Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типология социального взаимодействия




Говоря о ролях, мы возвратились к социальному взаимо­действию. Между прочим (об этом мы забыли упомянуть пер­вый раз),, оно отличается от действия обратной связью. Дей­ствие, исходящее от индивида, может быть направлено и не направлено на другого индивида. Только действие, направлен­ное на другого человека (а не на физический объект), вызыва­ет обратную реакцию, следует квалифицировать как социаль­ное взаимодействие.

Итак, наш первый вывод: взаимодействие — двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более индивидами. Стало быть, действие всего лишь однонаправленное взаимодей­ствие.

Действие можно подразделить на четыре вида:

- физическое действие, например пощечина, передача книги, запись на бумаге;

- вербальное, или словесное действие, например, оскорбление, выражение приветствия "здравствуйте";

- жесты как разновидность действия: улыбка, поднятый палец, рукопожатие;

- мысленное действие выражается только во внутренней речи.

Из четырех видов действия три первых относятся к внешним, а четвертое к внутреннему. Примеры, подкрепляющие каждый вид действия, соответствуют критериям социальных действий М. Вебера: они осмыслены, мотивированы, ориентированы на дру­гого. Социальное взаимодействие включает первые три и не включает четвертый вид действия (никто, кроме телепатов, не взаимодействовал при помощи прямой передачи мыслей). В ре­зультате мы получаем первую типологию социального взаимодей­ствия (по видам):

- физическое,

- вербальное,

- жестовое.

Уже говорилось о том, что социальное взаимодействие ос­новано на социальных статусах и ролях. Указывалось также на сферы, или системы статусов. Приведем их еще раз, так как они дают нам вторую типологию социального взаимодействия по сферам:

- экономическая сфера, где индивиды выступают как соб­ственники и наемные работники, предприниматели, рантье, капиталисты, бизнесмены, безработные, домохозяйки;

- профессиональная сфера, где индивиды участвуют как во­дители, банкиры, профессора, шахтеры, повара;

- семейно-родственная сфера, где люди выступают в роли отцов, матерей, сыновей, кузин, бабушек, дядей, тетей, крестных отцов, побратимов, холостяков, вдов, новобрач­ных;

- демографическая сфера, включающая контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас (национальность включается в понятие еще и межэтничес­кого взаимодействия);

- политическая сфера, где люди противоборствуют или со­трудничают как представители политических партий, народных фронтов, общественных движений, а также как субъекты госу­дарственной власти: судьи, полицейские, присяжные, диплома­ты и т.д.;

- религиозная сфера подразумевает контакты между предста­вителями разных религий, одной религии, а также верующих и неверующих, если по содержанию их действия относятся к обла­сти вероисповедания;

- территориально-поселенческая сфера — столкновения, со­трудничество, конкуренция между местными и пришлыми, го­родскими и сельскими, временно и постоянно проживающими, эмигрантами, иммигрантами и мигрантами.

Итак, сделаем второй вывод: первая типология социального взаимодействия основана на видах действия, а вторая — на ста­тусных системах.

 

ПЕРВИЧНАЯ И ВТОРИЧНАЯ СФЕРЫ

Все многообразие видов социального взаимодействия и складывающихся на их базе социальных отношений принято делить на две сферы — первичную и вторичную. Первичная сфе­ра — область личных отношений и взаимодействия, суще­ствующих в малых группах: среди друзей, в группах сверстни­ков, в кругу семьи. Вторичная сфера — это область деловых, или формальных отношений и взаимодействий в школе, ма­газине, театре, церкви, банке, на приеме у врача или юриста. Деление на первичную и вторичную сферы интеракции удоб­но тем, что благодаря ему устанавливается соответствие между социальным взаимодействием и социальными отноше­ниями, с одной стороны, социализацией и социальными группами — с другой. (Как мы узнаем дальше, социализация делится на первичную и вторичную, а группы — на первич­ные и вторичные.)

