Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Попытки оправдания и их несостоятельность




 

Защитники обряда почитания мощей пытаются оправдывать этот обычай, ссылаясь на ряд мест Писания, в которых, впрочем, ничего не говорится о данной практике. Одним таким библейским местом является случай из 2 Царей 13:20,21, в котором мы читаем:

 

«Елисе́й умер, и его похоронили. В начале года отряды моавитя́н совершали набеги на землю. И вот как-то раз, когда люди хоронили одного человека, они увидели банду грабителей и, бросив тело этого человека в место погребения Елисе́я, убежали. Как только тело коснулось костей Елисе́я, этот человек ожил и встал на ноги».

 

Однако служит ли данный случай основанием для почитания мощей? Вовсе нет. Во-первых, мы не видим, чтобы это чудо имело свою дальнейшую практику; случай воскресения от костей пророка имел место лишь единожды, что не дает никаких оснований для утверждения культа мощей.

 

Во-вторых, несмотря на это происшествие, в Библии не говорится, что кости Елисея когда-либо стали почитаться как святые. Не давал подобных указаний и сам Господь. Как писал историк Филипп Шафф, «следует заметить, что даже это чудо не привело к поклонению мощам пророка и не отменило закон о нечистоте тела умершего человека» (Филипп Шафф «История христианской церкви», том II). Все это означает, что Бог не считает необходимым окружать мощи умерших каким-либо особым почитанием.

 

В-третьих, следует понимать для чего вообще Бог осуществил такое чудо. Это тем более интересно, учитывая, что о вере, личности и даже просто имени воскрешенного человека в Библии абсолютно ничего не известно; возникает ощущение, что сам факт оживления был явлен не столько ради этого конкретного человека, сколько ради какой-то иной причины. И этих причин есть, как минимум, две.

 

Первая причина открывается в самом начале пророческого служения Елисея.

 

«Илья сказал Елисе́ю: «Проси, что мне для тебя сделать, прежде чем я буду взят от тебя». Елисе́й ответил: «Пожалуйста, пусть на мне будет две части твоего духа» (2 Царей 2:9).

 

Елисей желал, чтобы Иегова благословил его вдвое большими духовными дарами, чем предшествующего ему пророка Илью. Иегова ответил согласием. Исполнилось ли в действительности это благословение? Самым большим чудом, которое совершил Илья, было воскресение сына вдовы из Сарепты (1 Царей 17:17-24). Елисею Бог также дал возможность чудом воскресить ребенка (2 Царей 4:18-37). Но при своей жизни Елисей более никого не воскресил. Насколько тогда исполнилось обещание Иеговы дать Елисею по сравнению с Ильей двойную часть своих благословений? Чудо воскрешения человека, произошедшее уже после смерти Елисея, стало таким подтверждением. Если через Илью Бог воскресил одного умершего, то через Елисея — двоих! Тем самым обещание Бога дать Елисею «две части духа [Ильи]» исполнилось в точности!

 

Вторая причина открывается в виду обстоятельств конца жизни пророка. Библия сообщает, что пророк «был смертельно болен» (2 Царей 13:14). Как результат такой болезни, «Елисей умер и его похоронили» (2 Царей 13:20). Среди израильтян древности бытовало распространенное мнение, что болезнь есть Божье наказание (Сравните Ин. 9:2). Его смерть в результате тяжелой болезни могла быть растолкована предвзятыми людьми как признак Божьего неодобрения в конце его жизни. Но факт чуда воскрешения умершего, коснувшегося костей Елисея, явился знаком, рассеивающим всяческие неправильные представления об этом пророке.

 

Как видим, внимательное исследование Божьего Слова не дает предпосылок считать, что Господь относится к мощам умерших праведников как к какому-либо источнику особой живительной силы. Наоборот, все указывает на то, что сила благословения исходит только от Бога, но никак не передается каким-то неиссякаемым потоком через трупные останки людей. Пример с Елисеем однозначно свидетельствует о том, что это чудо было совершенно Богом лишь единократно и более никаких дальнейших благословений через прикасание к трупу пророка он не давал. Причины, по которым Бог совершил такое чудо, не имели ничего общего с тем, что сегодня называется культом почитания мощей.

