Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Атрибут Аллаха - Благородный Лик (опровержение ложных истолкований матуридитов).

https://youtu.be/d7uhVaXNef0

 

Следующий атрибут, который необходимо разобрать и относительно него разъяснить - Аль-Ваджуль Карим (Благородный Лик Всевышнего Аллаха).

Вопрос об этом атрибуте затрагивался на диспуте и разъяснение этого вопроса необходимо. Прежде чем разбирать вопросы о Лике Всевышнего Аллаха (субханахьу ва та'аля) необходимо отметить то, что приверженцы сунны и единой общины утверждают Всевышнему Аллаху (субханахьу ва та'аля) этот атрибут и говорят Всевышний Аллах (субханахьу ва та'аля) описывается Ликом. И этот атрибут является атрибутом хабария, то есть атрибутом, весть о котором пришла нам в контекстах. Имеется в виду хабария противоположна аклия - не является атрибутом аклия, постигаемого разумом. То есть человек не может постичь разумом, что Всевышний Аллах (субханахьу ва та'аля) описывается Ликом, но извещение об этом пришло в контекстах шариата - в Кур'ане и Сунне. Этот атрибут является неотъемлемой частью сущности Всевышнего Аллаха (субханахьу ва та'аля) неотделяемой от нее.

И приверженцы сунны утверждают этот атрибут и говорят, Всевышний Аллах (субханахьу ва та'аля) описывается Ликом, таким Ликом, каким подобает Его Величию не подобным лицам творений.

Матуридиты, которые идут по мазхабу (дороге) та'виля (истолкования) - истолковывают этот атрибут словами " Аль-Вуджуд " или " Аз-зат ". Они говорят, когда Всевышний Аллах (субханахьу ва та'аля) говорит "Лик Аллаха" - имеется в виду либо существование Аллаха, либо сущность Аллаха. Такое истолкование встречается в их книгах, таких как «Мадарик ат-Танзиль ва хакаику-т-Таъвиль» Абуль-Бараката ан-Насафи (ум. 710 г.х.) 2 том, стр. 670, "Шарх аль-мавакъиф аль-джуржани" 8 том, стр. 111, "'Иршад аль-акъыл аль-салим" Абу Са'уда аль-'Имади 7 том, стр. 28. "Ишарат аль марам Аль Баяды" стр. 189.

 

И здесь необходимо упомянуть то, что кроме этих двух истолкований, то есть " Аль-Вуджуд " и " Аз-зат " (существование и сущность) - у этого атрибута есть другие истолкования у других заблудших течений. Некоторые из них говорят то, что под Ликом Всевышнего Аллаха (субханаху ва та'аля) имеется в виду саваб валь-джаза (награда Всевышнего Аллаха).

 

Четвертое истолкование этого атрибута то, что говорят " аль-къибля ", то есть направление в сторону которого необходимо делать ду`а, совершать намаз и другие виды поклонения.

 

Это те истолкования, которые имеются в книгах философов, матуридитов, ашаритов, муътализитов и им подобных заблудших течений. И эти истолкования необходимо разрушить и разъяснить их несостоятельность.

 

Во-первых, несостоятельность того, что под Ликом Всевышнего Аллаха (субханахьу ва та'аля) подразумевается " Аз-зат ", - сущность Всевышнего Аллаха (субханахьу ва та'аля).

 

Несостоятельность этого можно разъяснить в следующем:

Во-первых, те, которые говорят то, что под Ликом имеется в виду Сам Господь встречаются с проблемой, когда им говорят сказал Всевышний Аллах: "Остался Лик твоего Господа". Если взять понимание того, что под Ликом подразумевается слово «Сам Господь и Его сущность» - получится, что «останется Господь твоего Господа». И по причине того, что они встречаются с этой проблемой, они указывают на то, что слово " вадж " в этих аятах и подобных этим аятам являются таким элементом арабского языка, который не несет смысл сам по себе, но является добавочным, как бы лишним словом в этом аяте. Опровержение этого заключается в том, что использование слова " аль-вадж " как добавочное слово в арабском языке, не несущее смысла неизвестно, то есть невозможно привести довод на это из арабского языка, когда слово " вадж " используется, как добавочное слово не несущее смысл.

