Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

и средняя производительность




Многие экономисты считают предельный анализ или маржинализм, сутью экономического мышления. Дело в том, что при принятии экономических решений всегда сравниваются определенное количество товаров одного вида с другим. Предположим, что Вы покупаете продукты (хлеб, молоко). Их соотношение зависит от заработной платы и рациона (сколько того или другого), поэтому производитель часто руководствуется ценой издержек на получении дополнительного количества продукта, а не всей продукции в целом.

 

3. Издержки производства в долгосрочном периоде

В долгосрочном периоде фирма может изменять все используемые факторы производства. Значит, все издержки выступают в качестве переменных.

Дуга AC описывает кривые средних издержек ATC1, ATC2, ATC3, при объемах производства в 2000 ед., 4000 ед., 6000 ед., и представляет собой кривую долгосрочных

Рис. 4.4. Издержки производства в долгосрочном периоде

 

средних валовых издержек фирмы при разных масштабах производства. Такое положение кривых объясняется эффектом масштаба (он может быть положительным и отрицательным).

Если при увеличении размеров фирмы средние издержки уменьшаются - положительный эффект; средние издержки увеличиваются - отрицательный эффект.

Экономия обусловленная расширением масштабов производства объясняется увеличением возможностей использования преимущества специализации, высокопроизводительного оборудования, безотходного производства, диверсификации и т.д.

Отрицательный эффект масштаба возникает в крупной фирме в связи с нарушениями в управлении (контроль усложняется, увеличиваются издержки на передачу и обработку информации, снижается эффективность, гибкость в производстве). Эффект масштаба проявляется по-разному в различных отраслях. В нашем примере оптимальным по размеру является предприятие, выпускающие 4000 ед. изделий. И если рыночный спрос превышает, то лучше создать новое предприятие, чем расширять данное.

В заключение анализа издержек необходимо выяснить, что собой представляют “необратимые затраты”. Это потери, они не учитываются при принятии решений, ориентированных на будущее. В жизни встречаются: “незавершенное строительство”, купленное платье - фасон не подходит, как правило, продается по более низкой цене. Разница между первоначально уплаченной ценой и продажной - необратимые затраты. Эти издержки осуществляются фирмой раз и навсегда, не могут быть возвращены даже в том случае, когда фирма полностью прекращает свою деятельность.

Вопросы и задания

Задание 1. Владелец фирмы, имеющий собственное помещение и необходимое оборудование, организовал производство мебели. Расходы составили: на закупку материала, инструментов – 800 дол, на эл. энергию – 200 дол, на заработную плату работникам – 3000 дол. Амортизация оборудования начислена в сумме 600 дол. Владелец предприятия мог бы найти себе работу в другой фирме в качестве менеджера с окладом 2000 дол.

Известно, что арендная плата за использование производственного помещения равна 500дол; плата за пользование оборудованием равна 300дол. Предприниматель рассчитывает получить нормальную прибыль в сумме 1000 дол.

Определите бухгалтерские и экономические издержки и бухгалтерскую и экономическую прибыль, если доход фирмы от реализации продукции TR составляет 9000дол. Какое решение принимает владелец предприятия, если TR составит 8000дол?

Задание 2. В таблице представлены валовые издержки TC при различных объемах производства Q. Расчет значения издержек представьте в таблице:

Q TC FC VC MC AC AFC AVC

0 10

1 17

2 21

3 24

4 28

5 34

6 44

7 59

Рассчитайте значения издержек FC, VC, AC, AFC, AVC, MC и нарисуйте графики изменения общих, средних и предельных издержек. Объясните характер изменения издержек.

Задание 4. Заполните недостающие данные общих, средних и предельных издержек.

Q AFC VC AC AVC MC TC FC
                                 

Тесты

1. Какое утверждение неверно:

а) предельные издержки равны средним издержкам, когда средние принимают минимальное значение;

б) средние издержки снижаются, когда предельные издержки меньше средних издержек;

в) средние издержки растут, когда предельные издержки больше средних.

г) предельные издержки достигают минимального значения при минимуме средних издержек.

