Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дж. Локк о методах социального воспитания




Локк рассматривал и проблему методов воспитания детей. Самый простой и эффективный способ воспитания и формирования умений
и навыков общественного поведения «заключается в том, чтобы показывать им на наглядных примерах, как им следует поступать и чего они должны избегать». Следует фиксировать внимание детей «на таких примерах из поступков знакомых им людей», комментируя, что прилично
и что нет в их поведении. По мнению педагога, это будет «сильнее толкать или удерживать их от подражания», чем отвлеченные рассуждения. Этот способ пригоден в течение всей жизни ребенка, «пока они находятся па чьем-либо попечении или под чьим-либо руководством» [8, с. 40].

Если мы хотим сделать детей добрыми, разумными и талантливыми, то следует крайне редко применять наказания (побои и т. п.), как и избегать непрерывных поощрений. Чтобы вырастить добродетельного и разумного человека, необходимо научить ребенка противостоять своим влечениям, уметь отказаться от тяготения к богатству, щегольству, лакомствам. Разум и долг должны повелевать им, иначе мы будем потворствовать развитию пороков. Методы и приемы воспитания, как и его содержание, должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей: «...вряд ли найдутся двое детей, в воспитании которых можно было бы применять совершенно одинаковый метод», — писал Локк. Нельзя с мальчиком 3—7 лет говорить, «как с взрослым человеком» [8, с. 40].

В то же время он отмечает: дети понимают рассуждения с раннего возраста, когда они начинают говорить, и им «раньше начинает нравиться, когда с ними обращаются как с разумными существами, чем обычно думают». Для успешности педагогической деятельности необходимо «основательно изучить их натуры и способности и при помощи частых испытаний следить за тем, в какую сторону они легко уклоняются, и что
к ним подходит, каковы их природные задатки, как их можно усовершенствовать...». Если воспитатель будет хорошо знать ребенка, у него никогда не будет «недостатка в доводах, достаточно для них убедительных» [8, с. 39].

В основе работы с детьми лежат мягкость и сдержанность, осознанность и посильность: то, что вы требуете от них, разумно и полезно для них, а «если вы что-нибудь приказываете или запрещаете им, то это
не вытекает из каприза, страсти или фантазии».

Педагог рассматривает проблему организации досуга как одну из основных социально-педагогических проблем. Предоставление свободы
в развлечениях помогает узнавать «природные характеры детей», в этом проявляются их «наклонности и способности». Разумные родители могут с помощью этих наблюдений «почерпнуть указания относительно выбора для них карьеры и профессии и в то же время способов исправления любого недостатка...» [8, с. 41]. Джентльмен, по его мнению, должен владеть несколькими ремеслами, у него должно быть хобби, которое разумно организует его свободное время. Чередование физических и умственных нагрузок благотворно действует на организм и эмоциональное состояние человека. Разнообразные виды ремесленных и сельскохозяйственных работ всесторонне влияют на физическое, умственное и нравственное развитие человека.

Положительно оценивая труд как способ физической и нравственной закалки, активного отдыха детей, педагог игнорировал социальное значение физического труда. Эти занятия необходимы джентльмену не для добывания средств существования, создания материальных и духовных ценностей, а исключительно для организации здорового образа жизни
и рационального заполнения свободного времени.

Локк указывает на особое значение приобретения детьми опыта обращения друг с другом, умения подчиняться и командовать. Он советует пресекать споры детей, связанные с этим, и учить их «относиться друг
к другу с величайшей уступчивостью, снисхождением и корректностью» [8, с. 38]. Более того, родители должны демонстрировать им определенную «школу»: дети, пока они малы, обязаны смотреть на родителей, как на своих господ, «как на облеченных полнотой власти руководителей, по отношению к которым проявляли бы почтительный страх, когда они подрастут, чтобы они видели в родителях самых лучших и единственно надежных друзей и, как таковых, любили бы и уважали их» [8, с. 38]. Представляется, что и здесь педагогом заложен здравый смысл воспитания будущего гражданина: от «почтительного страха» к уважению и любви своего буржуазного государства.

