Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

через выборные и другие органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

на реализацию юридических свобод.

Обязанности граждан в сфере государственного управления —

это предусмотренная административно-правовыми нормами мера необходимого, должного поведения граждан в сфере государственного управления.

В сфере государственного управления граждане обязаны: соблюдать законность и дисциплину в сфере государственного управления, соблюдать специальные запреты (заниматься определенными видами деятельности, например оказывать медицинские услуги без соответствующего образования), получать разрешение (лицензию) от органа государственного управления, местного самоуправления на совершение ряда действий (например, на осуществление грузопассажирских перевозок).

 

 

24 Административно-правовые гарантии прав гражданина.

Гарантии административно-правового статуса граждан — комплекс организационных, экономических, политических, идеологических и юридических мер, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственности граждан в сфере государственного управления. Существуют экономические, политические, идеологические (культурно-нравственные) и специальные юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

Экономические гарантии — состояние развития экономической сферы общества, возможность экономического (материально-финансового) обеспечения реализации прав и обязанностей граждан, характеризующиеся:

- уровнем экономического развития общества; V признанием и защитой равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности; j запретами принудительного внесудебного отторжения

собственности;

-обеспечением условий для свободного перемещения

товаров, услуг;

- поддержкой государством добросовестной конкуренции и ограничением монополизации и др.

Политические гарантии — состояние развития политической сферы общества, состояние государственной власти, развитие институтов демократии, характеризующиеся:

-уровнем политической стабильности в обществе; V эффективностью деятельности органов государственной власти;

-созданием условий для реализации народом власти непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления;

- социализацией государственной власти, ее ориентирование на создание достойных условий жизни граждан;

- наличием многопартийности;

-наличием общественных объединений, в том числе профессиональных союзов и религиозных объединений;

-поддержанием (стимулирование) политической активности граждан и др.

Идеологические (культурно-нравственные) гарантии — определяются состоянием духовно-нравственной сферы общества, уровнем политической и правовой культуры, характеризуются:

- уровнем общественного, в том числе правового, сознания граждан, их убежденности следовать действующим социальным нормам;

- состоянием социальных норм в обществе, их качеством;

- уровнем общественного порядка и др.

Специальные юридические гарантии — закрепленные в законодательстве средства, а также система государственных органов, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответ-ственность граждан в сфере государственного управления.

Виды специальных юридических гарантий: | 1) нормативно-правовое закрепление прав, свобод и обязанностей граждан в сфере государственного управления; I 2) ответственность органов государственного управления, местного самоуправления и их должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан;

3) наличие юридических процедур;

4) право граждан на обжалование незаконных действий (решений) органов управления и их должностных лиц;

5) право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов, органов местного самоуправления и их должностными лицами;

6) контрольно-надзорная деятельность органов и должностных лиц государственных органов и местного самоуправления;

7) прокурорский надзор;

обращения граждан.

Называют следующие виды обращений граждан.

Предложение — обращение граждан в письменной или устной форме, направленное на привлечение внимания к несовершенству регулирования, организации или деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в той или иной сфере управленческой деятельности с указанием на пути их устранения;

Заявление — обращение гражданина в письменной или устной форме по поводу реализации принадлежащих ему прав, свобод или законного интереса, либо информирующее о факте нарушения законности (совершения правонарушения);

Жалоба — обращение гражданина в письменной или устной форме по поводу нарушения принадлежащих ему прав и свобод действиями или решениями органов государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями и их должностными лицами;

Ходатайство — письменное обращение гражданина в орган государственной власти, местного самоуправления, учреждения и предприятия о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий, льгот с предоставлением соответствующего документа.

 

25. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства

 

Правовое положение иностранных граждан на территории Российской Федерации регулируется российским законодательством, а также международными договорами. Основными актами, определяющими правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, являются: Конституция РФ (ст. ст. 27, 62, 63), Федеральные законы "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г. <*>, "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 г. <**>, правительственные акты.