 

 

Еще один аргумент сторонников мощепочитания связан с просьбой умирающего Иосифа вынести его кости в будущем, когда Бог обратит внимание на живущих в Египте евреев (Быт. 50:24,25). Однако, разве есть в этом случае что-либо поддерживающее культ мощей? Абсолютно ничего! Примечательно то, как Библия описывает как евреи отнеслись к телу умершего Иосифа:

 

«После этого в возрасте ста десяти лет Иосиф умер. Его набальзамировали и положили в гроб в Египте» (Быт. 50:26).

 

Как можно убедиться, просьба Иосифа не касалась совершения какого-либо особого почтения к его телу, и со стороны Бога не было никаких указаний о подобных действиях. Наоборот, тело Иосифа было помещено в гроб и оставлено в таком положении, а не выставлено на публичное преклонение перед ним. Нет ничего, что можно было бы называть мощепочитанием. Позже, когда Моисей выводил народ из Египта, он взял гроб с костями Иосифа, исполняя его прижизненную просьбу (Исх. 13:19). И опять же мы не наблюдаем, чтобы Моисей использовал останки Иосифа в каких-либо ритуальных целях. А когда евреи вошли в обетованную землю, то кости Иосифа «были похоронены в Сихе́ме, на участке поля, который Иаков купил за сто кеси́т у сыновей Еммо́ра, отца Сихе́ма, и который стал наследством сыновей Иосифа» (И.Навин 24:32). Как видим, история с костями Иосифа довольно прозаична. Зная, что в дальнейшем Иегова Бог вернет евреев в свою землю, Иосиф пожелал, чтобы и его останки были захоронены в земле, где должен был проживать его народ (Евр. 11:22). В результате они и были захоронены в том месте, которое издревле принадлежало семье Иосифа.

 

 

Другим примером, на который пробуют ссылаться защитники почитания мощей, являются случаи, описанные в Евангелии от Марка и в книге Деяния.

 

«Услышав об Иисусе, она подошла к нему сзади в толпе и прикоснулась к его верхней одежде, потому что говорила про себя: «Если прикоснусь хотя бы к его верхней одежде, то выздоровею». И тотчас кровотечение у неё прекратилось, и она почувствовала, что исцелилась от тяжёлого недуга" (Мр. 5:27-29).

 

«Больных выносили даже на главные улицы и клали их на постелях и носилках, чтобы хоть тень проходящего мимо Петра упала на кого-нибудь из них» (Деян. 5:15).

 

«А Бог совершал руками Павла необычайные могущественные дела, так что даже части его одежды и фартуки приносили к больным, и болезни оставляли их, и злые духи выходили» (Деян. 19:11,12).

 

Исходя из этих примеров, утверждается, что, если даже просто тень и части одежды давали исцеление, то тем более сами тела «святых» могут служить такой цели (1 Кор. 3:16). Кроме того, именно предполагаемая способность исцелять людей от недугов является основной причиной почитания мощей. На это обращает внимание и православная энциклопедия «Древо»:

 

«Почитание мощей связано с присущим им даром чудотворения, т.е. считается, что благодатные дары, данные святому, сохраняются в его мощах. К этим дарам относится прежде всего сила исцелять различные болезни и изгонять бесов. Мощами, по словам Иоанна Дамаскина, “бесы изгоняются, недуги исцеляются, немощные врачуются, слепые презирают, прокаженные очищаются, искушения и скорби исчезают”».

