Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психическая энергия в Аюрведе.




 

Поскольку эта наука сама по себе есть весьма обширна и сложна, задача этой книге не есть полное и всецелое изложение этой науки здесь, но ставлю перед собой задачу провести параллели между Психической энергией и Аурой с одной стороны и работой дош с другой стороны, как их видит наука Аюрведа. С практической точки зрения это даст нам возможность более детально рассмотреть вопрос работы Психической энергии в отдельных частях и системах организма человека и то, как она совершает свои преображение и трансформации двигаясь в теле. В этом разделе хотелось бы проследить основные взаимосвязи предложенные Аюрведой относительно тонких энергий в организме человека, и то как эти взаимосвязи раскрываются в Агни Йоге.

Одним из ключевых понятий в Аюрведе является осознание и использование знаний между человеком как Микрокосмосом и звездами и планетами – Макрокосмосом. По этому поводу ДЭВИД ФРОУЛИ, пишет следующее: «Ведическая астрология изучает тонкие энергии, излучаемые с небес людям, растениям, животным и Земле. Эти энергии затрагивают человеческое тело и сознание на всех уровнях. Гороскоп дает возможность увидеть, какое у нас здоровье и иммунитет, имеется ли склонность к болезням и несчастным случаям, устойчивы ли мы эмоционально или нет, глубок ли наш ум или мы помешаны. Не стоит недооценивать роль планет как при болезнях и страданиях, так и при счастье и благополучии…

Говоря современным языком, Веды в своем подходе к знанию являются «холистическими». Человеческие болезни могут быть итогом рисунка гравитационных полей, создаваемых планетами при их вращении. Вот почему астрология столь близко связана с аюрведой. Практикующие аюрведу используют астрологию как помощь при постановке диагноза — это дает понимание кармы человека, что помогает целителю направить свои усилия в оптимальную сторону. Кроме того, система даша ведической астрологии — уникальная система планетных периодов — особенно важна при определении времени заболевания и выборе времени лечения.» («АЮРВЕДИЧЕСКАЯ АСТРОЛОГИЯ» Д.Фроули).

Далее Д.Фроули отмечает важность автологических взаимосвязей и медицины для науки Аюрведы: «Связать врачевание и астрологию, то есть создать медицинскую астрологию — это одна из глубочайших и наиболее древних задач, решаемых человечеством. Древняя медицинская астрология, как и все подобные древние культуры вообще, применяла астрологически выверенные ритуалы для создания гармонии между человеческим существованием и ритмами космоса. Мы долго созерцали звезды, испрашивая наставлений, милости и целительной мощи, чтобы понимать человеческое бы-тие в более глубокой перспективе, в которой мы можем прикоснуться к вечному и бесконечному. Сегодня мы вступаем в новую звездную эру, когда древние, естественные и традиционные системы целительства и духовного развития вновь становятся почитаемыми. В связи с этим исследование астрологии целительства является весьма уместным, если не ключевым при восстановлении более древнего и, возможно, более мудрого наследия человечества.»

Аюрведа учит (согласно Д.Фроули. Аюрведическая терапия), что основная причина болезней — «нехватка мудрости» («праджнапарадха»). Это понятие обозначает не просто ограниченность познаний или неспособность к точному словесному выражению мыслей, а недостаточное понимание естественной гармонии жизни и того, как к ней приспособиться, существование вне гармонии с природой, Вселенной и божественным. Такая дисфункция нашего ума может быть обусловлена внешними факторами, в частности страхом и желаниями. Она препятствует проявлению творческого начала в нашей жизни и загоняет нас в ловушку условностей и предубеждений, проявляясь как отсутствие веры в жизнь и в божественное, отсутствие уважения к жизни и равнодушие.