2. При объеме 10 единиц средние переменные издержки AVC равны 15дол, средние общие издержки AТC = 20. Чему равны постоянные издержки FC при нулевом объеме производства:

а) 5; б) 0; в) 50; г) невозможно определить.

3. Какое событие относится к краткосрочному периоду:

а) фирма установила две дополнительных единицы оборудования;

б) фирма наняла дополнительно 10 работников;

г) в отрасль вошли новые фирмы;

д) ни одно из перечисленных событий не может произойти в краткосрочном периоде.

4. Какое из утверждений является правильным:

а) бухгалтерская прибыль = выручка – экономические издержки;

б) экономическая прибыль = бухгалтерская прибыль – неявные издержки;

в) экономическая прибыль = бухгалтерская прибыль + нормальная прибыль;

г) бухгалтерская прибыль = выручка – экономическая прибыль.

7. Что не относится к постоянным издержкам фирмы:

а) фонд заработной платы;

б) заработная плата управленческому персоналу;

в) арендная плата; г) процент за полученный кредит.

8. Какое утверждение неверно? При увеличении объема производства в краткосрочном периоде:

а) средние постоянные издержки стремятся к нулю;

б) средние переменные и средние общие издержки сближаются при больших объемах производствах;

в) средние переменные снижаются, а затем растут;

г) средние общие издержки растут под влиянием роста средних переменных и средних постоянных издержек.

ТЕМА 5. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ

Основные понятия: чистая конкуренция; постоянная цена; совершенно эластичный спрос; средний, валовой и предельный доход; случай максимизации прибыли, минимизации убытков, случай закрытия; правило максимизации прибыли MR(P) = MC; равновесие в долгосрочном периоде; чистая монополия; нисходящий график спроса; эластичный и неэластичный участок спроса; цена и предельный доход в условиях монополии; равенство предельного дохода и предельных издержек MR = MC; общественно оптимальная цена; общественно справедливая цена; дилемма регулирования; монополистическая конкуренция; олигополия; естественная монополия; антимонопольное законодательство.

 

Конкуренция - столкновение, борьба между участниками рыночных отношений за возможность получения максимальной прибыли. Каждый предприниматель ведет конкуренцию и всю жизнь следит за действиями своего конкурента. Конкуренция далека от миротворчества, однако, было бы заблуждением представлять конкуренцию только как борьбу “всех против всех”. Без сознательного взаимодействия, без сотрудничества, правда, реализуемого в борьбе, конкуренция невозможна.

В этом определении конкуренции схвачено поведение предпринимателя, фирмы. Вместе с тем, конкуренция - структурное понятие. Это сама организация производства рыночной системы хозяйства, когда на рынке большое количество независимых продавцов и покупателей, когда ни один из них не обладает способностью установить цены, т.е. это сам способ существования рынка. Нет рынка без конкуренции.

Конкуренция заставляет предпринимателя делать выбор, отбросить неэффективные решения в достижении цели на рынке. Однако, не надо идеализировать конкуренцию. Она общественно полезна в рамках определенных правил. Правовое регулирование конкуренции занимает большое место в экономической жизни всех развитых стран.

Рыночная конкуренция протекает в разных условиях и в зависимости от них различают четыре модели структуры рынка: совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополии.

Совершенная конкуренция - рыночная структура, характеризуемая очень большим количеством мелких фирм, абсолютной однородностью продукции, свободой входа и выхода из отрасли и равным доступом к информации.

В таких условиях ни одна фирма не обладает долей рынка, способной влиять на цену продукта. Если фирма своей волей попытается снизить цену или поднять ее, то это же проделают другие. На конкурентном рынке фирма принимает цену как нечто данное, при этом спрос на продукцию отдельной фирмы абсолютно эластичен.

При фиксированной цене перед фирмой встает вопрос: следует ли производить продукт, в каком количестве, какая будет прибыль? Ведь при совершенной конкуренции фирма может контролировать только объем выпускаемой продукции.