Вторичные отношения — сфера социально-статусных от­ношений. Их еще называют формальными, безличными, анонимными. Если участковый врач равнодушно смотрит сквозь вас, выслушивает не слыша, автоматически выписы­вает рецепт и окликает следующего, то он формально испол­няет служебный долг, т.е. ограничивается рамками социаль­ной роли. Напротив, ваш личный врач, давно установивший с вами доверительные отношения, обнаружит даже то, о чем вы не сказали, услышит то, что вы не говорили. Он внимате­лен и заинтересован. Между вами — первичные, т.е. личные отношения.

Итак, мы можем заключить: все виды интеракции и соци­альных отношений делятся на две сферы — первичную и вторич­ную. Первая описывает доверительно-личные, а вторая — фор­мально-деловые контакты людей.

Выделим ключевые понятия:

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ

ПЕРВИЧНАЯ СФЕРА

ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ИНТЕРАКЦИЯ СТАТУСНАЯ СИСТЕМА

ВТОРИЧНАЯ СФЕРА

 

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Принято различать три основные формы взаимодействия — кооперацию, конкуренцию и конфликт. В данном случае взаимодей­ствие относится к способам, при помощи которых партнеры со­гласуют свои цели и средства их достижения, распределяя дефи­цитные (редкие) ресурсы.

Кооперациясотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения общей задачи. Простейшим примером является перенос тяжелого бревна. Кооперация возникает там и тогда, где и когда становится очевидным преимущество объединенных усилий над индивидуальными. Кооперация подразумевает разде­ление труда.

Конкуренция — индивидуальная или групповая борьба за обла­дание дефицитными ценностями (благами). Ими могут быть деньги, собственность, популярность, престиж, власть. Дефи­цитными они являются потому, что, будучи ограниченными, не могут быть поделены поровну на всех. Конкуренция считается индивидуальной формой борьбы не потому, что в ней участвуют только индивиды, а потому что конкурирующие стороны (груп­пы, партии) стремятся получить как можно больше для себя в ущерб другим. Конкуренция усиливается, когда индивиды осоз­нают, что в одиночку они достигнут большего. Она является со­циальным взаимодействием потому, что люди обговаривают правила игры.

Конфликт — скрытое или открытое столкновение конкури­рующих сторон. Он может возникнуть и в кооперации, и в конкуренции. Соревнование перерастает в столкновение, когда конкуренты пытаются помешать либо устранить друг друга из борьбы за обладание дефицитными благами. Когда равные соперники, например, индустриальные страны, со­ревнуются за власть, престиж, рынки сбыта, ресурсы мир­ным путем, это называется конкуренцией. А когда это проис­ходит не мирным путем, возникает вооруженный конфликт — война.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ОБМЕН

Отличительная черта взаимодействия, которая отличает его просто от действия, это обмен. Любое взаимодействие есть обмен. Обмениваться можно чем угодно: знаками внимания, словами, значениями, жестами, символами, материальны­ми предметами. Пожалуй, нет ничего, что не могло бы слу­жить средством обмена. Таким образом, деньги, с которыми у нас обычно связан процесс обмена, занимают далеко не первое место.

Понимаемый столь расширительно обмен — универсаль­ный процесс, который можно обнаружить в любом обществе и в любую историческую эпоху. Структура обмена достаточно проста:

- агенты обмена — два или более человека; процесс обмена — совершаемые по определенным правилам действия;

- правила обмена — устанавливаемые устно или письменно предписания, допущения и запреты;

- предмет обмена — товары, услуги, подарки, знаки внима­ния и т.п.;

- место обмена — заранее условленное или спонтанно воз­никшее место встречи.

Согласно теории обмена джорджа хоманса, поведение чело­века в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли и как именно его действия в прошлом. Он вывел следующие принципы обмена:

1. Чем чаще вознаграждается данный тип действий, тем веро­ятнее, что он будет повторяться. Если оно регулярно приводит к успеху, то мотивация к его повторению увеличивается. И наобо­рот, он снижается в случае неудачи.

2. Если вознаграждение (успех) за определенный тип дей­ствий зависит от тех или иных условий, то высока вероят­ность, что человек будет стремиться к ним. Неважно, от чего вы получаете прибыль — от того, что действуете легально и повышаете производительность труда или обходите закон и ук­рываете ее от налоговой инспекции, но прибыль, как и любые Другое вознаграждение, будет толкать вас к повторению удач­ного поведения.