Согласно законодательству иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом и международным договором Российской Федерации. При этом они обязаны соблюдать действующие законы независимо от того, проживают они в России постоянно или временно.
Все иностранные граждане во время их пребывания в Российской Федерации вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти в различных сферах.
Регулируя отношения с иностранными гражданами, государство не только определяет их права и обязанности, но и обеспечивает реализацию и защиту их правового статуса с помощью гарантий, которые объединяют условия и средства, необходимые для осуществления процесса формирования юридического и фактического положения иностранного гражданина.
Юридические гарантии закреплены в законах и подзаконных актах. Они содержат меры по защите принадлежащих иностранному гражданину личных, имущественных, семейных и иных прав, право обратиться в суд и иные государственные органы и найти там необходимую защиту своих субъективных прав, а также восстановить их в случае нарушения.
Вместе с тем органы исполнительной власти осуществляют меры надзора и контроля за правомерным поведением иностранных граждан с целью выявления правонарушений, предупреждения, пресечения противоправных действий, применения мер юридической ответственности, используют процессуальные формы охраны прав и обязанностей (включая применение правоохранительных мер) и др.
Особенности административно-правового статуса иностранных граждан представляют собой ряд ограничений их прав и обязанностей, предусмотренных законодательством. Они не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах ее субъектов. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.
Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов субъекта Федерации.
Иностранный гражданин не имеет права находиться на государственной или муниципальной службе; быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации, заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом. Вместе с тем иностранные граждане могут приниматься на военную службу по контракту на должности солдат, матросов, сержантов, старшин.
За нарушение законодательства (иммиграционных правил) лишь к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются такие меры административного принуждения, как депортация (мера пресечения), применяемая органами внутренних дел и миграционной службы, и административное выдворение за пределы Российской Федерации (мера административного наказания), назначаемая только судом (судьей). Эти меры осуществляются в контролируемом добровольном либо принудительном порядке.
Законодательством предусмотрена ответственность иностранных граждан за нарушения предоставленных им прав и обязанностей. Являясь субъектами права, иностранные граждане обычно подлежат ответственности (например, административной) на тех же основаниях, что и российские граждане, за исключением лиц, пользующихся соответствующими привилегиями и иммунитетом. В силу принципа суверенитета каждое государство устанавливает пределы ответственности иностранных граждан самостоятельно. Кодексом об административных правонарушениях установлено, что находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами России. Вопрос об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории Российской Федерации иностранными гражданами, которые, согласно действующему закону и международным договорам, пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации, разрешается дипломатическим путем.
Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Кодекс об административных правонарушениях к нарушениям правил пребывания и транзитного проезда через нашу территорию относит: нарушение режима Государственной границы РФ, нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы; проживание без документов на право жительства или проживание по недействительным документам; уклонение от выезда по истечении определенного срока пребывания; несоблюдение установленного порядка регистрации либо передвижения и выбора места жительства; нарушение правил транзитного проезда через территорию страны. К ним могут быть применены в качестве меры административного наказания предупреждение или штраф. Эти наказания назначаются органами внутренних дел и миграционной службы.
Уклоняющиеся от выезда иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административному задержанию и выдворению в принудительном порядке. Задержание при этом допускается на срок не более 48 часов (ст. 22 Конституции РФ). Если для осуществления административного выдворения или депортации необходим более длительный срок задержания, то оно допускается только по решению суда.
Иностранным гражданам и лицам без гражданства в Российской Федерации на основании Конституции РФ (ст. 63) предоставляется политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

 

26. Сущность исполнительной власти (признаки, элементы, функции).

 

Под органом исполнительной власти понимается структурное подразделение государственно-властного механизма, создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью проведения в жизнь (исполнения) законов в процессе управления и регулирования экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

Признаки органов исполнительно власти:

1. органы исполнительной власти сопутствуют органам законодательной власти;

2. органы исполнительной власти имеют особую функциональную нагрузку, и основной задачей органов исполнительной власти является повседневная реализация положений законодательства.

3. органы исполнительной власти обладают функциональной компетенционной самостоятельностью, т.е. у каждого органа исполнительной власти имеются свои цели и задачи.

4. каждый орган исполнительной власти наделяется своими правами и обязанностями.

5. Учитывая наличие самостоятельных полномочий органы исполнительной власти имеют право принимать юридически-властные решения и давать обязательные к исполнению указания.

6. с точки зрения организационно-правовой формы все органы исполнительной власти представляют из себя организацию (учреждение).