 

Однако, как и в случае с пророком Елисеем, следует помнить, что действие святого духа исходит от Бога, а не от каких-либо вещей. Сам по себе физический предмет остается обычным физическим предметом, не имея в своих свойствах каких-либо сверъестественных особенностей. Люди или предметы могут служить проводниками Божьей силы в какой-то необходимый для Бога момент времени, но это никак не означает, что, единожды послужив, данный предмет автоматически остается неким неиссякакемым источником благодати. Наоборот, в Библии достаточно примеров того, как какие-либо вещи, используемые по повелению Бога для определенных чудодейственных целей, исполнив свое предназначение, навсегда оставались обычными предметами, в дальнейшем лишенными всяческих сверхъестественных свойств. Один из таких ярких примеров — медная змея Моисея, прикрепленная к шесту (Числа 21:7-9). Она должна была выполнить очень важную роль в намерении Бога в заданный момент времени. Но, послужив однажды, более не играла в Божьих замыслах ни малейшей роли; никаких дальнейших благословений Бог через этот предмет уже не давал. Наоборот, когда израильтяне, в противовес Божьему отношению окружили данный предмет особым почитанием, Бог через царя Езекию уничтожил эту безжизненную реликвию (2 Царей 18:4). Не должно ли это чему-то научить современных почитателей реликвий, в том числе мощей?

 

Впрочем, вышеприведенные библейские тексты сами по себе успешно разоблачают несостоятельность культа почитания реликвий и мощей. Каким образом? В Библии практически во всех случаях совершения каких-либо чудес присутствуют неизменные принципы, крайне невыгодные для отстаивания «чудоторности святынь». Ниже мы сможем их рассмотреть.

 

Во-первых, все эти примеры наглядно показывают, что исцеляющая сила проявлялась через данные предметы одежды только при земной жизни Божьих служителей, которым они принадлежали. Как заметил историк Филипп Шафф, «во всех этих библейских эпизодах орудием целительной силы был живой человек» (Филипп Шафф «История христианской церкви», том II).Другими словами, в Библии мы не встречаем ни одного случая когда бы подобный предмет использовался для совершения чуда уже после смерти его владельца. А это в свою очередь лишний раз подтверждает, что исцеляющая сила связана вовсе не с предметом, а исключительно с Богом, дающим свое благословение через своего ныне живущего праведного служителя. Это наглядно видно на примере с женщиной, прикоснувшейся к Иисусу, так как сила вышла вовсе не из одежды, а именно из него самого. Соответственно, и мощи никак не могут претендовать на роль неиссякаемого проводника Божьей благодати, так как это абсолютно противоречит данным библейским принципам.

 

Во-вторых, библейские примеры однозначно показывают, что чудо исцеления происходило с каждым, кто обращался к Иисусу или апостолам за исцелением. Этот принцип мы находим в следующих библейских указаниях:

 

«Ведь он исцелил многих людей, и поэтому все, у кого были тяжёлые недуги, бросались к нему, чтобы коснуться его» (Мр. 3:10).

 

«И в какие бы деревни, города или сёла он ни входил, люди клали больных на рыночных площадях и умоляли его, чтобы он позволил им прикоснуться хотя бы к бахроме его верхней одежды. И все, кто прикасался к ней, выздоравливали» (Мр. 6:56).

 

«К нему привели многих одержимых демонами, и он изгнал духов словом и исцелил всех, кто был болен» (Мф. 8:16).

 

«Узнав его, жители той местности послали сообщить о нём по всей окрестности, и люди привели к нему всех больных. Они умоляли его, чтобы он позволил им хотя бы прикоснуться к бахроме своей верхней одежды. И все, кто прикасался, полностью выздоравливали» (Мф. 14:35,36).

 

«К нему пришло очень много людей, приведя с собой хромых, увечных, слепых, немых и многих других больных. Их чуть ли не бросали к его ногам, и он исцелял их. Люди удивлялись, видя, как немые говорят, хромые ходят, а слепые видят, и прославляли Бога Израиля» (Мф. 15:30,31).

 

«За ним последовали толпы людей, и он исцелил их там» (Мф. 19:2).

 

«Там было очень много его учеников и толпы людей из всей Иудеи, Иерусалима и прибрежной местности Ти́ра и Сидо́на, которые пришли послушать его и исцелиться от своих болезней. Исцелялись даже те, кого мучили нечистые духи. И весь народ искал возможности прикоснуться к нему, потому что от него исходила сила и исцеляла всех» (Лк. 6:17-19).