3. Если вознаграждение велико, человек готов преодолеть лю­бые трудности ради его получения. Прибыль в 5% вряд ли стиму­лирует бизнесмена на подвиг, но ради 300%, отмечал в свое вре­мя К. Маркс, он готов совершить любые преступления.

4. Когда потребности человека близки к насыщению, он все в меньшей и в меньшей степени прилагает усилия к их удовлет­ворению. А это значит, что если работодатель несколько месяцев подряд платит высокую зарплату, то у работника снижается мо­тивация увеличивать производительность.

Принципы Хоманса применимы к действиям одного челове­ка и к взаимодействию нескольких людей, ведь каждый из них руководствуется в отношениях с другим одними и теми же сооб­ражениями.

В общем виде социальное взаимодействие — сложная система обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграж­дений и затрат. Если предполагаемые затраты выше ожидае­мого вознаграждения, люди вряд ли начнут взаимодейство­вать, когда их к тому не принуждают. Теория обмена Хоманса объясняет социальное взаимодействие на основе свободного выбора.

В социальном обмене — так мы можем назвать социальное взаимодействие между вознаграждением и затратами — нет пря­мо пропорциональной зависимости. Иначе говоря,, если вознаг­раждение увеличить в 3 раза, то в ответ индивид не обязательно увеличит в 3 раза свои усилия. Часто так бывало, что рабочим увеличивали в 2 раза зарплату в надежде, что они увеличат во столько же производительность. Но реальной отдачи не было:

они лишь делали вид, что стараются. По природе человек скло­нен экономить свои усилия и прибегать к этому в любой ситуа­ции, иногда идя на обман.

Причина в том, что затраты и вознаграждения — производ­ные от разных потребностей или биологических побуждений. Ста­ло быть, два фактора — стремление экономить усилия и желание получить как можно большее вознаграждение — могут действо­вать одновременно, но разнонаправленно. Это и создает слож­нейший узор человеческого взаимодействия, где в единое целое вплетены обман и личная выгода, бескорыстие и справедливое распределение вознаграждения, равенство результатов и нера­венство условий.

Итак, подведем некоторые итоги: обмен — универсальная ос­нова интеракции. У него есть своя структура и принципы. В идеале он происходит на эквивалентной основе. Однако в действитель­ности происходят постоянные отклонения, которые и создают сложнейший узор человеческого взаимодействия.

Выделим ключевые понятия из пройденного материала:

КООПЕРАЦИЯ

СТРУКТУРА ОБМЕНА

КОНФЛИКТ

ПРИНЦИПЫ ОБМЕНА

КОНКУРЕНЦИЯ

 

Литература

 

1. Шибутани Т. Социальная психология. — М., 1969.

2. Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. -М., 1972.

3. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. — М., 1982.

4. Кон И. С. Открытие "Я". — М., 1978.

5. Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. — М., 1984.

6. мелзер Н. Социология. — М., 1994.


ГЛАВА 5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ

 

ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

В главе "Социализация" мы поведем разговор о процессе усво­ения культурных норм и освоении социальных ролей. Этот про­цесс означает превращение человека в индивида и в личность.

Процесс социализации проходит стадии, которые называют еще основными жизненными циклами. Это детство, юность, зре­лость и старость. По степени достижения результата или завер­шенности процесса социализации можно выделить начальную, или раннюю социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую социализацию, охватываю­щую два других периода.

От социализации надо отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям), обучение (приобретение новых знаний), воспитание (целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведе­ние индивида), взросление (социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет), возму­жание (физико-физиологический процесс укрепления организма человека также в подростковом и юношеском возрасте).

Таким образом, мы рассмотрим широкий круг вопросов, связанных со становлением социального "Я", эволюционными этапами и хронологическими рамками социализации, коснемся того, как влияют на нас агенты и институты социализации. А завершим обзор вопросами де- и ресоциализации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...