Современная экономическая теория утверждает, что есть два подхода в таких условиях. Сопоставление валового дохода (ТR) и валовых издержек (ТС). Валовой доход растет, пока спрос эластичен и начинает сокращаться, когда спрос неэластичен. Валовые издержки при незначительном объеме производства больше валового дохода. Но с увеличением объема они снижаются на единицу продукции, а потом нарастают в силу действия закона убывающей отдачи. Максимальная прибыль фирмы достигается при таком объеме производства, когда валовой доход больше валовых издержек на максимальную величину в краткосрочном периоде. А этот же процесс можно описать путем сравнения предельного дохода (МR) и предельных издержек (МС). Пока производство одной дополнительной единицы будет больше добавлять к доходу, чем к издержкам, фирма будет расширять производство. Когда дополнительная продукция будет больше добавлять к издержкам, чем к доходу, фирма прекратит расширять объем производства. Фирма максимизирует свою прибыль, выбирая такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам и равен текущей рыночной цене: МС = МR = P - условие равновесия фирмы.

Максимум прибыли, в этом случае, не обязательно означает положительную экономическую прибыль. Если цена продукта превышает средние издержки (АТС) на его производство, то фирма получает прибыль, превышающую нормальный уровень. Если цена равна средним издержкам, то фирма обеспечивает самоокупаемость, т.е. получает нормальную прибыль. Если цена ниже средних издержек, то фирма несет убытки. Производство временно прекращается, если цена товара падает ниже минимального уровня средних переменных издержек (АVC). Следовательно, устойчивому равновесию отвечает равенство рыночной цены и средних издержек в их минимуме: Р = МR = MC = min АТС

Совершенная конкуренция является простейшей и крайне редкой ситуацией. Однако, она дает исходный эталонный образец для сравнения и оценки эффективности реальных экономических процессов на рынке.

Рынок несовершенной конкуренции представлен тремя ранее упомянутыми рыночными структурами, каждая из которых связана с монополией. В чем содержание монополии? Монополия - это прежде всего экономическая категория, форма рынка, когда предприятие обладает монопольной властью контролировать рынок, диктовать цены и получать монопольно высокую прибыль.

Монополия выросла из концентрации и централизации производства. К этому фирмы толкает развитие производства на базе научно- технического прогресса, новых открытий, изобретений, а также конкуренция. В конкурентной борьбе, как правило, побеждает тот у кого низкие издержки производства и реализации и высокое качество продукции.

Концентрация связана с экономией от масштаба. Если производство любого объема продукта в отрасли, одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя и более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.

Монополия в данном случае является естественной в том смысле, что она представляет собой рыночную структуру минимизирующую издержки.

Примером такой монополии являются предприятия по обеспечению электроэнергией, газом, услугами телефонной связи на региональном уровне. Возникновению монополий способствуют юридические и естественные барьеры для входа в отрасль. Например, одна (единственная) фирма обладает контролем над редкими и чрезвычайно важными ресурсами в виде сырья, знаний, защищенных патентами. Другой пример: правительство наделяет фирму исключительными правами на продажу отдельных товаров, правом на разработку недр.

Могут быть входные барьеры и такого характера, когда потенциальный конкурент стремящийся войти в отрасль, может отступить под угрозой физического уничтожения.

Это одна исходная позиция в объяснении монополий, которую можно было бы назвать экономической. Но есть и другая неэкономическая, административная монополия, насильственная централизация всех форм управления экономикой в руках государства.

Монополия, как форма рынка стала доминировать в экономике развитых стран в конце ХIХ, начале ХХ в.в. В своем развитии монополия выступала в различных организационных формах. Высшей формой монополистического объединения является КОНЦЕРН. Крупные диверсифицированные концерны играют активную роль в мировой экономике. Международные монополии могут основываться на капитале населения одной страны - транснациональные корпорации, либо на капитале жителей многих стран - многонациональные корпорации.

Обратимся к функционированию рынка с участием монополии.

Чистая монополия - рыночная структура, когда монополист выступает единственным продавцом товара, не имеющего близких заменителей. Покупатели не имеют выбора, практически непреодолимые барьеры на входе.

