Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гражданско-правовая ответственность сторон договора транспортной экспедиции. Претензии и иски по договору транспортной экспедиции.




Согласно п. 1 ст. 803 ГК за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются общими положениями об обязательствах (гл. 25 ГК). Это означает, что экспедитор в отличие от перевозчика несет повышенную ответственность независимо от наличия своей вины, как всякий предприниматель (п. 3 ст. 401 ГК), и возмещает причиненные убытки в полном объеме (ст. 393 ГК). Однако, если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом должна определяться по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (п. 2 ст. 803 ГК). В то же время экспедитор отвечает независимо от своей вины (ч. 3 ст. 803 ГК) и в полном объеме за все убытки клиента, когда несохранность груза связана с действиями или бездействием самого экспедитора (например, при наличии признаков несохранности груза экспедитор своевременно не потребовал от перевозчика составления коммерческого акта).

В свою очередь клиент отвечает за убытки, причиненные экспедитору в связи с нарушением обязанности предоставить необходимую информацию и документы, которые предусмотрены ст. 804 ГК.

Глава 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЭКСПЕДИТОРА И КЛИЕНТА

Статья 6. Общие основания ответственности

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и настоящим Федеральным законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

2. В случае, если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

3. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, и использовании при этом соответствующих экспедиторских документов предел ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки, за исключением ответственности экспедитора, предусмотренной пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Для целей настоящего Федерального закона при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, под расчетной единицей понимается единица специального права заимствования, определенная Международным валютным фондом. Стоимость рубля в единицах специального права заимствования исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом на соответствующую дату для своих операций и сделок. В соответствии со стоимостью рубля в единицах специального права заимствования перевод в рубли осуществляется на дату принятия судебного решения или на дату, установленную соглашением сторон.

4. Правила ограничения ответственности, предусмотренной пунктом 3 настоящей статьи и пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, не применяются, если экспедитор не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) принятого для экспедирования груза возникли не вследствие его собственного действия или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.

5. В случае одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции клиент или экспедитор возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере десяти процентов суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат.

Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза

1. Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:

1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;

3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;

4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

2. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, предусмотренная настоящей статьей, не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которое отвечает экспедитор.

3. В договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.

4. Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения в размерах, установленных настоящей статьей, экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.

5. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, упущенная выгода возмещается в полном объеме, но не более чем в размере ответственности, установленном настоящим Федеральным законом.

6. Действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения.

7. Груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции, или, если такой срок договором не определен, в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки. Груз, который был доставлен, но не был выдан получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному им лицу по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

Статья 8. Уведомление об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза

1. В случае, если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, если не доказано иное, что они получили груз неповрежденным.

2. В случае, если утрата, недостача или повреждение (порча) груза не могли быть установлены при приеме груза обычным способом, такое уведомление экспедитору может быть сделано не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня приема груза. Датой уведомления считается дата получения экспедитором такого уведомления.

Статья 9. Основания и размер ответственности экспедитора за нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции

1. Экспедитор возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если иное не предусмотрено указанным договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.

2. За нарушение установленного срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если клиентом является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, экспедитор уплачивает клиенту за каждые сутки (при этом неполные сутки считаются за полные) или час (если срок указан в часах) просрочки неустойку в размере трех процентов, но не более восьмидесяти процентов суммы причитающегося экспедитору вознаграждения, а также возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору, если не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.

Статья 10. Основания и размер ответственности клиента перед экспедитором

1. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению информации, указанной в настоящем Федеральном законе.

В случае, если будет доказана необоснованность отказа клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, клиент уплачивает экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере десяти процентов суммы этих расходов.

2. Клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере одной десятой процента вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов.

Статья 11. Соглашение об изменении размера ответственности экспедитора

1. В договоре транспортной экспедиции может быть предусмотрен более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с установленным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации размером ответственности.

2. Соглашение об устранении имущественной ответственности экспедитора или уменьшении ее размеров, установленных настоящим Федеральным законом, ничтожно.

Претензии к экспедитору должны быть заявлены в течение 6 месяцев и рассмотрены им в течение 30 дней. Право на предъявление претензии имеют клиент, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик в порядке суброгации. Исковая давность по требованиям из договора экспедиции – один год со дня возникновения права на предъявление иска.

