Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прокомментируйте следующий фрагмент из романа Ч. Айтматова «Плаха». Как Вы думаете: для чего писатель обращается к библейскому сюжету в романе, посвященном современности?




 

Человек сам судья и сам творец каждого дня нашего...

– Постой, а как же Страшный суд, столь грозно провозглашаемый тобою?

– Страшный суд... А ты не думал, правитель римский, что он давно уже свершается над нами?

– Не хочешь ли ты сейчас сказать, что вся наша жизнь – Страшный суд?

– Ты не далек от истины, правитель римский, пройти тем путем, что начинался в муках и терзаниях с проклятия Адаму, через злодеяния, чинимые из века в век одними людьми над другими людьми, порождающими зло от зла, неправду от неправды, – это, наверно, что-то значило для тех, кто пребывал и пребывает на белом свете. С тех пор как изгнаны родоначальники людей из Эдема, какая бездна зла разверзлась, каких только войн, жестокостей, убийств, гонений, несправедливостей, обид не узнали люди! А все страшные прегрешения земные против добра, против естества, совершенные от сотворения мира, – что все это, как не наказание почище Страшного суда? В чем изначальное назначение истории – приблизить разумных к божественным высотам любви и сострадания? Но сколько ужасных испытаний было в истории людей, а впереди не видно конца злодеяниям, бурлящим, как волны в океане. Жизнь в таком аду не хуже ли Страшного суда?

– И ты, Иисус Назарянин, намерен остановить историю во зле?

– Историю? Ее никто не остановит, а я хочу искоренить зло в деяниях и умах людей – вот о чем моя печаль.

– Тогда не будет и истории.

– Какой истории? Той, о которой ты печешься, наместник римский? Ту историю, к сожалению, не вычеркнешь из памяти, но если бы ее не было, мы оказались бы гораздо ближе к Богу. Я тебя понимаю, наместник. Но подлинная история, история расцвета человечности, еще не начиналась на земле.

– Постой, Иисус Назарянин, оставим меня пока в стороне. Но как же ты, Иисус, намерен привести к такой цели людей и народы?

– Провозглашением Царства справедливости без власти кесарей, вот как!

– И этого достаточно?

10. Притчи из Книги Притчей Соломоновых можно разделить на три группы: синонимические (вторая половина стиха повторяет мысль первой, только в несколько другой форме); антитетические (второе полустишие выражает обратную сторону данной в первой строке истины или ее прямую противоположность); параболические (соединяют в себе элементы притчей двух первых групп; часто первое полустишие такой притчи представляет аллегорическую картину, а второе является объяснительной подписью к ней).

 

Определите, к какой группе относятся следующие притчи.

1. Сын мудрый радует отца, а сын глупый – огорчение для его матери (10:1).

2. Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная (11:22).

3. Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего; а кто ненавидит ручательство, тот безопасен (11:15).

4. Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его (10:26).

5. Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает (10:4).

6. Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово во время! (15:23).

7. Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах – слово, сказанное прилично (25:11).

8. Праведность возвышает народ, а беззаконие – бесчестие народов (14:34).

9. На пути правды – жизнь, и на стезе ее нет смерти (12:28).

10. Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть (15:17).

Сопоставьте сцену пророческого призвания Исайи (гл. 6) и стихотворение А.С. Пушкина «Пророк». Какой смысл в него вкладывает великий поэт? Почему он обращается к библейской образности?

«В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг к другу, и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его! … И сказал я: горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих, и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого мне послать? И кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди, и скажи этому народу: слухом услышите, и не уразумеете; и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб Я исцелил их. И сказал я: на долго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет» (Исаи. 6:1-11).

 

Пророк

Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, – И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он. И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрая змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, – И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». А.С. Пушкин

 

Согласны ли Вы со следующими высказываниями?

 

«Чтение Библии, само по себе, является образованием» (Лорд А. Теннисон).

«Пусть развивается научная культура, пусть преуспевает естественная наука вглубь и вширь, пусть ум человека развивается сколько угодно, но культурного и морального уровня христианства, которое сияет в Евангелиях, они не превзойдут» (И.В. Гëте).

«Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания... в нем находить всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу, все, что было великого с самой древности! Без этого не было бы ни философии, ни поэзии, ни нравственности. Англичане правы, что дают Библию детям... Мои дети будут читать вместе со мной Библию в подлиннике... Библия всемирна... Вот единственная книга в мире: в ней все есть» (А.С. Пушкин).

 

Подготовьте сообщение о том, каким образом Библия повлияла на развитие европейской культуры и литературы.

Как Вы понимаете смысл картины И. Крамского «Христос в пустыне»?

«Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении. Он сел так, когда солнце было еще перед ним, сел усталый, измученный, сначала он проводил глазами солнце, затем не заметил ночи, и на заре … он все продолжал сидеть неподвижно … это – такого рода характер, который, имея силу все сокрушить, одаренный талантами покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда ведут его животные наклонности. Кто это был? Я не знаю» (И.Н. Крамской).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...