Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

детей с интеллектуальной недостаточностью




педагогической практики

в качестве учителя младших классов школ (класса),

обеспечивающих обучение и воспитание

детей с интеллектуальной недостаточностью

 

 

Для специальностей:

1-03 03 08-01 «Олигофренопедагогика. Дошкольное образование»

1-03 03 08-02 «Олигофренопедагогика. Логопедия»

 

2012 г.


 

СОСТАВИТЕЛЬ:

Л.Г.Сечковская, старший преподаватель кафедры олигофренопедагогики учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».

 

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой олигофренопедагогики

(протокол № 17 от 05.06.2012 г.)

 

Заведующий кафедрой

 

____________ Е.А. Винникова

 

ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Советом факультета специального образования

(протокол № 10 от 26.06.2012 г.)

 

Председатель Совета факультета

 

____________ С.Е. Гайдукевич

 

Оформление программы практики и сопровождающих её материалов действующим Министерства образования Республики Беларусь соответствует.

 

Руководитель практики учебно-методического управления БГПУ

 

_______________ Г.В. Савицкая


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Педагогическая практика в качестве учителя младших классов школ (класса), обеспечивающих обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью (далее – практика) проходит у студентов дневной формы получения образования на IV курсе (8 семестр) и у студентов заочной формы получения образования на V курсе (10 семестр) в течение 4-х недель.

В структуре профессиональной подготовки студентов по специальности олигофренопедагогика (с дополнительными специальностями) практика является органической частью учебно-воспитательного процесса, который обеспечивает единство теоретической подготовки специалистов-дефектологов с их практической деятельностью в различных специальных учреждениях.

В процессе практики создаются условия для интеграции медицинских, психолого-педагогических, методических знаний студентов. Этот синтез обеспечивает целостное и всестороннее представление о коррекционно-педагогическом процессе, педагогических явлениях, составляет основу научной организации профессионального труда учителя.

Цель практики – развитие у студентов интереса к педагогической деятельности; формирование теоретической и практической готовности студентов к выполнению функций учителя-дефектолога младших классов учреждений образования, обеспечивающих обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью; овладение специальными профессиональными знаниями, умениями.

Задачи педагогической практики:

- закрепление, углубление и обогащение теоретических знаний студентов при решении конкретных педагогических задач в соответствии с современными требованиями к организации и содержанию учебно-воспитательной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью;

- ознакомление с учебно-воспитательным процессом в младших классах учреждений образования, обеспечивающих обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью, особенностями работы педагогов;

- овладение студентами навыками планирования, разработки содержания и проведения уроков различного типа по всем предметам (кроме музыки и физической культуры), коррекционных занятий;

- овладение технологией анализа и самоанализа уроков;

- применение средств, методов и приёмов обучения, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся и коррекции их психофизического развития;

- совершенствование умений применения знаний по специальной психологии при решении учебно-воспитательных задач на уроках, овладение методами и приёмами психолого-педагогического изучения учащихся;

- формирование профессионально-значимых качеств личности педагога-дефектолога, творческого отношения к педагогической деятельности;

- воспитание у студентов устойчивого интереса к профессии дефектолога, потребности в педагогическом самообразовании.

 

 

В процессе педагогической практики каждый студент должен овладеть следующими умениями:

- осуществлять текущее и перспективное планирование педагогической деятельности;

- определять конкретные учебно-воспитательные задачи с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

- подробно разрабатывать содержание уроков с учётом современных требований к уроку при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью;

- проводить уроки, использовать разнообразные методы, приёмы активизации и руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся на уроке, решать образовательные и коррекционно-воспитательные задачи обучения;

- осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения (владение приёмами такой работы);

- пользоваться различными видами наглядных пособий, владение методикой использования на уроке ТСО;

- изучать личность школьника с интеллектуальной недостаточностью с целью диагностики и проектирования его развития и воспитания;

- проводить воспитательную работу с учениками;

- изучать, анализировать и обобщать передовой педагогический опыт;

- сотрудничать с учителями, классными руководителями, воспитателями и учениками;

- проводить работу среди родителей в различных её формах (собрания, беседы, вечера и др.).

Вся работа студентов фиксируется в дневнике педпрактики.


ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

 

Практика начинается с курсового собрания по организационно-методическим вопросам, на котором руководитель практики от факультета информирует студентов о задачах и содержании практики, проводит обучение и проверку знаний по вопросам трудового законодательства и охраны труда.

В первый день прохождения практики руководитель учреждения образования проводит ознакомление студентов с приказом по учреждению о зачислении студентов на практику согласно договорам об организации практики студентов и назначении непосредственного руководителя, осуществляет инструктаж по охране труда, знакомит с учреждением, администрацией, педагогическим коллективом.

В течение всего периода практики студенты выполняют задания учебно-исследовательского характера, собирают материалы для написания психолого-педагогической характеристики ученика, изготавливают наглядные пособия.

Содержание педагогической практики предусматривает:

1. Знакомство с составом класса, изучение личных дел учащихся, наблюдение за коллективом учащихся и отдельными учениками;

2. Изучение календарно-тематического планирования к урокам;

3. Посещение и анализ уроков непосредственного руководителя от учреждения образования (в течение первых двух-трёх дней);

4. Ежедневное проведение 1-2 уроков по чтению и развитию речи, обучению письму, русскому языку, математике, трудовому обучению, изобразительной деятельности, предмету «Человек и мир», белорусскому языку (с их самоанализом, который отражается в дневнике). Количество уроков, которые необходимо провести по каждому учебному предмету, согласуется с непосредственным руководителем от учреждения образования. Каждый урок оценивается непосредственным руководителем от учреждения образования, оценка выставляется в дневнике.

5. Разработку и проведение коррекционно-развивающих занятий;

6. Разработку и изготовление наглядных пособий;

7. Разработку и проведение одного-двух воспитательных мероприятий, самоподготовки с учащимися класса.

8. Изучение необходимой научной и методической литературы;

9. Планирование уроков, проверку тетрадей.

10. Психолого-педагогическое изучение учащегося на основе эксперимента, беседы, наблюдения за школьниками во время уроков и внеклассных занятий, ознакомления с личными делами, классным журналом, творческими работами детей и составление психолого-педагогической характеристики на ученика;

11. Работу с родителями учащихся: участие в родительских собраниях, проведение индивидуальных бесед с родителями;

12. Выполнение научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы.

13. Общественно-педагогическую деятельность.

 

План-график прохождения практики

1. Курсовое собрание по организационно-методическим вопросам (для студентов заочной формы получения образования проводится во время зимней экзаменационной сессии).

2. Знакомство с классом, изучение личных дел учащихся.

3. Наблюдение уроков учителей с последующим анализом.

4. Работа студента-практиканта в младших классах учреждений образования, обеспечивающих обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью в качестве учителя.

5. Курсовое собрание по организационно-методическим вопросам для подведения итогов практики (для студентов заочной формы получения образования проводится во время летней экзаменационной сессии).

 

ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Общественно-педагогическая деятельность студентов-практикантов планируется на весь период практики с учётом места её прохождения, особенностей и индивидуальных наклонностей студентов.

В период практики студенты обязаны принимать активное участие в жизни педагогического коллектива учреждения образования.

Общественно-педагогическая практика студентов включает непосредственную воспитательную работу с детьми, пропаганду знаний по дефектологии:

- ознакомление с передовым опытом педагогической работы;

- участие в организации культурно-массовых мероприятий;

- проведение профориентационной работы среди учащихся учреждения образования;

- работу с родителями (родительские собрания, конференции);

- участие в работе методических объединений, семинаров, научно-методических конференциях учителей;

- кружковая и спортивно-массовая работа среди учащихся;

- оказание помощи в оборудовании классов-кабинетов, в изготовлении наглядных пособий, разработке материалов для методического кабинета.

 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Обязанности руководителя практики от факультета:

– вести работу по подбору учреждений образования и заключению с ними договоров;

– готовить проект приказа о практике;

– информировать студентов о сроках и месте проведения практики, проводить распределение студентов по учреждениям образования с предложениями кафедр;

– организовать проведение курсовых собраний по организационно-методическим вопросам с участием руководителя практики от учреждения высшего образования;

– проводить перед началом практики инструктаж студентов по охране труда;

– вести работу по обеспечению расчетов с непосредственными руководителями практики от учреждений образования;

– контролировать своевременность сдачи отчетной документации, предусмотренной программой практики (далее – отчетная документация);

– организовать принятие дифференцированных зачетов у студентов в форме, предусмотренной программой практики;

– участвовать в работе совета факультета и заседаниях кафедр при обсуждении вопросов по подготовке, проведению и подведению итогов практики и вносить предложения по устранению недостатков, дальнейшему совершенствованию организации и проведения практики студентов;

– составить отчет по итогам практики и представить его декану факультета.

