Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод номинальной группы




Метод номинальной группы был разработан Андре Дельбеком и Андре Ван де Веном в 1968 году и получил широкое признание во всем мире.

В отличие от мозгового штурма, где участники взаимодействуют с самого начала, данный метод дает возможность групповой работы, но фиксирование идей происходит самостоятельно, без обсуждения. Поэтому идеи, возникающие таким способом, как правило, отличаются более высоким качеством, нежели полученные в результате взаимодействия. Может быть, так происходит потому, что участники оказывают меньшее давление друг на друга и не имеют возможности высказать свои мнения раньше времени.

1 шаг. Формулировка проблемы. Фасилитатор записывает на листе бумаги проблему, для которой подыскиваются решения. Проблему следует сформулировать ясно и недвусмысленно, чтобы получить как можно более конкретные решения.

2 шаг. Самостоятельное записывание идей. Участники записывают как можно больше идей. Все работают самостоятельно и молча.

3 шаг. Записывание идей по кругу. Фасилитатор просит участника вслух прочитать одну идею, которая ему кажется наилучшей, и записывает ее на листе бумаги. Затем свою наилучшую идею, не повторяющую уже сказанное, читает следующий участник, и это продолжается до тех пор, пока все идеи всех участников не будут записаны. Если у какого-то из участников больше нет идей, он может остановиться, но присоединиться опять, если появятся новые мысли. Обсуждение идей и разговоры не разрешаются.

4 шаг. Обсуждение с для лучшего понимания. Задачей этого этапа является проверка, все ли участники понимают идеи, записанные на листах. Целью является понимание, но не согласие или несогласие. Участникам объясняется, что за осмысление идей отвечает каждый из них, а не только автор идеи.

5 шаг. Оценка идей. Фасилитатор просит участников выбрать 3-5 лучших идей из общего перечня и записать их на отдельных карточках. Затем карточки собираются, подсчитываются и объявляются результаты. Участникам предлагается просмотреть результаты голосования и прокомментировать, что им кажется необычным, удивительным или непоследовательным. В ходе дискуссии участникам позволяется менять свое мнение, но без какого-либо давления. Возможны также и другие методы оценки и отбора идей.

Метод «Галерея»

Метод «Галерея» позволяет обсудить в малых группах сразу несколько вопросов. При этом каждый участник групповой встречи сможет принять участие и внести свой вклад в обсуждение всех предлагаемых вопросов.

1 шаг. Формулировка проблемы. Фасилитатор выделяет основные задачи.

2 шаг. Деление на группы. Фасилитатор делит общую группу на малые группы, количество которых соответствует количеству выделенных задач.

3 шаг. Постановка задачи. Фасилитатор ставит задачу перед каждой малой группой.

4 шаг. Работа каждой из малых групп над своей задачей. Работа над выполнением задач ведется в малых группах (обычно в течение 5-10 минут).

5 шаг. Переход малых групп на доработку задачи соседа. Каждая малая группа переходит по кругу на место соседней малой группы, не забирая с собой большой лист бумаги, на котором она записывала свои идеи. Как вариант, вместо перехода группы можно по кругу передавать лист бумаги с наработанными идеями.

6 шаг. Доработка задач соседа. Каждая малая группа изучает идеи соседней группы, записанные на большом листе бумаги; отмечает знаками вопроса то, с чем она не согласна; дополняет лист, записывая свои идеи по решению задачи соседа. Через 5 минут группы вновь меняются местами, переходя по кругу к листу следующей малой группы. Количество переходов соответствует количеству малых групп (поставленных задач).

7 шаг. Возвращение к своей задаче. Переходы по кругу от задачи к задаче завершаются возвращением каждой малой группы к своей первоначальной задаче. Группы изучают идеи, собранные на их больших листах бумаги за весь период работы по кругу.

8 шаг. Презентация и обсуждение результатов работы. Каждая группа по очереди представляет результаты/идеи, собранные на своем листе бумаги, с объяснениями и комментариями. Другие группы комментируют и объясняют идеи, записанные ими на лист презентующейся группы. При необходимости идеи могут обсуждаться в общей группе.

Организация информации

Задача фасилитатора на данной стадии собрания -- помочь группе структурировать накопленную совместными усилиями информацию: сходные идеи объединяются, классифицируются, оцениваются, расставляются в порядке приоритетности.

Инструменты структурирования информации

o Метод мастерской

o Техника «плюс-минус»

o SWOT-анализ

o Рейтинговое голосование

Метод мастерской

1 шаг. Вычленение элементов структуры. Сначала тем или иным способом вычленяются элементы, описывающие содержание, которое необходимо структурировать: например, участники в ходе обсуждения проблем высказывают утверждения, каждое из которых выписывается на карточку. Далее эти карточки размещаются перед участниками дискуссии.

2 шаг. Группировка утверждений. Участники, читая и анализируя утверждения, высказывают суждения о степени близости той или иной пары или группы утверждений. Фасилитатор группирует карточки согласно мнениям участников, каждый раз добиваясь общего согласия на тот или иной вариант группировки.

3 шаг. Присвоение наименования сгруппированным утверждениям. Участники обсуждают, на основании каких критериев произошла группировка утверждений в класс, а затем именуют тот или иной класс. Тем самым участники фактически формулируют проблемы. Часто в результате возникает нечто вроде карты проблем, поскольку начинают вырисовываться содержательные связи между классами. Нередко данная процедура также приводит к согласию в оценке приоритетности той или иной проблемы.

В данном методе все участники имеют возможность высказываться и формировать проблемное поле, а следовательно, «вбрасывать» в обсуждение свои интересы вполне безопасным способом. Кроме того, классифицируя и переформулируя проблемы, участники вместе создают некий продукт. Он является согласованным, и в нем уже учтены их интересы. Отпадает необходимость оппонировать, отстаивая свою точку зрения. Участники принимают на себя внутреннюю ответственность за созданный продукт.

Техника «плюс-минус»

Когда необходимо структурировать все аргументы за или против той или иной идеи, используют технику «плюс-минус». Данная техника представляет собой довольно простую, но достаточно эффективную процедуру прописывания всех плюсов (достоинств, сильных сторон, «за») и минусов (недостатков, слабых сторон, «против») оцениваемых идей.

Идея (объект, единица содержания)
Плюсы Минусы
· · · ·

SWOT-анализ

Данная техника аналогична технике «плюс-минус» и является одним из самых популярных методов.

Название данного метода представляет собой сочетание заглавных букв четырех английских слов:

S trengths - сильные стороны;

W eaknesses - слабые стороны;

O pportunities – возможности (шансы), имеющиеся во внешнем окружении;

T hreats – угрозы, таящиеся во внешнем окружении.

При помощи метода SWOT подвергаются систематизации и анализу два подмножества факторов, одно из которых служит представлением внутренней структуры («сильные» и «слабые» стороны), а другое – представлением внешнего окружения («возможности» и «угрозы»).

Внутренние факторы Внешние факторы
Сильные стороны · · Возможности · ·
Слабые стороны · · Угрозы · ·
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...