В литературе высказывается сомнение, в существовании чистой монополии. Маловероятным является факт существования отрасли из одной монополии. Да, это крайне редко встречается. Но если взять более скромные масштабы, например, небольшой город, то ситуация чистой монополии налицо: одна электростанция, единственный аэропорт и т.д.

Как ведет себя фирма - монополист на рынке в определении цены и объема производства, чтобы получить максимальную прибыль? В условиях совершенной конкуренции фирма выбирает только объем производства, ибо цена является заданной величиной. Линия спроса на ее продукцию горизонтальна. В случае фирмы несовершенного конкурента, монополиста кривая спроса имеет отрицательный наклон. Монополист определяет не только объем выпуска продукции, но и цену. Какую цену будет устанавливать монополист? Ценовая стратегия фирмы монополии будет зависеть от эластичности спроса и издержек. Когда спрос эластичен, снижение цены ведет к росту совокупной выручки, когда неэластичен – снижение цены ведет к падению совокупной выручки. Приведем пример: допустим, монополист снижает цену со 110 дол. до 100 дол. Спрос растет с 4-х до 6 ед. Убытки от снижения цены (110-100)Х 4 = 40 дол. Выгода (прибыль) составит (6-4)Х 100 = 200 дол. Итоговая прибыль = 200 - 40 = 160 дол.

Изучение спроса основных покупателей, спроса на альтернативные товары вместе с издержками являются решающими в принятии фирмой решений об объеме производства и продаж. Если для фирмы совершенной конкуренции характерно равенство предельного дохода и цены, а также среднего дохода, то для фирмы - монополиста складывается другая ситуация. Кривая среднего дохода и цены совпадают с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже нее. Предельный доход меньше цены. Почему? Разрыв между ценой и предельным доходом возникает потому, что фирма продает всю продукцию, произведенную в течение данного периода времени по одинаковой цене, т.е. если фирма хочет добиться увеличения объема продаж, цена должна быть снижена на все единицы продаваемых товаров, а не только на последнюю из них.

Теперь обратимся к издержкам. В условиях совершенной конкуренции фирма максимизирует прибыль, когда МС = МR. Закон максимизации прибыли в таком виде действует и в условиях чистой монополии, а также в других рыночных структурах.

Ведь каждая дополнительная единица продукции добавляет некую величину к валовому доходу и одновременно к валовым издержкам. Величины эти: предельный доход и предельные издержки и фирма должна их постоянно сопоставлять. Пока разность положительная - фирма расширяет производство. Когда предельный доход (МR) равен предельным издержкам (МС) наступает равновесие фирмы.

Но какая при этом устанавливается цена в условиях несовершенной конкуренции? Каковы будут средние издержки? Будет ли соблюдаться правило МС = МR = Р = АС, которую мы рассматривали в условиях совершенной конкуренции. В совершенной конкуренции фирма расширяет производство, без снижения цены. Производство увеличивается до момента равенства МС = МR.

В случае чистой монополии ситуация меняется. Несовершенный конкурент расширяет производство до момента равенства МС = МR. Но цена, устанавливаемая монополией на свою продукцию определяется высотой кривой спроса в точке дающего максимум прибыли. Такая цена всегда выше предельных издержек Р>MC; P > MR. Поясним сказанное на графике.

Рис. 5.1. Монопольная прибыль

Равновесие фирмы определяется точкой Е (пересечением МС, MR) Вертикаль до d дает нам цену, обеспечивая наибольшую прибыль. Цена устанавливается в точке Е1. Заштрихованный прямоугольник показывает то, что называется монопольной прибылью.

При совершенной конкуренции МR = МС, цена устанавливается в точке Е 2 при минимальных значениях средних издержек АС и уровня продажной цены.

Если цена установилась на уровне Е 2 то не было бы и монопольной прибыли и объем производства (Q 2) был больше по сравнению с тем, что устанавливает монополия (Q 1). Общество заинтересовано в большем объеме производства продукции и меньших издержках.

