Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экспертизу безопасности проводят организации, имеющие лицензии Госгортехнадзора России.




Лицензия на экспертизу промышленной безопасности - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю

Экспертная организация по промышленной безопасности - организация, имеющая лицензию Госгортехнадзора России на проведение экспертизы промышленной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

Контроль за соблюдением экспертными организациями лицензионных требований и условий осуществляется органами Госгортехнадзора России в соответствии с установленным порядком.

Процесс проведения экспертизы состоит из следующих этапов:

- предварительный этап;

- заявка, план - график, договор или другие документы, устанавливающие условия проведения экспертизы;

- процесс экспертизы;

- выдача заключения экспертизы промышленной безопасности.

4.1. Предварительный этап

4.1.1. При обращении заказчика в экспертную организацию по вопросу проведения экспертизы промышленной безопасности экспертная организация проводит предварительный этап переговоров с заказчиком.

4.1.2. Предварительный этап переговоров проводится для информирования заказчика о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности (о порядке проведения экспертизы безопасности), а также для обсуждения вопросов, касающихся проведения экспертизы, в том числе:

- содержание и ход экспертизы,

- подготовка к проведению экспертизы промышленной безопасности на месте (в случае необходимости),

- составление календарного плана.

4.1.3. Предварительные переговоры документирует эксперт промышленной безопасности, ответственный за проведение переговоров.

4.2. Заявка или другие документы, устанавливающие условия проведения экспертизы промышленной безопасности.

4.2.1. Экспертиза промышленной безопасности проводится на основании заявки заказчика или других документов в соответствии с согласованными экспертной организацией и заказчиком условиями.

4.2.2. Документы на проведение экспертизы промышленной безопасности составляются после проведения предварительных переговоров.

4.2.3. В документах:

- определяются договаривающиеся стороны;

- определяются объекты экспертизы;

- приводится перечень информации, необходимой для проведения экспертизы объекта в соответствии с действующей нормативной технической документацией;

- подтверждается заказчиком согласие выполнить требования, обязательные для проведения экспертизы, в частности по принятию эксперта или группы экспертов (в случае необходимости) и оплате расходов на проведение процесса экспертизы независимо от ее результата;

- определяются сроки проведения экспертизы промышленной безопасности.

4.2.4. Срок проведения экспертизы промышленной безопасности определяется сложностью объекта экспертизы промышленной безопасности (объекта экспертизы безопасности), но не должен превышать трех месяцев с момента получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в соответствии с действующей нормативной технической документацией и выполнения всех иных условий проведения экспертизы промышленной безопасности.

4.2.5. Экспертная организация приступает к проведению экспертизы промышленной безопасности только после получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в соответствии с требованиями действующих нормативных технических документов.

4.3. Процесс экспертизы промышленной безопасности. Процесс экспертизы включает:

- подбор материалов и документации, необходимой для проведения экспертизы промышленной безопасности объекта;

- назначение экспертов;

- проведение экспертизы.

4.3.1. Материалы и документация, необходимые для проведения экспертизы промышленной безопасности.

Для проведения экспертизы заказчик должен представить следующие данные:

- данные о заказчике и объект экспертизы промышленной безопасности;

- проектную, конструкторскую, эксплуатационную, ремонтную документацию, декларацию промышленной безопасности опасного производственного объекта, паспорта технических устройств, инструкции, технологические регламенты и другую документацию, имеющую шифры или другую индикацию, необходимую для идентификации (в зависимости от объекта экспертизы);

- акты испытаний, сертификаты, в том числе, если необходимо, на комплектующие изделия, прочностные расчеты и т.п. (в случае необходимости);

- образцы оборудования (в случае необходимости).

При несоответствии представленных материалов и документации установленным требованиям экспертная организация уведомляет заказчика о сроках представления материалов и документации в полном объеме в соответствии с действующей нормативной технической документацией. Срок направления экспертной организацией уведомления не должен превышать 7 дней со дня получения материалов.

При непредставлении в согласованный заказчиком и экспертной организацией срок запрашиваемых материалов и документации экспертиза не проводится, а материалы и документы возвращаются заказчику.

4.3.2. Назначение экспертов промышленной безопасности.

