Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стадии доизобразительного периода

Содержание

 

1. Введение…………………………………………………………3

 

2. Доизобразительный период………………………………….....4

 

3. Стадии доизобразительного периода………………………….5

 

4. Заключение……………………………………………………..10

 

5. Список использованной литературы………………………….11

 

 

Введение

 

Выявление способностей у детей и правильное их развитие - одна из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей, психофизического развития, условий воспитания и других факторов.

 

Способности обнаруживаются только в деятельности, и притом только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях человек к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности.

 

Развитие способностей у детей к изобразительному искусству только тогда принесет свои плоды, когда обучение рисованию осуществляется педагогом планомерно и систематически. Иначе это развитие пойдет случайными путями, и изобразительные способности ребенка могут остаться в зачаточном состоянии.

 

 

Доизобразительный период

 

Так уж сложилось в языке, что искусство (живопись, графика, скульптура) называется «изобразительным» и область художественного творчества в педагогических программах для детей также называется «изобразительной» деятельностью. А вот период художественных опытов самых маленьких художников специалисты назвали «доизобразительным», поскольку изображать малыши еще ничего не могут.

 

Основным «художественным» занятием в этом возрасте являются «игры с художественными материалами». Эта деятельность природосообразна с возможностями малыша и сутью творчества. Кроха познает все, что его окружает в первую очередь чувственно. Запахи, краски, звуки удивляют, завораживают и заполняют его сознание. Если маленький ребенок чувствует – значит знает. И он открывает для себя не только мир и красоту этого мира, но и свои собственные возможности, видит следы собственной деятельности. А вот какими способами он будет это делать, во многом зависит от окружающих его взрослых.

 

Художественная деятельность неотделима в раннем возрасте от познавательной. Исследуя разнообразными способами материалы, малыш знакомится с их свойствами и качествами. Это очень полезное занятие для будущего художника! Через такие незатейливые манипулятивные игры кроха постепенно переходит к использованию художественных материалов по назначению.

 

Доизобразительный период – это период «каракулей», «марания», который, начинаясь в возрасте 1,5 - 2 лет, длится вплоть да 3 – 3, 5 лет. Этот этап продолжителен и неоднороден. У детей еще отсутствует прямое намерение изобразить что-то, интерес к изобразительной деятельности возникает в результате подражания действиям взрослого и поддерживается благодаря удовольствию от двигательной игры с карандашом.

 

Все, по словам специалистов, начинается с так называемого марания – юный художник начинает выводить линии на бумаге, играя по бумаге карандашом. Данный процесс доставляет ребенку множество положительных эмоций. Малышу доставляет удовольствие наблюдать, как при помощи карандаша или пальчиковых красок на чистом листе появляется что-то материальное, созданное им самим еще такими непослушными руками. Штрихи, которые оставляет ребенок на чистом листе бумаги – это пока только подражание действиям родителей или других близких родственников. Малыш пока еще не стремится выразить на бумаге что-либо определенное. Однако реальный результат его усилий, который виден и ему и окружающим, становится для ребенка предметом неподдельной радости и большой гордости.

Стадии доизобразительного периода

 

Период марания неоднороден и довольно продолжителен. Ребенок начинает с подражания действиям учителя (мамы, папы, бабушки и так далее), потом он начинает учиться рассматривать свои простые каракули, проводить линии, создавать в дальнейшем более сложные каракули и, в итоге, создавать полноценные законченные изображения.

В своём старании передать свои мысли и эмоции при помощи цвета, формы и образов малыш проходит несколько стадий.

 

Доизобразительный период, как правило, начинается у малыша на втором году его жизни и сводится на нет в промежутке между тремя и четырьмя годами. В этот период детские рисунки еще не способны передавать ничего конкретного, их еще тяжело сопоставить с реальностью так как, они заключают в себе только линии различной формы, толщины и длины – как правило, именно их взрослые и называют каракулями. Однако учтите, что для малыша это очень значимый процесс, так во время марания малыш начинает первые эксперименты с различными изобразительными средствами.

 

У полуторагодовалого малыша нет надобности в рисовании. Для него представляют интерес только действия с бумагой и карандашом: он мнет, стучит, жует, рвет, разбирает, грызет и т.д. Тем не менее, чрезвычайно важно, чтобы в детском поле зрения периодически были различные изобразительные материалы: бумага, карандаши, краски, фломастеры и так далее. Однако помните о том, что все эти принадлежности должны быть не только яркими, чтобы привлекать внимание крохи, но и безопасными. Нужно дать ребенку возможность рассмотреть и изучить все эти предметы так, как ему хочется. Пойдите ему на встречу, конечно, кроме случаев, когда подобное знакомство не представляет угрозу его здоровью.