7. органы исполнительной власти имеют определённую организационную структуру, и как правило, эта структура прямо закреплена законодательством, более того, все органы исполнительной власти состоят из государственных служащих, при этом распределение прав и обязанностей между этими государственными служащими, определение объема полномочий также определяется внутренней структурой. При этом внутренняя структура строится в зависимости от целей и задач.

8. каждый орган исполнительной власти реализует свои полномочия в пределах определённой территории.

9. реализация полномочий от имени органов исполнительной власти осуществляется конкретными должностными лицами.

 

Сущность функций исполнительной власти выявляется и посредством анализа результатов, которые достигаются в процессе осуществления исполнительной власти. Данный подход позволяет выделить следующие основные функции современной исполнительной власти:

1. исполнительная (правоприменительная), т. е. функция исполнения Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ;

2. «правозащитная», т. е. соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Органы исполнительной власти обязаны признавать установленные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина, соблюдать, реализовывать на практике, а в случае необходимости — защищать их;

3. социально-экономическая, т. е. создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления. Эту функцию можно назвать обеспечительной, так как она направлена на обеспечение благосостояния населения и удовлетворение публичных интересов;

4. функция обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;

5. регулирующая, в рамках которой осуществляются многие функции государственного управления: руководство, контроль, координация, планирование, учет, прогнозирование и т. д.;

6. нормотворческая, в соответствии с которой органы исполнительной власти осуществляют в установленных законом пределах деятельность по принятию нормативных актов, многие из которых подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации;

7. охранительная (юрисдикционная), означающая, что органы исполнительной власти законодательно наделены полномочиями по применению к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства. Данная функция исполнительной власти реализуется посредством установленных законом административно-процессуальных производств, в рамках которых контрольно-надзорные органы применяют меры предупреждения, пресечения, наказания и восстановления.

 

27 Понятие исполнительного органа
государственной власти

Государственные органы - особый вид организаций людей. Они обладают такими общими признаками:

· являются организованными коллективами;

· являются автономными частями государственного аппарата;

· осуществляют государственные функции, реализуют публичный интерес;

· действуют от имени государства и в то же время от своего имени;

· обладают собственной компетенцией;

· несут ответственность перед государством за свою деятельность;

· учреждаются государством;

· их положение, структура и деятельность регламентированы правом.

Каждый государственный орган имеет закрепленную правом структуру. Он может состоять из структурных подразделений, должностей, а иногда - не иметь ни того, ни другого. Многие ученые при характеристике органа упор делают на то, что он является частью государственного аппарата. А некоторые считают необходимым подчеркнуть, что это прежде всего группа людей, коллектив. Конечно, орган представляет собой организованную группу лиц, но она является частью целого, которое определяет само существование, содержание и формы функционирования части, ее место в аппарате, ее структуру. Если в первом случае на орган смотрят "сверху", то во втором - "снизу", то есть оба подхода страдают односторонностью. Поэтому в определении лучше всего назвать оба признака: государственный орган - это организованный коллектив1, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенную собственной компетенцией, выполняющую публичные функции, структура и деятельность которой регламентированы правом.

· Исполнительные органы государственной власти:

· осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, властные полномочия в отношении других организаций, граждан;

· наделены оперативной самостоятельностью;

· как правило, имеют постоянные штаты;

· образуются вышестоящими органами;

· подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти;

· их образование, структура, порядок деятельности в основном регламентируется нормами административного права2.

Необходимо подчеркнуть, что эти признаки взаимосвязаны, исполнительным органам государственной власти свойственна именно совокупность всех перечисленных особенностей, их строгое сочетание.

Орган - коллектив граждан, состоящий из государственных служащих и иных работников. Поэтому между ними распределены функции, полномочия. Каждый орган имеет организационную структуру. Как правило, в ней можно выделить три блока:

· производственный;

· обеспечивающий (бухгалтерия, отдел кадров и др.);

· руководящий (руководитель, заместители руководителя).

У органа может быть довольно большой по численности обслуживающий аппарат. Но он существует для того, чтобы орган мог своевременно и качественно выполнять свои функции. Аппарат работает на орган, обслуживает его, создает ему условия для нормального функционирования. А на предприятии мы видим иную картину: производственные подразделения создают необходимые для общества материальные блага, администрация предприятия создает условия для их нормального функционирования. Предприятие (учреждение) в целом не выполняет административных функций, ими занята специально организованная группа людей - администрация. Ее нужно рассматривать как субъект управления, как орган предприятия (учреждения), который изнутри руководит им, но не как орган государства. Кстати, всегда нужно различать два вида управления: осуществляемое вышестоящими органами и внутреннее, осуществляемое администрацией органа, предприятия, учреждения, то есть его самоуправление.