Эксперты промышленной безопасности должны быть назначены официально, полномочия их должны быть определены в порядке, установленном экспертной организацией.

Для проведения экспертизы промышленной безопасности назначается один или, в случае необходимости, группа квалифицированных экспертов.

В случае проведения экспертизы группой экспертов назначается ведущий эксперт, отвечающий за результаты работы группы экспертов.

 

4.3.3. Проведение экспертизы промышленной безопасности.

 

Проведение экспертизы промышленной безопасности заключается в установлении полноты, достоверности и правильности представленной информации, соответствия ее стандартам, нормам и правилам промышленной безопасности.

 

В отдельных случаях силами экспертной организации могут быть проведены испытания по согласованным с заказчиком методикам и программам.

 

При необходимости экспертная организация может провести экспертизу промышленной безопасности с выездом на место (к заказчику).

 

Экспертиза промышленной безопасности на месте состоит из следующих этапов:

 

- вводная часть;

 

- непосредственно экспертиза на месте;

 

- заключительная часть.

 

4.3.3.1. Вводная часть экспертизы промышленной безопасности на месте

 

Задачи вводной части:

 

- разъяснить сотрудникам организации - заказчика цель экспертизы промышленной безопасности и задачи эксперта (группы экспертов);

 

- сообщить, что любые сведения и информация, полученные в ходе экспертизы рассматриваются сотрудниками экспертной организации как конфиденциальные с учетом требований законодательства Российской Федерации;

 

- обсудить и определить объем работ;

 

- определить по согласованию с организацией - заказчиком сотрудников организации - заказчика в качестве сопровождающих для экспертов промышленной безопасности;

 

- разъяснить значение заключительной части;

 

- утвердить совместно с заказчиком календарный план проведения экспертизы на месте.

 

4.3.3.2. Непосредственно экспертиза промышленной безопасности на месте

 

При экспертизе промышленной безопасности на месте эксперты наблюдают за нормальным ходом работ на объекте, а также проводят комплексную проверку:

 

- компетентности сотрудников и руководителей;

 

- пригодности помещений и приборного оборудования, а также состояния испытательных средств и приборов с точки зрения их обслуживания;

 

- наличия надежных систем маркировки и идентификации;

 

- наличия соответствующих нормативных технических, методических документов, правил, рабочих инструкций и их исполнение;

 

- соблюдения требований промышленной безопасности к содержанию и оформлению отчетных документов.

 

Экспертная группа промышленной безопасности должна по ее требованию получать в свое распоряжение все необходимые результаты анализов, документы, расчеты, протоколы и отчеты в письменном виде.

 

4.3.3.3. Заключительная часть экспертизы промышленной безопасности на месте

 

Каждый эксперт промышленной безопасности дает справку по результатам оценки состояния дел в своей части экспертизы. Ведущий эксперт промышленной безопасности обобщает результаты и предлагает их для обсуждения с заказчиком. В заключительной части с заказчиком согласовываются мероприятия, необходимые для дальнейшего завершения экспертизы промышленной безопасности, а также календарный план их реализации. Упомянутые мероприятия документируются в формуляре (форма которого приведена в Приложении 2) и утверждаются подписями представителя заказчика и экспертов. Экспертиза промышленной безопасности завершается только после реализации этих мероприятий.

 

Мероприятия определяются в процессе экспертизы промышленной безопасности и представляют собой выполнение требований, которые заказчик обязан выполнить за определенный срок, чтобы дать возможность завершить процесс экспертизы промышленной безопасности.

 

Условия, подлежащие выполнению, - это положения, не препятствующие выдаче заключения экспертизы промышленной безопасности. Они формулируются ведущим экспертом промышленной безопасности в заключении и дополняются, утверждаются, ограничиваются или отменяются органами, утверждающими экспертное заключение промышленной безопасности. Проверка выполнения этих условий осуществляется экспертной организацией промышленной безопасности.

 

4.4. Выдача заключения экспертизы промышленной безопасности (выдача заключения экспертизы й безопасности)

 

4.4.1. Подготовка проекта заключения экспертизы промышленной безопасности

 

Результаты проведенных экспертами промышленной безопасности работ оформляются каждым членом экспертной группы в виде отчета. Экспертная организация по промышленной безопасности хранит отчеты экспертов в своем архиве в течение всего срока действия лицензии.