 

Обязанности руководителя практики от кафедры:

– готовить предложения о распределении студентов на практику по учреждениям образования;

– знакомить студентов с целями, задачами и программой практики, представлять им информацию об учреждениях образования, в которых осуществляется проведение практики;

– принимать участие в курсовых собраниях по организационно-методическим вопросам;

– консультировать студентов при выполнении заданий, определенных программой практики, проверять и утверждать планы-конспекты занятий и мероприятий;

– оказывать помощь студентам при подготовке к занятиям и мероприятиям;

– своевременно выявлять и устранять недостатки в проведении практики, а при необходимости сообщать о них руководителю практики от факультета и руководителю учреждения образования;

– организовывать работу по обеспечению расчетов с непосредственными руководителями практики от учреждения образования;

– проверять и оценивать отчетную документацию студентов и принимать дифференцированный зачет;

– анализировать выполнение программ практики, обсуждать ее итоги и в течение недели после заседания кафедры представить руководителю практики от факультета выписку из протокола заседания кафедры, а декану факультета – отчеты о результатах проведения практики;

– участвовать в работе совета факультета и заседаниях кафедр при обсуждении вопросов по подготовке, проведению и подведению итогов практики;

– вносить предложения по совершенствованию практики.

Обязанности непосредственного руководителя практики от учреждения образования:

– знакомить студентов со спецификой профессиональной деятельности, документацией, необходимой для выполнения программы практики;

– распределять темы уроков и мероприятий между студентами;

– консультировать студентов при выполнении заданий, определенных программой практики;

– оказывать методическую помощь студентам при подготовке пробных и зачетных уроков и коррекционных занятий, утверждать планы-конспекты предстоящих уроков;

– анализировать и оценивать уроки и мероприятия, проведенные студентами;

– своевременно информировать руководителя учреждения образования и руководителей практики от кафедры об отсутствии студентов в учреждении образования, невыполнении ими программы практики, нарушении правил внутреннего трудового распорядка;

– подписывать письменный отчет о выполнении программы практики и оформлять письменный отзыв о прохождении практики студентом;

– вносить предложения по совершенствованию практики.

Обязанности студентов в период прохождения практики:

– участвовать в курсовых собраниях по организационно-методическим вопросам педагогической практики;

– вести дневник практики;

– соблюдать правила внутреннего трудового распорядка учреждения образования;

– выполнять распоряжения администрации учреждения образования и непосредственного руководителя практики;

– своевременно оформить и представить отчетную документацию по практике руководителям от кафедры.

ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРАКТИКЕ

После окончания практики студент представляет непосредственному руководителю от кафедры следующую документацию:

- Дневник практики с планом работы на каждый день, конспектами уроков (не менее 20) и замечаниями непосредственного руководителя от учреждения образования;

- отчёт о результатах практики с кратким самоанализом работы и предложениями;

- психолого-педагогическую характеристику одного учащегося с протоколами обследования, заверенную руководителем учреждения образования;

- развёрнутый конспект и полный письменный психолого-педагогический анализ одного проведенного урока;

- текст беседы, консультации с родителями и педагогами (по 1-2);

- образцы наглядных пособий, изготовленных студентом и использованных на уроках (можно фото);

- отчет о выполнении программы практики. Отчет должен быть подписан студентом и утвержден руководителем (заместителем руководителя) учреждения образования;

- письменный отзыв о прохождении практики студентом непосредственного руководителя от учреждения образования.


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

 

Результаты деятельности студента получают отражение в общей оценке по практике.