 

Второе опровержение этого заключается в том, что сами же имамы ашаритов и им подобных заблудших течений такие как Аль-Хаттаби или Аль-Байхаки, сами говорят и доказывают то, что слово " аль-вадж " не может приходить в смысле " аз-зат ". И говорят, если мы прочитает слова Всевышнего Аллаха: «ва йябка ваджху раббика зуль-джаляля валь-икрам», слово «зуль-джаляля валь-икрам» пришло в форме марфуу,как описание «ваджха» (пришло в форме наата).И останется Лик твоего Господа, обладающий величием и почетом. Величием и почетом в этом аяте кто обладает Господь или Его Лик? Если ты переведешь обладает величием и почетом Лик, тогда ты будешь переводить: «И останется лик твоего Господа, обладающий величием и почетом», если ты скажешь описание: «величием и почетом», относится к Самому Господу, а ни к Его Лику, тогда ты будешь переводить: «И останется Лик твоего Господа, обладающего величием и почетом», так вот в арабском языке если ты хочешь описать величием и почетом Лик, то ты будешь говорить: «ва йябка ваджху раббика зуль джаляли валь икрам», как пришло в аяте, а если ты хочешь описать этим описанием Самого Господа, тогда ты будешь говорить: «ва йбка ваджуху раббика зиль джаляли валь икрам», потому что «раббик» пришло в форме «маджрур» (мудоф и мудоф илейхи). «Ваджху раббик», и его наат следует в грамматическом разборе за самим описываемым объектом, и если мы описываем «ваджх» (он у нас марфу`) тогда его описание у нас тоже будет марфу` «зуль джаляли валь икрам», если ты описываешь Господа, а Господь здесь пришел в форме «маджрур». Слово «рабб», тогда приходит в форме маджрур также: «зиль джаляли валь икрам», как пришло в некоторых из аятов (Корана). «Табарака сму раббикя зиль джаляли валь икрам» (Благословенно имя твоего Господа, обладающего величием и почетом, здесь уже обладанием величием и почетом описывается Сам Господь. Здесь слово «зи» пришло в форме маджрур также как слово Господь (Раббикя), поэтому мы говорим, оно является наатом (описанием) слова Господь. От сюда понимается что раз в этом аяте приходит: «ва йябка ваджху раббика зуль джаляли валь икрам», описание величием и почетом касается Лика, от сюда берется что Лик не является сущностью, а является вещью раздельной от сущности Аллаха субханаху ва та`ля, в смысле того что Лик является описанием этой сущность, а ни самой сущностью Аллаха, потому что если бы под Ликом подразумевался Сам Господь, то пришло бы ни «зуль джаляли валь икрам», а пришло бы «зиль джаляли валь икрам», потому что в данном случае слово «ваджх», раз на него направляется описание фразы «зуль джаляли валь икрам», это указывает на то что слово «ваджх» (Лик) не может быть здесь «силя заида» (добавочным элементом в этом предложении), потому что добавочный элемент, не описывается, но это является лишним словом, которое можно опустить, а раз оно описывается, это говорит о том что, его нельзя опустить из этого предложения. Это говорит о том, что Господь описывается Ликом «ваджх», а Лик Господа, описывается тем, что он обладает величием и почетом.

Это два доказательства того что слово «ваджх» не может приходить в форме «зат» в арабском языке. Потому что это доказательство строится на том что слово «ваджх» должно быть «силя заида» (добавочным элементом в этом предложении), а этими двумя доводами мы доказали что слова «ваджх», не может быть «силя заида» в этом предложении.

Не известно в арабском языке чтобы слово «ваджх» приходило как «силя заида». А во-вторых, потому что в этом аяте: «ва йябка ваджху раббика зуль джаляли валь икрам», приходит описания «ваджха» (Лика Господа), а если бы «ваджх» было лишним добавочным словом, то описание на него не направлялось бы.

 

[Примечание не из книги]:

Всевышний Аллах сказал: «Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием» (Ар-Рахман, 27).

