отношения, которые возникают между государством с одной стороны и предприятиями, организациями и гражданами - с другой в процессе распределения и использования по различным направлениям средств бюджетного фонда.

Поскольку государству необходимо, прежде всего, обеспечить стабильность в обществе, то основными направлениями расходов являются: правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели.

Все расходы бюджета разделяются на несколько крупных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов:

.   Финансирование промышленного производства;

.   Финансирование социально-культурных мероприятий;

.   Финансирование науки;

.   Финансирование обороны;

.   Содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;

.   Расходы по внешнеэкономической деятельности;

.   Создание резервных фондов;

.   Расходы по обслуживанию государственного долга;

.   Прочие расходы и выплаты.

Сущность любой экономической категории, в том числе и бюджета проявляется в ее функциях. Поскольку бюджет является наиболее широкой финансовой категорией, то ему принадлежат все функции, присущие финансам:

.   Перераспределительная. Эта функция связана с выравниванием доходов между группами и слоями общества (уменьшение социального неравенства, поддержка попавших в зону социального риска, обеспечение нетрудоспособных и т.д.), а также перераспределением ресурсов между регионами страны.

.   Контрольная. Заключается в том, что бюджет объективно через количественные характеристики формирования и использования фонда денежных средств государства отражает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей, достаточно ли эффективно «работают» в экономике прямые государственные инвестиции и т.д. Поэтому правительство имеет возможность посредством корректировки направления движения централизованных финансовых ресурсов воздействовать на активизацию деятельности тех или иных производств и сфер экономики.

Таким образом, бюджет необходим государству для обеспечения объективных потребностей в денежном фонде, служащим для выполнения его экономической, социальной и политической функций. Значимость бюджета в макроэкономическом регулировании предполагает проявление особого внимания к возможности реализации принципов построения бюджетной системы.

 

ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ

 

Изучению проблем формирования доходной части государственного бюджета в современном мире уделяется все больше внимания. Формирование доходов главным образом зависит от бюджетного устройства государства, которое определяется формой государственного устройства, а именно внутренним строением государства, системой его взаимоотношений с отдельными административно-территориальными единицами на основе распределения властных полномочий. В зависимости от данной формы страны разделяются на две группы: унитарные, при которой бюджет состоит из двух уровней - государственный бюджет и местные бюджеты и федеративные, где бюджет состоит из трех уровней - государственный, бюджеты членов федерации и местные бюджеты.

Существуют и другие факторы, определяющие особенности формирования доходной части бюджета. Они могут быть классифицированы на внутренние и внешние. К внутренним можно отнести:

·   масштаб государства - чем больше площадь и численность населения страны, тем больше предполагается объем поступающих в бюджет доходов, что справедливо для тех государств, которые находятся примерно на одном уровне экономического развития;

·   природно-ресурсный потенциал государства - доходы от использования природных ресурсов являются значительным источников пополнения доходов государственного бюджета, что позволяет не только сократить расходы по их приобретению для внутреннего потребления, но и получить доход от их экспорта;

·   состояние реального сектора экономики - чем выше уровень доходности субъектов хозяйствования, тем больший объем налогов поступает в бюджет по причине положительной динамики увеличения налогооблагаемой базы, что помимо прямого вклада в государственный бюджет приводит также к уменьшению расходов государства на поддержание убыточных отраслей экономики;

·   налоговая система страны - проведение простой и эффективной налоговой политики, которая не создает чрезмерного давления на субъекты хозяйствования и население, сохраняя при этом свою стимулирующую функцию, приводит к увеличению налоговых поступлений в государственный бюджет.

К внешним можно отнести следующие:

·   уровень интеграции государства в мировую финансовую систему - свидетельствует о способности страны быстро и без значительных потерь адаптироваться к негативным изменениям в мировой экономике и снизить их влияние как в целом на экономическую ситуацию в стране, так и на формирование доходов бюджета;

·   состояние платежного баланса страны - отрицательный платежный баланс содействует оттоку капитала из страны, что может привести к проблеме обслуживания государственного долга, увеличения дефицита государственного бюджета.

Финансово- правовой анализ состава государственных доходов показал, что наиболее надежными являются те из них, которые непосредственно получаются от подданных государства в виде разного рода налогов, так как общая масса народного дохода довольно постоянна в своей величине и в своем развитии, между тем как доходы от государственных имуществ и от казенных предприятий зависят от различных более или менее случайных обстоятельств. Кроме условия постоянства требуется еще, чтобы источник доходов не нарушал ничьих гражданских прав, был бы согласен с требованиями справедливости и чтобы получался легко, с возможно меньшими затруднениями для казны и плательщиков.

Очевидно, что доходы, получаемые от налогов, отвечают этим требованиям, однако современные государства пока не отказались от иных доходов, не связанных с налоговыми платежами. До последнего времени были, например, широко распространены различные международные займы. В Многовековой финансовой практике и современной финансовой науке известны пять основных видов поступлений в государственный бюджет:

) налоговые доходы;

) займы.

) неналоговые доходы.

) эмиссия;

) трансферты.

Налоговые поступления присущи мирному политически стабильному периоду развития государства. Они служат основой для всех звеньев бюджетной системы совершенных стран. Принципы и механизм налогообложения формируются государством и находят свое выражение в финансовой политике государства.

Государственные займы являются по своему значению вторым видом поступлений. Этот вид имеет тысячелетнюю историю, но получил широкое распространение только в XX веке, особенно в последнее время. При этом государственные займы как таковые не являются доходами в истинном смысле. Это денежные средства на возвратной основе, да еще и с определенной платой в виде процентов. Их положительная сторона состоит в возможности удовлетворения временных неотложных нужд при чрезвычайных обстоятельствах.

Третий источник поступлений бюджета объединяет неналоговые доходы. К ним относятся поступления от государственного имущества, его содержания, эксплуатации и реализации. Данный вид поступлений носит специфический характер, суть которого заключается в результативном функционировании государственного достояния. Небольшие доходы в казну поступают от государственных предприятий, в виде дивидендов по акциям, находящимся в собственности у государства, и от ряда других источников.

Четвертый вид поступлений государственного бюджета - это эмиссия денежных знаков. Как правило, данный вид финансирования государственного бюджета используют для покрытия бюджетного дефицита, возникающего при превышении расходов бюджета над его доходами.

Пятый вид бюджетных поступлений - трансферты (финансовая помощь) - имеет место исключительно в странах со сложной бюджетной системой, состоящей из нескольких бюджетных уровней. Трансферты включают дотации, субвенции, субсидии и другие выплаты вышестоящих бюджетов нижестоящим уровням бюджетной системы.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...