 

В случае работы группы экспертов промышленной безопасности все отчеты обобщаются в проекте заключения экспертизы промышленной безопасности, составляемом ведущим экспертом по отчетам членов экспертной группы.

 

Проект заключения экспертизы промышленной безопасности служит основанием для консультаций и принятия решения о выдаче положительного или отрицательного заключения экспертизы промышленной безопасности.

 

Заказчику пересылается копия проекта заключения экспертизы. Претензии к проекту заключения экспертизы направляются заказчиком в экспертную организацию в письменной форме и не позднее чем через 14 дней после получения проекта.

 

4.4.2. Решение о выдаче заключения экспертизы промышленной безопасности (решение о выдаче заключения экспертизы безопасности) принимается на основании рассмотрения и анализа документов, полученных при экспертизе, проверке объекта промышленной безопасности или проведения необходимых испытаний.

 

4.4.3. При положительном заключении экспертизы в нем перечисляются объекты, на которые распространяется действие заключения экспертизы с условиями или без них.

 

4.4.4. В случае отрицательного заключения по объекту экспертизы промышленной безопасности ее эксплуатации, экспертная организация промышленной безопасности немедленно ставит в известность Госгортехнадзор России или его территориальный орган для принятия оперативных мер по дальнейшей эксплуатации опасного производственного объекта.

 

4.4.5. В случае принятия решения о выдаче отрицательного заключения экспертизы заказчику должны быть представлены обоснованные выводы:

 

- о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в итоговом отчете эксперта промышленной безопасности (ведущего эксперта);

 

- о недопустимости эксплуатации объекта экспертизы промышленной безопасности ввиду необеспеченности соблюдения требований промышленной безопасности.

 

4.4.6. В случае принятия решения о выдаче отрицательного заключения экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом выявленных в ходе экспертизы замечаний. Порядок проведения экспертизы промышленной безопасности в этом случае соответствует изложенному в п. п. 4.1 - 4.4.

 

4.5. Заключение экспертизы может быть оспорено заказчиком в установленном порядке.

 

4.6. Требования при экспертизе промышленной безопасности объектов (экспертизе безопасности объектов), устанавливаются Госгортехнадзором России как специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности с учетом настоящих Правил, а также Положения о проведении государственной экспертизы промышленной безопасности и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 N 1008.

t

V. Требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности

 

5.1. Содержание заключения экспертизы промышленной безопасности:

 

- наименование заключения экспертизы;

- вводную часть, включающую основание для проведения экспертизы промышленной безопасности, сведения об экспертной организации, сведения об экспертах промышленной безопасности и наличии лицензии на проведения экспертизы промышленной безопасности;

- перечень объектов экспертизы промышленной безопасности, на которые распространяется действие заключения экспертизы промышленной безопасности;

- данные о заказчике;

- цель экспертизы промышленной безопасности;

- сведения о рассмотренных в процессе экспертизы промышленной безопасности документах (проектных, конструкторских, эксплуатационных, ремонтных, декларации промышленной безопасности), оборудовании и др. с указанием объема материалов, имеющих шифр, номер, марку или другую индикацию, необходимую для идентификации (в зависимости от объекта экспертизы);

- краткую характеристику и назначение объекта экспертизы промышленной безопасности;

- результаты экспертизы промышленной безопасности;

- заключительную часть с обоснованными выводами, а также рекомендациями по техническим решениям и проведению компенсирующих мероприятий;

- приложения, содержащие методику проведения экспертизы промышленной безопасности, акты испытаний (при проведении их силами экспертной организации).

5.2. Заключение экспертизы промышленной безопасности подписывается руководителем экспертной организации, заверяется печатью экспертной организации, прошивается с указанием количества сшитых страниц и передается заказчику.

5.3. Заказчик передает заключение экспертизы в центральный аппарат или территориальные органы Госгортехнадзора России для рассмотрения и утверждения в установленном порядке.

5.4. Требования к утверждению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются Госгортехнадзором России как специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности с учетом настоящих Правил.

