Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации по повышению эффективности реализации экономических функций современным российским государством




Одним из направлений, проводимых в стране реформ, является экономическая жизнь российского государства, политика которого направлена на новое качественное развитие экономики страны в целом и ее основных институтов.

При этом важным являются уменьшение государственного вмешательства в деятельность предпринимателей различного уровня, оптимизация системы государственного контроля (надзора), что позволит, во-первых, четко ограничить сферу государственного регулирования и тем самым повысить его эффективность, а во-вторых, как следствие, улучшить инвестиционный и предпринимательский климат в стране.

В сфере проведения государственного контроля (надзора) важное значение имеет Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), направленный на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контрольной деятельности государства. В России сложилась ситуация, когда излишние административное регулирование и контроль за предпринимательской деятельностью со стороны государства, а также избыточное количество проверяющих инстанций (пожарный надзор, санэпидемнадзор, милиция, госторгинспекция и т.п.), отсутствие регламентации этих проверок на законодательном уровне и разделение компетенции в области проверочной деятельности приводили к возникновению бесчисленных административных барьеров. Данный Закон является одним из актов антибюрократического законодательства, разработанного Правительством РФ.

Следствием дальнейшей дебюрократизации экономики явился Закон о лицензировании отдельных видов деятельности, вступивший в силу 08.02.2002 года. Закон устанавливает использование единой процедуры лицензирования на территории страны и существенно сокращает виды лицензионной деятельности, одновременно исключая их детальное дробление.

Реструктуризация федеральных органов исполнительной власти повлекла за собой потерю многих функций, что естественным образом осложнило деятельность предпринимателей. Так, например, согласно Постановлению Правительства РФ «О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений» организация и содержание тотализаторов и игорных заведений лицензируются Государственным комитетом РФ по физической культуре и спорту (Госкомспорт), который был упразднен. Вместо него было образовано Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму, которому были переданы правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом упраздненного Госкомспорта и функции в сфере туризма Минэкономразвития России. В свою очередь, Указом Президента РФ от 18.11.2004 года № 1453 оно было преобразовано в Федеральное агентство по физической культуре и спорту; также было образовано Федеральное агентство по туризму. Ни в одном из двух положений об этих федеральных органах, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, функция по лицензированию деятельности по организации и содержанию тотализаторов не предусмотрена. Иными словами, она была потеряна.

января 2006 года Правительство РФ приняло Постановление № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности», в котором данной функцией наделяется Федеральная налоговая служба при Министерстве финансов РФ, что является оптимальным вариантом для разрешения данной проблемы.

Неопределенная ситуация в части наделения соответствующими контрольными функциями существует и с Федеральной службой по финансовым рынкам в сфере деятельности товарных бирж. Так, в соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 года № 317, эта служба (ФСФР), являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). О деятельности в сфере товарных рынков данное Положение умалчивает, за исключением п.5.3.10, косвенно устанавливающего, что ФСФР рассматривает факты нарушения законодательства РФ о товарных биржах (в лице Комиссии по товарным биржам). В то же время предусматривалось, что ФСФР передаются, в частности, функции по контролю деятельности бирж упраздняемого Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которое осуществляло управление в области развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках.

До сих пор действует временная норма о том, что до внесения в законодательство РФ изменений, предусматривающих передачу функций Комиссии по товарным биржам Федеральной службе по финансовым рынкам, ФСФР осуществляет функции и полномочия по руководству и обеспечению работы Комиссии по товарным биржам. Таким образом, ФСФР имеет право только руководить данной Комиссией и председательствовать в ней, то есть осуществлять организационные меры. Вместе с тем совместным приказом четырех ведомств была утверждена Комиссия по товарным биржам (КТБ) при Федеральной службе по финансовым рынкам, которая является экспертным органом в установленной сфере действия, руководствующаяся, в частности, Приказами ФСФР.

Необходимо ликвидировать КТБ (а не менять название), передав ее полномочия непосредственно федеральному органу исполнительной власти в области финансовых рынков - ФСФР, что не только устранит громоздкую процедуру формирования этой Комиссии путем межведомственных согласований, но и создаст полноценный орган (ФСФР), осуществляющий соответствующие функции не только в сфере финансовых, но и товарных рынков.

Президент РФ выделил такие приоритетные направления реформы, как ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования. Данные положения нашли развитие и в дальнейших нормативных актах.