 

Комментируя этот аят, Ибн Джарир ат-Табари сказал: «Слова “обладающий величием и великодушием” являются эпитетом божественного Лика, и поэтому слово ذو “обладающий” стоит в именительном падеже (марфу‘)». См. комментарий ат-Табари к 27-му аяту суры «Ар-Рахман».

Некоторые из наших заблуждающихся предшественников не признавали существование Лика Всевышнего Аллаха. Они полагали, что выражение “обладающий величием и великодушием” относится к Господу. По их мнению, в данном аяте говорится, что величие и великодушие присущи не Лику Господа, а Самому Господу.

Опровергая такое суждение, имам Ибн Хузейма *аш-Шафии сказал:
«Такое мнение может высказать только тот, кто не знает арабского языка, потому что Аллах — велик Он и возвышен! — сказал: «Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием». Слово وجه «ваджх» здесь огласовано даммой и стоит в именительном падеже, а слово رب «рабб» является определением к слову «ваджх» и стоит в родительном падеже. Если бы выражение «обладающий величием и великодушием» относилось к Господу, то его следовало бы читать «обладающего величием и великодушием». Источник: Ибн Хузейма М. Китаб ат-таухид. С. 21.

Абу Хьасан аль-Аш’арий сказал: «Всевышний Аллах сказал: «Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием» извещая о том, что у Него есть Лик, который не исчезнет и не настигнет его погибель». Источник: «аль-Ибана» (стр. 77).

Он так же сказал: «Тем, кто нас спрашивает: “Неужели вы говорите, что у Аллаха есть лицо?”, мы отвечаем: Мы говорим это в отличие от того, что говорят приверженцы нововведений, ведь доказательством этому является слово Аллаха: «Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием»». Источник: «аль-Ибана» (стр. 78-79).

 

Ибн Джарир ат-Табари сказал: «Говорит Аллах Всевышний: “Все кто находится на поверхности земли — джинны и люди — погибнут и останется Лик твоего Господа (обладающий величием и великодушием), о Мухаммад”, а обладающий величием и великодушием — это описание Лика, поэтому «обладающий» («зу») приводится в именительном падеже. Также упоминается, что Абдулла Ибн Мас’уд читал слово «Обладающий» в родительном падеже: “Вечен лишь Лик Господа твоего, Обладающего величием и великодушием”, не как описание Лика (как в первом чтении аята), а как описание и атрибут Господа». Исчтоник: «Джами’ аль-Байан» (27/134).

 

То что приписывают Ибн Мас’уду – да будет доволен им Аллах — не достоверно, наоборот, есть консенсус, что слово «обладающий» читается в именительном падеже.

 

Сказал шейх Абдуль Фаттахь аль-Къадий: «Ибн ‘Амир читал аят «Благословенно имя Господа твоего, обладающий величием и великодушием», который находится в конце той же суры, в именительном падеже, другие в родительном. В шамском Мусхьафе это слово написано в именительном падеже, а в других Мусхьафах оно написано в родительном падеже. Что касается аята: «Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием», то здесь есть консенсус, что слово «обладающий» читается в именительном падеже, и во всех усманских Мусхьафах оно написано в именительном падеже». Источник: «Вафий фи Шархь аш-Шатыбийа» (стр. 366).

 

Ибн Каййим сказал: «Поэтому подумай о том, что в аяте о Лике слово «обладающий» пришло в именительном падеже, а в аяте в конце той же суры: “ Благословенно имя Господа твоего, Обладающего величием и великодушием” — в родительном. То есть, в первом аяте «обладающий величием и великодушием» идет как описание, а во втором аяте «Обладающего величием и великодушием» относится к тому, кому принадлежит это имя». Источник: «Мухтасар ас-Соваикъ» (стр. 409).

 

 

Сказал аль-Бухари: «Глава: Слово Аллаха «Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика» (ал-Къысас/88). Затем он привел хадис (4352) от Джабира ибн АбдуЛлаха, да будет доволен им Аллах: «Когда был ниспослан этот аят: “Скажи: Он способен наслать на вас мучения сверху”, посланник Аллаха ﷺ сказал: “Прибегаю к защите Твоего Лика!”. Затем сказал Аллах: “Или из под ваших ног”, посланник Аллаха ﷺ снова сказал: “Прибегаю к защите Твоего Лика!”. Затем сказал Аллах: “или привести вас в замешательство, разделив на группировки” (сура «Скот», 65 аят), и посланник Аллаха ﷺ сказал: «Это легче».

