Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модель групповой эффективности

Виды деловых совещаний. Фасилитация как один из способов работы с группой

(ЧУМИКОВ А.Н., При написании данного раздела использованы материалы книги: Schwarz Roger M. The Scilled Facilitator. Practical Wisdom for Developing Effective Groups. - Jossey-Bass Publishers, San Francisco, 1994).

 

Понятие фасилитации

Станем ли мы заниматься стратегическим планированием, разработкой имиджа, обсуждать концепцию выборной кампании или просто захотим грамотно провести собрание акционеров – во всех случаях перед нами встанет целый ряд процедурных вопросов:

- как учесть мнения всех участников процесса,

- как структурировать эти мнения в приемлемом для всех участников процесса варианте,

- как составить план действий, адекватный возможностям тех субъектов, которые должны обеспечивать его выполнение;

- как при этом не утонуть в дискуссиях и согласованиях,

- как избежать острых конфликтов в ходе обмена информацией,

- как произвести все это компактно и т.д.

Вот здесь-то и приходит на помощь широко распространенная на Западе, но менее известная в России процедура фасилитации. Она представляет собой процесс, где специалист, приемлемый для всех членов группы, нейтральный и не имеющий права принимать решение (фасилитатор), помогает группе улучшить способы идентификации проблем и принятия решений за счет организации конструктивной совместной деятельности.

Фасилитация постепенно вытесняет такие широко практикуемые, но недостаточно продуктивные способы решения проблем, как спор, дискуссия, простой обмен мнениями, административное решение, волевой приказ.

В принципе фасилитация – это не что иное, как эффективная технология решения проблем, связанных с групповой работой.

А теперь попробуем разобраться с фасилитаторской процедурой подробнее.

 

Групповой фасилитатор и его функции

Роль фасилитатора становится более ясной при ответе на вопрос, кем фасилитатор не является:

- фасилитатор не является членом группы и не имеет права голоса при принятии групповых решений,

- одновременно роль фасилитатора никак не предполагает выполнение функций клерка-порученца при группе,

- фасилитатор не является также посредником в отношениях межу данной группой и другими группами в одной организации, либо другими организациями. Его клиент - только эта группа, а остальные сами устанавливают контакты друг с другом;

- наконец, фасилитатор - не арбитр и не судья. Только члены группы несут ответственность за принятие собственных решений и разрешение конфликтов, в которые они вовлечены.

Но еще более важно ответить на вопрос о том, какими навыками и способностями должен обладать фасилитатор для того, чтобы в полной мере выполнять свою роль. Этот перечень включает в себя умение:

n внимательно слушать, наблюдать и запоминать как произнесенные фразы, так и манеры поведения участников процесса фасилитации;

n налаживать простую и ясную коммуникацию между членами группы,

n устанавливать сходства и различия в их заявлениях,

n анализировать (расчленять) и синтезировать (соединять) сказанное по поводу тех или иных проблем,

n идентифицировать предложения,

n диагностировать и поощрять (корректировать) эффективное (неэффективное) поведение,

n создавать модель эффективного поведения,

n обеспечивать обратную связь между участниками процесса, не допуская при этом "наступательных" и "оборонительных" форм общения;

n отслеживать и оптимизировать индивидуальные способы поведения внутри группы,

n вызывать доверие у клиентов,

n поощрять усилия членов группы и ободрять их,

n быть терпеливым.

Стоит заметить, что, с одной стороны, цель фасилитации - разрешить некоторый конфликт внутри группы и помочь ей прийти к приемлемому для всех соглашению. Собственно говоря, фасилитатора и приглашают тогда, когда группа не может решить эту задачу самостоятельно.

С другой стороны, функция фасилитатора может быть более широкой и заключаться в том, чтобы согласовать мнения внутри группы, помочь ей определить пути решения той или иной проблемы, показать разнообразные методы принятия решений - все это и означает повышение групповой эффективности.

В идеале профессиональный фасилитатор не просто помогает некоторой группе принять решение в конкретном случае, но и в ходе процесса обсуждения и принятия решений обучает членов группы навыкам фасилитации. Таким образом зависимость группы от профессионального фасилитатора постепенно ослабляется, и в перспективе группа может сохранять достигнутый уровень групповой эффективности и без его помощи.

В зависимости от наличия указанных компонентов различают так называемую "базовую" и "развивающую" фасилитацию. В обоих случаях члены группы могут в любое время влиять на процесс. Но если в первом случае этим процессом управляет фасилитатор, предлагая группе наиболее эффективные с его точки зрения приемы работы, то во втором - члены группы сами ведут процесс обсуждения и принятия решений, а фасилитатор лишь корректирует его, подсказывая, как быстрее или конструктивнее решить проблему. То есть разница заключается в том, что в первом случае фасилитатор сам делает нечто для группы, а во втором - скорее обучает группу выполнению аналогичной задачи силами членов группы.

При этом фасилитатор не ставит перед собой задачу изменить поведение людей. Он лишь способствует привлечению информации, которая заставляет членов группы подумать о целесообразности изменения своего поведения. Если они приходят к выводу, что поведение стоит изменить, фасилитатор подсказывает им, с помощью каких приемов это лучше сделать.

Фасилитатор может быть и непрофессионалом, выбранным из состава группы. Это вовсе не значит, что он вдруг становится "нейтральным" и лишается права голоса при принятии решений - он просто использует фасилитаторские принципы и техники в своей работе. Более того: у формальных и неформальных лидеров, эффективно управляющих своими группами, фасилитация является составной частью их лидерской роли.

 

Модель групповой эффективности

Фасилитатор повышает групповую эффективность прежде всего за счет улучшения процесса совестной работы. Под процессом понимаются формы и способы взаимодействия внутри группы, а именно:

- как члены группы разговаривают друг с другом,

- как они находят общее понимание проблем,

- как принимают решения,

- как разрешают конфликты.

Процесс фасилитации базируется на трех главных составляющих:

1) валидная (приемлемая, адекватная) информация,

2) свободный и компетентный выбор,

3) внутренняя ответственность за этот выбор.

Принцип валидной информации предполагает, что члены группы:

- делятся всей относящейся к делу информацией, которой они обладают;

- делают это в манере, понятной другим членам группы;

- постоянно привлекают новую информацию, чтобы определить необходимость корректировки принятых ранее решений.

Принцип свободного и компетентного выбора предполагает, что участники обсуждения:

- четко формулируют и ищут общее понимание целей и задач, что в дальнейшем способствует их лучшей реализации;

- не испытывают давления,

- основывают свой выбор на валидной информации.

Принцип внутренней ответственности за свой выбор предполагает, что субъекты фасилитаторского процесса:

- чувствуют личную ответственность за принятые решения,

- делают свой выбор на основе внутреннего убеждения.

В конечном счете, фасилитатор обеспечивает приведенные выше позиции за счет:

а) согласования фундаментальных правил группового процесса, где определяются формы как допустимого, так и недопустимого поведения;

б) обучения членов группы способам более эффективного поведения.

Но, чтобы выполнить данную задачу, фасилитатор должен четко представлять себе, из каких элементов складывается групповая эффективность и как эти элементы взаимодействуют между собой. Выделяется три блока таких элементов, составляющих в комплексе модель групповой эффективности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...