Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

И.А.Силифонкина

 

АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Учебное пособие

 

 

Тюмень 2012

 

ББК

УДК 336.6

 

Силифонкина И.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Тюмень: ТюмГНГУ, 2012. – 116 с.

 

Рассмотрены виды и методы экономического анализа. Дана последовательность изучения показателей, характеризующих результаты производства. Изложены основы анализа использования ресурсов, диагностики потенциала предприятия: кадрового, технического, производственного и финансового. Приведена методика исследования показателей себестоимости, прибыли и рентабельности производства, а также финансового состояния предприятия.

Предназначено для студентов экономического профиля образовательных учреждений среднего профессионального образования.

 

Табл.42, илл.18, библ.19 назв.

 

 

Рецензенты: Хайруллина Н.Г.- д.с.н., профессор кафедры МиМУ ТюмГНГУ, заведующая ТЭО ИМиБ ТюмГНГУ; Пепеляева Н.А. – к.э.н., доцент кафедры «Экономика» ТюмГАСУ.

 

 

  Ó Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет», 2012

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4

1. ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5

1.1.Предмет, задачи и содержание анализа хозяйственной деятельности. 5

1.2. Классификация видов экономического анализа. 9

1.3. Методы проведения анализа. 10

1.4. Организация аналитической работы и оценки потенциала предприятия 15

1.5. Информационная база анализа деятельности предприятия. 16

1.6. Компьютерная обработка аналитической информации. 19

Контрольные вопросы.. 20

2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 22

2.1. Понятие экономических результатов деятельности предприятия. 22

2.2.Анализ производственных результатов. 23

2.3. Анализ результатов технического развития. 30

2.4. Анализ результатов социального развития. 33

Контрольные вопросы.. 34

3. ОЦЕНКА использования РЕСУРСОВ ОРГАНИЗАЦИИ.. 35

3.1. Анализ использования трудовых ресурсов. 35

3.2. Анализ состояния и использования основных средств. 39

3.3. Анализ использования нематериальных активов. 48

3.4. Анализ использования материальных ресурсов. 51

3.5. Диагностика потенциала предприятия. 57

Контрольные вопросы.. 61

4. Анализ затрат на производство и реализацию...

продукции.. 63

4.1. Общая характеристика показателей себестоимости. 63

4.2. Анализ динамики и структуры затрат. 64

4.3. Анализ затрат по статьям калькуляции. 65

4.4. Анализ резервов снижения себестоимости. 72

Контрольные вопросы.. 74

5. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 75

5.1.Анализ прибыли предприятия. 75

5.2. Анализ рентабельности. 83

Контрольные вопросы.. 85

6. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 86

6.1. Характеристика финансовой отчетности. 86

6.2. Структурный анализ баланса. 92

6.3. Коэффициентный анализ. 97

6.4. Диагностика банкротства. 111

Контрольные вопросы.. 112

ЛИТЕРАТУРА.... 113

ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………… 114

ВВЕДЕНИЕ

Современные условия развития экономики повышают ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по повышению эффективности производства, конкурентоспособности.

Результаты хозяйственной деятельности зависят от разнообразных факторов. Не оценивая направления, активность и время их действия, нельзя обеспечить эффективность управления. В условиях рынка обоснованность стратегических решений финансового характера становится жизненно необходимой, т.к. роль финансовых ресурсов неизмеримо возрастает. Принятию экономических решений предшествуют аналитические расчеты, поэтому любой представитель аппарата управления предприятием обязан быть хорошим аналитиком. Анализ и диагностика должны выполняться не только в ретроспективе, но и, что наиболее важно, в перспективе. В ходе аналитических расчетов важно выявить тенденции развития, как сложившиеся, так и складывающиеся.

С помощью анализа и диагностики хозяйственной деятельности предприятия вырабатываются стратегия и тактика его развития, обосновываются планы, осуществляется контроль за их выполнением.

В данном учебном пособии изложены методики анализа, охватывающие все основные экономические показатели в их взаимосвязи. Овладение ими позволяет формировать аналитическое мышление, умения и навыки использования аналитических инструментов для объективной оценки складывающихся хозяйственных ситуаций, выработки и обоснования оптимальных управленческих решений.