 

Как видим, пример Иисуса однозначно свидетельствует о том, что сила его исцеления была совершенна, и исцелялись абсолютно все, кто приходил к нему с желанием избавиться от своего недуга. Но эта сила была особенностью не только Иисуса. Ту же самую силу он дал и другим своим ученикам.

 

«Затем он созвал двенадцать своих учеников и дал им власть над нечистыми духами, чтобы они могли изгонять их и исцелять всякую болезнь и всякую немощь " (Мф. 10:1).

 

«Больных выносили даже на главные улицы и клали их на постелях и носилках, чтобы хоть тень проходящего мимо Петра упала на кого-нибудь из них. Также из городов вокруг Иерусалима сходилось множество людей, неся больных и мучимых нечистыми духами, и все до одного исцелялись» (Деян. 5:15,16).

 

«Бог совершал руками Павла необычайные могущественные дела, так что даже части его одежды и фартуки приносили к больным, и болезни оставляли их, и злые духи выходили» (Деян. 19:11,12).

 

 

Причем, в противовес расхожему мнению, для исцелений от человека вовсе не требовалось иметь веру в Иисуса. Это видно на таких евангельских примерах, что описаны в Иоанна 5:5-9,13; 9:24-36; Луки 22:50,51, не говоря уже о воскресении мертвых (Лк. 8:54,55; Ин. 11:43,44).

 

Как результат, мы можем сравнить, есть ли что-либо общее между библейским образцом исцеления, которое в прошлом давал Бог, и так называемыми «чудотворными мощами» (равно как и прочими церковными реликвиями). Возникает огромнейшая разница между первым и вторым. Если сила Бога, действующая через Иисуса и его учеников, предоставляла полное исцеление для каждого пришедшего за помощью, то «святые мощи» никак не соответствуют данному признаку. Даже церковнослужители не смогут оспорить факт, что люди, совершающие паломничество к «чудотворным реликвиям», как приходят к ним больными, так и уходят в болезнях. Мы не наблюдаем того известного новозаветного примера исцеления всех приходящих, как это показано в Библии. А если кто-то когда-то и говорит о неком исцелении, то возникает вопрос, почему оно дается исключительно редким избранным.

 


В-третьих, вышеприведенные стихи указывают не только на исцеление всякого просящего, но и на безоговорочное излечение от любой болезни в любой ее форме, и даже на избавление от одержимости. Причем, происходило это моментальным образом. Однако никакие «святые мощи», никакая т.н. "реликвия" не соответствуют данному признаку моментального исцеления всякого прикасающегося к ним от всяческой болезни.

 

Еще одна попытка оправдания культа почитания мощей объясняется его приверженцами так: через мощи человек может просить умерших святых о заступничестве перед Богом. Впрочем, и здесь мы сталкиваемся с парадоксом. Разве не говорит Библия, что «есть один Бог и один посредник между Богом и людьми — человек Христос Иисус, который отдал себя как соответствующий выкуп за всех» (1 Тим. 2:5)? Опять же Божье Слово учит:

 

«Мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин. 2:1,2, Синод.)

 

«Он способен предоставить полное спасение тем, кто приближается к Богу через него, потому что он всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:25).

 

Как мы могли заметить на основании 1 Тимофею 2:5, посредник «между Богом и людьми» - один, а не несколько. Библия указывает исключительно на одного-единственного такого Ходатая и Заступника — Иисуса Христа, и только через него христианин должен обращать свои просьбы к Богу (Ин. 14:13,14; 16:23,24). Ни о каких дополнительных «ходатаях» и «заступниках» из числа умерших людей не может идти речи по определению, так как этот вопрос Библия очерчивает достаточно четко, сфокусировав его исключительно на Христе. Вывод напрашивается сам собой: всяческие старания людей сделать новых «ходатаев» идут в прямой разрез с мнением Бога, а потому не одобряются им.

