Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ состояния муниципальной службы

В соответствии с российским законодательством в области муниципальной службы произошли существенные изменения, повлекшие за собой рост числа муниципальных образований в Российской Федерации и как следствие – увеличение числа служащих. Однако за годы реформ замедлился рост численности муниципальных служащих в Российской Федерации, и, начиная, с 2009 года обозначилась тенденция снижения численного состава служащих (декабрь 2009 года – 329 528 человек; декабрь 2010 года – 327 986 человек; декабрь 2011 года – 325 181 человек; декабрь 2012 года – 321 661 человек, декабрь 2013 года – 315 708 человек, декабрь 2014 года – 310 499 человек; декабрь 2015 года – 300 015 человек; сентябрь 2016 года – 293 491 человек). К сентябрю 2016 года, численность муниципальных служащих по сравнению с 2009 годом сократилась на 36 037 человек[1].

По данным Федеральной службы статистики по Брянской области (далее – Брянскстат) численность работников, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в Брянской области на 1 октября 2016 года составила 2109 человек[2].

Снижение численности кадрового состава органов местной власти,– с одной стороны, – это объективный процесс, отражающий формирование новой системы местного самоуправления. С другой стороны, развитие кадрового потенциала предполагает формирование у муниципальных служащих качественных характеристик, способствующих эффективному выполнению функций муниципального управления.

Динамика численности работников, замещавших должности муниципальной службы в Брянской области по годам представлена на диаграмме 3.

Существенная социальная характеристика нынешнего кадрового состава института муниципальной службы, которая может иметь доминирующее значение – это сохранение тенденции старения корпуса муниципальных служащих. Данные официальной статистики свидетельствуют о возрастании численности муниципальных служащих в возрасте от 60 до 65 лет в период с 2007 г. по 2009 г. на 5465 человек, что соответствует 46,1%. Удельный вес молодежи до 30 лет среди лиц, замещавших муниципальные должности, в 2013 году составил всего 1,8 %, среди муниципальных служащих этот показатель достигает 16,3%, что значительно меньше по сравнению с предыдущими годами [3].

По данным Брянскстата на 1 октября 2016 года удельный вес молодежи до 30 лет среди лиц, замещавших должности муниципальной службы в Брянской области составил всего 6,6 %. При этом численность работников, замещавших должности муниципальной службы в возрасте от 50 лет и старше составила 651 человек или 34,6 % от общей численности муниципальных служащих.

Вместе с тем, удельный вес молодежи до 30 лет среди лиц, замещавших должности муниципальной службы в Брянской области в 2011 году составил 13%, к 2013 году данный показатель сократился до 11,3 %. Таким образом, удельный вес молодежи среди лиц, замещающих должности муниципальной службы в Брянской области за последние 5 лет сократился на 6 %. В то же время наблюдается рост данного показателя для категории лиц старше 50 лет: в 2011 году – 29,4%, в 2013 году – 31,9%. Итак, к 2016 году удельный вес работников, замещавших должности муниципальной службы в возрасте 50 лет и старше возрос на 5,2 %.

Из результатов институционального анализа состояния кадрового потенциала, закономерно вытекает другая проблема – низкий стаж работы на муниципальной службе. По данным Росстата, состав кадров муниципальной службы по стажу муниципальной службы на 1 октября 2008 г. распределился следующим образом. Стаж работы от 1 года до 5 лет среди муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы имели 131143 человека, что от общей численности составляет 38,1%. Примерно в равных пропорциях представлены категории муниципальных служащих по стажу работы: от 5 до 10, от 10 до 15; от 15 до 25 лет и в среднем составляют около 18%. Категория муниципальных служащих со стажем работы свыше 25 лет насчитывает 23789 человек, что составляет самый низкий показатель в 6,9%. По данным Росстата на 1 октября 2011 г., стаж от 1 года до 5 лет имели 24,1% муниципальных служащих, от 6 до 10 лет имели 24,3% служащих; от 11 до 15 лет - 15,4% служащих; от 16 до 25 лет – 20,4% и свыше 25 лет - численность муниципальных служащих насчитывала более 7,5%. Примерно такое же распределение по стажу характерно и для муниципальных должностей. Со временем данная тенденция улучшилась, что находит свое подтверждение в представленных данных региональной статистики.