Итак, воспитание определялось Локком как важнейшее средство социализации представителей буржуазии, подготовки их к успешной государственной, политической и коммерческой деятельности. Задача воспитания гражданина, патриота выдвигалась им на первый план. Во взаимодействии личности и общества приоритетность в воспитании он отдавал индивидуальному началу, считая представителя буржуазии активнейшим элементом развития капиталистического общества, обеспечения его стабильности и процветания. Возможно, если бы он жил в более поздний период развития капитализма, то мог бы занять менее категоричную педагогическую позицию. Однако буржуазная педагогика берет свое начало с Локка и ее основополагающей установкой является формирование
и развитие индивидуального начала в человеке капиталистического общества.

Основным субъектом социализации у него выступает семья, но она существенно трансформируется в социально-педагогическом плане за счет введения в нее воспитателей и гувернеров, т. е. сохраняя родителей в качестве главных воспитателей своего ребенка, как кажется, Локк пытается устранить с помощью этого нововведения главный недостаток семейного воспитания — педагогическую некомпетентность родителей
в области воспитания.

Контрольные вопросы и задания

1. Составить биографический очерк Дж. Локка.

2. Определить основные социально-философские взгляды Дж. Локка.

3. Какова роль воспитания в становлении и развитии личности, по Дж. Локку?

4. Назовите основные социально-педагогические идеи и принципы педагога.

5. Назовите методы социального воспитания по Дж. Локку.

6. Роль и место досуга в педагогической концепции Дж. Локка.

7. Каково значение социально-педагогических взглядов Дж. Локка?

Список литературы для подготовки

1. Андреева, И. Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Н. Андреева. — М.: Изд. центр «Академия», 2000.

2. История социальной педагогики / под ред. М. А. Галагузовой. — М., 2000.

3. Латышина, Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): учеб. пособие / Д. И. Латышина. — М.: Гардарики, 2002.

Тема 9
Социально-педагогическая деятельность
Ж.-Ж. Руссо

9.1. Биография Ж.-Ж. Руссо.

9.2. Социально-философские взгляды Ж.-Ж. Руссо.

9.3. Естественное и свободное воспитание Ж.-Ж. Руссо.

9.4. Воспитание женщины.

Биография Ж.-Ж. Руссо

Ж.-Ж. Руссо (1712—1778) родился в Женеве, в семье ремесленника — часовщика.

Он не получил систематического образования. В 1749 г. Дижонская академия объявила конкурс для сочинения на тему «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?». По совету Дидро Руссо взялся написать работу на эту тему. В этом произведении он решительно выступил против социального неравенства, против аристократов и бездельников, против культуры и науки феодального общества. За эту работу Руссо получил премию Дижонской академии.

В 1755 г. появляется вторая работа Руссо — «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми». В 1762 г. последовал «Общественный договор». Руссо доказывал, что неравенство росло вместе с цивилизацией. В «Общественном договоре» он противопоставил цивилизационному обществу как идеал некое общество в якобы «естественном состоянии», когда люди были равны и свободны, а затем отказались от своих прав ради сохранения своей трудовой собственности.

В 1762 г. вышел в свет роман-трактат Руссо «Эмиль, или О воспитании». Он создал автору мировую известность. В нем Руссо показал путь воспитания свободного человека нового, т. е. буржуазного общества. Появление «Эмиля» вызвало негодование у аристократов и духовенства. Книга за выражение в ней свободомыслия была сожжена на одной из площадей Парижа, а ее автор был вынужден бежать за границу. Лишь незадолго до смерти, больной и разбитый физически и морально, он смог вернуться на родину.

Произведения Руссо глубоко волновали умы передового предреволюционного буржуазного общества, их влияние простиралось далеко за пределы Франции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...