Важной задачей дисциплины «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» является изучение теоретических основ и приобретение практических навыков оценки хозяйственной деятельности предприятия. В процессе изучения дисциплины студенты должны научиться глубоко понимать сущность экономических явлений и процессов, их взаимосвязь и взаимозависимость, систематизировать и моделировать их, определять влияние факторов, оценивать результаты деятельности, выявлять резервы повышения эффективности производства.

Приведенные в учебном пособии данные являются условными и не могут служить справочным материалом.


1. ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.1. Предмет, задачи и содержание анализа хозяйственной деятельности

 

Оценка финансово-хозяйственной деятельности является элементом управленческой деятельности. Она включает в себя комплекс работ по:

· исследованию экономических процессов в их взаимосвязи, складывающихся под воздействием объективных и субъективных факторов;

· обоснованию планов и управленческих решений и объективной оценки их реализации;

· выявлению положительных и отрицательных факторов, влияющих на результаты деятельности предприятия;

· раскрытию тенденций и пропорций развития, выявлению резервов производства, выработке предложений по их реализации.

Сущность диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия состоит в установлении и изучении факторов, измерении основных характеристик, отражающих состояние техники, экономики, финансов предприятия для оценки возможных отклонений от стандартных значений и предотвращения нарушений нормального хода работы.

Под предметом анализа финансово-хозяйственной деятельности понимаются хозяйственные процессы предприятия, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов и отражающиеся через систему экономической информации.

Анализ хозяйственной деятельности подразделяется на внешний (финансовый) и внутренний (производственный или управленческий). Особенностями внешнего финансового анализа являются:

· множественность субъектов анализа;

· использование ограниченной информации о деятельности предприятия;

· наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;

· ориентация анализа на публичную, внешнюю отчетность предприятия;

· ограниченность задач;

· максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.

В условиях рынка любое предприятие может оказаться банкротом. Диагностика банкротства как вид финансового анализа направлена на выявление как можно раньше различных сбоев и упущений в деятельности предприятия. Серьезно поставленная аналитическая работа позволяет своевременно распознать надвигающийся кризис и оперативно отреагировать на него.

Управленческий анализ шире внешнего анализа, он включает в свою систему не только производственный, но и финансовый анализ, без которого руководство предприятия не может осуществлять свою финансовую стратегию. Внутрихозяйственный финансовый анализ использует в качестве источника информации финансовую отчетность, другие данные системного бухгалтерского учета, данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию.

Содержание внутрихозяйственного анализа может быть дополнено другими аспектами, необходимыми для оптимизации управления, например такими, как анализ эффективности авансирования капитала, взаимосвязи издержек, оборота и прибыли.

Вопросы финансового и производственного анализа взаимосвязаны при обосновании планов, контроле за их реализацией, в системе маркетинга. Особенностями внутреннего анализа являются:

· ориентация результатов на руководство предприятия;

· использование всех источников информации;

· отсутствие регламентации со стороны;

· комплексность, изучение всех сторон деятельности предприятия;

· интеграция учета, анализа, планирования и принятия решения;

· максимальная закрытость результатов в целях сохранения коммерческой тайны.

Содержанием экономического анализа определяются и стоящие перед ним задачи. К числу важнейших из них следует отнести повышение экономической обоснованности планов и нормативов (в процессе их разработки); объективное и всестороннее исследование выполнения планов и соблюдения нормативов по данным учета и отчетности; определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов (отдельно и в совокупности); выявление и измерение внутренних резервов (на всех стадиях производственного процесса); испытание оптимальности управленческих решений (на всех ступенях иерархической лестницы).

Первая задача экономического анализа - повышение экономической обоснованности планов и нормативов – достигается, в первую очередь, осуществлением обстоятельного ретроспективного анализа хозяйственной деятельности. Построение временных рядов за значительный период позволяет установить определенные экономические закономерности в хозяйственном развитии. Далее выявляются основные факторы, которые оказывали в прошлом и могут оказывать в будущем существенное влияние на хозяйственную деятельность данного предприятия. Выводы ретроспективного анализа совмещаются с текущими наблюдениями и в обобщенном виде используются в плановых расчетах. Ретроспективный и текущий анализ завершается перспективным (прогнозным) анализом, который дает выход на плановые показатели.