В настоящее время закон «Об особенностях принятия решений в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности», имеет цель - ограничение ведомственного нормотворчества в сфере бизнеса. Согласно данному закону любой ведомственный нормативный правовой акт проходит предварительную оценку в экспертно-консультативных советах при Правительстве РФ. Эксперты должны решить, не ущемляет ли документ интересы бизнеса, а его авторы - доказать полезность документа. При этом эксперты выносят решение, носящее рекомендательный характер. Концепция закона основана на принципе презумпции нецелесообразности государственного регулирования предпринимательской деятельности. Вместе с тем, несмотря на благую идею, следует заключить, что предусмотренный механизм экспертизы будет способствовать возникновению новой бюрократической вертикали.

Актуальной и целесообразной - в рамках ликвидации излишних административных барьеров, а также стимулирования развития среднего бизнеса в стране - остается необходимость упорядочить имеющийся, зачастую дублирующий порядок лицензирования, регистрации и сертификации, аккредитации, применения санитарных и ветеринарных правил и т.д. Так, Минэкономразвития России предлагало в одном из своих проектов вывести из-под сферы лицензирования производство лекарственных средств, строительную деятельность, производство медицинской техники, деятельность по оказанию протезно-ортопедической помощи, ветеринарную деятельность, разработки авиационной техники, двойного назначения, испытания авиационной техники и т.д.

Следует отметить, что подобные предложения относительно выведения не всегда достаточно аргументированы. Так, в части упразднения лицензируемых видов деятельности разработчики ссылаются на сертификацию, аккредитацию конкретного объекта «на выходе»; при этом под режим лицензирования подпадает не сам объект, а именно вид деятельности, что должно улучшать качество предполагаемого объекта.

Однако прежде чем выводить из-под сферы лицензирования соответствующие виды деятельности, необходимо выявить и определить критерии, на основании которых будет сокращаться перечень лицензируемых видов деятельности с одновременным осуществлением качественного государственного контроля за ними. Ясно, что в ряде случаев будут применяться нормы Закона о техническом регулировании, устанавливающие обязательность технических регламентов, которые в настоящее время еще не приняты. Но режим лицензирования на данном этапе представляет собой способ государственного контроля за соблюдением лицензиатами требований законодательства в области соответствующего вида деятельности, предъявляемых к обеспечению единой государственной политики в указанной области деятельности. Иными словами, лицензиат должен иметь возможность приступить к осуществлению конкретного вида деятельности лишь при соответствии всех производственных условий лицензионным требованиям, после чего государство «допускает» его в производственный или хозяйственный оборот. Таким образом на этой стадии «отсеиваются» недобросовестные предприниматели и производители. Посредством режима лицензирования государство на стадии подачи документов в лицензирующий орган требует наличия определенных организационно-технических возможностей, соответствующего оснащения, специального оборудования и т.д.

Существует и необходимость в части передачи ряда государственных функций саморегулируемым организациям, отмены лицензирования, например, аудиторской деятельности (которая заменяется обязательным членством аудиторов, индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых аудиторских объединениях) в целом поддерживается. Государственное регулирование аудиторской деятельности должно заключаться в выработке государственной политики в сфере аудиторской деятельности, нормативно-правовом регулировании, включая организацию разработки и утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, и т.п.

В то же время в целях оптимизации системы госконтроля и надзора в части изъятия государственных контрольных функций и дальнейшей их передачи соответствующим организациям, аккредитованным федеральными органами исполнительной власти, предложения Минэкономразвития России не всегда могут найти поддержку ввиду их недостаточной обоснованности. Так, предлагается установить новый порядок проведения обязательного технического осмотра автотранспортных средств, передав эту функцию организациям, аккредитованным при федеральных органах исполнительной власти. Проверку технического состояния транспортных средств, предоставляемых Вооруженным Силам РФ, воинским формированиям, предлагается оставить за МВД России. Минэкономразвития России обосновывает передачу данной функции тем, что она является функцией по оказанию государственных услуг.

