Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Регистровая композиция текста




Грамматика и текст

Уржа Анастасия Викторовна

[email protected]

urzha.professorjournal.ru

Семантика и грамматика текста

 

Основные признаки и св-ва текста. Возможные определения текста

1) Текст как статический л-кий объект

Эмич ур-нь - ур-нь абстрактных единиц, этич - ур-нь их конкретн реализации.

2) Т-т в усл-х его порожд-я и восприятия, т.е. в усл-х коммуникации.

3) Текст как семиотич объект (система знаком)

4)Текст как совокупность концептов и идей, отн к некой сфере. «Петербургский текст», например.

 

Кальперин, «Текст как объект л-кого исслед-я»: «Текст - это произвед речетворческ процесса, обладающ завершенностью, объективированное в виде письм документа, лит-но обработанное в соотв с типом этого док-та, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексич, грамматич, логич, стилист связи, имеющее опред целенаправленность и прагматич установку».

Речь и текст: настоящая речь - необратима (доказывается он-лайн общением)

Дискурс - 1) совокупность всех текстов, 2) конкр яз сит-я, в которой предполагаем, что нам ответят и т.п. 3) сфера общ-нного созн-я, порожд т-ты опред семантики

Худ т-т - дискУрс, полилог - дИскурс

Стиль (в шир поним) - совокуп-ть принципов отбора

В англ поним: style и register.

Scientific R, religious R., etc

Formal style, informal S.

Св-ва т-та:

Статичность

Завершенность, независимость, отграниченность и выделенность

Связность

Цельность

 

Пресуппозиция. Петя вернулся из Парижа.

ДЗ: Кубрикова, «О тексте и критериях его определения»

Лотман. Структура худ т-та - глава Понятие текста

На сайте - кнопка «Библиотека» - метод кабинет, общ спсики литры

 

Семинар 21.02.13

Лотман. Структура худ т-та - глава Понятие текста

Текст - не худ пр-е, а мыслится в более широк понимании. Текст на РЯ, внетекстовые связи!

Описание Евгения Онегина: культурологич комментарии. Минус-прием, обманыв ожидание читателя, - у футуристов. Пропуск вместо текста = значимый ноль.

Обрыв в пр-и.

Вольф Шмидт: глава «Неотобранное».

Хорошо это видно на примере «Понедельник начинается в субботу» Стругацких.

Иерархичность понятия текста

Текст можно разложить на разные уровни, и каждый из них рассматривать отдельно. Вариативность (напр, в фольклорных текстах). Но и сейчас текст не перестал быть вариативным, т.к. кажд чел воспринимает его по-своему

Но вариативность - на др уровне интерпретации у Лотмана (как звук и фонема;))

Пушкин и стих Сапгира разные тексты, т.к. появ разные интерпретации! (с т.з. читателя)

Минус=прием исчез

Знак

Риторические и изобразительные

Произвольн или сходство с тем, что обозначает

Сравн их с образами в лит-ре

Слово - 1вичн ур-нь, образ - 2ричн

 

Кубрикова, «О тексте и критериях его определения»

Критикует Гальперина, говорит, что не все т-ты закончены. М.б. и устн текст (доклад. Сообщение). Могут быть тексты типа «По газонам ходить запрещено» - 1 фраза, а вполне себе текст.

«Вход» vs. «Входа нет» и «Гастроном»

Прототипы:

Св-ва и признаки прототипа. Признак верхней границы: малый или не оч бол объем. Наверное, маленький текст - прототипический.

Текст изучается в завершенной форме как нечто конечное. Дискурс - в развитии.

ДЗ: текст и время

Лихачев, Успенский, Падучева,

«Коммуникативн гр-ка РЯ» Золотов, Гр-ка, Сидорова

С. 20-28 1 гл, II ее часть, гвщ и т-т

 

Языковые средства организации текстового времени

Лихачев

С теч времени у людей измен представление о времени. Историч поним времени (жизнь меняется, идет) есть! сейчас. Раньше было ощущение статичности.

Заметить движение - заметить движущийся объект.