Но монополии тогда бы пришлось снизить цену или увеличить издержки сбыта. Но монополист не хочет испортить свой рынок снижением цены. Фирма создает определенный дефицит, т.е. ограничивает производство.

При совершенной конкуренции соблюдается равенство

МС = МR = Р = АС.

В условиях несовершенной конкуренции равновесие фирмы (МС = МR) достигается при таком объеме производства, когда средние издержки не достигают своего минимума, цена при этом выше средних издержек

(МС = МR) < АС < P

Монопольная прибыль в модели чистой монополии и других рыночных структур несовершенной конкуренции трактуется как излишек над нормальной прибылью в условиях совершенной конкуренции. Насколько устойчиво это превышение зависит от степени монопольной власти.

Совершенная конкуренция и чистая монополия - две крайности в рыночных структурах, монополистическая конкуренция и олигополия занимают промежуточное положение между ними. На рынке монополистической конкуренции большое число производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. В условиях совершенной конкуренции фирмы производят стандартизированную продукцию, здесь же множество мелких фирм производят дифференцированную. Дифференциация затрачивает прежде всего количество продукта или услуги. Очень слабый контроль над ценами. Соперничество не ценовое, а продуктовое. [i]

Каждая фирма оперирует на своем мини - рынке. Здесь она обладает некоторой монопольной властью над своим товаром. Она может, например, и повышать цену вне зависимости от конкурентов, хотя эта власть и ограничивается наличием конкурентов и свободой входа на рынок других фирм. Производители, работающие на этом рынке не являются обычно особо крупными. Отсюда и капитал требуется для их становления сравнительно небольшой. Основная сфера монополистической конкуренции - розничная торговля товарами повседневного спроса.

При совершенной конкуренции фирма работает на единый рынок однородного товара, встречаясь с абсолютно эластичным спросом. В условиях монополистической конкуренции спрос разделяется между мини-рынками. За счет продуктового различия фирмы как бы разделяют единый рынок, но вследствие несущественных различий, в смысле целевого назначения, спрос на каждом рынке имеет идентичные характеристики.

На своем индивидуальном рынке фирма ведет себя как монополист. Она выбирает объем предложения и цену товара в соответствии с правилом МC=МR, максимизируя свою прибыль, а колебания цен задается высотой кривой спроса. Это значит, что цена может быть повышена, а тем не менее, объем сбыта не сократится, потому, что конкуренты не смогут более низкими ценами привлечь к себе ту категорию покупателей, которые привыкли и твердо предпочитают данный продукт.

Современную рыночную структуру более точно можно охарактеризовать как олигополию. При олигополии доминирует в отрасли небольшое число крупных фирм, каждая из которых своими действиями может влиять на уровень цен. Конкуренты производят как однородную продукцию (нефть, сталь, автомобили), так и дифференцированную (потребительские товары). Вхождение новых производителей в отрасль ограничены высокими барьерами, связанные, прежде всего, с экономией на масштабе производства и др. Примером олигополии является рынок автомобилей в Северной Америке, стали в России и др.

Законы максимизации прибыли фирмы (МС = MR) действует во всех рыночных структурах, но форма олигополии по - своему оказывает влияние на ценообразование, отличное от форм других рыночных структур. На конкурентном рынке цены пульсируют непрерывно и бессистемно, под воздействием спроса и предложения. При олигополии имеет место тенденция к устойчивой фиксации, изменение цены происходит не столь часто.

Конкурентная борьба среди фирм олигополии на уровне цен не столь обострена. Больше она проявляется в форме качества продукции и послепродажного обслуживания. Ценовые войны на рынке олигополии для фирм крайне нежелательны, ибо в силу масштаба производства - разорение. Так как каждая фирма на рынке олигополии имеет значительный удельный вес, то приходится считаться с ответными действиями других фирм.

Различают несколько моделей образования цен на рынке олигополии. Ценообразование по принципу (издержки плюс). Сначала рассчитывается средний уровень издержек. При планировании цены обязательно предполагается неполная загрузка мощностей, дабы предусмотреть возможность реагировать на перепады конъюнктур. Наибольший удельный вес составляют, как правило, переменные издержки. К их средней величине прибавляется определенный процент, который включает постоянные издержки и норму прибыли.