 

«Природа – проявленная Божественная Мать, игра её сознания образует Вселенную. Она обеспечивает не только направленные вовне материальный рост и расширение, но также поддер­живает направленные внутрь духовный рост и развитие. Природа обладает энергиями различных качеств, благода­ря которым мы можем либо расширять своё сознание, обретая мудрость, либо сужать его, погрязая в невежестве. Природа действует через посредство сознательных сил, своего рода духов, среди которых есть как просветляющие сущности, так и несущие тьму, как це­лительные, так и вредные. Большин­ство этих сил нам не знакомы, и мы не знаем, как их использовать. Нас приучили воспринимать мир в рациональ­ном, материалистическом духе, и нам не хватает способности воспринимать тонкие силы, сокрытые в нём. Однако для того, чтобы исцелить свой ум, мы должны понять эти силы и научиться работать с ними – не только в окружаю­щем мире, но и в нашей собственной душе. Для понимания сил Природы аюрведа предлагает специальную терминоло­гию и показывает, как работать с этими силами на всех уровнях. Согласно йоге и аюрведе. Природа формируется из трёх изначальных качеств, которые яв­ляются основными силами космическо­го разума. На санскрите они называют­ся Гунами, что означает "то, что связывает", так как эти силы держат нас в оковах внешнего мира до тех пор, по­ка мы не обретём правильное их пони­мание. Саттва – разум, даёт равновесие Раджас – энергия, вызывает дисба­ланс Тамас - субстанция, создаёт инерцию Эти три гуны – наиболее тонкие каче­ства Природы, которые лежат в основе материи, жизни и сознания. Благодаря им функционирует не только наш пове­рхностный ум, но и глубинное созна­ние. Это силы души, которые хранят кармы и желания, ведущие нас от рож­дения к рождению. Гуны – коренной по­тенциал Природы, который является источником разнообразия. Все объекты во Вселенной состоят из разных комбинаций трёх гун. Косми­ческая эволюция – это их взаимодей­ствие и трансформация. Три гуны – од­на из основных тем аюрведической мысли. Они составляют более глубокий уровень, нежели биологические нача­ла, и помогают нам понять собственные психические и духовные качества и их проявления.

САТТВА – качество интеллекта, нрав­ственности и добродетели. Она создаёт гармонию, равновесие и стабильность. Она лёгкая и светящаяся по природе. Ей присуще движение вверх и вглубь, и она способствует пробуждению души. Саттва обеспечивает продолжительное счастье и удовлетворённость. Это прин­цип ясности, широты и покоя, сила любви, которая объединяет всё сущее.

РАДЖАС – качество перемен, актив­ности и беспокойства. Он вызывает не­устойчивость, которая нарушает суще­ствующий баланс. В своей деятельности раджас целеустремлён, он всегда стре­мится к какому-либо достижению, что и даёт ему силу. Ему присуще движение вовне, и он становится причиной действий, направленных на поиски своего "я", которые ведут к дроблению и отделению. Хотя на коротком отрезке времени раджас стимулирует и прино­сит удовольствие, он, тем не менее, со временем приводит к страданию и бо­ли. Это сила страсти, вызывающая нес­частья и противоречия.

ТАМАС – качество вялости, тьмы и инерции. Он тяжёл, его действие зату­манивает сознание и создаёт препят­ствия. Он проявляется как сила гравита­ции, которая препятствует движению и удерживает вещи в определённых ог­раниченных формах. Ему присуще дви­жение, направленное вниз, которое вы­зывает разложение и распад. Тамас отягощает ум невежеством и заблужде­ниями и вызывает бесчувственность, сон и утрату самосознания. Это прин­цип материальности или бессознатель­ности.»

Эти три гуны – наиболее тонкие качества Природы, которые лежат в основе материи, жизни и сознания. Благодаря им функционирует не только наш пове­рхностный ум, но и глубинное созна­ние. Это силы души, которые хранят кармы и желания, ведущие нас от рож­дения к рождению. Гуны – коренной по­тенциал Природы, который является источником разнообразия. Все объекты во Вселенной состоят из разных комбинаций трёх гун. Косми­ческая эволюция – это их взаимодей­ствие и трансформация. Три гуны – од­на из основных тем аюрведической мысли. Они составляют более глубокий уровень, нежели биологические нача­ла, и помогают нам понять собственные психические и духовные качества и их проявления.[52]

Психические расстройства, как правило, бывают вызваны такой нехваткой мудрости, или упадком Саттвы. Его причинами могут быть изъяны в образовании (упущение моральных и этических ценностей в процессе воспитания), причинение вреда другим людям, чрезмерное возбуждение или избыток развлечений, нечестность, лживость. Такие физические факторы, как избыточный сон, неправильное питание (в частности, злоупотребление сахаром или мясной пищей), также могут привести к подобному упадку.