103.Понятие и правовое регулирование перевозок грузов в прямом смешанном сообщении. Особенности договора перевозки груза в прямом смешанном сообщении. Узловые соглашения: понятие, содержание, ответственность.

Под перевозкой грузов в прямом смешенном сообщении понимается такая перевозка, которая осуществляется по единому транспортному документу транспортными организациями разных видов транспорта.

Правоотношения по перевозкам прямого смешанного сообщения имеют ряд особенностей:

Основная особенность правоотношений, связанных с перевозками грузов в псс состоит в том, что в процессе доставки их в пункты назначения участвует несколько перевозчиков различных видов транспорта. Указанное обуславливает необходимость перегрузки грузов в пути следования с одного вида транспорта на другой, что требует специального регулирования отношений, складывающихся между транспортными организациями разных видов транспорта.

Договор перевозки груза, заключаемый грузоотправителем с перевозчиком, в качестве которого выступает первая транспортная организация, принимающая груз к перевозке, отличается особым содержанием в части условий:

- о сроке доставки груза, который увеличивается на время, необходимое для перевалки (перегрузки) груза с одного вида транспорта на другой;

- об обеспечении сохранности груза всеми участниками перевозки;

- об особенностях уплаты платежей, причитающихся транспортным организациям;

- о регулировании дополнительной ответственности субъектов обязательства по перевозке

Отношения, связанные с перевозкой груза в псс, опосредуются двумя видами договоров: договором перевозки грузов в псс (реальный договор перевозки конкретного груза) и соглашениями, заключаемыми между транспортными организациями разных видов транспорта и регламентирующими порядок их работы по организации таких перевозок (консенсуальные договоры).

Система правового регулирования прямых смешанных перевозок базируется на ФЗ «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках» (предусмотрен ст.788 ГК РФ, но отсутствует), на нормах глав 5 УЖДТ, 14 КВВТ, ФЗ «О морских портах», а также на правилах перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, иных НПА, регламентирующих перевозки грузов транспортом соответствующего вида.

В псс включаются ж/д станции, морские и речные порты, предусмотренные специальными перечнями;

К перевозке в псс не принимаются грузы, перевозимые наливом, а также взрывчатые и сильно действующие ядовитые вещества.

Порядок взыскания провозной платы определяется тем, к какому виду транспорта относится пункт отправления. Плата за перевозку взыскивается:

- по отправкам ж/д: на станции отправления за протяженность ж/д пути всех ж/дорог, участвующих в перевозке, а в пункте перевалки или назначения – за протяженность водного пути;

- по отправкам из портов: в пункте отправления за протяжение водного пути, в пункте перевалки или назначения – за протяжение ж/д пути.

Сторонами договора перевозки в псс является грузоотправитель, предъявляющий груз к перевозке и первый перевозчик, принимающий груз, который исполнение части своих обязательств, вытекающих из договора перевозки, возлагает на другие транспортные организации. Обязанности по исполнению ими обязательств первого перевозчика предусмотрены законодательством ж/д транспорта и внутреннего водного транспорта, а порядок их исполнения определяется соглашениями между организациями разных видов транспорта.

Узловое соглашение – это гражданско-правовой договор, в соответствии с которым перевалочные пункты (ж/д станции, порты, пристани) обязуются за плату перемещать грузы с одного вида транспорта на другой на основании обязательных технологических правил с целью продолжения процесса доставки груза.

Узловое соглашение заключается между транспортными организациями, принимающими участие в прямой смешанной перевозке (перевозчиками и перевалочным пунктом, на морском транспорте между оператором морского терминала и железнодорожным перевозчиком).

Порядок разработки и заключения узлового соглашения устанавливается правилами перевозки грузов в псс (в настоящее время руководствуются Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении (утверждены Министерством путей сообщения СССР, Министерством морского флота СССР и Министерством речного флота РСФСР 17/24 апреля 1956 г., по поручению Совета Министров СССР), согласно которым применительно к местным условиям предусматриваются:

Порядок совместного суточного и сменного планирования работы пункта перевалки;

Места передачи грузов;

Сроки загрузки и разгрузки вагонов;

Порядок подачи, расстановки и уборки вагонов;

Фронты загрузки и разгрузки вагонов;

Расписание подачи вагонов в порты;

Порядок приема, сдачи и взвешивания грузов;

Порядок и сроки взаимного информирования о подходе груза к пункту перевалки и прибытии груженых вагонов и о готовности их к уборке и т.п.;

Места оформления документов;

Иные.