 

Сказал Имам Ибн Хузайма: «Мы и все наши ученые из Хиджаза, Тахама, Емена, Ирака, Шама, Египта верим и утверждаем те атрибуты Аллаха, которые Он Сам для Себя установил, мы подтверждаем их своими языками и верим в них своими сердцами, без уподобления Лика нашего Творца лику одного из Его творений — Наш Господь Велик, чтобы уподоблять Его творениям или отрицать Его атрибуты». Источник: «Китаб ат-Тавхьид» (1/18).

 

Абу Фадль Ат-Тамими говорил, что убеждением имама Ахмада было верить в то что у Аллаха есть Лик: «У него есть Лик, который не является аллегорией, Лик Аллаха Извечен и который не ухудшится, Его Атрибуты не ухудшатся. И кто утверждает, что Его Лик это Его Сущность, тот отклонился и кто изменяет его смысл, впал в неверие».Источник: «Табакату-ль-Ханабиля» 2/294.

[Конец примечания].

 

 

Третье доказательство того, что слово Лик не может приходить в значении сущность чего-либо или сама вещь. Что такого вообще не приходит в арабском языке, чтобы словом Лик описывали сущность, то есть, если ты хочешь сказать сущность какой-то вещи, в арабском языке не приходит такого, что ты можешь сказать "Лик этой вещи". Слово Лик - не пришло из его значения слово сущность в арабском языке.

 

Некоторые из них используют фразы, допустим, что говорят лицо стены или говорят лицо одежды и говорят, здесь приходит доказательство на то, что лик используется как сущность этой вещи. Мы говорим, это не является правильным. Потому что когда ты говоришь «ваджху сауб» лицо одежды, имеется в виду внешняя сторона этой одежды. Когда ты показываешь одежду с двух сторон, первая сторона внешняя, которую все люди видят, называется внешняя сторона одежды, а та сторона внутри не называется внешняя сторона. Так вот, они говорят внешняя сторона имеется в виду сущность одежды. Фраза внешняя сторона не означает саму одежду или ее сущность, но имеется в виду одна из ее двух сторон, при этом внешняя ее сторона - то, что мы встречаем при видении. Когда ты видишь одежду, ты видишь внешнюю ее сторону. Поэтому использование фразы «ваджху сауб» лицо одежды, внешняя сторона как доказательство того, что слово Лик может использоваться, в смысле сущность какой-то вещи является неправильным. Потому что имеется в виду внешняя сторона этой вещи, а не сама эта вещь.

 

 

И еще одно можно привести доказательство на то, что слово Лик не может приходить в смысле сущность – это то, что пришло от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что когда он входил в мечеть он делал дуа: «А'узу би-Лляхи-ль-'азыми ва би ваджхи-хи-ль Карим ва сультани-хи-ль-кадыми мин аш-шайтани-р-раджим».

Я прибегаю за прибежищем к Всемогущему, Великому Аллаху, ва би ваджхи-хи-ль Карим (и к Его Благородному Лику) мин аш-шайтани-р-раджим (от побиваемого камнями шайтана).

И этот хадис является доводом на то, что Лик Всевышнего Аллаха не означает сущность Всевышнего Аллаха и самого Всевышнего Аллаха. Потому что в этом хадисе Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разделил между этими двумя понятиями, сказав: «а'узу би-Лляхи-ль-'Азым (Я прибегаю за прибежищем к Всевышнему Аллаху)», потом сказал: «ва би ваджхи-хи-ль-Карим (и к Его Благородному Лику)», значит указал на то, что Аллах это одно, а Его Лик это другое. Это не то же самое что Всевышний Аллах. Всевышний Аллах описывается этим Ликом, но Лик это не сам Всевышний Аллах. Поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разделил между этими двумя понятиями в этой своей мольбе. Сказав: «а'узу би-Лляхи-'азыми ва би ваджхи-хи-ль-Карим» разделил эти два понятия частицей «уау», которая указывает на разделение, на разницу в этих понятиях.

