Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Социологическое знание




Кравченко А.И.

Социология.

Учебник для студентов вузов

 

 

.
УДК316

ББК60.5

К 78

 

 

Рецензент: д-р социологических наук проф. В.Г.Харчева

Кравченко А.И.

 

К 78 Социология: Учебник для студентов вузов.— М.: “Акаде­мический Проект”, Издательская корпорация “Лотос”, 1999.-382с.

 

 

ISBN 5-8291-0013-4 (“Академический Проект” ISBN 5-88439-026-2 (Изд. корп. “Логос”)

 

 

В учебнике излагаются основные положения и краткая история социологии — науки об обществе. Приводятся описание предмета и методов социологии, сведе­ния о социальной структуре, стратификации, социальном неравенстве и мобиль­ности, социальном контроле и организациях, социализации личности и культу­ры, социальных группах и поведении. Рассматриваются конкретные примеры из общественной жизни, формулируются выводы и указываются ключевые опреде­ления по каждой теме.

Для студентов вузов. Представляет интерес также и для широкого круга читателей.

Книга выпущена при участии ЗАО “Академия—Центр”

© Кравченко А.И., 1999 © “Академический проект”, оригинал-мкета

SBN 5-8291-0013-4 (“Академический Проект”) оформление 1999

ISBN 5-88439-026-2 (“Логос”)

© “Логос”. 1999 '

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Эта книга посвящена основам социологии. Речь пойдет о мо­лодой науке, изучающей самый сложный объект — человеческое общество, его структуру, законы развития, поведение людей. Физики, химики, биологи, кажется, уже раскрыли все тайны Вселенной, атомарное строение вещества и генную структуру организма. А социологи продолжают спорить о том, что такое общество, которое постоянно меняется, принимая новые, нео­жиданные для нас формы, о том, какие законы управляют пове­дением людей и управляемо ли оно вообще, почему происходят разводы и межнациональные конфликты, по каким причинам одни общества процветают и уходят в своем развитии далеко впе­ред, а другие запаздывают.

Множество вопросов вот уже две с половиной тысячи лет задают себе лучшие умы человечества и не могут найти ответ. О классовом строении общества, принципах социальной спра­ведливости, правильном разделении труда писали в IV веках до нашей эры Платон и Аристотель. После них свои гипотезы пред­лагали Ибн Хальдун, Руссо, Вольтер, Кант, Маркс и Гегель.

Одним из первых решился поставить философские суждения на твердый фундамент эмпирических фактов французский мыслитель Огюст Конт в начале XIX века. Он предложил метод, с помощью которого можно соединить абстрактную теорию общества и прове­ренные данные о поведении людей. О. Конт дал имя новой науке, поэтому его считают родоначальником социологии.

Однако, как часто бывает с первопроходцами, О. Конт на­много опередил свое время. Только в конце XIX века появляет­ся плеяда великих ученых (прежде всего это Макс Вебер, Гер­берт Спенсер, Эмиль Дюркгейм), воплотивших его замысел в жизнь. Ведь Конт, будучи первооткрывателем социологии, не провел ни одного анкетного опроса, не построил ни одной ста­тистической таблицы, не проверил на практике ни одной науч­ной гипотезы. Хотя именно этим в массе своей занимаются сей­час социологи всего мира. Мало догадаться о том, как надо строить науку, необходимо показать на практике, как она ра­ботает и какова ее отдача.

В системе научного знания социологии отведено особое место. Она единственная из наук, изучающих общество в целом, по­добно тому как физика — единственная наука, описывающая природу в целом. Обе они составляют фундамент человеческого знания. И хотя физике более двух тысяч лет, а социологии не исполнилось и двухсот, она успела приобрести вид логически стройной и обоснованной системы достоверного знания. Опра­шивая немногих (выборочную совокупность), социолог выводит знание обо всех (генеральная совокупность), поскольку индиви­дуальные мнения он обязательно обобщает, группирует, строит типологии и классификации, применяя для усреднения данных методы математической статистики. Опрашивая людей (респон­дентов) по тщательно составленной программе, ученый делает вывод о массовых стереотипах, ценностных ориентациях, струк­турах поведения, расслоении населения, мотивах и образе жизни. Создавая социально-типическую картину общества, социология изучает людей как представителей больших социальных групп, т.е. носителей социальных статусов и исполнителей социальных ролей. Одним словом, ее интересует не внутренний мир индиви­да, как психологию, а внутренний мир общества и поведение больших масс людей.

