Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игровая процедура «общий ресурс»




Плоскость взаимопонимания -идеальное поле битвы.

СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ

Игровая процедура «Общий ресурс» является адаптирован, ным вариантом имитационной игры «Common game», разрабо, танной Ричардом Пауэром, сотрудником отделения психологии университета штата Юта, в 1980 г. для целей межнационального исследования (один из вариантов представлен в методических указаниях по подготовке и проведению имитационной игры «У озера». Новосибирск, 1986).

Игровая процедура абстрактна по форме, не требует слож, ной предварительной подготовки. Она может использоваться, с одной стороны, как инструмент индивидуально,психологичес, кой диагностики установок и индивидуального стиля деятель, ности в конфликте; с другой, как психодидактическая тренин, говая методика. Отсюда цели игры: обеспечить участникам ус, ловия, дающие возможность опробовать в конфликтогенной ситуации различные варианты сочетания личных стратегий по, требления (в широком философском смысле) со стратегиями партнеров или конкурентов в зависимости от выбранного ха, рактера взаимодействия.

Примечание: предлагаемый вариант игры рассчитан на 6 участников, одного руководителя и его ассистента. Возможны варианты с шестью (или более) малыми группами участников с соответствующей коррекцией в матрицах очков. Большее коли, чество участников затрудняет диагностику и снижает психоди, дактические тренинговые качества процедуры.

Инструментарий игры: протоколы участников; протокол ру, ководителя; матрицы очков; шкала показаний состояния ресур, са с движком; карточки, показатели стратегий участников (по 6 карточек: красных, зеленых, желтых, оранжевых, черных); эк, раны для скрытия манипуляций участников с карточками; се, кундомер для фиксации времени совещаний.

Организация и ход игры

Участники рассаживаются за столы (желательно за отдель, ные и удаленные друг от друга на некоторое расстояние). Затем

194 ___________________________________ Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ

каждый с помощью экранов образует на своем столе закрытое пространство таким образом, чтобы показанная в нем карточ, ка была видна только ведущему игру и не была видна другим участникам.

Перед участниками вывешиваются или устанавливаются мат, рицы очков и шкала показаний состояния ресурса. В центре ус, танавливается сменная матрица - в начале игры нулевая, а спра, ва и слева для ориентира -,8,я матрица и +8,я матрица. Осталь, ные матрицы выставляются на место нулевой по ходу игры в зависимости от показателя на шкале состояния ресурса. Участ, никам выдают протоколы, которые они должны вести в тече, ние всей игры, и по две цветные карточки (красную и зеленую). Затем игрокам сообщается Инструкция 1.

Инструкция 1

Представьте себе достаточно абстрактную ситуацию. Суть ее в следующем: у Вас один общий ресурс (каждый может его себе представить как угодно. Позже у вас будет возможность об этом договориться). Игра заключается в том, чтобы различными спо, собами, пользуясь этим ресурсом и, следовательно, растрачи, вая (ухудшая) или оберегая его, набрать как можно больше оч, ков (каждому в отдельности и всем вместе). Многократное про, ведение игры позволило нам составить некоторую квалифика, ционную рейтинговую таблицу участников, где есть свои инди, видуальные и групповые чемпионы. По окончании игры, под, считав результаты, Вы сможете определить свое место среди всех ранее сыгравших.

Итак, внимание! Перед Вами шкала показаний состояния ре, сурса. На ней Вы видите движок, который в зависимости от ва, шей игры будет перемещаться и показывать, на сколько ухуд, шается или улучшается ресурс, либо он остается неизменным. В свою очередь, в зависимости от того, на каком месте находится движок, будет выставлена соответствующая матрица очков. Чем хуже состояние ресурса, тем меньше очков вы получите, вплоть до минуса.

Например: движок находится на шкале между цифрами,4...,5. Очки считаются по матрице,4. Допустим, в этом раунде четыре участника показали красные карточки. Смотрим на матрицу. Счет всегда идет по количеству красных карточек в раунде. Значит те, кто показал красные, пишут себе по +3 очка, зеленые, по +22.