Развить Саттву можно путем духовного совершенствования, включающего в себя йогические практики, медитацию, пребывание на природе, саттвичную диету и такой образ жизни, который соответствовал бы конституции данного человека (см. главы о психических расстройствах).

Саттвичный тип меньше других подвержен болезням. Его природа гармонична и легко приспосабливается. Он стремится к равновесию и к обретению спокойствия ума, тем самым лишая болезнь психических корней. Люди этого типа внимательны к другим и заботятся о себе. Жизнь они рассматривают как необходимый опыт и стараются видеть благо во всем, в том числе и в болезни.

Люди раджастичного типа обычно наделены большой энергией, но могут сами себя «сжечь» чрезмерной активностью. Симптомы болезни у них обычно острые, выздоровление возможно при условии применения правильных лечебных мер. Они нетерпеливы и непоследовательны в лечении болезни и не желают тратить время ради своего выздоровления или брать на себя ответственность за него. В своих болезнях они предпочитают винить других.

Тамастичный тип больше других предрасположен к затяжным, хроническим болезням, в том числе к раку. Его энергия и эмоции склонны к застою, а болезни его, как правило, глубоко укоренившиеся, упорные и трудноизлечимые. Люди этого типа не стремятся к тому, чтобы получить необходимое лечение, и их гигиена обычно находится на низком уровне. Они воспринимают свою болезнь как судьбу и не используют тех методов, которые могли бы помочь им излечиться.

 

Посмотрим и сопоставим, как вопрос взаимодействия Психической энергии рассматривается в Аюрведе – в одной из древнейших медицинских трактатов Индии.

Здоровье по Аюрведе — это порядок, болезнь — расстройство порядка. В теле постоянно существует взаимодействие между порядком и беспорядком. Мудрый человек учится тому, как быть полностью осведомленным о беспорядке в своем теле и как приступить к восстановлению порядка. Он понимает, что порядок неотъемлем от беспорядка и что возвращение к здоровью также возможно.

Древними индийскими провидцами было найдено, что в природе существуют три основные силы. Это открытие было зафиксировано в мантрах Ригведы.

Первая из этих сил — это принцип энергии, дающий силу, скорость, направление, воодушевление, мотивацию. Жизнь — не что иное, как игра постоянно меняющихся сил. Как подтверждает современная наука, материя представляет собой энергию: то, что нам видится как плотное и статичное, на самом деле является совокупностью бесчисленных тонких сил, находящихся в постоянном движении.

Эта энергия жизни была названа Праной, что означает «изначальное дыхание» или «жизненная сила», потому что ее движение на всех уровнях циклично и подобно дыханию. Материя развивается из этой чистой энергии жизни, и древние мудрецы воспринимали всю Вселенную как проявление жизненной силы, которая всегда стремится к высшей жизни, к осознаванию, свободе и творческому раскрытию.

Внутри всякой энергии сокрыта сознательная воля. По сути, энергия — это воля, действующая во внешнем мире. За волей стоит чувствительность, то есть сознание как способность распознавания. Поэтому Прана имеет и другое название — Пуруша (Изначальный Дух). Жизнь — это бытие, принцип сознания. В природе она проявляется как действие разума, направляющего движение энергии. Этот природный разум планирует и осуществляет свои действия сознательно и уверенно, но это не рациональный выбор, а интуитивное и спонтанное движение чистой красоты и гармонии. Его величие явлено во всей природе, от цветов до звезд.

Вторую силу этой триады древние провидцы воспринимали как принцип света или излучения. Энергия — это свет, потому что, двигаясь, она подвергается трансформации и в процессе этого излучает свет и тепло. Все живое обладает теплом, и любая энергия обладает светом. Этот свет жизни проникает, преломляется и отражается, что проявляется как разум и сознание. Это, в частности, можно наблюдать во всех химических реакциях. В самой маленькой искре таится свет высшего осознавания.

Третья сила — это принцип связи. Все проявленное составляет неразрывное единство. Между всеми силами существует взаимопроникновение и сродство, так что в действительности они образуют одно целое, связанное единым ритмом. Эта связь воспринималась провидцами не только как некое химическое качество: она также обнаруживала сознательную цель и переживалась ими как любовь. Любовь — это та реальная сила, которая удерживает все вещи вместе.