 

К тому же желание иметь кроме Христа каких-либо дополнительных «хадатаев» выявляет исключительно плотское мышления человека. Довольно мирской принцип: чем больше в личном арсенале помощников-заступников-ходатаев, тем легче будет оказаться в раю! Неужели близкие отношения с Всемогущим Богом для таких людей менее реальны, чем отношения со «святыми»? От «святых» ли мы ожидаем спасения, не от Бога ли?

 

Кроме того, подобная практика довольно опасно граничит с оккультизмом. Священное Писание напоминает:

 

«Поклоняйся твоему Богу Иегове и только ему совершай священное служение» (Мф. 4:10).

 

Могут ли христиане совершать священное служение кому-либо еще, кроме Бога, например умершим святым, облекая их имена и мощи в центр особых обрядов? Вышеприведенный библейский стих говорит об обратном. Апостолы Иисуса и при жизни отвергали такие попытки (Деян. 10:25,26; 14:14,15). Даже ангелы не приемлят к себе подобного почитания (Отк. 19:10; 22:8,9). Увы, но стремление иметь поклонение себе, а не одному только Богу, является характерной чертой Сатаны! (Сравните Мф. 4:8-10).

 

Могут ли верующие люди возносить молитвы о заступничестве в адрес умерших, пусть даже почитаемых за «святых»? И вновь Библия говорит:

 

«К мёртвым ли обращаться ради пользы живых?» (Ис. 8:19).

 

«Мёртвые ничего не знают» (Экк. 9:5).

 

«Мёртвые не восхваляют Иаг» (Пс. 115:17).

 

В виду этих библейских принципов, культ использования мощей в целях обращения к умершим можно смело отнести к разновидности оккультизма, что является исключительной мерзостью для Бога. Ни о каком «заступничестве» со стороны т.н. «святых» речь идти не может. Ровно настолько же безрассудно рассуждать о том, что на подобное попрание людьми Божьих принципов Господь будет отвечать ниспосланием какой-либо благодати.

 

Сторонники культа мощей могут пытаться ссылаться на стихи из 1 Коринфянам 6:19,20:

 

«Разве не знаете, что ваше тело — это храм святого духа в вас, духа, который вы имеете от Бога? И вы себе не принадлежите, потому что вы приобретены за плату. Так прославляйте же Бога в своём теле!».

 

По их мнению, данное наставление Библии может трактоваться как поддержка культа мощей: раз здесь говорится о том, что тела христиан - «храм святого духа», значит, и тела умерших «святых» так же являются проводниками святого духа, а потому должны чтиться. Однако, и здесь не сложно выявить заблуждение. Достаточно увидеть, что данные слова Библии обращены к живой христианской аудитории, соответственно, касаются они вовсе не мертвых, а живых христиан. Иначе как понять призыв христианам «прославлять Бога в своем теле»? Разумеется, это можно делать только живым людям, а не омертвелым трупам.

 

Более того, Библия довольно часто указывает христианам на весьма ограниченные возможности человеческого тела, на грех, которому оно подверженно, порой даже противопоставляет плоть духу. Например...

 

«Дух бодр, а плоть слаба» (Мф. 26:41).

 

«От плоти рождается плоть, а от духа рождается дух» (Ин. 3, 6).

 

«Мы знаем, что Закон духовен, а я — из плоти, продан греху... Несчастный я человек! Кто избавит меня от тела, претерпевающего эту смерть?» (Рим. 7:14,24).

 

«Знаю, что во мне, то есть в моей плоти, не обитает доброе, потому что желать — желаю, а вот делать доброе — не делаю» (Рим. 7:18).

 

«Но скажу, братья, что плоть и кровь не могут наследовать царство Бога, как и тление не наследует нетления» (1 Кор. 15:50).

 

«Наш земной дом, этот шатёр, разрушится... Поэтому отныне мы никого не знаем по плоти» (2 Кор. 5:1,16).