По данным Брянскстата на 1 октября 2016 года, стаж до 1 года имели 4,9 %, муниципальных служащих от 1 года до 5 лет – 12,0 % муниципальных служащих, от 5 до 10 лет – 15,7 % служащих; от 10 до 15 лет – 22,5 % служащих; от 15 до 25 лет – 33,4 % и свыше 25 лет – численность муниципальных служащих достигла 11,5%.

Улучшение данной тенденции закономерный процесс, так как муниципальная служба довольно молодой социальный институт и показатель стажа муниципальной службы не мог быть высоким на первоначальных этапах становления. На сегодняшний день можно говорить о закреплении положительной динамики по данному показателю, путем сохранения нынешнего кадрового состава.

Показатель стажа работы муниципальных служащих подталкивает нас к рассмотрению следующей проблемы – каков образовательный уровень муниципальных служащих? Здесь можно отметить тенденцию роста уровня образования муниципальных кадров. Так, по данным Росстата, число лиц, замещающих должности муниципальной службы, имеющих базовое высшее профессиональное и среднее профессиональное образование в 1999 году достигло соответственно 91935 и 80749 человек; в 2003 году – 181957 и 89070 человек; в 2008 году – 257125 и 77033 человека. За последние годы мы наблюдаем заметный рост людей, получивших высшее профессиональное образование. Так, с 2009 года наблюдается заметный рост числа муниципальных служащих, получивших высшее профессиональное образование, и составляет 280597 человек, а в 2011 году – 293396 человек, что в процентном соотношении равно 82 %. По состоянию на 1 октября 2013 года 85,3% среди лиц, замещающих должности муниципальной службы имели базовое высшее профессиональное образование. Среди лиц, замещающих муниципальные должности, данный показатель достиг 77,2%. Это положительная тенденция, которую следует закреплять.

Вместе с тем, по данным Росстата на 1 октября 2013 года среди работников, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы 5084 человека не имели никакого профессионального образования. Эти данные идут в разрез с основной концепцией компетентностного подхода к профессионализации муниципальных служащих. В соответствии с Федеральным законом № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в российской Федерации» лица, не имеющие профессионального образования не могут пройти повышение квалификации.

По данным Брянскстата на 1 октября 2016 года среди работников, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в Брянской области 11 человек не имели высшего и среднего профессионального образования. По уточненным данным на 23 января 2017 года численность работников, замещавших должности муниципальной службы в Брянской области не имеющих профессионального образования составила 7 человек (Приложение 4).

Данные Брянсктат по уровню профессионального образования муниципальных служащих представлена на диаграмме № 6.

Из представленных данных следует, что муниципальные служащие в Брянской области в большинстве своем имеют высшее профессиональное образование – 1695 человек, что составляет 90,1 % от общей численности муниципальных служащих. Из них имеют два и более образования – 149 человек или 7,9 %. Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации имеет 6 человек (0,3 %). Ученую степень кандидата наук – 3 человека (0,2 %). Среднее профессиональное образование 178 человек (9,5 %). Не имеют высшего и среднего профессионального образования – 0,4 %.

Следует отметить, что существенным образом по сравнению с предыдущим пятилетием изменилась и содержательная направленность профессиональной подготовки муниципальных служащих. Хотя есть еще немало проблем в адекватности этого содержания потребностям практики. Основную долю лиц, имеющих высшее профессиональное образование только среди лиц замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы на 1 октября 2009 года, составляют те, кто обучался по направлениям «экономика и управление» (35,6%), «гуманитарные и социальные науки» (16,0%), из них по направлениям «юриспруденция» - 11,3%, по специальности «государственное и муниципальное управление» - 6,7%, по направлению «физико-математические и естественные науки» - 3,5%. На 1 октября 2013 года эти данные составили соответственно: по направлениям «экономика и управление» (39,4%), «гуманитарные и социальные науки» (18,3%), из них по направлениям «юриспруденция» - 13,8%, по специальности «государственное и муниципальное управление» - 7,8%, по направлению «физико-математические и естественные науки» - 3,8%.