Эти три силы по сути являются одним целым: жизнь это свет, свет это любовь, потому что жизнь излучает свет, а свет порождает любовь. Мы всегда должны стремиться к высшей жизни, к свету и любви, ибо это природа самой Вселенной.

В Ведах олицетворением жизни был великий бог Индра, драконоубийца и громовержец (на санскрите — «ваджра»). Свет олицетворялся Агни — богом огня, жертвенности и ясновидения. Любви поклонялись в образе Сомы — нектара бессмертия.(См. Д.Фроули. Аюрведическая терапия.Доши. Динамика жизненной силы.)

Уровень здоровья поддерживается, когда: огонь пищеварения (агни) находится в равновесии, свойства тела (вата, питта, капха) уравновешены, три продукта отходов (моча, фекалий и пот) производятся на нормальном уровне и находятся в балансе, чувства функционируют нормально, а тело, ум и сознание действуют гармонично, как одно целое.

Когда баланс в любой из этих систем нарушен, начинается процесс болезни. Поскольку баланс вышеупомянутых элементов и функций ответственен за природную сопротивляемость и иммунитет, то даже заразные болезни не могут повлиять на личность, пребывающую в хорошем здравии.

Таким образом, неустойчивость тела и ума несут ответственность за физическую и психологическую боль и страдание.

«Центры человека отвечают центрам Космоса. Так наше солнечное сплетение отвечает деятельности Солнца. Функции сердца соответствуют силе Всеначальной (Агни). Мокротная железа отвечает Луне. Шишковидная железа соответствует сокрытому Невидимому Солнцу в нашей Вселенной. Многие звезды соответствуют второстепенным гландам и многим плексусам в нашем организме. Сила Кундалини соответствует силе сокрытой в ядре нашей Земли. Сила половая отвечает космическому притяжению во всем сущем. Сила сознания оявляется в космической огненной силе, уязвлённой на притяжении ее к другим элементам и в постепенном развертывании ее свойств в каждом новом притяжении и слиянием». (Оккультизм и Йога, Е.И.Рерих, Н.К.Рерих, А.М. Асеев, Т1, С.465).

Основные элементы — эфир, воздух, огонь, вода и земля проявляются в человеческом теле, как три фундаментальных принципа, или признака, известных как тридоша. Из эфира и воздуха проявляется телесный воздух, называемый вата (по санскритски — вата доша).

Огонь вместе с водой проявляются в теле, как принцип огня, именуемый питта. Земля с водой проявлены, как вода тела, известная, как капха.

Эти три элемента — вата, питта, капха — ответственны за все биологические, психологические и физиопатологические (болезнетворные) функции тела, ума и сознания. Они действуют и как основная составляющая часть тела, и как защитный барьер, создавая нормальный психологический фон. Когда эти элементы разбалансированы, то возникают болезненные процессы.

Тридоша отвечает за естественные потребности и за индивидуальные склонности к пище, ее вкусу, температуре и т.д. (см. главу 8, описание этих склонностей).

Тридоша ответственна за творение, поддержание и распад тканей тела, за удаление продуктов распада из тела, а также за психические проявления, включая эмоции страха, гнева и алчности, за высший уровень человеческих эмоций — понимание, сочувствие и любовь.

Таким образом, тридоша — основа психосоматического существования человека.

Основная конституция каждой индивидуальности определяется при зачатии. Во время оплодотворения мужская субстанция, сперматозоид, соединяется с женским элементом — яйцеклеткой. В момент этого соединения определяется строение индивидуума, путем комбинаций телесного воздуха, огня и воды, которые проявлены в телах родителей.

Как мощно отражается космическая энергия в человеческом организме! Каждый космический огонь встречает созвучие в человеческом организме. Как много можно найти духовным подходом к изучению всех проявлений центров! Если смотреть на человеческий организм как на отражение явлений Космоса, сколько созвучий можно усмотреть, и центры станут для науки огненными выявлениями. Только духовный подход откроет значение всех соответствий космических с человеческими отражениями. Можно рассматривать центры как собирателей космических энергий. Правильно думать о прямом питании самых высших центров. Солнечное сплетение вбирает каждую посланную энергию и сознательно напитывает явленные центры. Так понимание огненных центров есть самое существенное задание. Медицина только тогда сумеет определять болезни, когда будет знать соответствие с космическими энергиями. (Агни Йога, Иерархия §238.)

