Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воздействие транспортного сооружения на водотоки




 

Сточные воды. Во многих технологических процессах образуются производственные сточные воды. Состав и количество этих вод различны. Сточные воды образуются при мойке подвижного состава, очистке узлов и деталей в моечных машинах, при ремонте аккумуляторных батарей, гальванической и механической обработке деталей, гидравлических испытаниях различных емкостей, на автозаправочных станциях и т.д.

Виды негативного воздействия автомобильной дороги на водотоки. Воздействие автомобильной дороги на водотоки приводит к изменению гидрохимического, термического, ледового, уровневого и водного режимов; мутности речных вод; гигиенических и рыбохозяйственных условий участков рек, пересекаемых дорогой; гидравлических и морфологических характеристик русла и поймы рек, ручьев.

При отсутствии водоохранных мероприятий на гидрохимический режим и режим мутности речных вод ощутимо влияет сброс ливневых сточных вод. На поверхности автомобильных дорог и мостов оседают пыль, продукты изнашивания дорожных покрытий, тормозных колодок, выбросы автомобильных двигателей, противогололедные реагенты и материалы и т.д., что приводит при смыве дождевыми и талыми водами к насыщению вод поверхностного стока загрязняющими веществами.

Загрязнение водотоков (или водоемов) поверхностными сточными водами с дороги К загрязняющим веществам, попадающим в водотоки или водоемы, относятся взвешенные вещества (взвеси), нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, масла), соли, химические вещества и т.п. или моста оценивают по результатам измерений или зависимостям, полученным в результате математической обработки статистических данных.

 

Таблица 3. Источники и характеристики воздействия автомобильной дороги

на водотоки

Источник воздействия Характеристика воздействия
Земляное полотно Загрязнение водоемов продуктами эрозии земляного полотна
Дорожная одежда Загрязнение воды продуктами изнашивания дорожного покрытия и автомобильных шин, выбросами ОГ
Водопропускные и водоотводные сооружения Изменение скорости течения воды в водотоках; появление наносов, размывов, мутности воды
Объекты инфраструктуры Загрязнение поверхностного стока грязью, мусором, нефтепродуктами, бытовыми отходами
Дорожная одежда Загрязнение поверхностных и грунтовых вод из-за ненормативного использования противогололедных реагентов

Оценка загрязненности поверхностного стока. Оценку загрязненности сточных вод с поверхности транспортных сооружений проводят по следующим ингредиентам загрязне­ния: взвешенным веществам, нефтепродуктам, биохимическому потреблению кислорода в течение 5 дней (БПК5), хлоридам. Перечень загрязняющих веществ можно дополнять для каждого объекта на основании проведения анализов поверхностного стока специализированными лабораториями или по характеристикам поверхностного стока для объектов-аналогов. Концентрация ингредиентов загрязнения в уличном поверхностном стоке зависит от интенсивности выпадения осадков, продолжительности период сухой погоды и предшествующего дождя, частоты уборки улиц интенсивности движения, степени благоустройства территории и других факторов.

Химический анализ снежной массы, взятой с обочин дорог (по данным МАДИ (ГТУ) и МГУ), выявил, что концентрации ингредиентов загрязнения значительно превышают санитарно-гигиенические нормы для нефтепродуктов в 486–1 125 раз, железа – 88, меди – 260 – 290, цинка – 180 – 265, кадмия – 6 – 10 никеля и свинца – 2 – 5 раз.

Среднее содержание нефтепродуктов в поверхностном стоке зависит от интенсивности движения и особенностей использова­ния территорий. Величину загрязнения, т/км∙год, стоков с про­езжей части нефтепродуктами (в их состав входит до 0,5 % ароматических углеводородов) (по Н.П.Орнатскому) определяют по Формуле

 

Q =10-4 •N•k0•0,5•Р•р, (6.1)

 

где N — среднегодовая интенсивность движения, приведенных авт./сут; k0 — коэффициент, зависящий от условий движения, при свободном движении k0 = 1, при уклоне более 40 % k0 = 2, при числе пересечений дорог более одного на 1 км k0 - 1,5; Р — число полос движения (больше двух); р — удельное количество загрязнений, при интенсивности движения 10000 авт./сут р = = 0,25 т/км.

 

Для приближенных расчетов для дорог с высокой интенсивно­стью движения состав загрязнений рекомендуется принимать по табл. 6.3.

Таблица 6.3

Концентрация ингредиентов загрязнения в поверхностном стоке с дорог, мг/л

Ингредиент загрязнения Дождевой сток Талый сток
Взвешенные вещества    
Нефтепродукты    
Свинец 0,28 0,30

 

B этом случае для различного рода поверхностей (покрытия про­езжей части, обочин, тротуаров, откосов насыпи, прилегающей к дороге территории), входящих в общую площадь водосбора, рас­четные значения концентраций загрязняющих веществ по каждому i-му ингредиенту загрязнения могут быть назначены в зависимости от расстояния различных участков водосбора от дороги (рис. 6.1).

 

Рис. 6.1. Зависимость коэффициента относительной загрязненности Koтн от расстояния от дороги при загрязнении взвешенными веществами (1) и нефтепродуктами (2) (по данным РосдорНИИ)

 

Расчетные значения концентраций, мг/л, загрязняющих веществ по i-му ингредиенту загрязнения определяют по формуле

Ci = Сповi • Котнi (6.2)

где Сповi – концентрация загрязняющего вещества по i-му ингредиенту загрязнения в дождевых, талых, поливомоечных стоках для каждого характерного участка водосбора, мг/л; Котнi – коэффициент относительной загрязненности дождевых, талых и поливо­моечных стоков i-м ингредиентом загрязнения для каждого характерного участка водосбора.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...