 

11. .Методика анализа риска опасных промышленных объектов.

На стадии идентификации опасностей рекомендуется использовать один или несколько из перечисленных ниже методов анализа риска:

- "Что будет, если...?";

- проверочный лист;

- анализ опасности и работоспособности;

- анализ вида и последствий отказов;

- анализ "дерева отказов";

- анализ "дерева событий";

- соответствующие эквивалентные методы.

1. Методы "Проверочного листа" и "Что будет, если...?" или их комбинация относятся к группе методов качественных оценок опасности, основанных на изучении соответствия условий эксплуатации объекта или проекта требованиям промышленной безопасности.

Результатом проверочного листа является перечень вопросов и ответов о соответствии опасного производственного объекта требованиям промышленной безопасности и указания по их обеспечению. Метод проверочного листа отличается от "Что будет, если...?" более обширным представлением исходной информации и представлением результатов о последствиях нарушений безопасности.

Эти методы наиболее просты (особенно при обеспечении их вспомогательными формами, унифицированными бланками, облегчающими на практике проведение анализа и представление результатов), нетрудоемки (результаты могут быть получены одним специалистом в течение одного дня) и наиболее эффективны при исследовании безопасности объектов с известной технологией.

2. "Анализ вида и последствий отказов" (АВПО) применяется для качественного анализа опасности рассматриваемой технической системы <*>. Существенной чертой этого метода является рассмотрение каждого аппарата (установки, блока, изделия) или составной части системы (элемента) на предмет того, как он стал неисправным (вид и причина отказа) и какое было бы воздействие отказа на техническую систему.

Анализ вида и последствий отказа можно расширить до количественного анализа вида, последствий и критичности отказа (АВПКО). В этом случае каждый вид отказа ранжируется с учетом двух составляющих критичности - вероятности (или частоты) и тяжести последствий отказа. Определение параметров критичности необходимо для выработки рекомендаций и приоритетности мер безопасности.

Результаты анализа представляются в виде таблиц с перечнем оборудования, видом и причин возможных отказов, частотой, последствиями, критичностью, средствами обнаружения неисправности (сигнализаторы, приборы контроля и т.п.) и рекомендациями по уменьшению опасности.

Систему классификации отказов по критериям вероятности - тяжести последствий следует конкретизировать для каждого объекта или технического устройства с учетом его специфики.

Ниже (таблица 1) в качестве примера приведены показатели (индексы) уровня и критерии критичности по вероятности и тяжести последствий отказа. Для анализа выделены четыре группы, которым может быть нанесен ущерб от отказа: персонал, население, имущество (оборудование, сооружения, здания, продукция и т.п.), окружающая среда.

- критерии отказов по тяжести последствий;

- катастрофический отказ - приводит к смерти людей, существенному ущербу имуществу, наносит невосполнимый ущерб окружающей среде;

- критический / некритический отказ - угрожает / не угрожает жизни людей, приводит (не приводит) к существенному ущербу имуществу, окружающей среде;

- отказ с пренебрежимо малыми последствиями - отказ, не относящийся по своим последствиям ни к одной из первых трех категорий.

- Категории (критичность) отказов:

- "А" - обязателен количественный анализ риска или требуются особые меры обеспечения безопасности;

- "В" - желателен количественный анализ риска или требуется принятие определенных мер безопасности;

- "С" - рекомендуется проведение качественного анализа опасностей или принятие некоторых мер безопасности;

- "Д" - анализ и принятие специальных (дополнительных) мер безопасности не требуется.

Методы АВПО, АВПКО применяются, как правило, для анализа проектов сложных технических систем или технических решений. Выполняется группой специалистов различного профиля (например, специалист по технологии, химическим процессам, инженер - механик) из 3 - 7 человек в течение нескольких дней, недель.

3. В методе "Анализ опасности и работоспособности" (АОР) исследуется влияние отклонений технологических параметров (температуры, давления и пр.) от регламентных режимов с точки зрения возможности возникновения опасности. АОР по сложности и качеству результатов соответствует уровню АВПО, АВПКО.

