Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таможенное дело и таможенная политика в конце 19 – начале 20 вв.




 

К концу XIX века в России сложилась единая система таможенных органов. Центральный из них был Департамент таможенных сборов Министерства финансов(26 октября 1864 г. Департамент внешней торговли был переименован в Департамент таможенных сборов.), осуществлявший непосредственное руководство таможенным делом страны. Возглавлял его директор. Кроме директора, имелись два вице-директора и четыре таможенных ревизора. Департамент имел в своем составе канцелярию и 7 отделений: законодательное, строительное, судное, счетное, статистическое, тарифное, азиатское. При департаменте состояли члены особого присутствия по применению тарифа к товарам (из чиновников торгово-промышленных учреждений и членов Совета торговли и мануфактур) и таможенные ревизоры, которым поручалась ревизия таможенных учреждений, расследование по контрабанде т.п. Нижестоящим звеном таможенной системы являлись таможенные округа. В состав каждого из них входило определенное число таможен, таможенных застав и переходных пунктов, разделявшихся в зависимости от «прав, предоставленных сим учреждениям по привозу и очистке пошлинных товаров» на

главные складочные таможни;

таможни первого класса;

таможни второго класса;

таможни третьего класса;

таможенные заставы;

переходные пункты.

 

Россия в это время была разделена на 10 таможенных округов (Санкт-Петербургский, Рижский, Калишский, Бессарабский, Южный и др.), на территории которых находилось 95 таможен, 64 таможенные заставы и 71 переходный пункт и пост. В зависимости от обширности таможенных операций таможни делились на: главные складочные таможни (Санкт-Петербургская портовая, Московская и Харьковская); крупные – таможни 1 класса (Санкт-Петербургская, Московская, Ревельская, Одесская, Архангельская и др.); средние – таможни 2 класса (Евпаторийская, Зелюнская, Слупецкая, Иголомийская и др.); малые – таможни 3 класса (Онежская, Аккерманская, Херсонская, Николаевская, Мариупольская и др.)

В соответствии с расписанием каждая таможня наделялась особыми правами. Через складочные таможни I класса разрешалось провозить все иностранные товары, кроме запрещенных по тарифу. Через таможни II и III класса провозились все беспошлинные товары и те, которые не подлежат наложению клейм, а также бандероли. Таможенным заставам разрешалось пропускать только беспошлинные товары, а из обложенных пошлиной – хлеб в муке, овощи, цикорий. На переходных пунктах никаких товаров не провозили. Товары могли храниться в главных складочных таможнях до трех лет.

Департаменту таможенных сборов, кроме таможен, подчинялись Пограничная и Корчемная стражи. В новом столетии Департамент таможенных сборов не претерпел особых изменений. В его составе оставались таможенные округа с таможнями и Корчемная стража. Пограничная стража в связи с созданием Отдельного корпуса Пограничной стражи в 1893 г. была выведена из подчинения Департамента. Корпус подчинялся министру финансов, который являлся его шефом. Непосредственное руководство Отдельным корпусом пограничной стражи осуществлял его командир, имевший воинское звание генерал-лейтенанта. Пограничная стража располагалась в две линии: первая проходила по самой черте границы, а вторая – на пятивёрстном от неё расстоянии. Она не должна была взимать никаких таможенных пошлин или каких-либо других сборов.

Введение тарифа 1891 г. с неизбежностью обострило проблему контрабандного ввоза. Именно поэтому в 1892 г. был принят новый Таможенный устав, который состоял из 1766 статей. Все приезжавшие из-за границы лица, какого бы звания они ни были, могли быть пропущены в Россию только после таможенного досмотра, которому ни под каким видом не должны были противиться. Новым в уставе было то, что взыскания за его нарушения стали едиными как для европейской, так и для азиатской внешней торговли.

Устанавливались следующие сроки взимания таможенных пошлин с иностранных товаров (со дня ввоза их в таможню): в главных складочных таможнях – трёхлетний; в таможнях 1 класса – годовой; в таможнях 2 класса – двухмесячный; в таможнях 3 класса – одномесячный. Российские товары как обложенные таможенной пошлиной, так и не обложенные ею могли вывозиться за границу через все таможни, таможенные заставы и переходные пункты.