Передача грузов водным транспортом железнодорожному и обратно осуществляется по накладным и дорожным ведомостям псс, а также по передаточным ведомостям установленной формы.

Перегрузочные операции в пунктах перевалки выполняются силами и средствами портов. Ж/д пути в портах принадлежат владельцам инфраструктур, под которыми понимается технологический комплекс, включающий в себя ж/д пути и другие сооружения, станционные устройства и т.п., а также систему управления движением. Подача вагонов в порты и уборка их из портов производится ж/дорогами по заявкам и разнарядкам портов за плату. Учет выполнения объемов перевалки грузов стороны ведут совместно на основе учетных карточек.

Существо обязательств, вытекающих их узловых соглашений, сводится к организации работы предприятий различных видов транспорта по подаче транспортных средств под погрузку или выгрузку грузов, перевозимых в псс, их перевалки на другой вид транспорта для доставки получателю.

Узловое соглашение заключается сроком на 3 года (на морском транспорте – 5 лет).

Невыполнение обязательств, вытекающих из узловых соглашений, ведет к применению мер имущественной ответственности в виде штрафа за невыполнение норм перевозки грузов и за задержку подвижного состава сверх установленного срока.

104.Договоры об эксплуатации железнодорожных подъездных путей и о подаче и уборке вагонов: понятие, содержание, сфера применения.

Различают ж/д пути общего пользования и ж/д пути не общего пользования (подъездные пути). К первым относятся магистральные пути, на которых расположены станции, открытые для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, маневровые работы, т.е. для всех пользователей услугами ждт.

Ко вторым относятся пути, примыкающие к путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных грузоотправителей и грузополучателей.

Согласно правилам обслуживания ж/д подъездных путей последние могут принадлежать железным дорогам или иным лицам (физическим и юридическим), признаваемым в этом случае владельцами ж/д подъездного пути. К владельцам ж/д подъездного пути приравниваются также лица, арендующие такие пути у железной дороги, а организации и лица, не имеющие подъездных путей признаются пользователями соответствующего ж/д пути.

Отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, имеющим на праве собственности железнодорожный путь необщего пользования, примыкающий к железнодорожному пути необщего пользования основного владельца, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

Договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования заключаются:

между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования при обслуживании такого пути локомотивом владельца железнодорожного пути необщего пользования;

между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования при обслуживании такого пути локомотивом перевозчика;

между перевозчиком и контрагентом при обслуживания его локомотивом перевозчика. В этом случае договор может быть заключен только при согласии основного владельца железнодорожного пути необщего пользования на пропуск вагонов для перевозок контрагента по своей территории. Данное согласие удостоверяется подписью и печатью указанного владельца железнодорожного пути необщего пользования в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

Подача и уборка вагонов пользователю или контрагенту, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры или иному владельцу железнодорожного пути необщего пользования, имеет склады и погрузочно-разгрузочные площадки, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов.

Договоры на подачу и уборку вагонов заключаются:

между перевозчиком и пользователем железнодорожного пути необщего пользования при обслуживании его локомотивом перевозчика;

между перевозчиком и пользователем железнодорожного пути необщего пользования при обслуживании такого пути локомотивом пользователя;

между перевозчиком и контрагентом при обслуживании его локомотивом перевозчика. В этом случае договор может быть заключен только при согласии основного пользователя железнодорожного пути необщего пользования на подачу и уборку вагонов к (с) местам погрузки, выгрузки контрагента. Данное согласие удостоверяется подписью и печатью основного пользователя железнодорожного пути необщего пользования в договоре на подачу и уборку вагонов.

Договоры разрабатываются с учетом технологии работы подъездного пути и технологии работы станции примыкания, заключаются на срок до 5 лет и включают условия, устанавливающие:

- Порядок подачи и уборки вагонов;

- Технологические сроки оборота вагонов и контейнеров на путях ветвевладельца;

- Технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборки вагонов с этих мест;

- Технологические нормы погрузки грузов в вагоны и их выгрузки;

- Обязательства и ответственность сторон по исполнению по договорам.