Во всех случаях используются методы сравнительного анализа конечных производственно-финансовых результатов, показателей социально-экономической эффективности передовых предприятий (отечественных и зарубежных). Таким образом, планы обстоятельно обосновываются необходимыми экономическими расчетами.

Вторая задача - объективное и всестороннее изучение по данным учета и отчетности выполнения установленных планов и соблюдения нормативов по количеству, структуре и качеству выпущенной продукции, выполненных работ и услуг. На промышленных предприятиях в процессе анализа тщательно исследуется выполнение производственной программы по количеству и ассортименту важнейших изделий, сортности, комплектности и качеству продукции, ритмичности производства, реализации продукции, выполнению договоров поставки; на транспорте - по грузообороту; в организациях связи - по числу оказанных услуг и т.д.

Третья задача - определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. На промышленных предприятиях отдельно исследуется эффективность использования средств и предметов труда (зданий и сооружений, технологического оборудования, инструментов, сырья и материалов), рабочей силы (по численности и профессиональному составу работников, основному, вспомогательному, обслуживающему и управленческому персоналу, производительности труда и т.д.), финансовых ресурсов (собственных и заемных).

Четвертая задача экономического анализа - выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса.

В процессе экономического анализа выявление резервов происходит путем сравнительного изучения выполнения плана внутренними подразделениями предприятия, однородными предприятиями, а также изучения и наиболее полного использования отечественного и зарубежного передового опыта. Критическая оценка самих плановых разработок также может указать на возможности их перевыполнения.

Пятая задача экономического анализа состоит в обосновании и проверке оптимальности управленческих решений. Успех хозяйственной деятельности на всех ступенях управленческой иерархии непосредственно зависит от уровня руководства и своевременно принимаемых управленческих решений. Принять правильное управленческое решение, выявить его рациональность и эффективность можно лишь на основе предварительного экономического анализа.

Задачи экономического анализа, конечно, не исчерпываются приведенным выше перечнем. Многогранность и многовариантность хозяйственных ситуаций ставят перед ним многие задачи автономного характера, и их можно решить с использованием общих и частных аналитических методик.

При проведении оценки деятельности предприятия следует руко-водствоваться рядом принципов.

Принцип научности означает, что при проведении исследования необходимо руководствоваться научно обоснованными методиками и процедурами.

Принцип конкретности требует, чтобы в основе исследования лежали реальные данные, а результаты анализа имели конкретное количественное выражение.

Принцип комплексности означает всестороннее изучение экономических процессов и явлений, исследование причинных зависимостей в экономике предприятия с целью их объективной оценки.

Принцип системности ориентирует исследователей рассматривать каждый объект анализа как сложную динамическую систему, состоящую из ряда элементов, связанных между собой и со внешней средой.

Принцип объективности требует критического и беспристрастного изучения экономических явлений. Выводы анализа должны обосновываться точными аналитическими расчетами.

Принцип действенности означает пригодность результатов анализа для практических целей, для повышения результативности производственной деятельности.

Принцип регулярности означает, что анализ должен проводиться систематически, а не от случая к случаю.

Принцип оперативности выражается в умении своевременно выявлять отклонения от поставленных целей предприятия и формировать необходимые корректирующие действия.

Принцип сопоставимости требует, чтобы исходные данные и результаты анализа были легко сопоставимы друг с другом. При регулярном проведении аналитических процедур должна соблюдаться преемственность результатов.

Принцип экономичности означает, что затраты, связанные с проведением анализа, должны быть существенно меньше экономического эффекта, полученного в результате его проведения.

Проведение квалифицированного анализа работы предприятия требует знания многих наук: макро- и микроэкономики, бухгалтерского учета, маркетинга, основ промышленной психологии. В основе всех аналитических процедур лежит знание математического анализа, статистики и эконометрики. В современных условиях анализ невозможен без применения новейших компьютерных технологий.