Другая модель получила называние лидерство в ценах. Как правило, здесь выступает фирма, являющаяся крупнейшей в отрасли. Изменение цен на ее продукцию - ориентир для изменения цен другими фирмами. Лидер в ценах не должен ориентироваться только на диктат, он должен учитывать интересы и других фирм. Как говорят “ живи сам и давай жить другим!”.

Модель олигополии, основанная на тайном сговоре. Тайный сговор - это негласное соглашение о ценах, разделение рынка, установление квот для каждого из участников, создание механизмов контроля за выполнением принятых решений. Если между участниками сговора достигнута твердая договоренность, то олигополия вырождается в чистую монополию.

Однако, тайный сговор не может быть прочным длительное время. При спаде производства каждый хочет выжить за счет других. Высокий уровень прибыли привлекает другие фирмы и обостряет конкуренцию в отрасли. Препятствует тайному сговору и антимонопольное законодательство.

В теории разработан ряд формальных моделей, объясняющих рыночное поведение олигополии (теория Курно, теория игр и др.) Общей теории олигополии не существует.

Итак, конкуренция и монополия - ключевые понятия рыночной экономики. По своей структуре они двойственны. Конкуренция - двигатель экономики и в то же время развязывает стихийные силы в экономике, может вести к анархии. Крупные фирмы, обладающие монопольной властью - желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения - так писал И. Шумпетер1. Разработка новых продуктов и технологий - невероятно дорого. Монополии могут тратить свои монопольно высокие прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Хотя значительная часть выдающихся технических открытий ХХ века сделана мелкими предпринимателями, но их реализация стала уделом “большого бизнеса”. Совершенно конкурентные фирмы не имеют крупных сверхприбылей для инвестирования и не склонны разрабатывать новые технологии, новую продукцию, ибо она не может быть монополизирована и быстро растаскивается конкурентами. Но власть над ценами порождает у монополиста стремление “придержать” некоторые изобретения, если они не выгодны для фирмы. Крупные фирмы избегают слишком частых и глубоких модификаций производимой продукции.

Развитие рыночного хозяйства - процесс конкуренции монополий развивался по линии сокращений стихийности и ограничения монополизма. Это видно, хотя бы потому, что послевоенные экономические кризисы стали менее продолжительными и менее глубокими. Сокращаются границы монополий. Концентрация и централизация производства и капитала не прогрессирует. В национальных рамках отдельных стран нет почти ни одной отрасли, где бы господствовала одна корпорация. Крупные корпорации не являются, как правило, собственниками одного семейства, а выступают в форме акционерных обществ.

Изменилась и роль государства. Во всех странах приняты антимонопольные законодательства. В наиболее развитой форме антимонопольное законодательство существует в США. Основные положения антимонопольных законов направлены на поддержание модели олигополии, поддерживается надлежащий уровень конкуренции между крупными корпорациями, Контролируется слияние компаний, вносятся поправки в законодательство по развитию и охране мелкого бизнеса. Запрещается ценовой сговор и тайная монополизация торговли. Если доля компании на рынке товаров больше 60 %, то это становится предметом разбирательства в суде. Не разрешается одному лицу быть членом Совета двух конкурирующих фирм, Производитель должен продавать свои товары всем торговцам по одинаковой цене. Ни одна корпорация не имеет право держать в своих руках 40 - 50 % производства продукта.

Как нам представляется, в индустриально развитых странах создается новая модель организованной конкуренции. На службу обществу ставятся плюсы конкуренции и монополии и ставятся барьеры для ограничения их минусов. Думается, в действиях Российского государства по формированию конкурентного рынка, надо добиваться синтеза конкуренции и монополии, т.е. политика должна быть направлена не на разрушение крупных предприятий, не на их противопоставлении, а на сочетании крупных, средних и мелких предприятий.