Немаловажный аспект проводимой реформы - в части дебюрократизации экономики - обеспечение государством добросовестной конкуренции. Оно выражается в виде запрета принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия их деятельности, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

Выводы:

Решение вышеуказанных узловых проблем не должно ограничиваться исключительно декларативными предписаниями, содержащимися в информативных Посланиях Президента РФ и распоряжениях Правительства РФ. В связи с этим Правительство РФ в целях эффективной реализации законов должно реагировать более оперативно, как принимая новые, так и приводя в соответствие с федеральным законодательством уже утвержденные постановления.


Заключение

Понятие «функция государства» - одно из фундаментальных в теории государства, характеризующих деятельную сторону государства, являясь при этом сложным.

Многие вопросы, связанные определением и реализацией функций государства являются нерешенными или их решение вызывает сомнения.

Собственно, даже само определение функции государства в науке теории государства не получило единообразного толкования, хотя и рассматривается в основном как необходимое, однородное, постоянное, целесообразное направление (сторона) его деятельности, обусловленное объективными потребностями общественного развития с точки зрения его внутренних и внешних задач.

Любое государство имеет различную степень активности, но постоянно действует, так как пассивность, бездеятельность противопоказаны самой его природе и назначению. Поэтому государство может и должно быть изучено с функциональной, деятельностной стороны.

Проведенное исследование подходов к определению понятие государства позволило сформулировать следующее его определение: «Государство - политическая система, осуществляющая функции управления обществом и регулирующая экономические процессы».

Функция государства - это обусловленная сущностью государства его способность к деятельности в определенном направлении, реализуемая при соответствующих условиях в целях решения задач, стоящих перед ним. Экономические функции государства определяются потребностями нормального функционирования рыночной экономики, обеспечения конкуренции и частичного предпринимательства.

Природа функций государства как экономического субъекта носит двойственный характер. Государство в системе рыночно-капиталистических отношений, будучи экономическим субъектом, выступает одновременно как субъект регулирования и как субъект хозяйствования. При этом роль государства в экономике реализуется через функцию хозяйствования (государство как хозяйствующий субъект) и функцию регулирования (государство как субъект регулирования экономики). Будучи субъектом хозяйствования, государство выступает собственником ресурсов и осуществляет хозяйственную деятельность, а как субъект регулирования - непосредственно влияет на поведение других хозяйствующих субъектов.

Функции регулирования (государство как субъект регулирования экономики) в первую очередь характеризуется тем, что государство с помощью законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти (создавая соответствующие институты) структурирует и согласовывает взаимодействия всех членов общества и социальных групп. В том числе и в экономической сфере, поддерживая порядок внутри государства и в интересах всех своих граждан. Государство формирует правовые рамки функционирования экономики и гарантирует исполнение принятых законов и других правовых актов (обеспечение прав собственности, условий выполнения контрактов и т.д.). Таким образом, государство обеспечивает правовые рамки различных видов трансакций в экономике (сделок, управления, рационирования).

Функция хозяйствования (государство как хозяйствующий субъект) непосредственно отражает производственную деятельность государства, которая осуществляется на базе государственного сектора экономики. В отличие от частного предпринимателя государство ориентируется не только на получение прибыли, но и на эффективное функционирование экономики в целом и на развитие общества.

Государство и рынок берут на себя выполнение лишь тех функций, которые они могут реализовать самым эффективным образом. Социально-экономическую основу деятельности государства как хозяйствующего субъекта составляет государственная форма собственности на средства и результаты производства, интеллектуальные объекты, финансовые инструменты.

Основные направления трансформации экономических функций государства заключаются в усилении активной роли государства как хозяйствующего субъекта, так и субъекта регулирования экономики.

В условиях радикальных трансформаций российского общества именно роль государства как субъекта регулирования экономики выходит на первый план.

В этот период две грани государства как экономического субъекта начинают все более взаимодополнять и взаимоисключать друг друга, в связи с чем проявляется новый статус государства, а именно: статус государства как единого экономического центра, как координатора развития экономики.

Именно здесь государство располагает реальными возможностями существенным образом дополнять рынок и вместе с ним более эффективно влиять на динамику экономического развития.

Взгляды на экономические функции государства значительно различаются, что в первую очередь связано с несовпадением мнений на место и роль государства в экономической системе. Так, если государству отводиться незначительная роль в регулировании экономических процессов, то и набор функций будет минимальный.