1.2. Классификация видов экономического анализа

 

Экономический анализ классифицируется на основе нескольких признаков. В зависимости от объекта изучения различают анализ производства, функциональной службы, подразделения, анализ предприятия, подотрасли и отрасли, региональный, программно-целевой и, наконец, анализ хозяйства страны в целом.

Если за основу классификации анализа принят его субъект, т. е. лицо или организация, проводящие анализ, то его можно классифицировать как анализ, осуществляемый экономическими службами предприятия (внутренний) и кредитными, статистическими и финансовыми организациями (внешний).

По цели исследования анализ может быть следующих видов: обоснованности плана, рационального использования ресурсов, объективной оценки эффективности деятельности предприятий, выявления и мобилизации внутренних резервов, подготовки и принятия управленческих решений.

По кругу изучаемыхвопросов анализ может быть полным (комплексным), изучающим в комплексе все аспекты деятельности подразделения и предприятия, или тематическим, заключающемся в детальном изучении одной или нескольких сторон системы.

По широте изучения экономический анализ делится на внутрихозяйственный (анализируется деятельность одной организации) и сравнительный анализ (анализируется и сопоставляется деятельность нескольких однородных организаций и подразделений или несколько видов деятельности).

В зависимости от периода времени, к которому обращено исследование, принято различать перспективный, текущий и оперативный анализ.

По периодичности анализ может быть систематическим, проводимым регулярно через определенные промежутки времени, или эпизодическим, осуществляемым по мере возникновения потребности в нем.

По степени механизации и автоматизации анализ подразделяется на осуществляемый немеханизированным способом, механизированный и автоматизированный.

По направлению исследования анализ делится на финансово-экономический, социально-экономический и технико-экономический, маркетинговый, инвестиционный, логистический и др. Финансово-экономический анализ основан на финансово-стоимостных показателях периодической отчетности предприятия, которые отражают его финансово-хозяйственную деятельность в обобщенном виде. Финансово-экономический анализ должен проводиться в неразрывной связи с социально-экономическим и технико-экономическим анализом, что позволяет определить влияние социального развития трудового коллектива, а также техники, технологии и организации производства на обобщающие экономические и финансовые показатели. В этом случае к анализу привлекаются технико-экономические показатели, характеризующие технический и организационный уровень хозяйственной деятельности, а также данные, характеризующие деятельность предприятия по развитию социальных факторов роста производства. Маркетинговый анализ применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности. Инвестиционный анализ используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности и обоснования оптимального варианта инвестиционного проекта. С помощью логистического анализа исследуются товарные потоки, снабжение и сбыт, выявляются направления, способствующие ускорению материальных и денежных потоков.

Наконец, по методике изучения анализ подразделяется на диагностический, сопоставительный, факторный, маржинальный, функционально-стоимостный (ФСА), экономико-математический, SWOT-анализ, АВС-анализ, экспресс-анализ и т.д. Диагностический анализ позволяет оценить общее состояние организации, основные отклонения от нормального хода хозяйствования и наметить дальнейшие действия; сопоставительный – провести сравнение; факторный – выявить факторы, влияющие на результат, и характер их влияния. Маржинальный анализ основан на оценке и установлении причинно-следственных связей объема продаж, себестоимости и прибыли при делении затрат на переменные и постоянные.При проведении ФСА исследуются функции анализируемого объекта, определяются и оптимизируются затраты на них. Экономико-математический анализ опирается на модели, в которых для описания объектов и процессов применяется математический аппарат. SWOT-анализ используется в стратегическом планировании, для установления внутренних сильных и слабых сторон предприятия, внешних возможностей и угроз для бизнеса. АВС-анализ используется для определения ключевых моментов и приоритетов в области управленческих задач, процессов, материалов, поставщиков, рынков сбыта, категорий клиентов. Экспресс-анализ представляет собой способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений.

1.3. Методы проведения анализа

Под методом экономического анализа понимается способ подхода к изучению производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Методы экономического анализа можно условно подразделить на 2 группы: неформальные (логические) и формальные (математические). Классификация методов исследования деятельности предприятия приведена на рис.1.1.