Значит Всевышний Аллах это одно, а Лик это не то же самое, что Аллах, но Всевышний Аллах описывается этим Ликом. Это еще одно доказательство того, что слово Лик Аллаха «ваджху Ллах» не может и не несет значение сущность Аллаха или сам Аллах.

Поэтому когда ты говоришь: «останется Лик твоего Господа» (ва йбка ваджу раббик) - не означает останется сам твой Господь, но означает останется Лик твоего Господа. Другой вопрос то, что останется Лик Всевышнего Господа, из этого вытекает непременно, что останется сам Господь. Потому что невозможно чтобы оставался Лик, а сущность сама не оставалась. Потому что Лик - это атрибут, который является неотъемлемой частью сущности Аллаха и не может существовать без Него. Не может Лик Аллаха существовать без самого Всевышнего Аллаха. Поэтому, если говорим «и останется Лик твоего Господа» отсюда непременно выходит, что и сам Господь останется. Но это не означает, что необходимо аннулировать здесь атрибут Лик. Атрибут Лик из этого аята берется и устанавливается Всевышнему Аллаху.

 

 

Что касается мнения о том, что под «ваджом» Ликом имеется в виду саваб (награда). Останется Лик твоего Господа, а они говорят: «останется награда твоего Господа», то это является одним из самых глубоких заблуждений. Потому что во-первых, неизвестно в арабском языке чтобы слово " вадж " называли награду, то есть нигде ты не найдешь ни в Коране, ни в сунне, чтобы выражали словом награда слово вадж (Лик). Нет такого в использовании слова лик в арабском языке в значении награда.

Второе опровержение этому истолкованию заключается в том, что саваб (награда) является «махлюк» сотворенным предметом, то есть награда Всевышнего Аллаха тебе, которым Он тебя почтит биизниЛлах в раю, в ахира является сотворенным рай и то, что в нем является сотворенным. Приходит множество ду`а, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, делал дуа (а`узу би ваджхикя Карим…) «О Аллах, я прибегаю за прибежищем к Твоему Благородному Лику, чтобы Ты не заблудил меня, поистине Ты Живой, Не умирающий, а джинны и люди умираю» - в этом ду`а пришло: «О Аллах, я прошу тебя Твоим Благородным Ликом» и не разрешено делать истиазу чему-нибудь сотворенному. И множество ду`а пришло в сунне, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, делал истиазу посредством Лика Всевышнего Аллаха и нельзя делать истиазу чем-то сотворенным. Если мы скажем, что Лик является саваб (наградой, а награда является сотворенной), то получится что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, делает истиазу посредством чего-то сотворенного, а это является невозможным чтобы Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, так делал.

 

[Примечание не из книги]:

Лик Аллаха Всевышнего относится к Его Сущностным Атрибутам (ас-Сифа аз-Затийя) утвержденным в отношении Него в истинном смысле, так как подобает Его Величию.
Неправильным будет, изменять и перетолковывать смысл этого, как Его награда, а объясняется это следующим:


1- Это является противоречащим внешнему смыслу, а подобное толкование текста с указанием на другой смысл, нуждается в доказательстве, которого нет.

2- Слово Лик, пришло в текстах добавленным к Аллаху Всевышнему. Добавленное к Аллаху, бывает либо чем-то самодостаточным (къаим би нафсихи) либо нет. Если это является самодостаточным, то это является творением, а не Атрибутом Аллаха, как например: дом Аллаха, верблюдица Аллаха. Это добавлено и отнесено к Аллаху либо в качестве почета, либо как относят вещь к его хозяину, творение к Творцу. А если это не является самодостаточным, то это следует относить к Качествам и Атрибутам Аллаха, а не к творениям, как например: Знание Аллаха, Могущество Аллаха, Речь Аллаха, Рука Аллаха и т.д. Лик же без сомнения относится к этому виду, и добавление его к Аллаху считается добавлением Атрибута к Тому, Кто им описывается.

3- Награда является творением Аллаха, она отдельна от Него, Лик же Его является Его неотъемлемым Атрибутом, так как же можно толковать одно другим?!