Вопросы и задания

Задание 1. Фирма работает в условиях совершенной конкуренции (СК). Рыночная цена Р=8 дол. Используя показатели издержек, определите: 1. Оптимальный объем производства; 2. Что получит фирма: прибыли или убытки? 3. Какое решение принимает фирма, если цена Р =5 дол; 3дол?

Заполните таблицу изменения общего дохода TR, среднего дохода TR, и предельного дохода MR. Дополните ее значениями издержек TC, AC, MC. Определите по таблице оптимальный объем производства Qoptim и величину прибылей или убытков.

Qед 0 1 2 3 4 5 6 7

TCдол 10 17 21 24 28 34 44 59

 

По данным таблицы постройте график и рассмотрите определение цены Р, Qoptim, прибылей или убытков графически.

Задание 2. Фирма работает на рынке совершенной конкуренции. Оптимальный объем производства 10ед, AC = 30дол, AVC = 20дол, цена Р = 24дол. Какое решение принимает фирма: продолжать производство или закрыться? Дайте графическую иллюстрацию. Определите величину убытков в случае закрытия.

Задание 3. Объясните утверждение: «Фирма должна следить за средними валовыми издержками, чтобы вычислить прибыли или убытки, а за средними переменными, при определении производить или нет в краткосрочном периоде». Рассмотрите на основе графика применительно к фирме в условиях совершенной конкуренции.

Задание 4. Фирма является монополией. Известно, что издержки изменяются следующим образом:

Qед 0 1 2 3 4 5 6

TCдол 2 4 5 7 10 14 19

Монополия по цене 6 дол не может продать ни одной ед. продукции. Чтобы увеличить продажи, она снижает цену на 1 дол на каждую единицу продукции. Определите:

1. При какой цене монополист максимизирует прибыль, и какую прибыль он получит? 2. Объясните, что значит неоформленное распределение ресурсов в условиях монополии. 3. Какой объем продукции, и по какой цене могла бы продавать фирма, если бы работала в условиях совершенной конкуренции (СК)?

Тесты

1. При каком условии достигается максимизация прибыли на рынке совершенной конкуренции:

а) P > min. AC б) P < MC в) P > MC г) P = MC

2. Что характерно для фирмы, если цена меньше, чем мин. средние переменные издержки:

а) принимает решение минимизировать убытки;

б) ее убытки меньше, чем при закрытии;

в) для получения прибыли следует увеличить производство;

г) выгоднее закрыть производство.

3. Фирма прекращает производство, если:

а) цена больше средних переменных издержек, но меньше средних общих издержек; б) цена меньше средних переменных издержек; в) цена позволяет возместить полностью переменные, и только часть постоянных издержек; г) фирма получает убытки при данной цене.

5. Рыночная цена равна 6дол. Фирма достигает максимизации прибыли при таком объеме, когда предельные издержки МС равны:

а) MC = 5дол б) MC = 6дол в) MC = 7дол г) MC = 8дол.

7. Чтобы получить максимальную прибыль, монополия должна выбрать такой объем, при котором:

а) выручка достигает максимального значения

б) предельные издержки равны предельному доходу, но меньше цены

в) предельные издержки совпадают с ценой продукта

г) средние издержки минимальны

8. Фирма может продать 5ед-ц товара по цене20дол, но продажа 6ед-ц вызывает снижение цены до 19дол. На каком типе рынка работает фирма? Предельный доход при увеличении объема продаж с 5 до 6 единиц равен: а)20дол б) 19дол в) 14дол г) 6дол

8. Фирма производит 5ед. продукции. Цена 10дол, предельный доход равен 6дол, предельные издержки равны 3 дол. Какое решение принимает фирма, чтобы максимизировать прибыль:

а) должна снизить цену и увеличить объем производства

б) фирма максимизирует прибыль при данном объеме производства

в) должна повысить цену и сократить производство

г) должна повысить цену и увеличить производство

7. В условиях монополии при оптимальном объеме производства предельный доход: а) равен цене; б) больше, чем цена; в) растет при увеличении производства; г) меньше, чем цена.

