III. Конспектирование первоисточника.
ПРАКТИКУМ «Антикоррупционный стандарт поведения сотрудников ОВД для слушателей программ профессиональной (первоначальной) подготовки»
Слушатель 87 ПП группы ТИПК МВД России Межерицкий А.В.
Тюмень 2015 I. РАБОТА НАД ТЕРМИНАМИ.
Тема № 1. Мировоззренческие основы службы в ОВД. Моральное бытие - особый способ человеческого существования, определяемый в терминах перехода человека из состояния меньшего совершенства к состоянию большего совершенства его природы Нравственная деятельность - деятельность, исходящая и соответствующая нравственным законом и принципам, регулируемая и саморегулиремая ими. Мотивы такой деятельности носят только высоконравственный характер. Стыд - отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является какой-либо поступок или качество субъекта. Стыд связан с ощущением социальной неприемлемости того, за что стыдно. Милосердие - Деятельное сострадание и конкретно выраженная доброта по отношению к нуждающимся, обездоленным. 2. Одна из дарованных свыше добродетелей во всех мировых религиях, способствующая преодолению греховности и открывающая путь к личному спасению. Моральный долг - человек самостоятельно превращает требования морали и долга в личную задачу. Здесь не может быть указаний начальства или родителей, это – индивидуальный выбор человека. Тогда человек не просто осведомлен о законах морали, он сам ставит себе целью следовать им – предъявлять самому себе такое требование. Ненадлежащая выгода - любая выгода имущественного и неимущественного характера, не предусмотренная законами, иными нормативными правовыми актами по вопросам денежного содержания, социальных и иных гарантий для государственных гражданских служащих, или их общегражданскими правами, в отношении которых для государственных гражданских служащих федеральными законами не установлены ограничения.
Тема № 2. Профессионально – этнические основы противодействия коррупции. Справедливость - понятие о должномhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C - cite_note-slovar1-1, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоёв, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём. Принцип гуманизма - один из основополагающих принципов уголовногозаконодательства в РФ (ст. 7 УК РФ). В соответствии с этим принципом: 1) уголовное законодательство РФ направлено на обеспечение безопасности человека; 2) наказание и иные меры уголовно-правовогохарактера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинениефизических страданий или унижение человеческого достоинства. Авторитет сотрудника - одна из форм проявления власти, не обусловленную принуждением способность социальной группы направлять чувства, мысли и действия других людей. Власть авторитета способствует развитию и функционированию сложных социальных структур, так как не все отношения в обществе могут быть отрегулированы правовыми нормами. Преданность интересам службы - работа, выполняемая внеурочно в государственных органах.
II АНАЛИЗ УЧЕБНОГО ТЕКСТА.
Материальное благо - категория экономической теории, представляющая собой блага имущественного характера. Нематериальное благо - Фундаментальные блага неимущественных отношений, несут нематериальный характер, это значит,что лишены экономического содержания.
Ненадлежащая выгода - любая выгода имущественного и неимущественного характера, не предусмотренная законами, иными нормативными правовыми актами по вопросам денежного содержания, социальных и иных гарантий для государственных гражданских служащих, или их общегражданскими правами, в отношении которых для государственных гражданских служащих федеральными законами не установлены ограничения. Корыстная мотивация - мотивация поведения, нацеленного на получение незаслуженного преимущества, выгоды за счет интересов кого-то другого Этическая неопределенность –поведение при котором сотрудник не может определить степень соответствия своего поведения принципам и нормам профессиональной этики.
III. КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ПЕРВОИСТОЧНИКА. НРАВСТВЕННЫЕ НАЧАЛА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ (ОБЩИЕ ЧЕРТЫ СУДЕБНОЙ ЭТИКИ) Настоящий очерк в сущности касается вопроса педагогического, т.е. вопроса о том, не следует ли, при современном состоянии уголовного процесса, расширить его академическое преподавание в сторону подробного исследования и установления нравственных начал, которым должно принадлежать видное и законное влияние в деле отправления уголовного правосудия. Поэтому, по всем вероятиям, в будущем предстоит лишь частичное улучшение некоторых отделов уголовного процесса и утончение техники производства уголовного исследования. Но рядом с этим изощрением техники должно пойти <...> развитие истинного и широкого человеколюбия на суде, равно далекого и от механической нивелировки отдельных индивидуальностей, и от черствости приемов, и от чуждой истинной доброте дряблости воли в защите общественного правопорядка. Тогда главное внимание, с полным основанием, обратится на изучение нравственных начал уголовного процесса - и центр тяжести учения о судопроизводстве перенесется с хода процесса на этическую и общественно-правовую деятельность судьи во всех ее разветвлениях Так называемые «судебные ошибки» далеко не всегда бывают следствием бессознательного заблуждения или несчастного стечения обстоятельств. История знает помимо явно пристрастных, жестоких и бездоказательных приговоров, поставленных в угоду рассчитанному мщению или политическим страстям, приговоров, горящих на ее страницах, как несмываемое кровавое пятно на руке леди Макбет, еще и такие, где в оценке доказательств невольно чувствуется влияние на судей предвзятых мнений окружающей среды. К важнейшим обязанностям судьи относится и избрание рода и меры наказания. Законодатель, руководствуясь нравственными и общественными идеалами, потребностями государства и целям общежития, из ряда сходных житейских явлений выводит одно типическое понятие, которое и называет преступлением, облагая определенным в своих крайних границах наказанием. Судья это типическое понятие прилагает к отдельным случаям жизни, облеченным в плоть и кровь. Поэтому ему нужна наблюдательность, уменье оценивать подробности и способность прислушиваться не только к голосу разума, но и к предсказательству сердца. Наказание есть не только правовое, но и бытовое явление, и его нельзя прилагать механически ко всякому однородному преступлению одинаково. Карая нарушителя закона, суд имеет дело не с однообразною формулою отношения деятеля к деянию, а обсуждает так называемое «преступное состояние», представляющее собою в каждом отдельном случае своего рода круг, в центре которою стоитобвиняемый, от которого к окружности идут радиусы, выражающие, более или менее, все стороны его личности и житейского положения - психологическую, антропологическую, общественную, экономическую, бытовую, этнографическую и патологическую. Для правильной оценки этого состояния не может быть общего, равно применимого мерила, и механически прилагаемое наказание без соображения движущих сил, приведших к преступлению, было бы в огромном числе случаев великою несправедливостью <...>
Особенно важна в нравственном отношении область изучения поведения судьи, ибо исполнение судьею своего служебного долга — охранения независимости своих решений и стремления вложить в них всю доступную ему справедливость - не исчерпывают еще всей полноты его задачи <...> В деятельности судьи, однако, должны сливаться правовые и нравственные требования. Правила для внешних деяний, в своем практическом осуществлении, неминуемо отражают на себе и внутренний строй души того, кто их осуществляет, ибо в каждом судебном действии, наряду с вопросом, что следует произвести, возникает не менее важный вопрос о том, как это произвести. Чтобы не быть простым орудием внешних правил, действующим с безучастною регулярностью часового механизма, судья должен вносить в творимое им дело свою душу и, наряду с предписаниями положительного закона, руководиться безусловными и вечными требованиями человеческого духа.
Отсюда вытекает справедливое отношение к человеку, выражающееся в сознательном и беспристрастном постановлении себя на его место в каждом данном случае и в воздержании от того, чтобы делать разумное существо не целью, а средством для достижения посторонних и своих личных целей. В осуществлении справедливости и в связи с деятельною любовью нравственный долг сливается с руководящим началом христианства, предписывающего возлюбить ближнего, как самого себя. Вот почему, наряду со служебным долгом судебного деятеля, вырастает его нравственный долг. Он предписывает никогда не забывать, что объектом действий этого деятеля является прежде всего человек, имеющий никем и ничем неотъемлемые права на уважение к своему человеческому достоинству. Всякое поругание последнего есть, неизбежно, поругание и своей собственной души, в ее высочайшем проявлении - совести. Рано или поздно оживает в тяжких, гнетущих сознание образах, отогнать которые уже нельзя поздним или даже и совершенно невозможным исправлением своего прежнего отступления от возопившего впоследствии в душе нравственного закона. Правосудие не может быть отрешено от справедливости, а последняя состоит вовсе не в одном правомерном применении к доказанному деянию карательных определений закона. Судебный деятель всем своим образом действий относительно людей, к деяниям которых он признан приложить свой ум.труд и власть, должен стремиться к осуществлению нравственного закона. Забвение про живого человека, про брата во Христе, про товарища в общем мировом существовании, способного на чувство страдания, вменяет в ничто и ум, и талант судебного деятеля, и внешнюю, предполагаемую полезность его работы! <...> Нравственные требования - этот категорический императив Канта - должны быть ставимы твердо и безусловно, не оставляя выхода ни для психического насилия, ни для малодушия. Проникнут нравственным элементом закон в том случае, когда воспрещает спрашивать о сознании подсудимого своему бывшему защитнику, хотя бы первому из них уже и не могла грозить уголовная кара. Между защитником и тем, кто в тревоге и тоске от грозно надвинувшегося обвинения обращается к нему в надежде на помощь, устанавливается тесная связь доверия и искренности. Защитнику открываются тайники души, ему стараются разъяснить свою виновность или объяснить свое падение и свой, скрываемый от других, позор такими подробностями личной жизни и семейного быта, по отношению к которым слепая Фемида должна быть и глухою.