До курсового собрания по организационно-методическим вопросам на заседании кафедры каждому студенту утверждается оценка за педагогическую практику. Общая оценка работы каждого студента является комплексной и складывается из:

· выполнения объема программы практики;

· оценок и отзыва непосредственного руководителя от учреждения образования;

· качества представленной документации;

· результатов общественно-педагогической деятельности и самостоятельности студента при выполнении программы практики;

 

9 – 10 баллов ставится студенту за:

– показавший системное, глубокое и полное знание теоретического материала, представляющего основу практической деятельности, свободное оперирование знаниями в процессе планирования и проведения коррекционно-педагогической работы;

– выполнивший программу практики в полном объёме, проявивший самостоятельность, творчество, инициативу при реализации всех видов педагогической деятельности;

– способный методически правильно организовывать и проводить психолого-педагогическое обследование младших школьников, верно анализировать и обобщать полученные данные, грамотно оформлять результаты диагностики, эффективно использовать их в организации коррекционной работы;

– умеющий точно определять и эффективно, методически правильно решать задачи уроков; осуществлять обоснованный выбор дидактического материала, наглядных пособий; самостоятельно и творчески подходить к разработке конспектов уроков, дидактического материала; использовать последние данные методической литературы, ТСО при организации учебной и коррекционной работы;

– продемонстрировавший высокий уровень организации взаимодействия в ходе педагогической деятельности с учащимися, родителями, коллегами; имеющий положительные отзывы со стороны последних;

– владеющий умением конструктивно анализировать результаты собственной деятельности, занятия других практикантов, возникающие педагогические ситуации; культурой ведения документации по практике, культурой речи;

– имеющий отличные отметки за зачетные занятия;

– соблюдавший трудовую дисциплину, принимавший активное участие в жизни педагогического коллектива школы, проявивший интерес к изучению и обобщению передового педагогического опыта.

 

6 - 8 баллов ставится студенту за:

– продемонстрировавший достаточно полное знание теоретического материала при организации практической деятельности, планировании и проведении учебно-воспитательного процесса;

– выполнивший программу практики в полном объёме, проявивший самостоятельность и инициативу при реализации всех видов педагогической деятельности;

– способный методически правильно, с незначительными недостатками, организовывать и проводить психолого-педагогическое обследование младших школьников, анализировать и обобщать полученные данные, оформлять результаты диагностики, использовать их в организации учебной и коррекционной работы, допуская единичные несущественные ошибки и неточности, эффективно пользоваться консультационной помощью непосредственного руководителя от учреждения образования;

– умеющий определять задачи уроков, осуществлять адекватный выбор наглядных пособий, разрабатывать и изготавливать дидактический материал, но испытывающий отдельные затруднения в разработке содержания и реализации задач уроков, не в полной мере использующий опору на последние данные специальной литературы, однако, пользуясь консультационной помощью непосредственного руководителя от учреждения образования, показывающий в процессе практики явные достижения в овладении профессионально-педагогическими умениями;

– демонстрирующий навыки организации взаимодействия в ходе педагогической деятельности с учащимися, родителями, коллегами; имеющий положительные отзывы со стороны последних;

– владеющий технологией анализа занятия и самоанализа деятельности; правильной, выразительной и эмоциональной речью; умеющий оформлять документацию по практике в соответствии с предъявляемыми требованиями, допуская единичные несущественные ошибки, неточности в использовании терминологии;

– получивший преимущественно «хорошие» отметки за зачетные занятия;

 

3 - 5 баллов ставится студенту за:

– проявленное формальное отношение к выполнению программы практики, допустил факты нарушения исполнительской дисциплины, которые негативно сказались на реализации ее содержания; деятельность студента характеризовалась репродуктивным характером;

- обладает необходимыми знаниями, умениями наиболее существенные погрешности которых устраняются под руководством непосредственных руководителей;

- не проявил инициативу в поиске средств, путей, способствующих формированию профессиональных знаний, умений (разработка содержания уроков, технология проведения учебных занятий, психолого-педагогическое изучение учащихся и т.д.);

- поверхностно отразил результаты своей деятельности в документации по практике;

- наличие по всем видам зачетных работ преимущественно отметок 5,4.

