Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные функции управления государственными информационными ресурсами




Государственная политика управления ИР

Управление созданием информационных ресурсов государственных органов и организаций обычно осуществляется в рамках решения конкретных задач или выполнения отдельных функций этих органов и организаций и как особая сфера управления чаще всего не выделяется. В результате затруднен эффективный обмен полезной информацией между государственными организациями и, тем более, между различными ведомственными структурами, а также многоцелевое использование государственных информационных ресурсов. Определенными положительными явлениями на этом фоне являются сохранение стабильности функционирования Государственной системы статистики и Архивного фонда Российской Федерации, методическое руководство библиотечной сетью России со стороны Минкультуры России, воссоздание ГСНТИ под руководством Минпромнауки России и некоторые другие примеры согласованного формирования и использования информационных ресурсов, содержащих сведения, предоставляемые организациями различной ведомственной и территориальной принадлежности.

Для органов власти всех уровней остаётся характерным отсутствие ориентации создаваемых информационных ресурсов на массовое информационное обслуживание населения по вопросам, связанным с деятельностью этих органов. Это способствует сохранению закрытости и недемократичности российской власти.

Действующее законодательство не создало механизмов регулирования правовых отношений в области государственных информационных ресурсов, не раскрывает способов реализации прав государства как собственника, не конкретизирует объем прав их создателей, а низкая культура договорных отношений не позволяет органам исполнительной власти чётко, однозначно и в полной мере регулировать процессы их формирования и использования.

Практически отсутствует координация создания федеральными и региональными органами государственной власти информационных фондов и баз данных о юридических и физических лицах и правоотношениях между ними. Это отрицательно отражается на полноте и актуальности этих ресурсов и приводит к значительному дублированию работ по их созданию и ведению.

Повсеместно недооценивается экономическая значимость созданных государственных информационных ресурсов. Следствием этого является неполнота, а нередко и полное отсутствие бухгалтерского учёта этих ресурсов в организациях и на предприятиях. Полного реестра созданных и действующих в стране государственных информационных ресурсов нет. Отдельные составляющие такого реестра имеются в ряде центров информации (НТЦ "Информрегистр", ВНТИЦ, ФИПС, ФАПРИД, Росархив и др.). Однако они не гарантируют полноту регистрации и учета соответствующих ресурсов и не отслеживают права собственности на них.

Задачи управления государственными информационными ресурсами до сих пор решаются в основном в узких рамках интересов отдельных ведомств, что не приносит желаемого эффекта. Преодоление межведомственных барьеров и информационной закрытости, развитие информационных ресурсов, соответствующих задачам страны в начале XXI века, возможно только на основе выработки общегосударственных, согласованных решений в области управления государственными информационными ресурсами и, в целом, на основе четко сформулированной и эффективно реализуемой государственной информационной политики.

 

Цели управления государственными информационными ресурсами

Целями государства в области управления информационными ресурсами является создание необходимых условий и эффективных механизмов для осуществления следующих функций:

· создание первичных и производных информационных массивов и продуктов, необходимых для выполнения всего комплекса задач государственного управления и реализации конституционных прав граждан на доступ к информации;

· надежное хранение и защита информационных ресурсов;

· эффективное использование информационных ресурсов в деятельности органов власти и государственных учреждений;

 

К основным задачам управления ресурсами следует отнести:

- обеспечение эффективного доступа граждан, бизнеса и органов власти к ресурсам;

- обеспечение качества, совместимости и интероперабельности, сохранности и информационной безопасности создаваемых ресурсов;

- эффективное использование бюджетных средств на создание, ведение, хранение и защиту ресурсов;

- обеспечение информационной прозрачности органов власти;

- защиту исключительных прав создателей и владельцев ресурсов

Достижение этих целей связано с решением большого числа комплексных управленческих задач, основными из которых являются:
координация деятельности различных ведомственных и региональных структур, а также организаций негосударственного сектора по формированию и использованию информационных ресурсов и создание, таким образом, условий для формирования единого информационного пространства;
организация представления, сбора и обработки обязательно представляемой информации;
учет государственных информационных ресурсов и обеспечение доступности информации об их составе, размещении и условиях использования;
организация финансирования и оптимизация затрат бюджетных средств на формирование, использование и защиту государственных информационных ресурсов;
организация защиты государственных информационных ресурсов, контроль их состояния, сохранности и установленных в соответствии с законодательством режимов использования.

Основные функции управления государственными информационными ресурсами

Характеристики объектов управления и состав субъектов, действия которых регламентируются, на различных уровнях государственного управления различаются, однако принимаемые на них решения должны быть согласованными и взаимосвязанными. Это достигается за счет общности и взаимосвязанности основных функций управления государственными информационными ресурсами с учетом задач и особенностей конкретных уровней управления. К этим основным функциям, необходимым для решения задач, можно отнести:

· определение полномочий и обязанностей органов государственной власти, предприятий и организаций, подразделений и отдельных специалистов по формированию, защите и использованию государственных информационных ресурсов;

· определение состава государственных информационных ресурсов, необходимых на данном уровне;

· определение состава и источников информации, необходимой для формирования государственных информационных ресурсов, и организацию представления, сбора и обработки этой информации;

· организацию учета и регистрации государственных информационных ресурсов, в том числе их учета как имущества;

· координацию использования государственных информационных ресурсов, в том числе с целью использования информационных ресурсов других отраслей, регионов, организаций;

· определение порядка и условий использования государственных информационных ресурсов различными группами пользователей;

· определение порядка и организацию финансирования деятельности по созданию, защите и использованию государственных информационных ресурсов;

· организацию защиты государственных информационных ресурсов, контроль их состояния, сохранности и использования.

Для организации управления государственными информационными ресурсами особое значение имеет определение полномочий и обязанностей органов и организаций по отношению к конкретным информационным ресурсам. Для выполнения этой задачи используются различные методы - от принятия федеральных законов и создания крупных баз метаданных на федеральном уровне до конкретных должностных инструкций и элементарных директорий используемых файлов на уровне организации. Однако все эти методы должны быть совместимыми и соответствующими единой государственной политике в области управления государственными информационными ресурсами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...