Однако, по данным Брянскстата, остается довольно низким показатель наличия у работников, замещавших должности муниципальной службы образования по направлению подготовки «государственное и муниципальное управление» и составляет 3,7 % от общей численности муниципальных служащих.

Данные представлены на диаграмме №7.

Анализ количественных и качественных характеристик кадрового состава муниципальных служащих говорит о том, что он существенным образом изменился в сторону повышения и профессионального уровня, и его количества.

Обратимся к гендерному составу муниципальных служащих. По оценкам Росстата доля женщин в органах муниципальной власти в 2003 году составляла 77,2 %. На 1 октября 2008 года этот показатель снизился до 75,6 %, а в 2011 году составил 75,3 %. К 2013 году доля женщин от общего числа муниципальных служащих составила 78,8%[4].

По данным Брянскстата на 1 октября 2016 года численность женщин, замещающих должности муниципальной службы составила 78 %, численность мужчин – 22 %. Следует отметить, что данный показатель улучшился по сравнению с 2013 годом, когда соотношение женщин и мужчин составляло 80 % и 20 % соответственно. Однако, в 2005 году соотношение женщин и мужчин составляло 71 % и 29 % соответственно. За последнее десятилетие гендерный разрыв увеличился и численность женщин на муниципальной службе возросла на 7 %.

Таким образом, количество женщин на муниципальной службе превышает количество мужчин более чем в три раза. При этом женщины на высоких ступенях служебной иерархии в структурах органов муниципальных образований представлены заметно реже по сравнению с мужчинами и занимают в основном нижние ступени управления. Это можно объяснить тем, что долгое время должностная структура муниципальных органов власти создавалась исходя из особенностей имеющихся работников, а не из потребностей повышения уровня эффективности работы муниципальной службы.

Выявленные проблемы указывают на то, что в течение длительного периода муниципальные кадры преимущественно формировались экстенсивным путем, при отсутствии целенаправленной работы по совершенствованию их структуры и прежде всего – состава. Не стала нормой практика разработки программ кадрового обеспечения муниципальных образований, профессионального развития муниципальных служащих.

Кроме отмеченных проблем, зачастую переходящих в проблемные тенденции, можно указать на такие недостатки, как слабое материально-техническое обеспечение кадровой работы, отсутствие у ряда руководителей структурных подразделений органов местного самоуправления и специалистов в области кадровой работы знаний современных технологий работы с кадрами и опыта муниципального управления. Все эти недостатки должны стать ориентиром по управлению процесса формирования и развития кадрового потенциала муниципальной службы.

 


[1] Федеральная служба государственной статистики. Бюллетень «О численности и оплате труда государственных гражданских и муниципальных служащих на региональном уровне за 2013 год». [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state/# (дата обращения – 23.01.2017 г.)

[2] Федеральная служба государственной статистики по Брянской области (данные предоставлены по запросу № 5-8204и от 28.11.2016 г.).

[3] Федеральная служба государственной статистики. Бюллетень «Состав работников, замещавших государственные (муниципальные) должности и должности государственной гражданской (муниципальной) службы по полу, возрасту, стажу работы, образованию на 1 октября». Состав работников, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы, по уровню образования. [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2012/bul_dr/goskadr.rar (дата обращения – 11.05.2014 г.).

[4] Федеральная служба государственной статистики. Бюллетень «Состав работников, замещавших государственные (муниципальные) должности и должности государственной гражданской (муниципальной) службы по полу, возрасту, стажу работы, образованию на 1 октября». Состав работни­ков, замещавших государственные должности и должности государствен­ной гражданской службы, по уровню образования. [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2012/bul_dr/goskadr.rar (дата обращения – 11.05.2014 г.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...