В уставе контрабандой считались товары, провозимые или проносимые за границу или из-за границы, минуя таможню, а также и те, которые были из-за границы привезены в таможню, но в грузовых документах и поданных объявлениях не указаны. Устанавливались различные меры наказания за контрабанду в зависимости от того, были ли эти товары запрещены или разрешены к ввозу, а также были ли они обложены импортными пошлинами или же разрешены для беспошлинного привоза.

Высшей мерой наказания за контрабанду была ссылка на каторжные работы на срок от 4 до 6 лет. Согласно статьи 1542 Устава 1892 г., она применялась к лицам, неоднократно судившимся за контрабанду, задерживаемую в пограничной полосе. Далее следовало наказание: ссылка в Сибирь на поселение, ссылка на житье в Сибирь или отдача в исправительно-арестантское отделение. Следующим являлась ссылка в одну из отдаленных губерний, кроме сибирских, или заключение в тюрьму. Заключением в тюрьму наказывались лица за квалифицированную контрабанду, они могли быть лишены некоторых прав или подвергнуты тюремному заключению без ограничения в правах.

Статья 1554 предусматривала заключение в крепости (при задержании у северо-восточных берегов Черного моря). Независимо от полученного наказания на осужденных налагалось денежное взыскание. Таможенным уставом предусматривалось денежное взыскание в конкретных размерах и взыскание без определенного размера. Если провозитель контрабанды доказывал, что хозяином контрабанды является конкретное лицо, то на провозителя налагалось взыскание в размере от 30 до 60 рублей, а основной взнос платил владелец товара. Практиковалась и пятикратная пошлина. В золотом исчислении она составляла 3 1/3-кратную по курсу золотого рубля. За попытку провоза запрещенных товаров взыскивалась двойная их стоимость, а за незаконный провоз товаров беспошлинных взималось 10% с их цены (статьи 1520, 1522 и 1524 Таможенного устава 1892 г.).

По истечении срока действия русско-германского торгового договора в 1903 году был утвержден новый общий тариф, ставший последней значительной вехой в дореволюционном таможенно-тарифном законодательстве. Введенный в действие с февраля 1906 года содержал «целый ряд вновь и отчасти весьма значительно повышенных ставок». Из 218 статей прошлого тарифа по 91 статье пошлины были повышены. Увеличение ставок коснулось, в первую очередь, химических продуктов, машин, станков, чугуна, железа, стали, меди и металлических изделий, что составляло основу германского экспорта на российский рынок.

Таможенные уставы 1904-1910 г.г. отразили происшедшие после 1892 г. перемены в таможенном деле. В частности, они больше не содержали статей, которыми определялись многочисленные права и обязанности пограничной стражи. Устав 1904 года впервые содержал раздел «О привозе иностранных товаров по железным дорогам». Устав 1910 года уточнил отдельные моменты, связанные с противодействием контрабандному ввозу, предоставив таможенным органам самостоятельно проявлять инициативу в производстве обысков и выемок контрабандных товаров в пределах ставерстной пограничной полосы.

События первой мировой войны (1914-1918 г.г.) самым пагубным образом сказались на таможенном деле России. К осени 1917 года таможенная система России оказалась практически разрушенной. Деятельность большинства таможен в это время была приостановлена. Многие из них закрылись на длительный срок, а то и вовсе прекратили свое существование. Департамент таможенных сборов, входивший в состав Мнистерства финансов бездействовал.(возобновил работу в 1918 г.) Около года таможенным делом в стране руководил ЦК профсоюза таможенных работников, сформированный на съезде таможенных служащих в сентябре 1917 года.

C декабря 1917 г. Вводится государственная монополия внешней торговли.

29.12.1917 г. Совнарком принял постановление согласно которому устанавливался государственный контроль над торговыми операциями.

Характеризуя в целом таможенную политику России конца XIX- начала XX в.в. следует подчеркнуть, что в эти годы она продвинулась вперед «по пути рационального построения таможенного протекционизма».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...