В тексте время не однопланово

Время не ровно, не равномерно течет. То медленно, то быстро: замедляется, убыстряется.

Восприятие времени убыстряется (речь дикторов 30 лет назад)

Последовательность соб-й м.б. перемешано (UYD)

В филос отступлениях и в описаниях времени нет!

Но в постмодернистской литературе есть описания, где в начале описания - стройные ножки, а в конце - морщинистое лицо!

Чем больше событий, тем быстрее время течет

Можно представить предл-е «Родился, женился, умер», а можно - «Он достал сигарету, отряхнул, закурил…». Т.е. не всегда так. Получается, что время, которое заним соб-я и период, в к-рый они вписываются, соотносятся. Итак, если период большой, а события заним мало времени, то время замедляется. Важна соотносительность периода и событий, назв конкретными предикатами!

Проблема времени в словесн пр-и не явл пр-мой грамматики. Глаг м.б. употр в наст времени, но чит-ль буд осознав, что это о прошлом. «Метахуд структура» - это ф-ии формы времени. Но в то время не было еще сугубо л-ких терминов для этого (60е)

Нестандартное употребление форм времени

В.. Году Достоевский работает над...@

Иду я вчера и вижу@

В буд году еду на Кавказ@

Плевал он на эти сплетни№

Если завтра не будет подкрепления, мы погибли@

Ну я пошёл$ м.б., субъективное смещение т.з.

Послушались мы его, как же№

Бежал–бежал, да как прыгнет@

Попрошу без разговоров

Ещё секретарши будут мне указывать

На этот мы и закончим наш рассказ

Куда не сунешься, везде народ

Белинский ещё не раз вернется к этой теме@

@ субъективное смещение точек зрения

Чья т.з смещается?

 

Успенский

События могут быть последовательными ли одновременными

Автор может забежать вперед или назад

У успенского семиологический подход,и.е.икона тоже текст.Его работа Поэтика композиции ос популярна на западе

Синтез синхронный и ретроспективной точек зрения. Полемика с падучевой

Для литры важна память, для искусства важнее пространство

Прошу время НСВ характерно для фольклора

 

Падучева

Резервах и Бенвенист

2 режима: Деиктическое, Нарративный (текущее момент текстового времени)

Школьное определение с моментом речи

Должно быть отстранение для наблюдения

Заводной апельсин самый страшный с 1й главой в настоящем времени.На западе это называется настоящее драматическое

Тема–рема, фон.

Гипотаксис (подчинение) и паратаксис(сочинение)

Модель времени

Двухмерное: соотношение исторического и событийного

Время событий и время восприятия или интерпретации этих событий

Трехмерное

Золотова, Онипенко, Сидорова

Календарное время, ось событийного и перцептивное

В текстах типа войны и мира ось перспективная становится множественной, т.к много повествовательной

Дз:коммуникативные грамматика рус языка, первая глава, второй параграф, гвщ и текст 8 стр

Виноградов, стиль пиковой дамы

5,6,10 главы

Виноградов, ря,грам учение о слове, глава про глагол, параграф формы прошедшего времени СВ И НСВ на -л

 

Семинар 14.03.13

Критерии Пешковского: сочинение и подчинение

1. Место показателя связи.

При соч - пок-ль связи между комп-тами или при каждом

Книги и журналы

И киниг, и журналы

Ри подч пок-ль связи всегда при зависимом комп-те

Читать книгУ

2. Менять компонентами: при подчинении нельзя, при соч можно

 

Но Пешковский делает оговорку:

«он сел и вошел» не меняется с «сел и вошел»

Но он говорит, что дело здесь в формах СВ, к-рые, располагаясь др за др, образуют историю

 

Пропп о ходе

Всякое развитие от вредительства и недостачи через промежуточн ф-ции…Кажд новая недостача или вредительство придают нов ход

В сказке есть жестк набор ф-ции, к-рый и называется ходом.

Ход приходится повторять, если есть вредительство.

 

 

Кто придумал термин таксис? Якобсон. У него есть работа «Шифтеры, глагольные категории и рус глагол». Америка, 1957, СССР 1972. Сборник «Принципы типологического анализа языков различного строя» М, 1972 г. Составитель Ревзина О.Г.

