Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индивидуальная мобильность: сравнительный анализ




Социальная мобильность в США и бывшем СССР имеет как сходные, так и отличительные черты. Сходства объясняется тем, что обе страны — индустриально развитые державы, а раз­личие объясняется своеобразием политического режима прав­ления. Так, исследования американских и советских социоло­гов, охватывающие примерно один и тот же период (70-е годы), но проведенные независимо друг от друга, дали одни и те же цифры: до 40% служащих в США и России происходят из рабо­чих, в США и России в социальную мобильность вовлечено более двух третей населения.

Подтверждается и другая закономерность: на социальную мо­бильность в обоих странах наибольшее влияние оказывает не про­фессия и образование отца, а собственные достижения сына в обу­чении. Чем выше образование, тем больше шансов продвинуться вверх по социальной лестнице.

И в США, и в России обнаружен другой любопытный факт:

хорошо образованный сын рабочего имеет столько же шансов продви­нуться, сколько плохо образованный выходец из средних классов, в частности, служащих. Хотя второму могут помогать родители.

Своеобразие США заключается в большом потоке иммигран­тов. Неквалифицированные работники — иммигранты, прибыва­ющие в страну со всех частей света, занимают нижние ступень­ки, вытесняя или подхлестывая с продвижением вверх коренных американцев. Тот же эффект оказывает миграция из села, причем не только в США, но и в России.

В обеих странах восходящая мобильность до сих пор в среднем на 20% превышала нисходящую. Но оба типа вертикальной мобильно­сти по-своему уступали горизонтальной мобильности. Это означа­ет следующее: в двух странах высок уровень мобильности (до 70— 80% населения), но на 70% это горизонтальная мобильность — перемещение в границах одного и того же класса и даже слоя (страты).

Даже в США, где, согласно поверью, каждый метельщик мо­жет стать миллионером, сохраняет силу сделанное еще в 1927 г. П. Сорокиным заключение: большинство людей начинают свою трудовую карьеру на одинаковом с родителями социальном уровне и лишь очень немногим удается значительно продвинуть­ся вперед. Иначе говоря, средний гражданин за жизнь перемеща­ется на одну ступеньку вверх или вниз, редко кому удается шаг­нуть сразу на несколько ступеней.

Так, поднимаются из рабочих в верхний-средний класс 10% американцев, 7% японцев и голландцев, 9% англичан, 2% французов, немцев и датчан, 1% итальянцев. К факторам индивиду­альной мобильности, т.е. причинам, позволяющим одному чело­веку достичь больших успехов, чем другому, социологи в обоих странах относят:

социальный статус семьи,

— уровень получения образования,

— национальность,

— физические и умственные способности, внешние данные,

— получение воспитания,

— место жительства,

— выгодный брак.

Мобильные индивиды начинают социализацию в одном клас­се, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Они не знают, как себя вести, одеваться, разговаривать с точки зрения стандартов дру­гого класса. Часто приспособление к новым условиям остается весьма поверхностным. Типичным примером является мольеров-ский мещанин во дворянстве. (Назовите другие литературные персонажи, которые иллюстрировали бы поверхностное усвое­ние манер поведения при перемещении из одного класса, слоя в другой).

Во всех индустриально развитых странах женщине продвинуть­ся сложнее, чем мужчине. Если они повышают свой социальный статус, то делают это часто благодаря выгодному замужеству. Поэтому, устраиваясь на работу, они выбирают такие профес­сии, где вероятнее всего можно найти "подходящего мужчину". Как вы думаете, что это за профессии или место работы? Приве­дите примеры из жизни, когда замужество выступало в роли "со­циального лифта" для женщин незнатного происхождения.

В течение 70 лет советское общество представляло собой самое мобильное в мире общество наряду с Америкой. Доступное всем сло­ям бесплатное образование открывало перед каждым такие же возможности продвижения, какие существовали только в США. Нигде в мире элита общества за короткий срок не формирова­лась буквально из всех слоев общества.

