Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политическое устройство государства. Глава государства, его полномочия

 

Возникшее противостояние между Хрущевым и Берия привело к аресту последнего 26 июня 1953 г. Организацию ареста возглавил Жуков. Вместе с Берия арестовали шесть руководителей МВД—МГБ. 23 декабря их всех расстреляли.

Убрав Берия, Хрущев приобрел руководящее положение в партийной верхушке. Для укрепления своих позиций он добился ликвидации Бюро Президиума ЦК, где преобладали сторонники сталинского режима. Остался сам Президиум, в котором у Хрущева было больше сторонников. Кроме того, он предложил учредить пост Первого секретаря ЦК КПСС, и 13 сентября 1953 г. Пленум ЦК избрал Первым секретарем ЦК Хрущева.

Законодательные органы (структура, способ сформирования, полномочия)

 

Высшим органом государственной власти СССР являлся Верховный Совет СССР.

Верховный Совет СССР осуществлял все права, присвоенные Союзу Советских Социалистических Республик согласно статье 14 Конституции, поскольку они не входят, в силу Конституции, в компетенцию подотчетных Верховному Совету СССР органов СССР; Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и Министерств СССР. (в

Законодательная власть СССР осуществляется исключительно Верховным Советом СССР.

Верховный Совет СССР состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей.

Совет Союза избирается гражданами СССР по избирательным округам по норме: один депутат на 300 тысяч населения.

Совет Национальностей избирается гражданами СССР по союзным и автономным республикам, автономным областям и национальным округам по норме: по 32 депутата от каждой Союзной республики, по 11 депутатов от каждой автономной республики, по 5 депутатов от каждой автономной области и по одному депутату от каждого национального округа.

Верховный Совет СССР избирался сроком на четыре года.

Обе палаты Верховного Совета СССР: Совет Союза и Совет Национальностей равноправны.

Совету Союза и Совету Национальностей в одинаковой мере принадлежала законодательная инициатива.

Исполнительные органы (способ формирования, функции, подчиненность)

 

Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союза Советских Социалистических Республик является Совет Министров СССР.

Совет Министров СССР ответствен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета - перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен.

Совет Министров СССР:

а) объединяет и направляет работу общесоюзных и союзно-республиканских Министерств СССР, Государственных комитетов Совета Министров СССР и других подведомственных ему учреждений;

б) принимает меры по осуществлению народнохозяйственного плана, государственного бюджета и укреплению кредитно-денежной системы;

в) принимает меры по обеспечению общественного порядка, защите интересов государства и охране прав граждан;

г) осуществляет общее руководство в области сношений с иностранными государствами;

д) определяет ежегодные контингента граждан, подлежащих призыву на действительную военную службу, руководит общим строительством вооруженных сил страны;

е) образует Государственные комитеты СССР, а также, в случае необходимости, - специальные Комитеты и Главные Управления при Совете Министров СССР по делам хозяйственного, культурного и оборонного строительства[3].

Судебные органы

 

Правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР, Верховными Судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами.

Рассмотрение дел во всех судах осуществляется с участием народных заседателей, кроме случаев, специально предусмотренных законом[4].


Соотношение прав и законов исполнительной и судебной властей

 

Несомненно, на протяжении всего периода исполнительная власть имела преимущество над судебной сластью. Исполнительная власть имела право на издание различного рода подзаконных нормативных правовых актов обязательных для судебной власти и зачастую они применялись подменяя собой законы. Не о какой объективности суда не может идти речь если в судебные дела осуществляется постоянное вмешательство со стороны исполнительной власти.

Права граждан (подданных)

 

А) Избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов)

Формально было установлено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании, отменила ограничения по участию в выборах отдельных категорий лиц по классовому или социальному признакам, отказалась от непрямых выборов в Советы и заменила их прямыми. Вместо открытых выборов на собраниях по производственно-территориальному принципу вводилось тайное голосование по территориальному принципу.

Б) Политические права и свободы

Были предусмотрены ряд политических прав и свобод - слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, право на объединение в общественные организации (правда, оговорив, что они используются в соответствии с интересами трудящихся, в целях укрепления социалистического строя, развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс).

В) Личные права и свободы

В Конституции провозглашались такие права граждан, как право на труд, отдых, материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, право на образование.

Конституция закрепляла социальное и политическое равноправие граждан, а также равноправие женщины и мужчины.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...