В процессе исследования в качестве основных были выделены следующие функции: 1) правовое регулирование экономических отношений; 2) защита конкуренции за счет разработки и реализации, антимонопольных мер; 3) стабилизация экономики путем использования бюджетной, налоговой, и кредитно-денежной политики, сглаживание кризисных явлений: спада производства, инфляции, безработицы, укрепление национальной валюты; 4) обеспечение социальной защиты и социальных гарантий за счет перераспределения доходов; 5) эффективное управление нерыночным сектором народного хозяйства; 6) участие в международном управлении, оказание внешнеэкономической поддержки национальным товарам на мировом рынке.

Помимо этого были выделены дополнительные функции, которые берет на себя государство в период перехода от административно-командной системы к рыночной.

функция государства рыночная экономика


Список используемой литературы

1. Федеральный закон РФ от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»//Собрание законодательства РФ. 13.08.2001. № 33 (часть I). Ст.3418.

. Федеральный закон РФ от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»//Собрание законодательства РФ. 13.08.2001. № 33 (часть I). Ст.3430.

3. Федеральный закон РФ от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»//Собрание законодательства РФ. 13.08.2001. № 33 (часть I). Ст.3431.

.   Федеральный закон РФ от 08.08.2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»//Собрание законодательства РФ. 13.08.2001. № 33 (часть I). Ст.3436.

.   Указ Президента РФ от 18.11.2004 года № 1453 «О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту»//Собрание законодательства РФ. 22.11.2004. № 47. Ст.4635.

.   Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 года № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»//Собрание законодательства РФ. 06.02.2006. № 6. Ст.700.

.   Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 года № 317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам»//Собрание законодательства РФ. 05.07.2004. № 27. Ст.2780.

.   Постановление Правительства РФ от 15.07.2002 года № 525 «О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений»//Собрание законодательства РФ. 22.07.2002. № 29. Ст.2964.

.   Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2001 года № 910-р «О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)»//Собрание законодательства РФ. 30.07.2001. № 31. Ст.3295.

.   Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2008-2010 годы»//Собрание законодательства РФ. 14.08.2008. № 33. Ст.3414.

.   Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг., одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р.

12. Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики, 1997. - № 6.

. Атаманчук Г.В. Государственное управление. Организационно-функциональные вопросы: Учеб. пособ. - М.: 2008.

14. Бекетов О.И. Актуальные проблемы административного права России//Государство и право. 1999. № 5.

.   Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П. Административное право: Учебник для вузов. - М.: 1996.

.   Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - М.: Дело и сервис, 2001.

.   Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник по специальности «Государственное и муниципальное управление». - М.: ЮНИТИ, 2002.

18. Гривко А.В. Трансформация экономических функций государства. - Оренбург, 2006.

. Жигуленков М.В. К вопросу о классификации функций государства//Право и политика. 2002. № 8.

. Исследования о природе и причине богатства народов // Антология экономической классики. - М. «Ключ», 1993.

. Калганова Л.А. Об изменении парадигмы государственного управления в условиях рыночной экономики//История государства и права. 2006. № 12.

22. Кирюшин А.В., Плотников С.В. Правовые аспекты обеспечения экономической безопасности Российской Федерации//История государства и права. 2006. № 9.

23. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. Т. I. - М.: ИНФРА-М, 2007.

. Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе//Государство и право. 1993. № 6.

25. Основы государства и права/Под ред.В.А.Ржевского. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

26. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. - М.: Норма, 2005

27. Смит А. Исследования о природе и причине богатства народов // Антология экономической классики. - М. «Ключ», 1993.

.   Степанова В.С. Особенности государственного регулирования в условиях переходного периода. Сборник научных трудов. Серия «Экономика» // Северо-Кавказский государственный технический университет. Ставрополь, 2002.

29. Теория государства и права. Курс лекций/Под ред.Н.И.Матузова, А.В.Малько. - М.: Юристъ, 2008.

30. Теория государства и права/Под ред.В.Н.Корельского и В.Д.Перевалова. - М.: Издательская группа «Норма-Инфра*М, 1998.

31. Фридмен М. Методология позитивной экономической науки // THESIS, 1993. - Т 2. Вып. 4.

. Хропанюк В.Н. Теория государства и права/Под ред. В.Г.Стрекозова. - М.: 1995.

. Щурина С.В. Институциональные возможности влияния государства на инвестиционные процессы: Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - М., 2004.


Приложение 1

 

 


Приложение 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...