Обычно, существуют семь типов конституции тела: 1) вата, 2) питта, 3) капха, 4) вата-питта, 5) питта-капха, 6) вата-капха, и 7) питта-капха. Среди этих семи основных типов есть множество вариантов, которые зависят от количественного содержания элементов вата-питта-капха в конституции тела.

Конституция по санскритски называется пракрити. Этот термин означает — «природа», «сотворенное» или «первоначально созданное». Первично выраженные пять элементов в теле являются его конституцией.

Основная конституция индивидуума остается неизменной в течение всей жизни, как генетически определенная. Комбинация элементов, присутствующих при рождении, остается постоянной. Однако, комбинации элементов, которые управляют длительными физиопатологическими изменениями в теле, варьируются, в зависимости от изменений внешней среды

 

Функции тридоша

(см. таблицу в Дополнение №3 Связь болезней человека с чертами его характера, состояниями, эмоциями)

№ за порядку з Дополнении №3 ВАТА (Эфир + Воздух) № за порядку з Дополнении №3 ПИТТА (Огонь + Вода) № за порядку з Дополнении №3 КАПХА (Вода + Земля)
  Движение   Телесное тепло   Стабильность
  Дыхание   Температура   Энергия
  Естественные нужды   Пищеварение   Смазка
  Трансформация тканей   Восприятие   Маслянистость
  Моторные функции   Понимание   Прощение
  Сенсорные функции   Голод   Жадность
  Беспочвенность   Жажда   Привязанность
  Выделения   Интеллект   Накопление
  Выведение   Гнев   Владение
  Страх   Ненависть   Обладание
  Пустота   Зависть    
  Беспокойство        

 

В жизни повсеместно происходит непрерывное взаимодействие между внутренней и внешней средой. Внешняя среда включает в себя космические силы (макрокосмос), а внутренние силы (Микрокосмос) управляются принципами вата-пита-капха.

По Аюрведе, основной принцип оздоровления состоит в том, что человек может создавать равновесие внутренних сил, действующих в индивидууме, изменяя диету и жизненные привычки, чтобы противостоять изменениям внешней среды.

 

Дисбаланс, как причина болезни, может возникнуть в сознании в форме некоторых негативных сведений, и это может затем проявиться в уме (где зерно болезни может лежать глубоко в подсознании), приняв форму страха, гнева или привязанности, через ум эти эмоции проявятся в теле.

Подавленный страх будет причиной нарушений вата, гнев приведет к избытку питта, а зависть, гордыня и привязанность ухудшат функции капха. Эти нарушения в тридоша воздействуют на естественную сопротивляемость (иммунную систему — агни), и таким образом, тело становится уязвимым для болезни.

Иногда дисбаланс, порождающий болезненный процесс, может вначале возникнуть в теле, а затем проявиться в уме и сознании. Питание, жизненные привычки и окружающая среда вместе с характерными свойствами этих доша будут разрушительно влиять на ткани организма.

Всё это будет порождать дисбаланс, который вначале проявится на физическом уровне, и позже подействует на ум через беспорядки в тридоша.

Например, беспорядок вата создаст страх, депрессию и нервозность. Излишек питта в теле будет причиной гнева, ненависти и ревности. Ухудшение капха создаст чувство собственничества, гордости и привязанности.

Таким образом, есть прямая связь между диетой, привычками, окружением и эмоциональными нарушениями.

Нарушение телесных свойств (вата, питта, капха) создает токсины (ама), которые начинают циркулировать в теле. В процессе этой циркуляции, токсины скапливаются в слабых областях тела. Если, например, сустав — слабое место, то болезнь проявится там. Что создает эти токсины и телесную слабость?

Агни — ключ к здоровью или болезни. Именно так называется Психическая энергия в Аюрведе. На глубокая истинна затронутая Агни Йогой указывает на то, что Психическая энергия, или Агни, или Огонь, содержится во всех тканях онанизма человека, во всех клетках и жидкостях. Соединяясь с другими стихиями или самостоятельно Агни и производит всю работу в организме по поддержанию баланса и здоровья. В этом смысле Агни пронизывает все три Доши, то как представлено это в Аюрведе, и было бы ошибкой называть термином Психической энергией только функции Вата доши (как это делает, например, в своих лекциях Торсунов О.Г.), только на том основании, что последняя отвечает за движение нервных импульсов по нервной системе человека, а значит только она и может содержать или нести в себе Психическую энергию.