 

«Вся плоть — как трава, и вся её слава — как цветок травы. Трава засыхает, и цветок опадает» (1 Пет. 1, 24).

 

Последние три стиха наглядно показывают, что апостолы вовсе не питали иллюзий относительно сохранения их плоти после смерти. Наоборот, они ожидали, что их плоть «разрушится» и «не наследует нетления». Насколько же это противоречит культу мощей, практикуемому в церквах!

 

Как можно убедиться, Библия учит не полагаться на плоть другого человека (Сравните Иер. 17:5). Залог одобрения от Бога — обновление своего внутреннего духа, а не приобретение чьих-то трупных останков.

 

Последний аргумент, который мы рассмотрим, это «нетленность» мощей. Согласно данной логике, если мощи нетленны, то это есть доказательства пребывания в них Божьего духа. Впрочем, это заявление встречает множество вопросов и возражений. Опять же, мы видим противоречие с вышеупомянутыми библейскими указаниями из 1 Коринфянам 15:50, 2 Коринфянам 5:1,16 и 1 Петра 1, 24, в которых говорится о разрушении плоти по смерти христиан и отсутствии факта нетления.

 

С другой стороны, что, собственно говоря, представляет из себя пресловутая «нетленность» многих мощей? За редким исключением, крайне не эстетично выглядящую, натянутую на костный скелет иссохшую кожу желто-черного цвета. Причем, данный внешний вид сможет лицезреть без глубоких неприязненных чувств далеко не каждый человек. Строго говоря, подобные церковные мощи следовало бы назвать вовсе не «нетленными», а, скорее, «не до конца истлевшими». Показательно и то, что некоторые мощи, считавшиеся «нетленными» с определенного момента времени все-таки истлели, что вызывает вполне понятные вопросы.

 

Кроме того, как быть с аналогичными случаями «нетленных мощей», наблюдаемых в нехристианских религиях? Пожалуй, самый выдающийся пример тому - мощи буддистского «святого» Хамбо-ламы Даша-Доржо Итигилова (http://pastor.vadim.sumy.ua/o-moshhah-tolko-li-v-pravoslavii)/. Причем, «чудо» этого умершего еще в 1928 году человека куда более выделяется на фоне «христианских святых».

 

«Самый древний рассказ об этом феномене был найден в китайских летописях «Житие буддийских святых». Там говорится об одном из самых знаменитых патриархов династии Сунь Гуй Нене. Он умер в 712 году и был похоронен в монастыре Куо-ен. В эпоху падения династии Сунь, в 1276 году, монгольские воины выкопали тело, желая убедиться в истинности слухов о его чудесной сохранности. Через 564 года после смерти кожа мастера оставалась эластичной и лоснящейся, без каких-либо признаков иссушения или разложения. Тогда монголы вспороли тело и увидели, что сердце и печень в отличном состоянии. Совершенно ошеломленные, они сочли за лучшее немедленно покончить со святотатством и бежать прочь» (Светлана Кузина «Почему сохраняются нетленные мощи?»).

 

Стоит помнить, что примеры т.н. «нетленности» человеческих трупов явление довольно известное и связанное далеко не только с религией. В разных частях мира ученые и обычные люди находили множество сохранившихся человеческих тел умерших, чему смогли дать различные объяснения. Одно из них — особенности среды, в которой находится труп. Не удивительно, что многие «нетленные мощи» до сих пор хранятся не в обычных условиях, а исключительно в глубоких подвальных помещениях. Кроме того, ученые объясняют данный эффект радиацией, сапонификацией, обрабатыванием тела умершего определенными смесями и т.д. Как признается доктор философских наук, специалист по церковным обрядам Георгий Шишковец, «случаи, когда останки можно признать истинно нетленными, чрезвычайно редки».

 

 

Итак, внимательное исследования библейских сообщений, касающихся исцелений, помогает прийти к ряду важных заключений:

 

  1. Ни один подобный отрывок Библии не дает оснований для веры в некие чудотворные силы, заключающиеся в трупных останках.