Самым динамичным советское общество было не только в плане образования и социальной мобильности, но и в области индустриального развития. Долгие годы СССР удерживал первые места по темпам индустриального прогресса. Все это признаки современного индустриального общества, которые выдвинули СССР, о чем писали западные социологи, в число лидирующих стран мира за весь период человеческой истории.

 

СТРУКТУРНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Новые вакансии в вертикальной мобильности открывает ин­дустриализация. Развитие промышленности три столетия назад потребовало превращения крестьянства в пролетариат. На по­здней стадии индустриализации рабочий класс стал самой мно­гочисленной частью занятого населения. Основным фактором вертикальной мобильности являлась система образования.

Индустриализация вызвана не только межклассовыми, но и внутриклассовыми изменениями. На стадии конвейерного или массового производства в начале XX века преобладающей груп­пой оставались мало- и неквалифицированные рабочие. Механи­зация, а затем автоматизация потребовали расширения рядов квалифицированных и высококвалифицированных рабочих. В 50-е годы 40% рабочих были мало- или неквалифицированными. В 1966 г. их осталось 20%.

По мере того как сокращался неквалифицированный труд, росли потребности в служащих, менеджерах, бизнесменах. Сфе­ра промышленного и сельскохозяйственного труда сужалась, а сфера обслуживания и управления расширялась. Наиболее яркие изменения в структурной мобильности прослеживаются на при­мере такой индустриально развитой страны, как США. На рис. 24 приведена структура занятости в начале и в конце XX века.

В индустриальном обществе структура народного хозяйства определяет мобильность. Иными словами, профессиональная мобильность в США, Англии, России или Японии зависит не от индивидуальных особенностей людей, а от структурных осо­бенностей экономики, отношения отраслей и происходящих здесь сдвигов. Как мы видим на рис. 24, количество занятых в сельском хозяйстве США сократилось с 1900 по 1980 г. в 10 раз. Мелкие фермеры превратились в респектабельный класс мел­ких буржуа, а сельскохозяйственные рабочие пополняли ряды рабочего класса. Численность профессионалов и менеджеров за

Рис. 24. Изменение структуры деятельности США: 1900—1980. Источник: (3, с. 184).

тот период удвоилась, торговых работников и служащих — уве­личилась в 4 раза.

Подобные трансформации характерны для современных об­ществ: от фермы к фабрике на ранних стадиях индустриализа­ции и от фабрики к офису — на поздних. Сегодня свыше 50% рабочей силы заняты умственным трудом в сравнении с 10— 15% в начале века.

В течение этого столетия в индустриальных странах сокраща­лись вакансии в рабочих специальностях и расширялись в управ­ленческих. Но управленческие вакансии заполнялись'представи­телями не рабочего, а среднего класса. Тем не менее количество управленческих профессий росло быстрее, чем увеличивалось количество детей в среднем классе, способных заполнить их. Об­разовавшийся в 50-е годы вакуум частично заполняла рабочая молодежь. Это стало возможным благодаря доступности высшего образования для рядовых американцев.

Таким образом, структурную мобильность в середине столе­тия определяли три фактора:

1) изменение структуры народного хозяйства и расширение управленческих вакансий;

2) нехватка молодежи в среднем классе;

3) доступность образования.

В развитых капиталистических странах индустриализация за­вершилась раньше, чем в бывших социалистических (СССР, ГДР, Венгрия, Болгария и др.). Отставание не могло не сказать­ся на социальной мобильности: в капиталистических странах доля руководителей и интеллигенции — выходцев из рабочих и крестьян, составляет одну треть, а в бывших социалистических странах — три четверти. В давно индустриализованных странах типа Англии доля рабочих крестьянского происхождения очень низка, здесь больше так называемых потомственных рабочих. Напротив, в восточноевропейских странах очень высока и дос­тигает порой 50%.

Именно благодаря структурной мобильности два проти­воположных полюса профессиональной пирамиды оказались наименее подвижными. В бывших социалистических странах самыми закрытыми были два слоя — слой высших руководи­телей и расположенный внизу пирамиды слой подсобных ра­бочих — самый престижный и самый непрестижный виды де­ятельности. (Попробуйте сами самостоятельно ответить на вопрос: "Почему?")

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...