В процессе анализа для каждой составляющей опасного производственного объекта или технологического блока определяются возможные отклонения, причины и указания по их недопущению. При характеристике отклонения используются ключевые слова "нет", "больше", "меньше", "также как", "другой", "иначе чем", "обратный" и т.п. Применение ключевых слов помогает исполнителям выявить все возможные отклонения. Конкретное сочетание этих слов с технологическими параметрами определяется спецификой производства.

Примерное содержание ключевых слов следующее:

"НЕТ" - отсутствие прямой подачи вещества, когда она должна быть;

"БОЛЬШЕ (МЕНЬШЕ)" - увеличение (уменьшение) значений режимных переменных по сравнению с заданными параметрами (температуры, давления, расхода);

"ТАКЖЕ КАК" - появление дополнительных компонентов (воздух, вода, примеси);

"ДРУГОЙ" - состояние, отличающееся от обычной работы (пуск, остановка, повышение производительности и т.д.);

"ИНАЧЕ ЧЕМ" - полное изменение процесса, непредвиденное событие, разрушение, разгерметизация оборудования;

"ОБРАТНЫЙ" - логическая противоположность замыслу, появление обратного потока вещества.

Результаты анализа представляются на специальных технологических листах (таблицах). Степень опасности отклонений может быть определена количественно путем оценки вероятности и тяжести последствий рассматриваемой ситуации по критериям критичности аналогично методу АВПКО (Таблица 1).

Отметим, что метод АОР, также как АВПКО, кроме идентификации опасностей и их ранжирования позволяет выявить неясности и неточности в инструкциях по безопасности и способствует их дальнейшему совершенствованию. Недостатки методов связаны с затрудненностью их применения для анализа комбинаций событий, приводящих к аварии.

4. Практика показывает, что крупные аварии, как правило, характеризуются комбинацией случайных событий, возникающих с различной частотой на разных стадиях возникновения и развития аварии (отказы оборудования, ошибки человека, нерасчетные внешние воздействия, разрушение, выброс, пролив вещества, рассеяние веществ, воспламенение, взрыв, интоксикация и т.д.). Для выявления причинно - следственных связей между этими событиями используют логико - графические методы анализа "деревьев отказов" и "деревьев событий".

При анализе "деревьев отказов" (АДО) выявляются комбинации отказов (неполадок) оборудования, инцидентов, ошибок персонала и нерасчетных внешних (техногенных, природных) воздействий, приводящих к головному событию (аварийной ситуации). Метод используется для анализа возможных причин возникновения аварийной ситуации и расчета ее частоты (на основе знания частот исходных событий). При анализе дерева отказа (аварии) рекомендуется определять минимальные сочетания событий, определяющие возникновение или невозможность возникновения аварии (минимальное пропускное и отсечное сочетания, соответственно, см. пример 2 приложения 3).

Анализ "дерева событий" (АДС) - алгоритм построения последовательности событий, исходящих из основного события (аварийной ситуации). Используется для анализа развития аварийной ситуации. Частота каждого сценария развития аварийной ситуации рассчитывается путем умножения частоты основного события на условную вероятность конечного события (например, аварии с разгерметизацией оборудования с горючим веществом в зависимости от условий могут развиваться как с воспламенением, так и без воспламенения вещества).

5. Методы количественного анализа риска, как правило, характеризуются расчетом нескольких показателей риска, упомянутых в приложении 1, и могут включать один или несколько вышеупомянутых методов (или использовать их результаты). Проведение количественного анализа требует высокой квалификации исполнителей, большого объема информации по аварийности, надежности оборудования, проведения экспертных работ, учета особенностей окружающей местности, метеоусловий, времени пребывания людей в опасных зонах и других факторов.

Количественный анализ риска позволяет оценивать и сравнивать различные опасности по единым показателям и наиболее эффективен:

- на стадии проектирования и размещения опасного производственного объекта;

- при обосновании и оптимизации мер безопасности;

- при оценке опасности крупных аварий на опасных производственных объектах, имеющих однотипные технические устройства (например, магистральные трубопроводы);

- при комплексной оценке опасностей аварий для людей, имущества и окружающей природной среды.

6. Рекомендации по выбору методов анализа риска для различных видов деятельности и этапов функционирования опасного производственного объекта представлены ниже

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...