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ __________ 195

Теперь о самом ходе игры. У вас в руках находятся протоко, лы, в которые вы будете вписывать ход своей игры в каждом раунде и собственный результат в очках по каждому раунду. Ко, личество раундов, которые вам предстоит сыграть, соответству, ет количеству строк в протоколе.

В каждом раунде Вы можете показать только одну карточку, демонстрируя ее ведущему игру и обозначая таким образом вашу стратегию в данном раунде.

После этого инструктажа ведущий выдает каждому участни, ку или каждой микрогруппе участников красную и зеленую кар, точки.

Цвета имеющихся у Вас карточек обозначают две основные стратегии пользования ресурсом. Зеленая карточка, показанная в раунде, принесет Вам максимально большое количество очков, но одновременно ухудшит состояние ресурса по показателям шка, лы на столько пунктов, сколько зеленых карточек будет показано в данном раунде. Таким образом, в последующем он (ресурс) смо, жет дать меньше очков. Красная карточка не ухудшает ресурс, но приносит очков меньше 40% от того, что дает зеленая.

Сейчас мы сыграем три пробных раунда, после чего инструк, ция будет уточнена и продолжена. Напоминаю, что карточки нуж, но показывать ведущему по его команде: «Внимание, играем».

После объявления результатов каждого раунда ведущий де,

лает записи в протоколе руководителя, где отмечает номер мат,

рицы, количество карточек соответствующих цветов. Всего в

раунде показывают шесть карточек (по количеству участников).

Например, 4 зеленых, 2 красных. Этот результат объявляют участ,

никам. В соответствии с объявлением, движок на шкале показа,

ний состояния ресурса передвигается на 4 деления в сторону ухуд,

шения ресурса (каждая зеленая карточка в раунде вызывает пере,

движение движка на одно деление в сторону минуса). Как только

движок пересекает,1, для подсчета очков вместо нулевой матри,

цы выставляется матрица,1 и т.д.

Количество получаемых в раунде очков объявляется по действу, ющей в раунде матрице в зависимости от количества показанных красных карточек. Например: 1 раунд - матрица 0, красных (к) -4, зеленых (з) - 2. Красные получают по 46 очков, зеленые по 108, движок передвигается на 2 деления в сторону минуса... 2 раунд -красных (к) - 1, зеленых (з) - 5, движок передвигается на 5 деле, ний, выставляется 2,я матрица,1, по ней красные получают по 25 очков, зеленые - по 72.

После трех первых раундов проверяют правильность запи, сей участников. Руководитель отвечает на вопросы в рамках

196 __________________________________ Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ

Инструкции 1. Затем участникам выдают желтые, оранжевые и черные карточки и предлагают Инструкцию 2.

Инструкция 2

Сейчас у вас на руках по 5 карточек, т.е. полный набор воз, можных в этой игре стратегий. Поясню значение каждого цве, та. Тот, кто играет желтой карточкой, поощряет всех тех, кто в данном раунде сыграл красными карточками. Они (те, кто сыг, рал красными) добавляют к количеству очков, полученных по матрице еще по 10 очков. Сыгравший желтой сам теряет 6 оч, ков, т.е. в соответствующей данному раунду строке протокола пишет,6. Обратите внимание, что количество желтых карточек в раунде не имеет значения, т.е. независимо от того, сколько жел, тых карточек показано в раунде, красные пишут к своему пока, зателю +10, а вот желтые, все по,6.

Тот, кто показывает в раунде черную карточку, наказывает на,20 очков всех, кто в этом раунде сыграл зелеными, незави, симо от показателя матрицы. При этом количество черных кар, точек также не имеет значения. А сам сыгравший (сыгравшие) черной карточкой также теряет 6 очков, записывая в соответ, ствующем раунде в своем протоколе,6.

Игра оранжевой карточкой гарантирует участнику при лю, бом положении +6 очков в раунде. Оранжевая карточка никак не влияет на состояние ресурса и исключает зависимость от игры остальных участников.