Судья не должен забывать, что подсудимый почти никогда не находится в спокойном состоянии. Естественное волнение после долгих, тяжелых недель и месяцев ожидания, иногда в полном одиночестве тюремного заключения, страх перед приговором, стыд за себя или близких и раздражающее чувство выставленности «напоказ» пред холодно-любопытными взорами публики, — все это действует подавляющим или болезненно возбуждающим образом на сидящего на скамье подсудимых. Начальственный, отрывистый тон может еще больше запугать или взволновать его. Спокойное к нему отношение, внимание к его объяснениям, полное отсутствие иронии или насмешки, которыми так грешат французские президенты суда, а иногда и слово одобрения входят в нравственную обязанность судьи, который должен уметь, без фарисейской гордыни, представить себя в положении судимого человека. Нужно зорко следить за настроением свидетелей; нужно мысленно становиться на их место, умея вернуть спокойствие и самообладание одним, поддержать бодрость в других. Нужно, наконец, терпеливо и с мягкою настойчивостью уметь ограничить словоохотливость свидетеля и направить его к тому, чтобы он излагал свои сведения об известном ему и точные впечатления от виденного и слышанного, а не рассказывал суду, как это делают у нас иногда и развитые люди, бессвязно и с излишними пустыми подробностями ход своего мышления. Председатель нравственно обязан давать свидетелю чувствовать, что он, свидетель, не одинок, не отдан в жертву и что у него есть бдительный защитник и охранитель. Сюда, затем, относятся уважение к науке и ее представителям на суде, чуждое рабскому преклонению пред авторитетом, но чуждое также и самомнению, внушаемому верою в так называемый «здравый смысл», уважение к законной свободе слова и к дару слова, не допускающее ни употребление этого слова на служение безнравственным теориям, ни стеснения его ненужными перерывами и остановками, по большей части свидетельствующими лишь о начальственной бездарности и способности к трепету. Сюда же относятся, ввиду различных и многообразных неприятных и способных вызвать раздражение впечатлений, сопряженных с ведением дела на суде, воспитание судьею своей воли, «умение властвовать собою» и стремление следовать совету нашего великого поэта, сказавшего «блажен, кто словом твердо правит и держит мысль на привязи свою» <...> Можно также настойчиво желать, чтобы в выполнение форм и обрядов, которыми сопровождается отправление правосудия, вносился вкус, чувство меры и такт, ибо суд есть не только судилище, но и школа. Здесь этические требования сливаются с эстетическими, оправдывая свою внутреннюю связь, подмеченную некоторыми мыслителями. Особенно обширным является влияние нравственных соображений в таком важном и сложном деле, как оценка доказательств по их источнику, содержанию и психологическим свойствам, как выяснение себе, позволительно ли, независимо от формального разрешения закона, с нравственной точки зрения пользоваться тем или другим доказательством вообще или взятым в конкретном его виде <...> Таким образом складывается ряд этических правил, образовывающих необходимую нравственную сторону в деятельности судьи и его ближних помощников. Поэтому следует изучать не только судебную технику и судебную практику, но и судебную этику, как учение о приложении общих понятий о нравственности к той или другой отрасли специальной судебной деятельности. Этические правила существуют и в других отраслях права, и в других учреждениях, и в областях общественной жизни. Значительная часть деятельности законодателя должна быть построена на целях и требованиях морали, этическими потребностями объясняется современное вмешательство государства в область народного хозяйства и промышленности путем законов о страховании рабочих, о труде малолетних, о рабочем дне и т.д., с нравственной точки зрения оцениваются в финансовом праве некоторые виды займов и налогов и рекомендуются парализующие их вредное влияние меры. Нужно ли говорить об обширном проявлении нравственного элемента в постановлениях об организации тюремного дела и общественного благоустройства и безопасности? <...