«Агни — биологический огонь, управляющий метаболизмом. Он также участвует в функционировании питта и может рассматриваться, как составная часть питта-системы в теле, действующей как каталитический агент при пищеварении и метаболизме.

Питта содержит тепловую энергию, которая помогает пищеварению. Тепловая энергия — это агни. Питта и агни, по существу, одно и то же, с тонким различием: питта — сосуд, а агни — его содержимое.

Питта проявляется в желудке, как огонь — агни. Агни — это естественная кислота, ее действие разлагает пищу и стимулирует пищеварение. Агни также тонко связан с движением вата, поскольку телесный воздух воспламеняет телесный огонь.

В каждой ткани, в каждой клетке присутствует агни, ибо он необходим для поддержания питания тканей и механизма сопротивляемости. Агни разрушает микроорганизмы, чуждые бактерии и токсины в желудке, в тонком и толстом кишечнике — так он защищает флору в этих органах.

Долголетие зависит от агни. Интеллект, понимание, чуткость — также функции агни. Цвет кожи поддерживается агни. Ферментная система и метаболизм целиком зависят от агни.

До тех пор, пока агни действует нормально, процессы разложения пищи, ее всасывание и усваиваемость будут происходить беспрепятственно.

Когда из-за дисбаланса в тридоша поврежден агни, процесс метаболизма нарушается. Ослабевает иммунная система организма. Пищевые компоненты остаются не переваренными и не усваиваются, они скапливаются в толстой кишке, превращаясь в разнородное зловонное липкое месиво.

Этот материал, называемый ама, засоряет кишечник и другие каналы, такие как капилляры и кровеносные сосуды. При, этом могут произойти многие химические изменения, которые создают токсины.

Эти токсины всасываются в кровь и начинают циркулировать. Они могут скапливаться в ослабленных частях тела, создавая уплотнения, закупорку, застой, ослабление органов, понижая сопротивляемость тканей. Болезнь окончательно проявляется в пораженных органах в виде артрита, диабета, сердечных болезней и т.д.

Корень всех болезней — ама. Существует много причин для развития ама. Например, когда бы ни поглощались несовместимые продукты, агни сразу же будет поражен действиями токсинов. Или ама может возникнуть от недостаточного переваривания пищи.

Если язык покрыт белым налетом, это указывает на то, что ама присутствует в толстой кишке, тонкой кишке или в желудке, в зависимости от того, какая часть языка покрыта налетом.

Ама развивается, когда замедляется деятельность агни. Однако, избыточная активность агни также вредна. Когда агни слишком силён, пищеварение превращается в быстрое сгорание, а сжигание дотла нормальных биологически питательных веществ пищи приводит к опустошительному результату. Такое положение также понижает телесную сопротивляемость.»[53]

Аюрведа представляет из себя тонкую медицинскую науку о свойствах или качествах. Эти качества еще называются гуны. Аюрведический врач Чарак обнаружил, что все органические и неорганические субстанции также, как и все мысли и действия, обладают определенными качествами.

Эти качества содержат потенциальную энергию, действия которой выражаются кинетической энергией. Качества и действия тесно связаны между собой, так как потенциальная энергия качеств со временем становится действием или кинетической энергией.

Согласно Аюрведе, существуют двадцать основных качеств. После тщательного наблюдения за вселенной и человеком, Чарак распределил двадцать основных качеств на десять противоположных пар (например, тепло — холод, медленно — быстро, тупой — острый, влажно — сухо). Эти противоположные силы функционируют вместе.

Вселенная в целом есть проявление двух основных противоположностей — мужской и женской энергий. Итак, возможно понимание Вселенной, как взаимодействия противоположных сил, которые проявляют себя в основных качествах.

Вата, питта и капха обладают своими собственными качествами, и субстанции, имеющие аналогичные качества, будут стремиться ухудшить связанные с телом свойства по закону «подобное стремится к подобному».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...