4- Лик, который пришел в текстах, описывается как обладатель Величия и Великодушия, как Свет к которому прибегают за помощью*, сияние которое сжигает все, до чего достигает Его Взгляд.
Все эти описания воспрещают толкование Лика как награду. А Аллаху об этом ведомо лучше.

 

*«Исти’аза» о которой идет речь, запрещена кроме как в адрес Создателя. Хамд ибн Мухаммад аль-Хаттаби аш-Шафии [4 век по Хиджре] сказал: “Не прибегают за защитой, к кому-то помимо Аллаха или Его Атрибутов, так как все кроме Него, и Его Атрибутов творения! Поэтому Его Слова описаны как “ат-таммат”,- совершенные, а не найдется творения, кроме как в нем найдется недостаток. И прибегание за защитой к творению,- есть Ширк делающий Тавхид (Единобожие) не действительным. Так как в этом действии опустошение обязательного метода обращения к Аллаху от Его творений”. Приводит ас-Свейди аш-Шафии в книге “аль-Акд ас-Самин” стр. 225.

 

Аль-Байхаки аш-Шафии, говорил в своей книге «Асмау ва Сифат», тоже по поводу “исти’азы” [прибеганием за спасением] к творениям: “И не верно [действие того], кто прибегает за спасением к творению от творения”. Том 1 стр. 477.

[Конец примечания].

 

 

Также из доказательств того, что под словом «ваджх» Лик не может подразумеваться награда - Всевышний Аллах сказал: «Ли ллязина ахсану хусна уа зияда» (Тем, которые творили благое - им будут благо и добавка). И пришло в хадисах что под благом подразумевается рай, а под добавкой подразумевается возможность смотреть на Лик Всевышнего Аллаха в Судный День и в Раю. Всевышний Аллах говорит, что тем, которые творили благое им будет две вещи, во-первых им будет хусна (блага, имеется ввиду Рай) и во-вторых, еще добавка к этому, возможность смотреть и лицезреть Лик Всевышнего Аллаха. И если мы скажем что под Ликом «вадж» подразумевается награда, получится этот аят нужно переводить следующим образом «Тем, которые делают и творят добрые дела, им будет награда и еще награда». Это является бессмысленным повторением, а Всевышний Аллах свободен от того, чтобы заниматься чем-то бессмысленным и ниспослать что-то бессмысленное.

 

[Примечание не из книги]:

Комментируя слова Всевышнего: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (т.е. Рай) и добавка» (Йунус, 26), Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, что под добавкой здесь подразумевается возможность увидеть Лик нашего Могучего и Великого Господа. Приведя высказывания Абу Бакра и Хузейфы на эту тему, аль-Бейхаки сказал: «Сообщений по этому поводу, переданных со слов сподвижников и их последователей, да будет доволен ими Аллах, много». Источник: Аль-асма ва-с-сифат (1/308).


В «Сахихе» Муслима приводится рассказ Сухейба о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда обитатели Рая войдут туда, Всеблагой и Всевышний Аллах спросит: “Не хотите ли вы добавки?” Они скажут: “Разве Ты не обелил наши лица? Разве Ты не ввел нас в Рай и не спас от Огня?” Тогда Он приподнимет покрывало, и они не получат ничего более желанного, чем возможность лицезреть своего Господа». В одной из версий сообщается, что после этого он прочел аят: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (т.е. Рай) и добавка» (Йунус, 26). Муслим (181).

В обоих «Сахихах» приводятся следующие слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «У него будет два сада, в которых сосуды и все остальное будет из серебра, а в двух других садах — из золота. А в саду Эдема людей от возможности взглянуть на их Господа будет отделять только покрывало величия на Его Лике». [ Аль-Бухари (7444), (4878), Муслим (180). Ибн Хузейма привел его в следующем виде: «…людей от возможности взглянуть на Лик их Господа…» Как подчеркивается в комментарии к трактату «Китаб ат-таухид», этот хадис передал аль-Бейхаки в книге «Аль-асма ва-с-сифат» (С. 222) ].

Всевышний Аллах сказал: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (Рай) и Добавка (возможность взглянуть на Лик Аллаха». («Йунус», 26).