> В области судебного состязания проведение в судебную жизнь этических начал тесно связано с разработкой того, что нравственно дозволительно или не дозволительно в судебных прениях. Вот почему можно и даже должно говорить об этической подкладке судебного красноречия, для истинной ценности которого недостаточно одного знания обстоятельств дела, знания родного слова и уменья владеть им и следования формальным указаниям или ограничениям оберегающего честь и добрые нравы закона. Все главные приемы судоговорения следовало бы подвергнуть своего рода критическому пересмотру с точки зрения нравственной дозволительности их. Мерилом этой дозволительности могло бы служить то соображение, что цель не может оправдывать средства и что высокие цели правосудного ограждения общества и вместе с тем защиты личности от несправедливого обвинения должны быть достигаемы только нравственными способами и приемами. Кроме того, деятели судебного состязания не должны забывать, что суд, в известном отношении, есть школа для народа, из которой, помимо уважения к закону, должны выноситься уроки служения правде и уважения к человеческому достоинству. В огромном числе серьезных дел общество, в лице своих представителей, присяжных заседателей, не только участвует в решении вопроса о вине и невиновности подсудимого, но и получает назидательные указания. Важное педагогическое значение суда присяжных должно состоять именно в том, чтобы эти люди, оторванные на время от своих обыденных и часто совершенно бесцветных занятий и соединенные у одного общего, глубокого по значению и по налагаемой им нравственной ответственности, дела, уносили с собою, растекаясь по своим уголкам, не только возвышающее сознание исполненного долга общественного служения, но и облагораживающее воспоминание о правильномотношении к людям и достойном обращении с ними <...> Эту же надежду хочется выразить и по отношению к молодым юристам, которым придется входить в оценку этого суда. Пусть помнят они, что, как всякое человеческое учреждение, он имеет свои несовершенства. Но их надо исправлять без гнева, ослепления и горделивого самомнения, строго отличая недостатки учреждения от промахов и упущений отдельных личностей и вопрошая себя: - все ли, что нужно, сделано для правильного осуществления этого суда со стороны судьи, им руководящего и со стороны законодателя, его устояющего? На людях, призванных служить делу суда и управления, лежит нравственная обязанность пред родиной и пред русским народом охранить этот суд от порчи и способствовать его укоренению в русской жизни. Таковы в самых общих чертах задачи изучения судебной этики <...> Вот почему желательно, чтобы в курс уголовного судопроизводства входил отдел судебной этики, составляя живое и богатое по своему содержанию дополнение к истории и догме процесса. И если иной, уже давно зрелый судебный деятель, в минуту колебания пред тем, какого образа действий надо держаться в том или другом вопросе, вспомнит нравственные указания, слышаные им с кафедры, и, устыдясь ржавчины незаметно подкравшейся рутины, воспрянет духом - преподавание судебной этики найдет себе житейское оправдание Кони А.Ф. <...> Нравственные начала в уголовном процессе // Вестник методического центра профессионального образования и координации научных исследований. МВД России. Главное управление кадров. 1996. № 1. С. 162-168.
IV. УПРАЖНЕНИЯ. В ходе спора, поддерживаю позицию Сидорова, который сказал, что «Следует применить только такие средства, которые являются одновременно и нравственными и целесообразными», так как с целью поднятия авторитета сотрудника полиции необходимо в первую очередь действовать в рамках закона, поскольку сотрудник полиции для граждан является гарантом безопасности и законности. Таким образом, указанное выше является как-бы золотой серединой. При условии, что другими средствами, не являющимися по своей натуре законными, то в свою очередь указанные действия, прежде всего, порочат честь и достоинство сотрудника полиции, что приводит к противодействию и недоверию, тем самым унижает прежде всего самого себя.
V. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. 1. Какие виды зла вы знаете? Различают четыре вида зла: § физическое зло - все, что причиняет страдания, например, болезнь. § нравственное зло - нарушения велений нравственного закона, вызывает осуждение. § социальное зло - несоответствие общественной и государственной организации идее справедливости, например, неравномерное распределение благ между классами. § метафизическое зло - несовершенство, вытекает из природы бытия вообще и природы человека в частности. 2. Какое место занимают справедливость и долг в деятельности по предупреждению правонарушений? Считаю, что гражданам проявить высокую сознательность в процессе выполнения общественного долга, непримиримость при реагировании на правонарушителей, смелость в предотвращении преступлений, в задержании лиц, виновных в их совершении - все это важные профилактические факторы. Эффективность профилактической работы по предупреждению правонарушений зависит от того, насколько она будет обеспечиваться гласностьюпри рассмотрении уголовных дел. 3. Как в кодексе профессиональной этике (2008) трактуется честь и достоинство сотрудника ОВД РФ? Честь сотрудника выражается в заслуженной репутации, добром имени, личном авторитете и проявляется в верности гражданскому и служебному долгу, данному слову и принятым нравственным обязательствам. Достоинство неразрывно связано с долгом и честью, представляя собой единство морального духа и высоких нравственных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе и других людях. 4. Каким образом политический режим влияет на распространение или уменьшение коррупции? Демократический режим не способен, в силу ряда обстоятельств, эффективно бороться с коррупцией. Но в тоже время и тоталитаризм, не представляется наилучшим средством борьбы с коррупцией в глобализирующимся мире, так как тоталитарный режим не исключает коррупцию полностью, а только снижает ее уровень. На данный момент, одними из наиболее подходящих мер борьбы с распространением коррупции, являются: во первых ужесточение наказания для коррумпированных чиновников, с применением конфискации их незаконно нажитого имущества; а во вторых воспитание индивидуального правосознания чиновников основанного на недопустимости корыстных побуждений. 5. Что такое конфликт интересов и как его предупредить? Конфликт интересов в общем случае — ситуация, которая возникает в тех случаях, когда человек (или фирма) действует одновременно в двух или нескольких различных ипостасях и цели этих действий расходятся между собой. Первый принцип – защита публичного интереса: Служение общественному интересу – основной долг должностного лица. Он должен принимать должностные решения, опираясь только на закон и заданный политический курс, а не на личные предпочтения. Такие решения должны всегда оставаться беспристрастными, приниматься без каких-либо религиозных предубеждений, профессиональных, этнических, политических или семейных предпочтений. Помимо принятия решений в рамках закона, публичное должностное лицо должно выполнять свой публичный долг на основе принципов беспристрастности, честности и, конечно же, служения общественному интересу. Второй принцип можно обозначить как принцип обеспечения прозрачности и отчетности. Данный принцип говорит о том, что система принятия решений должна быть открытой, публичной, что также повышает и уровень подотчетности должностных лиц. В данном случае уместным было бы применение таких методов, как декларирование интересов и отстранение от должности служащих, которые были вовлечены в конфликт интересов. Открытое декларирование чиновником своих личных интересов является первым шагом к предупреждению и урегулированию конфликта интересов, к примеру, на государственной службе. Вторым важным шагом является исполнение обязанностей, основанных на четко прописанных процедурах и законе. Все вышесказанное – публичное декларирование доходов и работа в рамках предписанных процедур – является основой обеспечения открытости и отчетности работы субъектов власти, что в дальнейшем поможет предотвратить или урегулировать конфликт интересов. Третий принцип – принцип личной ответственности. В данном случае мы говорим о том, что за соблюдение баланса между личным интересом и публичным должно быть ответственно каждое должностное лицо. И, в свою очередь, каждое должностное лицо должно быть ответственно за то, чтобы задекларировать и идентифицировать свои интересы во время несения службы. Следовательно, каждый чиновник должен понимать, что не только процедуры или закон предупреждает и регулирует ситуацию конфликтов интересов, но и он сам ответственен за предупреждение конфликтных случаев.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|