 

Второй период доизобразительной стадии марания начинается тогда, когда малыш начинает экспериментировать с пятнами и штрихами. Это говорит о том, что у малыша начинают формироваться представления о свойствах материалов и о причинно-следственной связи от различных действий с ними. Вот почему так важно не лишать малыша возможности вволю почеркать по листу бумаги или по другой подходящей для этих целей поверхности. Вы можете помочь малышу развивать фантазию, превратив безликие и бессмысленные точки, линии и штрихи в знакомые малышу образы: ветер, снег, дождь и так далее.

 

Третий период стадии марания – это этап создания замысловатых и уже довольно сложных каракуль. Дети уже вполне овладевают вращательными движениями кистей рук, начинают во время рисования двигать рукой по листу бумаги, начиная закруглять одни линии, преломляя другие под разными углами. Кроме того, в детских рисунках этой стадии могут появиться зигзаги, перекрещивания нескольких линий и простейшие спирали.

 

Кажущаяся бессмысленность детских каракулей обманчива. Рисунки малыша данного периода очень важны, так как без них дальнейшее развитие его творческих способностей невозможно.

 

Следующий важный творческий этап в жизни малыша – это период очень простых изображений. Случайно и неожиданно для самого ребенка получившееся изображение неизменно привлекает детское внимание. Малыш с удовольствием замечает, что его каракуля становится похожа на знакомый образ или изображение чего-либо, а также кого-либо, к примеру, на предмет или животное. Происходит это в среднем в возрасте двух с половиной лет. Отметим, что малыш еще не способен придать своему рисунку объективное сходство с реальными объектами. Однако у юного художника уже начинает формироваться замысел, то есть простейшее представление о будущем рисунке и способе создания задуманного «произведения».

 

Ребенок объясняет родителям: «Я буду рисовать кошку, воду, дом и так далее». Все зависит только от фантазии малыша. Ребёнок сосредоточенно черкает по листу, комментируя каждое свое действие и дополняя получающийся образ словами, таким образом, он стремится сделать рисунок более полным и содержательным. Если малыш еще мало говорит, то как правило, он мяукает, рисуя кошку, или гудит как паровоз, рисуя рельсы. Этот период важен тем, что малыш может попытаться нарисовать все, что ему захочется, так как у него еще нет страха перед возможной неудачей, который появляется у детей более старшего возраста.

 

Ребенок в этом возрасте хочет выразить какой-либо образ на бумаге, однако его сил и навыков еще вовсе не достаточно для того, чтобы мама или папа смогли бы без помощи юного художника понять, что же на рисунке изображено. Все дело в том, что глазомер и руки ребенка еще не приспособлены для рисования, у него пока нет навыка черчения правильных линий.

 

Как правило, малыш начинает с создания простых форм: нечетких кругов, своеобразных многоугольников, углов и линий. Потом начинается стадия «головоногих». Это такие рисунки, на которых все персонажи уже имеют довольно тщательно вырисованную голову, от которой сразу же начинаются руки и ноги.

В изобразительной деятельности пока еще нет замысла -рисование имеет характер игры. Возникающий образ становится для ребенка "живым" - он "кормит" птичку (ставит на листе точки), гладит ладошкой котенка.

Ребенок осваивает пространство листа, оно становится местом действия ("машина едет по дороге", "на полянке растут красивые цветы" и т.д.). От непроизвольных действий переходит к произвольным, стремясь еще и еще раз увидеть изображение на листе. К трем годам дети все чаще создают изображения предметов разных очертаний, овальных, прямоугольных. Очень своеобразно передают динамику - изменением самого рисунка. Например, ребенок рисует зайчика, а потом густо зачеркивает его карандашом - "зайчик убежал в лес" или "спрятался".

Узнаваемость получаемых в рисунке образов изменяет характер деятельности: возникает связь движений руки с графическим или пластическим изображением. Это уже не те случайно возникшие ассоциации, которые были ранее. Преднамеренность действий помогает ребенку передать элементарное сходство с предметом, явлением ("листопад", "дождик", "одуванчики растут", "жучки бегают в травке"). Появление разнообразных форм и цветовых сочетаний придает особую выразительность первым детским рисункам.

И лишь в четыре-пять лет у большинства малышей формируется навык схематических изображений.

Важная стадия в этот период – это этап создания ребенком своеобразных схем. Малышу еще сложно нарисовать именно то, что он придумал, и он рисует простые схемы, то есть элементарные объекты, которые можно узнать только по общей форме или отдельным простым деталям. Чем взрослее делается ребёнок, тем более детальными становятся его схемы, и в итоге примерно после 6-ти лет дети начинают отказываться от простых схем и стремятся к правдоподобным и натуральным изображениям. И уже примерно к 13-ти годам у ребенка начинается период верных (реалистически точных) изображений.