 

  1. В Библии нет ни одного примера того, чтобы чьи-либо мощи или элементы одежды умершего человека обладали неоднократным проявлением чудотворных сил.

 

  1. Пример с умершим Елисеем показывает, что в его случае Бог проявил лишь единократное чудо, которое более никогда с его останками не повторялось, и Богом не было дано указание на какое-либо особое почитание этих останков.
  1. Примеры с Иисусом, а также с апостолами Петром и Павлом свидетельствуют, что Божья сила исцеления имеет совершенную форму. Исцелялись все желающие, причем, абсолютно от всех болезней, более того — исцелялись сразу! Так называемые «чудотворные мощи» не выдерживают ни малейшего сравнения с данной библейской особенностью действия Божьей силы.

 

  1. Использование мощей в целях обращения к умершим является разновидностью оккультизма и осуждается Богом.

 

  1. Библия не поддерживает благоговейного отношения к плоти умершего человека, объясняя, что даже живые люди остаются подверженными греху.

 

  1. Апостолы Петр и Павел указывали на то, что тела христиан по смерти «разрушатся» и «не наследуют нетления».

 

  1. Культ «нетленных мощей» широко известен не только в христианской церкви, но и в нехристианских религиях.

 

Заключение

 

В ходе исследования темы почитания мощей мы могли убедиться в полной антибиблейской сути данного культа. Ни в Ветхом, ни в Новом Заветах мы не найдем ни малейшего основания для утверждения и практикования такого обычая. Почитание мощей противоречит основам спасения и благодати, предлагаемых человеку Богом. Библия говорит, что является истинным спасением для всякого человека:

 

«Незаслуженной добротой вы спасены... По этой незаслуженной доброте вы и были спасены через веру, и это не ваша заслуга, а дар Бога» (Эф. 2:5,8).

 

Итак, спасением для человека является незаслуженная доброта (благодать) Бога, заверенная искупительной жертвой Иисуса Христа (1 Пет. 1:18,19). Причем, «мы освящены приношением тела Иисуса Христа, сделанным раз и навсегда» (Евр. 10:10). Его жертва совершенна, ее достаточно, «чтобы покончить с грехом... и понести грехи многих» (Евр. 9:26-28). Однако в случае культа почитания мощей возникает недоумение: разве совершенной жертвы Христа не достаточно, чтобы Бог оказал верующему человеку незаслуженную доброту? Разве для этого необходимо еще искать мумифицированные трупные останки несовершенных людей, целовать их, кланяться им, надеясь, что это окажется неким недостающим звеном в ниспослании Богом человеку благодати и спасения? Увы, но это кажется не только абсурдом, но и представляется как уничижение Божьего способа спасения.

 

Более того, Писание указывает исключительно на одно-единственное тело, смерть которого приносит нам пользу: это тело самого Иисуса Христа.

 

«Он сам понёс наши грехи в своём теле на столб, чтобы нам избавиться от грехов и жить для праведности. И "его ранами вы исцелились"» (1 Пет. 2:24; Кол. 1:22).

 

«Мы освящены приношением тела Иисуса Христа, сделанным раз и навсегда» (Евр. 10:10).

 

Находим ли мы в Божьем Слове хоть какое-то указание на иную благодать через тело иного умершего человека? Однозначно, нет! Ввиду этого, любая попытка представить «благодатным», кроме ценности жертвенного тела Иисуса, какое-либо дополнительное тело, мощи некоего «святого», неминуемо оказывается богопротивным культом. Неудивительно, что для поддержки подобного культа его защитникам приходится искать помощи не столько в Библии, сколько в книгах человеческих традиций, написанных такими же людьми, склонными подменять мнение Бога собственными предпочтениями.