Остановимся более подробно на характеристике некоторых из них.

1. Сравнение относится к числуосновных методов анализа и диагностики. Оно дает большие возможности для всестороннего исследования хозяйственной деятельности, ее характеристики, выявления резервов и факторов улучшения технико-экономических показателей.

Существует несколько форм сравнения: с планом, прошлым, лучшим, средними данными.

Сопоставление фактических результатов работы с плановыми показателями дает возможность определить степень выполнения плана, выявить недостатки в работе предприятия в плановом периоде, нарушения плановой дисциплины и плановых пропорций, установить обстоятельства, связанные с качеством самого планирования.

Сравнение фактических результатов с данными за предшествующие периоды работы, особенно за ряд лет, дает возможность вскрыть тенденцию изменения, сдвиги, охарактеризовать достижения предприятия, определить средние показатели, темпы их изменения. Однако оно связано с большими трудностями, которые вызваны значительными нарушениями условий сопоставимости. Экономически неграмотным будет, например, сопоставление реализованной продукции за ряд лет в текущих ценах. Сравнение с прошлым периодом требует пересчета оборотов в одинаковые цены (чаще в цены базисного периода), пересчета ряда статей издержек с применением индекса цен, тарифов, ставок.

Дляпроведения сопоставления следует обеспечить сравнимость показателей; в частности, необходимо принять единую количественную оценку, методику исчисления показателей, качественную характеристику, одинаковые периоды работы.

Результаты сравнения могут выражаться в абсолютных и относительных величинах. Если результаты сравнения выражены в абсолютных величинах, используется способ разниц. С его помощью отчетные показатели сопоставляются с базисными (план, отчеты за предыдущие даты, показатели разных предприятий и т.д.). При этом полученные результаты с одинаковыми знаками в зависимости от показателя могут как положительно, так и отрицательно характеризовать деятельность предприятия.

Помимо абсолютных величин при сравнении широко применяются относительные величины, отражающие степень выполнения плановых заданий, динамику производства, его структуру и т.д.

В ходе анализа используется также сравнение со средними показателями: среднеарифметическими, среднехронологическими или среднегеометрическими.


 


Рис.1.1. Классификация методов и приемов, используемых в анализе финансово- хозяйственной деятельности


2. Непременное условие правильности анализа – рассмотрение всех явлений в динамике. Этот метод позволяет избежать случайных выводов. Для характеристики и анализа динамики процессов и явлений используют показатели абсолютного уровня, абсолютного прироста, темпов ростаи прироста.

Для оценки темпов изменения показателей во времени применяются индексы, которые характеризуют динамику объемных и стоимостных показателей (например, индекс добычи нефти, индекс цен и т.п.). Индекс, характеризующий изменение (рост, снижение) уровня показателя в течение какого-либо периода, отражает отношение исследуемого показателя к базовому и называется базисным индексом. Последний широко используется при сопоставлении отчетных данных с соответствующими показателями предыдущих периодов. Абсолютный прирост и темпы роста и прироста по сравнению с предшествующим периодом называют цепными.

Для определения тенденции изменения за длительный период при колебаниях данных пользуются выравниванием на основе полусредних, скользящих средних, наименьших квадратов.

3. Метод средних, предполагающий использование показателей вариации, позволяет характеризовать основную тенденцию, общую для всех явлений данной группы. В зависимости от целей исследования можно определять среднеарифметическую, среднеарифметическую взвешенную, среднегармоническую, моду, медиану. При этом необходимо учитывать, что средние показатели можно использовать только для характеристики однотипных явлений.

Для общей характеристики структуры процесса, явления используют показатели размаха отклонений (максимального уровня от минимального), среднеквадратичного отклонения и коэффициента вариации.

4. Детализация показателей хозяйственной деятельности - это метод изучения предметов и явлений, при помощи которого целое расчленяется на составные части. Такая детализация обеспечивает глубину и конкретность познания явления, хозяйственного процесса, дает возможность вскрыть причины, обусловившие конечный результат. В экономическом анализе технико-экономические показатели детализируют во времени, по месту совершения, отдельным составным частям.