 

То, как быстро ваш ребенок сможет овладеть навыками самостоятельного рисования и пройдет все выше перечисленные стадии, зависит исключительно от индивидуальных способностей и таланта юного художника. Однако немаловажную роль в этом процессе играет и то, как много внимания и времени уделяют родители формированию художественных способностей у ребенка.

 

Каждому человеку природа дала возможность искренне радоваться, ежесекундно удивляясь увиденному, придумывать и воплощать свой идеальный мир, то есть замечать и постигать его не только с помощью разума, но и при помощи чувств. Набор данных качеств как раз и требуется художнику. Задача родителей заключается в том, чтобы не просто сохранить, но и развить природные способности малыша, в независимости от того, стремятся ли родители вырастить талантливого художника или просто воспитать в ребенке любовь к прекрасному.

 

Важным является и то, что, по словам специалистов, рисование связано напрямую с формированием и развитием творческого и логического мышления, кроме того, оно способствует развитию таких навыков, как анализ, сопоставление, синтез, обобщение и сравнение. Во время работы над рисунком, ребенок учится отмечать внешние свойства предметов, различать второстепенные и главные детали, верно соотносить части предмета между собой и устанавливать их в соответствии с действительностью, то есть точно передавать на бумаге его пропорции, сравнивая свою работу с оригиналом и рисунками других детей. В том случае, если малыш рисует в детском саду, а в дальнейшем в обычной или в художественной школе.

 

В процессе создания рисунка у малыша формируется представление о цели и, соответственно, результате его труда, он учится рассуждать, оперируя понятиями, после чего делать выводы. Соответственно, идет увеличение словарного запаса ребенка. Рисование с натуры развивает детскую внимательность, а рисование по воображению формирует и укрепляет фантазию и память. Таким образом, специалисты делают вывод о том, что рисование ускоряет формирование зрительной и двигательной координации, совершенствуя мелкую моторику кистей рук в целом и каждого пальца в частности.

 

Постоянные упражнения в рисовании чрезвычайно важны во время подготовки малыша к школе. Переоценить его важность практически невозможно. Посудите сами, рисование учит:

- правильно держать руки и весь корпус в целом;

- соотносить наклон кисти с наклоном карандаша, контролировать размах, интенсивность движений, а также силу нажима;

- учит внимательно слушать и запоминать и делать задание по строго определенной схеме или плану, успевать закончить работу в отведенное для этого время;

- критично оценивать выполненную работу, находя и исправляя допущенные ошибки; всегда стремиться довести работу до конца;

- наводить порядок на своем рабочем месте, аккуратно складывая бумагу, карандаши, краски и так далее. Ко всему прочему это делается по собственной инициативе малыша непринужденно и легко.

 

Кроме того, не стоит забывать и о том, что рисование – это процесс, который доставляет массу удовольствий и положительных эмоций юному художнику. Особенно тогда, когда ему удается найти удачное сочетание цветов и оттенков, что способствует максимальной схожести изображения с оригиналом. Малыш может целую неделю с гордостью демонстрировать вам «самолет» или «куклу», состоящих из двух перекрещенных линий. По возможности, каждый раз хвалите его за талантливую «работу», это придаст малышу уверенность в собственных силах и усилит его стремление к творчеству.

 

Заключение

 

Доизобразительный этап очень важен, как для самого художника, так и для его родителей, так как ребенок начинает не просто определять изображение на готовом рисунке, а уже ставит себе цель. Рисование является одним из самых интересных занятий для малыша. Связано это с тем, что оно развивает мелкую моторику ребенка, его творческие наклонности и способности, формирует навыки восприятия формы предметов и их цвета. Также немаловажно и то, что малыши, которые рисуют много и с огромным удовольствием, осваивают навыки чтения и письма быстрее и в более раннем возрасте. Изобразительное творчество малышей давно интересует психологов, педагогов и медиков. Специалисты даже разработали целую периодизацию творчества детей разных возрастов. Как правило, уже до четырехлетнего возраста дети могут овладеть множеством способностей и навыков, необходимых для рисования.

 

Список использованной литературы

 

1. С. Левин. «Ваш ребенок рисует: книга о детском рисунке» – Москва, Советский художник, 1979.

 

2. Топалова Е.П. «Художники с пеленок» – М.: Айрис - пресс, 2004.

 

3. Под ред. Проф. А. В. Петровского «Общая психология» - Москва, «Просвещение», 1977.

 

4. http://malishkin-club.ru/ot_1_do_3/328.html

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...