 

1 - 2 балла ставится студенту за:

– показавший низкий уровень сформированности теоретических знаний и практических умений;

– проявивший несамостоятельность, безынициативность в реализации программы практики, не выполнивший ее полностью;

– продемонстрировавший формальное отношение и большие затруднения в определении целей, задач, содержания уроков, выборе и реализации методов и приёмов коррекционного воздействия; допустивший существенные ошибки в подборе наглядных пособий, разработке дидактического материала; не проявивший стремления к устранению допускаемых просчетов в выполнении программы практики;

– частично отразивший результаты своей деятельности в документации по практике, допустив существенные ошибки в использовании научной терминологии;

– имеющий отрицательные отзывы о проделанной работе от непосредственного руководителя от учреждения образования;

– показавший низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины.

Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв непосредственного руководителя практики от учреждения образования, повторно направляется на практику в свободное от обучения время.

 


ЛИТЕРАТУРА

основная

1. Дети с отклонениями в развитии. Методич. пособие / Сост. Н.Д.Шматко. - М, 1997.

2. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития/ Под ред. Б.П.Пузанова. - М., 2007.

3. Процко Т.A. Психолого-педагогическое обследование учащихся младших классов вспомогательной школы. - Мн., 2000.

4. Процко Т.А. Особенности развития познавательной стороны психики у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью). - Мн., 2006.

5. Процко Т.А. Психология школьника с интеллектуальной недостаточностью. - Мн., 2007.

6. Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью/ Под ред. М.Пшичек. -Спб., 2006.

7. Сидоренкова Л.И. Психологический анализ урока как условие формирования педагогических умений. - Л., 1988.

8. Условия и механизмы повышения качества специального образования/ А.Н.Коноплева и др. - Мн., 2006.

9. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание. - М., 2003.

дополнительная

1. Виноградова А.Д. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. - М., 1985.

2. Гайдукевич С.Е. Направления совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с особенностями психофизического развития / С.Е. Гайдукевич // Спецыяльная адукацыя. – 2009. – № 5.

3. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. - Киев, 1985.

4. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. - М., 1999.

5. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. - М., 1979.

6. Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате. - М., 1983.

7. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями образовании/ Под ред. А.Н.Коноплевой. – Мн., 2006.

8. Педагогические технологии в специальном образовании/ Под ред. А.М.Змушко. Мн., 2006.

9. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. - М., 2003.


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ И ПРИМЕРНАЯ ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

 

Приложение 1

 

Анализ урока определяется целями посещения и может быть общим и тематическим. Общий анализ отражает характер содержания урока, его методической, организационной стороны, деятельности учителя и учащихся, основные результаты урока.

 

Примерный план общего анализа урока

1. Тема урока. Определение типа урока. Место данного урока в общей системе уроков по теме.

2. Цели урока. Их соответствие теме, содержанию урока.

3. Организация урока. Готовность учащихся к уроку. Организация учащихся на работу. Готовность классного помещения к уроку.

4. Содержание и методика проверки знаний, умений и навыков учащихся.

Цель и место проверки знаний, умений и навыков. Вид проверки. Содержание и методика постановки вопросов (характер вопросов). Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы учащихся. Организация взаимодействия учителя с учащимися, учащихся друг с другом. Оценка ответов учащихся.

5. Содержание и методика изучения новых знаний.

Тема и содержание устного изложения учителем учебного материала. Система и последовательность изложения, научность, доступность изложения Связь с ранее пройденным материалом. Практическая значимость материала урока.

Активизация познавательной деятельности учащихся, способы поддержания интереса и внимания учащихся на отдельных этапах урока. Роль и место самостоятельной работы учащихся. Методика учета знаний учащихся в процессе изложения нового материала.

6. Содержание и методика закрепления новых знаний.

Отбор материала для закрепления. Упражнения и самостоятельные работы дифференцированного характера. Характер усвоения знаний, умений и навыков.

7. Содержание и методика домашнего задания.

Объем и виды домашнего задания. Инструктаж о его выполнении.

8. Поведение учащихся на уроке. Проявление познавательного интереса, степень активности учащихся. Работоспособность учащихся в разные периоды урока.

9. Характеристика учителя. Знание материала. Методическое мастерство Педагогический такт. Культура речи учителя.

10. Общая оценка урока. Результаты урока. Достижение целей.

11. Выводы и предложения.

 


Приложение 2

 

Примерная схема поэтапного анализа урока при обучении

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...