Детализация показателей по составным частям позволяет выявить структуру, роль отдельных частей; факторы, повлиявшие на конечный результат; определить, где может быть достигнут наибольший результат. В конечном счете детализация необходима для выявления резервов производства.

Разновидность детализации – расчленение изменения итогового показателя по факторам. Метод детализации, при котором выявленные на первоначальной стадии составные части подвергаются дальнейшему раскрытию, называется методом последовательного раскрытия. Степень такого раскрытия зависит от глубины анализа. Установить влияние факторов, опосредствованных другими, сложно, но они могут серьезно влиять на конечный результат и иметь большое значение для выявления и мобилизации внутренних резервов.

5. Метод группировок, сущность которого заключается в подразделении сложных и многообразных явлений на типичные однородные группы по существенным признакам.

Явления обладают как существенными, так и несущественными признаками. Установление существенных признаков и группировка по ним рассматриваемых явлений способствуют выявлению закономерностей, определению причин и связей. Правильность выводов зависит от грамотной и научно обоснованной группировки.

6. Метод цепных подстановок. Для определения величины влияния отдельных факторов на рассматриваемый показатель пользуются элиминированием, сущность которого заключается в том, что логически исключается влияние всех факторов (считается, что они остаются постоянными) и выделяется один признак, являющийся предметом изучения. Элиминирование можно осуществить цепной подстановкой, которая сводится к определению вспомогательной величины, показывающей, как мог бы измениться итоговый показатель, если бы все факторы, кроме одного, остались неизменными.

Метод цепных подстановок неразрывно связан с системой частных показателей. Он предполагает разложение сложного показателя на его составные части и дает возможность определить размер влияния отдельных факторов.

Для получения правильных выводов очень важен порядок подстановки. Он требует предварительного изучения экономического содержания взаимосвязи; однако принято определять вначале изменение за счет количественных факторов, а затем - качественных.

Когда известно общее изменение и влияние на сложный показатель всех факторов, кроме одного, его влияние можно определить по разности изменения сложного показателя и изменения его за счет всех известных, т.е. сальдовым приемом. Проверку правильности расчетов можно выполнить суммированием влияния всех факторов. Сумма оценок по всем факторам должна совпадать с общим отклонением.

7. Метод графического изображения. Рассматривать и анализировать временные ряды легче при графическом их построении. Построенные на прямоугольной координатной сетке графики или диаграммы связывают две переменные величины. Их используют для быстрого нахождения функции по соответствующему значению аргумента. В анализе применяют диаграммы временных рядов, диаграммы сравнения, кривые распределения, корреляционные поля.

8. Балансовый прием расчета используется при анализе и проверке взаимной увязки плановых и фактических данных и сводится к балансировке: входные данные с учетом изменений за отчетный период должны соответствовать исходным.

Обособленным методом технико-экономического анализа является функционально-стоимостный анализ (ФСА), понимаемый как анализ затрат на основе оптимизации соотношения между потребительскими свойствами объекта и затратами на его разработку, производство и эксплуатацию. В настящее время в связи с расширением использования методов ФСА, применением его не только в анализе потребительной стоимости изделий, но и при исследованиях в области технологии изготовления, организации производства и управления ФСА определяется не только как вид технико-экономического анализа (ФСА в узком смысле), но и как метод всеобщей рационализации воспроизводственного процесса (ФСА в широком смысле). Поскольку основной задачей использования ФСА является снижение затрат на единицу полезного эффекта, применение его методов имеет особенно большое значение при анализе себестоимости продукции.

Помимо перечисленных, в анализе применяется ряд экономико-математических методов, таких, как линейное, динамическое и выпуклое программирование, сетевые графики, корреляционный, регрессионный и дисперсионный анализ, теория игр и массового обслуживания и других, предполагающих использование электронно-вычислительной техники.