 

 

Традиция мощепочитания, несомненно, имеет общую почву с практикой почитания бальзамированных мумий политических вождей прошлого и настоящего времени. В древнем Египте, из которого Моисей вывел Израиль, этот культ имел широкое распространение. Возможно, именно по этой причине Бог скрыл могилу Моисея, понимая, что у людей могло возникнуть искушение начать преклоняться перед его мощами (Втор. 34:5,6). Особо бросается в глаза, что «архангел Михаил спорил с Дьяволом о теле Моисея» (Иуды 9). Если Бог хотел скрыть тело своего служителя, то чего в противовес ему хотел Дьявол? Сделать это тело доступным в качестве объекта почитания? Если так, то выявляется еще одна причина решительно отвергнуть культ мощей — эта традиция имеет своим вдохновителем вовсе не Бога, а Сатану!

 

Сама по себе фраза «почитание мощей» идет в разрез с библейскими принципами. Библия не говорит, что трупы людей следует окружать каким-либо длительным почитанием. Наоборот, умершего человека следует хоронить, а не выставлять его труп на публичное обозрение. И если уж говорить о почитании (уважении) умерших христиан, то Божье Слово указывает на совершенно другой способ как это следует делать:

 

«Помните тех, кто берёт на себя руководство среди вас, кто говорил вам слово Бога, и, наблюдая, какие плоды приносит их поведение, подражайте их вере» (Евр. 13:7).

 

«И потому умоляю вас: следуйте моему примеру [...] Следуйте моему примеру, как я следую примеру Христа» (1 Кор. 4:16; 11:1).

 

«Все вместе подражайте мне, братья, и смотрите на тех, кто поступает по тому примеру, какой видите в нас» (Филип. 3:17).

 

«Вы начали подражать нам и Господу, приняв слово при множестве бед с радостью святого духа» (1 Фес. 1:6).

 

Не разрывание трупов умерших христиан на части является почтением, а подражание их вере! Вот как, согласно Писанию, следует поступать истинным христианам! Но представьте, что кто-то из ваших знакомых настолько рьяно решил бы почтить своих умерших близких, что пошел бы на кладбище, разрыл их могилы и притащил их трупы к себе домой! Как бы вы на это отреагировали? Посчитали бы вы такого человека любящим? Навряд ли. Скорее, страдающим расстройством психики, потому что подобные деяния никак не вписываются в рамки здравого смысла, и кроме того, являются нарушением Уголовного Кодекса РФ (Статья 244. Надругательство над телами умерших и местами их захоронения). Да, с точки зрения любого здравомыслящего человека подобные действия являются вопиющим кощунством, каким бы «благородными» целями не пожелал бы оправдаться совершающий подобное! Почему же в таком случае мы должны думать, что Бог смотрит на эту же самую сцену иначе? Чем отличаются действия религиозных трупокопателей от человека, стремящегося иметь при себе тела выкопанных из могил мертвецов? В последнем случае это называется «некрофилией». А как следует назвать случай первый?

 

 

 

Культ почитания мощей не имеет ни малейшего основания в Библии. Лишенные возможности для его принятия и оправдания со стороны Божьего Слова, суеверные люди стремятся искать опору со стороны разного рода религиозных философов, таких же как они сами несовершенных людей, и утвержденных ими постановлений. Все это типичный пример подмены Божьих заповедей человеческими традициями, от чего решительно предостерегал Христос.

 

«А вы почему нарушаете заповеди Бога ради ваших традиций?...Вы отменили слово Бога ради вашей традиции. Лицемеры, верно пророчествовал о вас Иса́ия, когда говорил: „Этот народ чтит меня губами, но их сердце удалено от меня. Напрасно они поклоняются мне, потому что их учения всего лишь человеческие заповеди“» (Мф. 15:3-9).

 

Если человек надеется найти одобрение Бога через откровенные нарушения его принципов, то такой путь изначально лишен перспектив. К Богу можно приблизиться только через послушание его воле, а не угождение суеверным традициям. И, разумеется, абсолютно бессмысленно в глазах Бога полагать надежды на т.н. «святые трупы» несовершенных людей.

 

 

«Так говорит Яхве: "Проклят человек, который полагается на человека и делает плоть своей опорой"» (Иер. 17:5).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...