Содержание административно-правового статуса исполнительных органов государственной власти

В админстративно-правовом статусе государственных коллективных субъектов можно выделить три главных блока:

· целевой;

· структурно-организационный;

· компетенционный (компетенцию).

Первый элемент административно-правового статуса государственного коллективного субъекта - его юридически закрепленные цели, задачи и функции. В общем плане его цель можно понимать как обеспечение определенной социальной потребности, а в положениях, уставах и иных правовых актах цель конкретизируется в перечне задач, выполняемых функций. Все задачи, которые ставятся перед структурными единицами государственного механизма, можно объединить в три группы:

· 1) производственные, конкретизирующие ту цель, ради которой она создана (выпускать продукцию, учить, лечить, контролировать, регистрировать и т. д.);

· 2) экономике-экологические (ресурсные), закрепляющие обязанность бережно использовать природные и другие ресурсы, обеспечить сохранность окружающей среды и используемого государственного имущества;

· 3) социальные, нацеливающие на заботу о коллективе работников и его членах, их профессиональном росте, на создание благоприятных условий для службы, трудовой деятельности, организацию культурно-бытового обслуживания, улучшение материального благосостояния своих рабочих, служащих и их семей.

Второй - организационно-структурный - компонент правового статуса сам является довольно сложной системой. В него входит нормативное регулирование порядка образования, легализации, реорганизации, ликвидации субъектов, их подчиненности и передачи из ведения одних организаций в подчинение других, установления и изменения их организационных структур, права на организационное самоопределение1, процедур деятельности и права на официальные символы. Компетенция является третьей и основной частью правового статуса государственных коллективных субъектов права и состоит из совокупности властных полномочий относительно определенных предметов ведения. Ее первый элемент включает обязанности и права, связанные с осуществлением власти, участием во властных отношениях, в том числе и право издавать определенные акты. Второй элемент компетенции - подведомственность, правовое закрепление круга объектов, предметов, дел, на которые распространяются властные полномочия. Компетенцию можно рассматривать в функциональном разрезе (в области планирования, контроля и т. д.), применительно к определенным субъектам (иным государственным, муниципальным органам, предприятиям и учреждениям, общественным объединениям, гражданам). А компетенцию органов общей компетенции необходимо рассматривать еще в отраслевом разрезе, в сфере обороны, образования, здравоохранения, транспорта и т. д.

28. Внутренняя структура органов государственного управления. Типы руководства и их административно-правовое закрепление

Внешняя форма органа исполнительной власти: наименование; функции, цели и задачи деятельности; формы и методы деятельности; положение в иерархической структуре исполнительной власти и порядок взаимодействия с другими органами;

Внутренняя форма показывает: устройство органа исполнительной власти, его внутреннюю структуру(совокупность его подразделений, схема распределения между ними функций и полномочий, возложенных на орган, и система взаимоотношений этих подразделений).

Для структурных подразделений характерно:

· не являются самостоятельными органами государственного управления;

· руководит деятельностью выделенных в его подчинение объектов управления, выполняет строго определенные функции;

· назначаемые;

· компетенция структурного подразделения определяется в пределах компетенции органа управления.

К элементам внутренней формы относятся также штаты, внутренний распорядок и дисциплина, которую все государственные служащие обязаны соблюдать. Штаты - перечень структурных подразделений соответствующего органа управления, наименование и количество должностей административно-управленческого персонала и размеры должностных окладов. Эти сведения обобщаются в документе- штатном расписании. Штаты каждого органа государственного управления утверждаются в соответствии с законодательством.

Внутренняя структура органа исполнительной власти включает в себя руководителя и его заместителей, коллегиальный орган управления и работников аппарата.

Руководитель устанавливает полномочия своих заместителей и распределяет обязанности между ними, утверждает структуру, штатное расписание аппарата. Так, Президент утверждает укрупненную структуру подразделений своего аппарата, устанавливает численность работников

Существует 2 основных типа структур: линейная и функциональная.