Шифтеры - это модусные категории глагола: лицо, время.

А таксис не шифтерная категория! Якобсон говорит, что это же явление раньше называли «относительным временем». «Таксис хар-т сообщаемый факт по отношению к другому сообщаемому факту (имел в виду отношение временное!)»

Таксис реализуется в рус деепричастных конструкциях.

Сказав эти слова, он вышел

Говорит, что в др языках может проявляться по-др

 

О таксисе много писал Бондарко («Теор функц параметров»???):

«Таксис - это временное отношение м/у действиями (в шир смысле, вкл люб значения предикатов) в рамках целостного пер врем, охват знач-я всех комп-в выражаемого в высказ-и полипредикативного комплекса

2 вида:

1.зависимый таксис

Пообедав, он стал читать газету

2. независимый Т.

Он пообедал и стал читать газету…

Когда Х пообедал, он стал читать газету.

3. периферия

После обеда он стал читать газету

 

След шаг сделала Золотова: «таксисное ср-во осущ м/у предикатами т-та. Границы предлож-я здесь не существенны».

Время, модальность, лицо

Гипотеза эквивалентного преобразования полипредикативных конструкций:

Если одна полипредикативн констр-я преобразуется в другую, то должны сохранять кол-во предикативн единиц и хар-р их таксисных отнош-й.

 

***

21.03.13

Отрывок (из ЕО 39)

Оси времени: зима сменяется весной

Бег времени, потом выхватили конкретную точку нашего времени, выхватили, «не сделался поэтом» - пов-ль показывает героя

Не умер, не сделался, не сошел с ума - перфективная функция. Опред интерпретация.

«Уж разрешалася зима» - имперфектив, показывает процесс.

Сразу после перфективных ф-ий- настоящее, логично, так как попадаем в ход событий, повествование.

Весна живит его - и вообще, и в данный момент. Каузативный глагол, по Золотовой. Перфектная форма, важен результат. «оживила» - почти равно «живит»

«зимовал» - имперфектив процессуальный, до того как не сошел с ума и т.п.

Выстраиваем таксисные отношения: зимовал - до того, как не сошел с ума

Пов-ль с героем здесь маркировано не расстаются.

Продуктивный регистр: наше восприятие всячески приближено к событиям, мы воспринимаем их рядом с героем.

«Вы заранее

Уж угадали» - ось t3 и t2 оч сильно расходятся здесь.

Переместились в др локус, наблюдаем, как он примычался

Видим, как он идет, на мертвеца похожий - взгляд автора, а потом - глаголы пропали, значит, это т.з. ЕО. Т.з. нач напряженно чередоваться => драматизация действия, мы волнуемся вместе с героем и автором.

Время чередуется.

Дверь отворил он - не перфектив, а перспектив (?)

Дальше настоящее время: время замедляется, чит-ля помещают в этот хронотоп:

княгиня перед ним, одна, сидит, не убрана, бледна

«какое-то» письмо - ограничение компетенции: Онегин, не знает, какое именно письмо. Это Онегин видит!
Чем этот фрагмент насыщен? Переключением точек зрения. Смена функций. Хорошо видны эти пласты!

 

РЕГИСТРЫ

Регистровая композиция текста

Языковые ср-ва форм-я регистров

Опред-е коммуникативн регистров:

2 самых популярных значения термина

1) стилистич, близко к функц стилю (Живов)

Высок рег-р, сниж рег-р

Восходит к англоязыч стилистике: style и register там синонимы

2) коммуникативн гр-ка

Регистр - модель реч дея-ти, к-рое обусл-на т.з. гвщ и его коммуникативн намерениями

Модель речевой дея-ти.

Св-ва Р: модус, определенность и неопределенность.

Р - это способ интерпретации явления дей-ти с позиций восприятия, знания.

Они др др нисколько не противоречат.

Различие репродуктивн и информативн.