 

1.4. Организация аналитической работы и оценки потенциала предприятия

 

К объектам анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия относятся различные виды деятельности предприятия, их техническое, материальное, финансовое обеспечение и состояние; кадровый, технический, производственный и финансовый потенциал. Кадровый потенциал предприятия измеряется наличием определенных категорий трудовых ресурсов и их профессиональными возможностями. Технический потенциал – это общая совокупность различных видов техники и технологии и их технические возможности. Производственный потенциал объединяет различные производственные возможности предприятия по выпуску и реализации продукции. Финансовый потенциал включает финансовое обеспечение предприятия с использованием собственных, привлеченных и заемных средств.

Субъектами анализа являются финансово-кредитные учреждения, налоговые органы, органы страхования, эксперты, рейтинговые агентства, собственники предприятия, отдельные специалисты.

На крупных промышленных предприятиях аналитическую работу возглавляет главный экономист, в подчинении которого находятся планово-экономический отдел, отдел труда и заработной платы, финансовый отдел, лаборатория экономики и организации производства и т.д. На средних и малых предприятиях аналитическую работу выполняет менеджер планового отдела или главный бухгалтер.

Оценкой деятельности предприятия занимаются не только экономические службы, но и технические отделы, цеховые службы, руководители бригад, участков и т.д. Только общими усилиями можно комплексно исследовать проблему и найти оптимальный вариант решения.

Организация аналитической работы и оценки потенциала предприятия предполагает выделение ряда этапов:

1. Определение цели и задач.

2. Разработка программы, в которой определяются: объект и субъект анализа; период, за который проводится анализ; форма представления результатов анализа (отчет, заключение, описательная характеристика и т.п.); срок проведения аналитических исследований; кому направляются результаты исследования и как они должны быть использованы.

3. Установление последовательности выполнения.

4. Выбор и обоснование методов проведения.

5. Определение и подбор необходимой информации.

6. Проведение анализа, состоящего из следующих процедур: аналитическая структуризация объекта; группировка и классификация элементов финансово-хозяйственной деятельности; изучение количественных и качественных характеристик этих элементов; изучение видов связей между элементами; оценка факторов, влияющих на эффективность деятельности; оценка резервов, обобщение аналитических данных.

7. Обобщение результатов анализа.

8. Подготовка выводов по основным направлениям исследования.

9. Подготовка по итогам анализа отчета, который должен быть кратким, понятным и убедительным, его основные положения следует проиллюстрировать диаграммами и графиками, а важные, но второстепенные сведения вынести в приложение.

 

1.5. Информационная база анализа деятельности предприятия

Глубина анализа, достоверность и объективность аналитических выводов обеспечиваются обработкой разнообразных источников информации. Основные из них приведены на рис.1.2. Для анализа используется не только экономическая, но также техническая и другие виды информации.

Вся используемая в процессе анализа информация может быть подразделена на внутреннюю и внешнюю.

К внутренним источникам информации относятся:

· учредительные документы;

· проектно-техническая документация;

· юридические документы, отражающие взаимоотношения с партнерами;

· первичные документы, содержащие информацию о кадровом потенциале, основных и оборотных средствах, доходах и расходах организации;

· оперативная и статистическая отчетность;

· данные бухгалтерского учета и отчетности;

· планово-нормативная документация;

· планы деятельности предприятия;

· акты ревизий, аудиторских и налоговых проверок и т.д.

Для принятия управленческих решений необходимо располагать и внешней информацией, включающей:

· информацию, характеризующую экономическую политику государства, например, налоговое законодательство, таможенное регулирование, поощрение определенных видов деятельности;

· оценку состояния отрасли деятельности;

· экономическую информацию о состоянии спроса и предложения по разным товарам и услугам, о процентных ставках за кредит, рейтингах коммерческих банков и предприятий;

· информацию о деятельности и финансовой устойчивости организаций, которые являются поставщиками, покупателями, инвесторами, конкурентами исследуемого предприятия;

· информацию о менеджменте этих предприятий.

Собранная из разных источников информация группируется, проверяется согласованность данных, затем используется для аналитических расчетов.

Показатели, применяемые в анализе и диагностике деятельности, можно разбить на несколько групп:

· первичные и вторичные;

· количественные и качественные;

· абсолютные (объемные) и относительные (удельные);

· общие и специфические;

· обобщающие и

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...