Линейная структура характерна для единоначальных органов, например, для министерств. Линейная структура характеризуется:
1) в руках руководителя сосредоточены все функции и полномочия по руководству работой органа.
2) Существует прямая связь руководителя органа и исполнителя. Исполнитель получает распоряжения только от одного лица – от руководителя.
Эта структура имеет свои плюсы и минусы. К достоинствам линейной структуры относится единство в управлении, повышение ответственности руководителя за результаты работы. Минимально количество противоречивых, несогласованных между собой решений и заданий. Функциональная структура характерна для коллегиальных органов (Правительство РФ). При функциональной структуре в составе органа создаются подразделения, которые специализируются на управлении в пределах определенной функции и наделены полномочиями принимать решения, обязательные для иных звеньев управления. При такой структуре исполнитель получает обязательные решения по отдельным вопросам от разных специализированных подразделений органа.
Плюсы это структуры: она позволяет более квалифицированно осуществлять государственное управление.

Недостатки: существенно ограничивается роль руководителя. Часто нарушается единство управления, снижается ответственность за общие результаты работы.

 

29. Система и структура органов исполнительной власти в современный период

Система ОИВ - совокупность ОИВ и система их взаимоотношений, построенная на основе разграничения компетенции между ними. Система ОИВ строится и функционирует на основе принципа федерализма, который отражается:

а) на структуре системы ОИВ, состоящей из федеральных ОИВ и ОИВ субъектов Федерации. В пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ ФОИВ и ОИВ субъектов образуют единую систему исполнительной власти в РФ;

б) на юридическом положении ОИВ: определение компетенции ОИВ основывается на актах, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами Федерации;

в) формой регулирования взаимоотношений между ОИВ выступают административные соглашения, в результате которых ФОИВ могут передать осуществление части своих полномочий ОИВ субъектов Федерации по соглашению с ними, и наоборот;

г) сочетания централизации и децентрализации, который действует на различных уровнях системы ОИВ, влияет на функционирование всей системы ИВ.

Централизация - сосредоточение большей доли предметов ведения и полномочий в ведении центральных ФОИВ (в основном по предметам ведения РФ).

Децентрализация - закрепление за органом предметов ведения и полномочий, которые он осуществляет без вмешательства со стороны вышестоящих органов.

Кроме того, НПА субъектов Федерации не могут противоречить ФЗ, принятым в пределах ведения РФ и совместного ведения РФ и СРФ.

Систему ФОИВ, установление которой относится к ведению РФ, образуют:

· Правительство РФ;

· федеральные министерства (отраслевое управление);

· гос. комитеты, фед. комиссии (межотраслевое управление);

· фед. службы, агентства, фед. надзоры (осуществляют спец. функции в установленных сферах ведения);

· иные ФОИВ (напр., Управление делами П. РФ).

Систему ОИВ СРФ образуют:

· высший орган ИВ СРФ;

· иные органы ИВ, формы которых определяются самими СРФ.

Классификация ФОИВ:

1. По характеру деятельности:

· министерства: осуществляют различные виды деятельности, управление, регулирование и координацию в соответствующей области (отраслевые и межотраслевые);

· гос. комитет, федеральная комиссия - осуществляют межотраслевую координацию, функциональное регулирование по вопросам их ведения;

· фед. служба, российское агентство, фед. надзор - осуществляют спец. (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие) функции.

2. По подчинению:

· в ведении Правительства РФ (большинство), которое утверждает положения об этих ФОИВ и назначает руководителей;

· подчиненные П. РФ (Министерство обороны, МВД, ФСБ и др.), который имеет аналогичные полномочия.

3. По способу решения подведомственных вопросов:

· единоначальные (министерства, некоторые другие ФОИВ);

· коллегиальные (гос. комитеты, фед. комиссии, службы, надзоры, российские агентства).

 

 

30. Соотношение понятий “орган государственной власти”, “орган исполнительной власти”, “орган государственного управления”.

Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями(право органа издавать юридические акты от имени государства, являющиеся обязательными для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.

Исполнительные органы являясь одним из видов органов государственной власти, обладают вышеуказанными признаками. Они отличаются от других органов (законодательных и судебных) назначением, содержанием своей деятельности и ее характером. Признаки органа исполнительной власти: исполнительно – распорядительный характер деятельности подзаконный характер деятельности повседневный характер деятельности

Орган исполнительной власти - целостное структурно оформленное самостоятельное социальное образование, функционально осуществляющее осуществляют функции общего управления, непосредственное, повседневное оперативное руководство в социально-политической, социально-культурной, хозяйственной и межотраслевых сферах.