 

Имам ‘Абдур-Рахман ибн Аби Лайла (ум. 83 г.) комментируя этот аят сказал: «“Наулучшее” — это Рай, а “Добавка” — это видение Лика Аллаха, ‘Азза уа Джаль».

Источник: «ар-Родд ‘аля Джахмия», стр. 100, «ас-Сунна» 1/244, иснад достоверный.

 

Имам ‘Амир ибн Са’ад аль-Баджали (ум. 90 г.) сказал об этом аяте: «“Добавка” — это смотрение на Лик их Господа, ‘Азза уа Джаль». Источник: «ар-Родд ‘аля Джахмия», стр. 101, «ас-Сунна», 2/257, «Шарх усуль аль-И’тикад», 3/461.

 

Катада (ум. 117 г.) сказал: «Что касается “Добавки”, то это видение Лика Милостивого». Источник: «Джами’ аль-Баян», 12/161, «Тафсир» ас-Сан’ани, 2/294.

 

Имам ‘Абдуль-Азиз ибн ‘Абдуллах аль-Маджишун (ум. 164 г.) сказал говоря о джахмитах: «Шайтан продолжал работать над ними… до тех пор пока они не отвергли Слова Его: «Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа» (75:22-23), и сказали: “Никто не увидит Его в Судный День”. Клянусь Аллахом, они отрицали наилучшую награду, которым Аллах наградил Своих приближенных в День Суда, а это взгляд на Его Лик». Источник: «Шарх усуль аль-И’тикад», 3/502, «аль-‘Улув», стр. 142.

 

Сказали Хузейфа Ибн Йаман, Абу Бакр ас-Сиддык, Абу Муса аль-Ашари, Ибн Аббас, Амр Ибн Сад, Абдуррахман Ибн Аби Лейла, Катада, Абдур-Рахман Ибн Сабит, и другие сподвижники и табиины, да будет доволен ими всеми Аллах, как передал Ибн Джарир Ат-Табари: «Добавка» - взгляд на Лик нашего Господа, Велик Он и Благороден». Источник: "Тафсир" Ат-Табари, 15-64.

Сказал Имам Ибн Касир, рахимахуЛлах: «И лучше всего этого (из райских благ), и величайшее из них — это взгляд на его Благородный Лик, и воистину, эта добавка — величественнее всего, что им будет дано. Они не заслуживают этого своими деяниями, однако, он даст это им из-за своей Милости и Благоволения. И передано толкование «Добавки», как взгляда на Благородный Лик Аллаха, от Абу Бакра ас-Сиддыка, Хузейфы Ибн аль-Йамана, Абдуллаха Ибн Аббаса, Абу Мусы (аль-Ашари), Убады Ибн Самита, Саида Ибн Аль-Мусаййиба, Абдур-Рахмана Ибн Аби Лейла, Абдур-Рахмана Ибн Сабита, Муджахида, Икримы, Амира Ибн Сада, Ато, Ад-Даххака, Аль-Хасана (Аль-Басри), Катады, Ас-Суди, Мухаммада Ибн Исхака, и других из числа праведных предшественников и последователей. И я нашел в подтверждение этому множество хадисов от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Истчоник: «Тафсир Ибн Касир», 4-262.

[Конец примечания].

 

 

Также из того, что необходимо упомянуть это ошибочность заявления о том, что под словом Лик может подразумеваться направление «къыбла» к чему-либо. Разъясняется ложность этого тем, что ни в арабском языке, ни в шариате, ни в обычаях людей нет такого, чтобы под словом «ваджх» Лик подразумевали направление к чему-либо, но направление или къыбла в арабском языке может выражаться словом виджхатун. Всевышний Аллах говорит: «И у каждого есть направление, к которому он направляется», здесь слово направление или то к чему стоит направляться названо словом " виджхатун " с «тамарбутой» на конце. Также этим словом (къыбла) может означаться слово джиха, джихатун, то есть направление, но словом " вадж " направление и къыбла обозначаться не могут. Значит, у нас есть три слова: вадж, виджхатун и джихатун. Словом " виджхатун " и " джихатун " может обозначаться направление, а словом " вадж " направление и къыбла обозначаться не могут, такого неизвестно в арабском языке, значит, это является опровержением того, что слово " вадж " не может подразумевать собой значение къыбла.