105.Договор буксировки: понятие, виды, содержание, оформление.

Договор буксировки специально регулируется только нормами КТМ и КВВТ.

Договор буксировки определяется как соглашение, в силу которого одна сторона (буксировщик) обязана за установленную плату буксировать (тянуть, толкать) судно либо другой плавучий объект, не являющиеся грузами до определенного порта (пристани), а также выполнять определенные маневры, а другая сторона (владелец буксируемого объекта или клиент) – выплатить обусловленное вознаграждение. (КТМ, КВВТ)

Предмет договора буксировки реального типа – это услуги по перемещению какого-либо объекта с помощью тяги или толкания. Эти услуги специфичны и рассматриваются в качестве самостоятельной разновидности транспортных обязательств. Правовое регулирование такой буксировки осуществляется в рамках транспортных кодексов и специальных правил о буксировке.

Договор буксировки – взаимный и возмездный, в ряде случаев он м.б. реальным, чаще – консенсуальный. Например, договор на транспортную буксировку плавучих объектов – реальный, т.к. права и обязанности по нему возникают в момент предоставления объекта к транспортированию, а имущество владельца этого объекта передается на ответственность буксировщику. Договор на выполнение других (внутрипортовых) буксировочных операций (швартовка судов, перестановка их с одного причала на другой, буксировка судов с внешних рейдов к местам грузовой обработки и обратно и др.) относится к числу консенсуальных.

Договор буксировки реального типа заключается в письменном виде. При предъявлении объектов к буксировке их владелец обязан предоставить буксировщику (перевозчику) специальную накладную, а буксировщик после оплаты стоимости буксировки – выдать ему квитанции о приеме объекта для транспортирования. Кроме накладной для оформления отношений, возникающих в связи с буксировкой, применяются и другие документы, формы и порядок заполнения которых устанавливаются правилами буксировки.

Выполнение буксировочных (портовых) операций осуществляется на основе договоров об осуществлении буксировки или заявок владельцев плавучих объектов.

Обязанности сторон такого договора разделяют на 2 группы:

1-я из них должна быть выполнена до подачи буксира (тяги) и принятия объекта к буксировке;

2-я выполняется в процессе буксировки и после ее завершения.

К 1-й группе относятся следующие обязанности владельца объекта:

- привести объект в состояние, годное для безопасного плавания;

- укомплектовать объект экипажем либо назначить на него проводника;

- предъявить накладную;

- оплатить стоимость буксировки.

Буксировщик до приема объекта обязан:

- предоставить в согласованном месте и в обусловленное время определенное судно в качестве тяги для буксировки, оборудованное всем необходимым и укомплектованное экипажем;

- произвести осмотр буксируемого объекта, проверку оборудования и документов, результаты осмотра и проверки зафиксировать в накладной и акте.

Основная обязанность буксировщика состоит в том, чтобы доставить буксируемый объект в пункт назначения без повреждений и в установленные сроки. Она возлагается на капитана буксировочного судна, которому в оперативном отношении подчинена команда объекта.

Завершается процесс буксировки сдачей получателю на специальных рейдах и оформлением технического акта.

АЛЬТЕРНАТИВНО

Отношения, связанные с буксировкой судов, плотов и иных плавучих объектов, регулируются в КТМ и КВВТ. В статье 88 гл. XII Кодекса внутреннего водного транспорта дается определение договора буксировки, в соответствии с которым одна сторона (буксировщик) обязуется своевременно и в сохранности отбуксировать судно, плот или иной плавучий объект в порт назначения с соблюдением условий буксировки и сдать его получателю, указанному в транспортной накладной, а другая сторона (отправитель)

В Кодексе торгового мореплавания, в соответствии с договором буксировки, владелец одного суда обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние (морская буксировка) либо для выполнения маневров на акватории порта, в том числе для ввоза судна или иного плавучего объекта в порт либо вывода их из порта (портовая буксировка), т.е. в Кодексе дается несколько иное определение договора буксировки, нежели то, которое дано в Кодексе внутреннего водного транспорта, хотя и морской и речной перевозчик совершают одинаковые действия.