Орган исполнительной власти — всегда орган государственного управления, в то время как не всякий орган государственного управления является органом исполнительной власти.

Государственное управление — это исполнительная деятельность по непосредственной практической организации общественных процессов в обществе. Исполнительной деятельностью управление является потому, что направлено на исполнение, претворение в жизнь законов и других нормативных актов. В процессе осуществления управления его субъекты используют предоставленные распорядительные полномочия, права по принятию односторонних властных актов, которые обязательны к исполнению и охраняются мерами государственного принуждения. В связи с этим указанная деятельность в литературе именуется исполнительно-распорядительной, административной.

Государственное управление - вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнителгмая власть.

Понятие "государственное управление" — более широкое по сравнению с исполнительной властью. Исполнительная власть по существу составляет содержание деятельности по государственному управлению, выражая прежде всего ее функциональную (исполнительную) направленность.

Органы государственного управления — субъекты исполнительной власти и иные звенья, осуществляющие в том или ином объеме государственно-управленческую деятельность.

Орган гос власти шире органа исполнит.власти!

 

 

31. Полномочия Президента России в области государственного управления.

Президент РФ – является Главой государства, главой исполнительной власти не является. Вместе с тем, ему предоставлен достаточно большой объем полномочий в сфере реализации исполнительной власти:

1. Президент определяет систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, эти вопросы регламентируются Президентом путём принятия специальных нормативных актов. Указ Президента №314 от 09.03.2004 г. “”.

2. Кадровое обеспечение органов исполнительной власти:

1) Президент РФ назначает Председателя Правительства с согласия Госдумы,

2) по представлению Председателя Правительства Президент назначает федеральных министров и руководителей федеральных агентств и служб,

3) Президент решает вопросы с отставкой Правительства;

4) Президент РФ представляет кандидатуры на назначение на пост Главы субъекта РФ; Президент может прекратить полномочия глав субъектов РФ в связи с утратой доверия;

3. Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооружённых сил, утверждает военную доктрину и доктрину национальной безопасности;

4. В ведении Президента РФ находится ряд федеральных органов исполнительной власти, чья деятельность связана с реализацией государственной политики в административно-политической сфере. В частности: Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Федеральная Служба судебных приставов.

Осуществляя свои полномочия Президент РФ обладает правом законодательной инициативы, а также собственными нормотворческими полномочиями (правом на издания нормативных указов).

Президент РФ с прямого указания Конституции по сути является арбитром между федеральными органами исполнительной власти.

По вопросам взаимодействия Президента РФ с региональными органами исполнительной власти:

1. претерпели существенные изменения в 2004 г., губернаторы избираются региональным Парламентом по представлению Президента РФ;

2. Президент РФ получил право отрешать Губернатора от должности в виду утраты доверия к нему.

Свои полномочия Президент реализует через институт Президента. Для реализации своей власти на территории страны в 2000 г. создан институт полномочных представителей Президента в федеральных округах.

Президент часть своих полномочий, связанных с реализацией исп. власти реализует через Совет безопасности.

 

 

32. Правовое положение Правительства РФ. Состав, полномочия и порядок деятельности Правительства РФ.

1. Состав Правительства.

 

Правовые основы закреплены в Конституции и ФЗ. Правительству принадлежит вся полнота исполнительной власти в стране.

Правительство – это коллегиальный орган, он состоит из:

ü Председателя Правительства РФ – назначается Президентом с согласия Госдумы РФ, процедура избрания Председателя чётко прописана в Конституции,

ü После трёхкратного отклонение кандидатур президента Гос думой,президет назначает председателя правительста и распускает гос. Думу и назначает новые выборы.

ü заместителя Председателя Правительства – их количество не определено законодательно, а определяется совместно Президентом и Председателем Правительства Указом Президента РФ (в настоящий момент их 8),

ü федеральных министров:

· возглавляют федеральные министерства,

· лица, не имеющие статус федерального министра.

Правительство РФ может быть отправлено Президентом в отставку, кроме того, Правительство может уйти в отставку добровол

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...