 

Исходя из этого, мы понимаем то, что все эти истолкования, которыми истолковывается это слово " вадж " (Лик Всевышнего Аллаха) являются ложными, и на них нет доказательства в арабском языке. Наоборот, есть многочисленные доказательства того, что эти истолкования не могут иметь место в данном случае и не имеют в себе основы.

 

 

[Примечание не из книги]:

«Аллаху принадлежат восток и запад. Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха. Воистину, Аллах – Объемлющий, Знающий». (2:215).


Относительно тафсира к этому аяту, шейх ибн Усеймин сказал:
«Если вы спросите, является ли каждое упоминание о вадж (лице) в отношении Аллаха – Лицом Аллаха, что является из Его атрибутов, то ответом будет, что это основной принцип. Аллах сказал (перевод смысла): «Не прогоняй тех, которые взывают к своему Господу утром и перед закатом, стремясь к Его Лику» (6:52).
«И всякую милость возмещает сполна только из стремления к Лику своего Всевышнего Господа. Он непременно будет удовлетворен» (92:19-21).
Существуют и другие подобные аяты.

Основным принципом является, что под словом ваджх имеется в виду атрибут Аллаха. Но есть аяты, в толковании которых мнения ученых разделились.
«Аллаху принадлежат восток и запад. Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха. Воистину, Аллах – Объемлющий, Знающий» (2:115)
Некоторые из них сказали, что под словом «ваджх» имеется в виду направление, потому что Аллах сказал (перевод смысла): «У каждого есть сторона, куда он обращается лицом» Поэтому, это является указанием на то, что под словом «ваджх» подразумевается направление. И «там будет вадж Аллаха» означает направление молитвы, которую принимает Аллах.
Они сказали: «путешествуя человек совершает дополнительные молитвы, и он может молится в любом направлении.
Но правильным мнением является то, что под ваджхом тут имеется в виду Лик Аллаха. Поэтому, куда бы вы не повернулись там будет Лик Аллаха, так как Он объемлет все, и потому что об этом сказано Пророком, что когда молящийся встает на молитву, Аллах перед ним. Также, запрещено плевать перед собой в молитве, потому что Аллах перед ним. И если человек совершает молитву, там где трудно определить направление киблы, то он должен постараться сделать все возможное для определения киблы и молиться, и даже если кибла останется позади него, Аллах будет перед ним в этом случае.
Это правильное значение которые соответствует внешнему значению аята, и первое мнение не противоречит этому.
Необходимо отметить, что этот Святой Лик не может быть описан и понят людским воображением и описанием. Аллах превыше всего того, что о Нем думают.
«Он знает их будущее и прошлое, но они не способны объять Его своим знанием» (20:110).
«Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика» (28:88).
Что значит, что все погибнет, кроме Его Сущности, и Его Лицо является одним из атрибутов».
Источник: Шарх аль Агида аль Васитиййах Ибн Усеймин, 1:243-245.

Шейх уль Ислам ибн Теймия сказал: «Слова Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует): «Когда кто-нибудь из вас молится, то пусть не плюет перед собой, ведь Аллах перед ним когда он молится» берутся по внешнему смыслу. Аллах над Троном, и Он перед молящимся. Это может быть применено даже к сотворенным: когда человек смотрит на небо, солнце и луну, то небо, солнце и луна находятся над ним, и в тоже время перед ним». Источник: Маджму аль Фатава (5:101).

 

Он также сказал: «Хорошо известно, что если человек повернет лицо к луне и обратится к ней – если бы это было возможно – то он повернул свое лицо к ней, не смотря на то, что она над ним… Также, когда человек встает на молитву он поворачивает свое лицо к Господу, несмотря на то, что Он над ним, и он обращается к Нему, основываясь на то, что Он перед ним, а не слева или справа, и он взывает, к Нему основываясь на то, что Он на верху, а не снизу. Источник: «Маджму аль-Фатауа» 5/101.

[Конец примечания].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...