Социология изучает поведение людей как представителей больших социальных групп, субъектов социального взаимодей­ствия, которое возникает, формируется и развивается в соци­альных организациях и социальных институтах общества. Она представляет собой единство теоретического и эмпирического знания, которые социологи получают при помощи опроса, на­блюдения и анализа документов. Полученные таким образом данные социология группирует, классифицирует и обрабатывает на основе приемов математической статистики. В результате по­лучается социально-типическая картина поведения, ценностных ориентации и мнений людей.

Социология — логически стройная система достоверного знания — позволяет выводить закономерности и тенденции в протекании социальных процессом, прогнозировать будущие со­бытия. Она опирается на изучение не индивидуального поведения и внутреннего мира человека, а на знание о взаимодействии со­циальных общностей, классов и институтов, имеющих истори­чески устойчивый, инерционный характер. Поэтому социологии удается делать глобальные обобщения, выводить макросоциальные закономерности, опираясь на информацию, собранную на микросоциальном уровне. Преподавание и обучение основам со­циологических знаний призвано сформировать у учащихся соци­ологическое видение мира, умение критически смотреть на обы­денные суждения, социальные стереотипы и предрассудки, существующие в массовом сознании. Целостное системное соци­ологическое мышление поможет подрастающему поколению правильно подготовиться к взрослой жизни, занять в обществе активную социальную позицию.

Изложение учебного материала характеризуется систематич­ностью и строгой логикой. Таковы непременные требования к процессу обучения. Обычно изложение предмета начинается с его истории. История вопроса раскрывает то, каким образом шло накопление научных знаний из поколения в поколение. Зачатки идей об обществе прослеживаются вплоть до античности. Но подлинный расцвет они получают в XIX веке, когда усилиями О. Конта, К. Маркса, Э. Дюркгейма и М. Вебера был заложен фун­дамент научной социологии.

Фундаментальное знание социологии раскрывается в ее пред­мете, где основные понятия и категории связаны между собой логически непротиворечивым способом. Первая тема книги, та­ким образом, дает общий взгляд на социологию, показывая про­цесс ее становления и современное состояние научного знания.

Как только читатель получит систематическое и самое общее представление о социологии, он легко перейдет к процессу соци­ологического исследования. Иными словами, к тому, как созда­ется научная теория, операционализируются понятия, проверя­ются гипотезы и выводятся закономерности. Еще один шаг — и мы оказываемся в области эмпирических методов сбора данных. Мы вкратце рассмотрим анкетирование, интервью, наблюдение и эксперимент, остановимся на святая святых эмпирической со­циологии — принципах выборочного обследования.

Книга откроет вам загадочный мир человеческой личности. Социологи смотрят на нее как на проекцию определенного об­щества: каково оно, такова и личность. С проблемами становле­ния "социального Я" вы познакомитесь в нескольких главах пер­вого раздела. Ключевые среди них: социальное действие и поведение, социальное взаимодействие и социальные отношения, которые раскрываются через систему социальных статусов и ролей, социализации, которая в свою очередь тесно связана с темой культуры и социального контроля.

Четвертая глава вернет нас к первокирпичикам предмета со­циологии — статусам и ролям. Из них создается ткань социальных отношений, социальной структуры и социального взаимодей­ствия. Здесь общество предстанет в его статике и динамике, но на более конкретном уровне. А затем мы коснемся культуры. Это такое же общее понятие, как само общество, но выражающее иной его аспект, связанный нормами, обычаями, традициями и языком. А завершит тему "многообразие жизненного мира обще­ства", глава о социальных группах. Вы познакомитесь со всем их богатством, начиная с племени и классов, и кончая малыми общностями.

Три принципиально важные главы — о социальной стратифи­кации, социальной мобильности, бедности и неравенстве — объединены в единое тематическое поле. Они не только раскро­ют нам макрокартину человеческого общества, но и познако­мят с очень конкретными, можно даже сказать, злободневными проблемами российского (да и не только российского) общества. Здесь вы узнаете о том, что такое социальное неравенство и ос­новные признаки стратификации, познакомитесь с его истори­ческими типами (рабством, кастами, сословиями и классами), приоткроете для себя занавес над проблемами социальной мо­бильности и миграции, подробнее узнаете о видах, измерении и субкультуре бедности.

В заключительных главах вы узнаете о том, что такое соци­альные институты и человеческое общество, его признаки и ис­торические типы, что есть государство и гражданское общество, цивилизация, мировое сообщество. Глава о социальных организа­циях и управлении познакомит вас с базовыми понятиями ме­неджмента и социологии бюрократии. Вы узнаете, чем различа­ются западная и восточная ее модели, встретитесь с социальной структурой мафии и выясните, при каких обстоятельствах мафия и бюрократия идентифицируются.