Тема 6. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН НА ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА. РЫНОК ЗЕМЛИ

Основные понятия: производный спрос; предельный продукт; предельный продукт в денежном выражении; предельные издержки на ресурс; правило спроса на ресурс МRР = MRC; соотношение ресурсов, обеспечивающее наименьшие издержки; соотношение ресурсов, обеспечивающее максимальную прибыль.

Абсолютно неэластичное предложение земли; экономическая рента; аренда; цена земли; дифференциальная рента.

 

Экономические ресурсы используются для производства товаров и услуг, поэтому их еще называют факторами производства. В экономической теории (и это нам уже известно) в классификации экономических ресурсов принято выделять природные ресурсы, капитал, труд и предпринимательскую способность как особый вид человеческого таланта.

Природные ресурсы, капитал и труд покупаются предпринимателем для организации бизнеса. Соответственно различают рынки природных ресурсов, капитала и труда. Совокупность этих рынков выполняет важнейшую социально-экономическую функцию: помогает определить, для кого производятся товары и услуги, так как плата за отчуждаемые экономические ресурсы является основным доходом большинства населения.

Ресурсы продаются и покупаются, поэтому они имеют цену. Последняя, как и цена на товарном рынке, складывается под влиянием спроса и предложения. Теории спроса и предложения и категориальный аппарат предельного анализа применим к рынкам ресурсов так же, как и к товарным рынкам. Предложение ресурсов отражает прямую связь между ценой на них и реально имеющимся объемом; в интересах самих владельцев ресурсов поставлять последнее по более высокой, а не по низкой цене. Спрос на ресурсы отражает обратную связь между ценой и объемом спроса на них. Если цена повышается, предприятия либо покупают их в меньшем количестве, либо заменяют другими, относительно более дешевыми ресурсами.

Названные общие черты реализуются на рынках ресурсов через специфические закономерности. Рассмотрим их отдельно для спроса и предложения.

Особенности спроса на ресурсы.

Теория спроса на ресурсы основана на анализе максимизации прибыли со стороны предпринимателя. Возможности использования ресурсов предпринимателем ограничены в силу ряда факторов.

Во-первых, уровнем производственной технологии, которая определяет, как могут быть скомбинированы ресурсы для производства продукции.

Во-вторых, производным характером спроса на ресурсы, уменьшение которого зависит от изменения спроса на готовые товары и услуги.

В-третьих, уровнем цен на сами эти ресурсы.

Эффективность размещения и использования ресурсов выражает производственная функция. Она показывает зависимость объема выпускаемой продукции от использования различных ресурсов, т.е., в конечном счете, она дает возможность увидеть, какой объем продукции фирма может предложить на рынок. Общий вид производственной функции таков:

Q = f(L,K,M), где:

Q- максимальный объем продукции, производимый при данной технологии и данном соотношении труда – L, капитала – K и материалов – M.

Рассмотрим производственную функцию с одним переменным фактором (трудом). Наш анализ будет относиться к краткосрочному периоду. Провести его целесообразно при помощи табл.6.1.

Таблица 6.1

Количество труда Q L Совокупный продукт труда ТР L Ср. продукт труда АР L Предельный продукт труда МР L Цена продукта Р Совокупный доход труда TR L Предельный доход труда MRL
    - -     -
             
             
             
             
             
             
             

 

Использование труда в производственном процессе можно описать при помощи понятий совокупного, среднего и предельного продуктов труда. Они характеризуют производительность данного процесса.

Совокупный продукт труда ТР L количество продукта произведенного при определенном количестве труда и при прочих измененных факторов производства.

Средний продукт труда – это отношение совокупного продукта труда к использованному количеству труда

Предельный продукт труда – это дополнительный продукт добавочно использованных единиц труда при неизменности других.

По уже изученному закону убывающей доходности предельный и средний продукт ресурса сначала растут, а потом снижаются. В этом случае закон убывающей доходности формируется как закон убывания производительности. Между средним и предельным продуктами существует тесная взаимосвязь.


Когда предельный продукт больше среднего, средний продукт увеличивается. Аналог

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...