Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка сформированности слоговой структуры слов




Сформированность слоговой структуры слов — способность продуцировать динамические комплексы артикуляционных действий, соответствующих сло­гу, переключаясь с одного действия на другое, воспроизводить «кинетическую мелодию» слова. На определенном этапе этот сукцессивно организованный комплекс артикуляторных действий превращается в целостную симультанную программу. Чем больше степень симультанизации слоговых структур слов, тем устойчивее их воспроизведение даже в артикуляторно сложных текстах типа чистоговорок. Если ребенок не достиг в определенном многосложном слове автоматизации слоговой моторкой программы, он может произносить его без ошибок только в медленном темпе или скандированно. Однако наблюдения за детьми с динамической артикуляторной диспраксией и с моторной алалией показывают, что определенное число многосложных слов такие дети все-таки могут произносить быстро и без ошибок. Обычно это часто повторяющиеся в речевой практике детей слова. В связи с этим при исследовании данной сферы может встречаться диссоциация по качеству между произнесением тестового материала в экспериментальной ситуации и высокочастотных многосложных слов в спонтанной речи.

Для исследования состояния слоговой структуры используются следующие приемы:

1) Повторение/называние многосложных слов со стечением согласных: простыня, сковорода, милиционер, экскаватор, аквариум, водопровод­чик, велосипедист и т. п.

2) Повторение чистоговорок с многосложными словами: «Водопроводчик починил водопровод», «Милиционер остановил велосипедиста», «Пол­полдника проболтали» (см. выше).

3) Оценка элементарной способности воспроизводить ряд слогов в квази­словах типа ПАТАКА (см. выше).

 

Исследование грамматического строя речи

Исследование синтаксических показателей речи

Информативными показателями сформированности синтаксических опе­раций являются средняя длина, распространенность фраз и структурная слож­ность используемых синтаксических конструкций. Среднюю длину фраз мож­но исследовать посредством анализа свободных высказываний (точнее, их фонограмм). Это достаточно трудоемкий процесс. Более простым, но косвен­ным методом оценки способности к синтаксированию является тест «Повто­рение фраз». В этом случае оценивается максимальная длина фраз, которые ребенок способен повторить безошибочно.

Ребенку предлагается повторить фразу, произнесенную обследующим. В случае ошибки опыт повторяется с другой фразой той же длины и сложности.

Данное задание входит в методику обследования интеллекта Бине-Симона. Еще в 1925 г. оно в расширенном виде было адаптировано для русской популя­ции и стандартизовано А. П. Нечаевым. Задание может использоваться для оценки синтаксического компонента языковой компетенции детей и диагно­стики лексико-грамматическго недоразвития. По данным литературы, предель­ная длина фразы, которую ребенок способен повторить, близка к той, которой он может пользоваться в спонтанной речи. Можно полагать, что выполнение этого задания зависит от функциональных возможностей премоторных отде­лов мозга. Дети с тотальным избирательным недоразвитием речи обычно де­монстрируют весьма низкие результаты в этом задании. При этом нередко спо­собность строить развернутые высказывания и уровень речевой активности тоже низки.

Для повторения предлагаются следующие фразы (длина оценивается в слогах):

 

Фразы для повторения Длина фраз (к-во слогов)
  Дети, ложитесь спать! Дети пошли гулять  
  Часы висят на стене. Чашка стоит на столе  
  Лошадь бежит по дороге. В лесу весной поют птицы  
  Кошка побежала за мышкой. Зимой на улице холодно  
  Посмотри в окошко на детей. Бедная собачка замерзает.  
  Летом солнышко греет очень сильно. Книга и карандаш лежат на столе  
  Курочка повела своих деток гулять. Уточка быстро плавает по озеру  
  Поросята любят валятся в грязной куче. Сердитый мороз нарумянил детям щеки  
  Вечером няня рассказывает детям сказки. Дети пошли за грибами и за ягодами  
  Грузовая машина быстро едет по дороге. Страшная буря разрушила избушку рыбака  
  Лиса залезла в курятник и утащила петуха. Первый чистенький снежок падает на мерзлую землю  
  Мама ходила сегодня в сад и принесла нам много груш. Ранней весной прилетела птичка и стала вить гнездышко  
  Ваня любит сказку про серого волка и хитрую лису. Бабушка и Миша уходили после обеда погулять в лес  
  Летом после дождя дети очень любят бегать по сырой земле. Во время дождя все птички в лесу перестают петь свои песни  
  Мама подарила Кате книгу с очень красивыми рисунками. Сегодня утром дети очень хорошо убрали свою комнату  
  Мальчии ходили гулять в лес и поймали там маленького зайчика.маша выучила стихи, положила книги в сумку и пошла гулять  
  Маленькие котятя целыми днями возятся и играют друг с другом. После лета наступает осень и с каждым днем становится холоднее  

 

А. П. Нечаев приводит следующие возрастные нормы для этой пробы тес­та, которые, на наш взгляд, для современных детей представляются занижен­ными (табл. 10).

Таблица 10

Возрастные нормы выполнения задания «Повторение фраз» (мальчики/девочки)

 

параметры возраст
4г. 5л. 6л. 7л. 8л.
Средняя длина фразы 10/10 12/12 13,5/4 16/15,5 16/16,5
Размах колебаний 8-12 8-11 11-13 11-14 12-16 12-16 13-19 13-18 13-19 14-19
Собственные данные (Корнев А.Н. 1997) 9-16 13-18 15-20 - 21-29

 

Оценкой в данном задании является длина фразы в слогах, которую смог повторить ребенок (засчитывается лучший из всех полученных результат).

По нашим наблюдениям, наиболее низкие оценки в этом задании получа­ют дети с моторной алалией.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...