Настоящий учебник соответствует требованиям государ­ственного образовательного стандарта высшего профессио­нального образования. Он раскрывает обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по дисциплине "Социология", установленный для массовых на­правлений и специальностей естественно-научного, инженер­но-технического, сельскохозяйственного и медицинского про­филя, а также специальностей культуры и искусства. В случае использования учебника для занятий по специальностям, тре­бующим углубленной социологической подготовки, автор ре­комендует обращаться к дополнительной литературе, освеща­ющей историю и методологию социологии, а также новейшие направления ее развития. В любой аудитории целесообразно привлечение материала, освещающего социальное развитие России.


ГЛАВА 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ

 

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

В истории социологии можно выделить три периода: 1) антич­ность, 2) средневековье и новое время, 3) современность, а именно XIX-ХХвека.

Только в современный период социология становится точной наукой, опирающейся на эмпирические факты, научный метод и теорию. Два предшествующих периода характеризуют ее донауч-ный этап, когда совокупность идей, объяснявших человека и общество, формировалась в рамках социальной философии.

АНТИЧНОСТЬ

Первых социологов античности называют социальными фило­софами. Среди них выделяются два гиганта — Платон (428/427 — 348/347 гг. до н. э.) и Аристотель (384 — 322 до н. э.). Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаи­моотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями о том, как усовершенствовать общество. (Платон за свою рекоменда­цию чуть не поплатился жизнью.) Поскольку в античности "об­щество" и "государство" не различали, то оба понятия употреб­лялись в качестве синонимов.

платон. Первым в истории трудом по "общей социологии" считают "Государство" Платона. Его главный тезис правиль­ное государство можно обосновать и построить с помощью на­уки, которая начинает с критического анализа социальных про­блем, а заканчивает политическими рекомендациями усовершенствования общества.

Общество пребывает в состоянии хаоса, социальной напря­женности и смуты до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим де­лом (разделение труда), но не вмешивается в дела других граж­дан, сословий, классов (социальное разделение). Стабильным надо считать общество, поделенное на три класса', высший, со­стоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов (видимо, и в древности военно-промыш­ленный комплекс играл не последнюю роль), охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, состоящий из ремесленников и крестьян.

В современном обществе высший класс наделен огромны­ми привилегиями, но он постоянно злоупотребляет властью. У Платона не так. Философ защищает не высший класс от об­щества, а общество от него. Поэтому элиту он лишил права иметь собственность (она только развращает нравы людей), но обязал регулярно проходить специальную подготовку и отбор — своеобразную ротацию кадров. Элита не элита, если она не зна­ет литературы, музыки, философии и математики. К управле­нию следовало допускать только достигших 50 лет. Аскетизм и суровый образ жизни уравновешивались правом беспрекослов­но командовать.

Зная, что общество начинает гнить с головы, Платон требо­вал от элиты нравственной чистоты. Не власть, а авторитет — основное орудие управления обществом. Подданные берут пример с правителей и ведут себя, как они. Это социальная аксиома. Отсю­да вывод: характер правительства в конечном итоге определяется социальным характером людей. Такова в общих чертах "социоло­гическая теория" правильного государства Платона, где он пы­тается ответить на вопрос всех вопросов: как правительству удер­жаться у власти и получить поддержку населения.

аристотель. У него опорой порядка выступает средний класс. Кроме него существуют еще два класса — богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат. Государство лучше всего управляется в том случае, если: 1) масса бедняков не отстране­на от участия в управлении; 2) эгоистические интересы богатых ограничены; 3) средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.

Несовершенства общества, учил Аристотель, исправляются не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не ко всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частной собственностью может владеть каждый, и она (тут Аристотель возражал Платону) не вредит нравам людей. Важно не то, у кого сколько соб­ственности, а то, как ее используют.

Частная собственность развивает здоровые эгоистические ин­тересы. Когда они есть, люди не ропщут друг на друга, ибо каж­дый занят своим делом. Если в обществе есть те, кто работает много, а получает мало, они всегда будут недовольны теми, кто работает мало, но получает много. Человеком управляет множе­ство потребностей и стремлений, но главная движущая сила — любовь к деньгам, ибо этой страстью больны все. При коллектив­ной собственности все или большинство бедны и озлоблены. При час­тной появляются богатство и неравенство, но только она дает возможность гражданам проявить щедрость и милосердие. Прав­да, чрезмерное неравенство в собственности опасно для госу­дарства. Аристотель превозносит общество, в котором средний класс сильнее всех других.

Таковы вкратце основные идеи устройства общества, разви­ваемые двумя великими античными философами. С тех пор про­шло 2500 лет, но многие из них не потеряли для нас своего инте­реса до сих пор.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...