Репродуктив (изобразит): модус ощущения, восприятия. Явл-я последоват сменяются (но не всегда, м.б. и описат). ГВЩ воспроизводит, как чувствует. Не отвлечены от хронотопа (локализ-ть)

Информативн: передача знаний, умений. Отвлеч от хронотопа, не прикрепл к нему.

 

Примеры:

Коммуникативн аспекты рус син-са

Репродуктив Информатив
На дворе дул ветер. Дождь хлестал в стеклянную дверь террасы. За дверью появилась темная фигура доктора с зонтиком. Он постучал в стекло. Коллектив объединения одержал в соревновании большую трудовую победу. Объемы добычи нефти выросли в два раза.   Мятлик Луговой - многолетний корневищный злак. Его наземную массу составляют укороченные побеги.   Он прекрасно говорил по-французски и славился своим уменьем драться на шпагах.

Семантика предикатов: актуальность/неактуальность

Отвлеченная семантика и перцептивная, конкретная семантика.

Референтный статус имен:

Справа - классы или в отвлечении от своих конкретн пространств-времен манифестаций.

Локализация т.з.: на дворе, «появилась», не видим целиком сразу. Справа не будет таких средств, координат, указ здесь и сейчас. Но есть кванторы: мест-я определительные - который, всякий, etc - характеризуют множество

Модели предложений: биноминативные - в информативном регистре (мятлик - злак)

 

Текст в телефоне

Частный перцептивный (башня вонзалась) и общеперцептивный

Там на воде: наблюдатель на берегу.

Конкретная референция слов: Референция слова моря - море смеялось vs. Море прекрасно

Во втором случае море любое, в 1м - конкретн в конкр момент

 

Во втором тексте: моря, всегда привлекало… Много оценочных предикатов.

 

Разница между двумя текстами: (второе фото)

Пьер: еще не основание сказ, что это репродуктив р-р (Я люблю Яна)

Действие во времени локализовано

Пьер воспринимает: увидел, державших за руку, выстрелы, еще что-то странное - ограничение знания, показалось, что голова оторвана. Локализация т.з. - назад на батерю, навстречу бежали толпы солдат, входил в окоп.

Др. текст: информативн-повествоват. Усилились атаки, ряд атак - квантор. Отвлеченная семантика - овладлеи Бород, усил атаки.

Локализ: действие в разных местах, пов-ль сверху, причем мультиплицир события ряд атак). Оценка - страшное побоище, обострившаяся опасность.

 

Дважды два четыре - генеретивный регистр (воспроизводим как истину). Модусная рамка: всем известно, что… НО: два в двадцать пятой степени - мало кому известно.

Для этого надо прочитать статью «К проблеме разграничения информативного и генеретивного регистров».

Задание к следующему разу

 

Булыгина

Типы внеяз сущностей: абстрактн классы (дети любопытны: принцип-о неогранич мн-во), индивидные объекты - индивиды (дети у нее плохо воспитаны: ситуация взята в отвлечении), конкретные - инстанты (дети спят - взяты в конкретный момент определенные дети).

Не оперир термином регистр, но подходитк этому Булыгина.

Вопрос о Солнце и Луне:

Солнце не класс, а отдельное, но мож соотнос с инстантом или индивидом

Солнце излуч тепло и свет - абстрактный вид

Солнце греет до седьмого пота - инстант.

Ян как индивид:

Я знаю Яна

Инстант:

Ян спит

Может как класс:

Типа «молчалины блаженствуют на свете»

Слово пьяница:

Всегда индивид!

Но: пьяница упал - инстант!

Гроза: абстрактн или инстантом, не м.б. индивидом.

Бояться одной грозы несколько раз нельзя!

 

Семинар 01.04.13

2 зачетные работы:

Разбор текста, реферат, а еще тест на лекции

Темы рефератов висят на сайте: 1 тему могут выбрать 2 чел-а. 10 стр, 14й шрифт times new roman, Полуторный интервал

Сопоставление т.з. - самое важное!

Какая концепция каж более убедительн, удобной для анализа и т.п.

Титул, осн ч, литература

Лучше даже что-то написать от себя

За 2 нед до зачета - реферат и текст

На зачете обсуждаем наши работы

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...