Отличие договора буксировки от договора перевозки грузов заключается прежде всего в том, что буксировка, как правило, осуществляется с непременным участием назначенного отправителем экипажа, которому предстоит сопровождать буксируемый объект (а такими объектами могут быть суда, плоты и иные плавучие объекты). Этот экипаж не передается буксировщику, оставаясь тем самым до момента его передачи получателю в обладании отправителя, что явно выходит за пределы договора перевозки груза.

Договор буксировки является взаимным и возмездным. Это усматривается из того, что буксировщик обязан осуществить буксировку, но имеет право на вознаграждение, а владелец буксируемого объекта обязан уплатить вознаграждение, но имеет право на выполнение операций по буксировке. Возмездность договора буксировки вытекает из того обстоятельства, что за оказываемые услуги буксировщик получает определенное вознаграждение от владельца буксируемого объекта - предпринимателя.

Договор буксировки, как правило, является договором консенсуальным, т.к., прежде чем приступить к его составлению, стороны должны договориться о времени подачи тяги, индивидуальных особенностях подлежащего буксированию объекта и т.д. В тех же случаях, когда между сторонами заключен долгосрочный (навигационный) договор, в котором уточнены и конкретизированы объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и объектов буксировки с обозначением времени и места подачи тяги, такой договор считается заключенным в момент сдачи объекта буксировки (например, плота) буксировщику и является реальным договором.

При исполнении договора буксировки на владельца буксирующего судна возлагается одна обязанность - ему предоставляется только буксирная тяга и он отвечает лишь за безопасность буксировки. Перевозчик по договору перевозки имеет дело с грузом, а буксировщик - с плавучим объектом.

При морской буксировке ответственным лицом за буксировку является владелец буксира, а при портовой – владелец буксируемого судна, если иное не установлено договором.

Также на морском транспорте широко применяются типовые проформы (для морской буксиовки), наиболее известными являются – Towcon и Towhire.

106.Договор аренды транспортных средств: понятие, виды, содержание.

Различают договор аренды транспортного средства с экипажем и без экипажа.

Договор аренды транспортного средства с экипажем регулируется нормами ГК РФ (§ 3 гл. 34), КТМ (гл. X) и КВВТ (гл. X).

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Договор аренды транспортного средства с экипажем должен быть заключен в письменной форме независимо от его срока.

Арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей.

Предоставляемые арендатору арендодателем услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства должны обеспечивать его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями аренды, указанными в договоре. Договором аренды транспортного средства с экипажем может быть предусмотрен более широкий круг услуг, предоставляемых арендатору. Состав экипажа транспортного средства и его квалификация должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора, а если обязательными для сторон правилами такие требования не установлены, требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида и условиям договора. Члены экипажа являются работниками арендодателя. Они подчиняются распоряжениям арендодателя, относящимся к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства.

Если договором аренды не предусмотрено иное, расходы по оплате услуг членов экипажа, а также расходы на их содержание несет арендодатель.

Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов.

Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, обязанность страховать транспортное средство и (или) страховать ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, возлагается на арендодателя в тех случаях, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора.

Если договором аренды транспортного средства с экипажем не предусмотрено иное, арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать транспортное средство в субаренду. Арендатор в рамках осуществления коммерческой эксплуатации арендованного транспортного средства вправе без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не установлены, назначению транспортного средства.

В случае гибели или повреждения арендованного транспортного средства арендатор обязан возместить арендодателю причиненные убытки, если последний докажет, что гибель или повреждение транспортного средства произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом или договором аренды.

Ответственность за вред, причиненный третьим лицам арендованным транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендодатель. Он вправе предъявить к арендатору регрессное требование о возмещении сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред возник по вине арендатора.

Договор аренды транспортного средства без экипажа регулируется нормами ГК РФ (§ 3 гл. 34), КТМ (гл. XI) и КВВТ (гл. X).

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

Договор аренды транспортного средства без экипажа должен быть заключен в письменной форме независимо от его срока.

Арендатор в течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта.

Арендатор своими силами осуществляет управление арендованным транспортным средством и его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую.

Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа, арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией.

Если договором аренды транспортного средства без экипажа не предусмотрено иное, арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду на условиях договора аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа.

Арендатор вправе без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не установлены, назначению транспортного средства.

Ответственность за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендатор.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...