По условиям данной игры ваш общий ресурс имеет свойство естественным образом восстанавливаться через определенное время. Но чем хуже его состояние к моменту естественного вос, становления, тем меньше величина восстановления.

И еще один весьма важный момент. Прошу обратить на него особое внимание.

Через определенное количество раундов в игре будут делаться перерывы на трехминутные совещания. На совещаниях вы мо, жете обсуждать игру в рамках собственных и совместных дей, ствий и принимать любое решение о порядке игры, характере взаимодействий и т.д. То есть договориться о чем угодно и как угодно изменить правила, оставив за руководителем игры пра, во только следить за изменением состояния ресурса и объяс, нять получаемые очки.

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ __________ 197

После объявления Инструкции 2 руководитель игры отвеча, ет на вопросы в пределах инструкций (некоторые наиболее зна, чимые моменты инструкций участники могут записать). Затем игра продолжается с 4 раунда.

Естественное восстановление ресурса производится в раун, де, обозначенном в протоколе руководителя буквой М, путем пе, ремещения движка по шкале состояния ресурса в плюсовую сто, рону на количество делений, указанных в таблице, помещен, ной в нижней части протокола руководителя.

При проведении игры руководителю необходимо выдержи, вать трехминутные совещания, независимо от их содержания (даже если участники молчат), за исключением тех случаев, когда группа участников приходит к согласованному решению об от, казе от совещаний либо об изменении их функций.

По окончании игры участники подсчитывают сумму инди, видуального результата, затем подсчитывается групповой резуль, тат. Эти данные в сравнении с результатами других групп сход, ного контингента (например, студенты определенного факуль, тета или учащиеся других классов) могут служить формальным показателем уровня согласованности действий группы, т. е. ее эффективности в межгрупповой или внутригрупповой конфлик, тной ситуации.

Анализ индивидуальных и групповых протоколов вместе с записями совещаний позволяет диагностировать относительно устойчивые стилевые характеристики участников в ситуациях совместной деятельности и наблюдать проявление и формиро, вание стратегий поведения в конфликте.

Важной особенностью процедуры является неявность для участников (за исключением случаев, когда на совещании при, нимается решение о снятии экранов или о согласованном отка, зе от некоторых из предложенных стратегий) авторства блоки, рующих или мешающих действий, результаты которых немед, ленно объективируются в состоянии общего ресурса. Т.е. не все, гда ясно, кто именно ведет свою игру «против». Таким образом, каждый участник может модифицировать поведение всех ос, тальных и сам испытывать влияние неопределенной фигуры. Конфликт в подобной экспериментальной ситуации буквально отделен от его носителей, что порождает конфликтогенные си, туации следующего уровня, в которых предметом взаимодей,

198 __________________________________ Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ

ствия становится выяснение причинных связей и общих резуль, татов совместных действий, т.е. в целом норм, которые регули, руют данное взаимодействие.

Для реализации функции психодидактического тренинга ма, териал игры после ее окончания превращается в предмет со, вместного обсуждения руководителя и участников. В ходе этого обсуждения выясняются причины выбора той или иной страте, гии, характер согласований, способы формирования отноше, ний, сопоставляются предложения, выдвинутые в процессе при, нятия решений, и последствия их реализации.

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ __________ 199

ИГРОВАЯ ПРОЦЕДУРА

«КОНФЛИКТ ПОНИМАНИЯ»

У человека два профиля -левый и правый. Да еще два изнутри.

СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ

Игровая процедура представляет собой модифицированный вариант упражнения, предложенного Иваном Перлаки для ра, боты с условиями и эффектами нововведений в организациях, и предназначена (в модифицированном варианте) для модели, рования и изучения ситуаций соотнесения внутренних и вне, шних конфликтов в условиях организации понимания в учеб, ных коммуникациях или при передаче управленческих реше, ний для исполнения.

Процедура проводится в группе с любым количеством учас, тников.

1,й этап. Экспериментатор приглашает одного из участни, ков в качестве помощника. Помощник выступает в роли индук, тора. Он садится на стул спиной к остальным участникам и по, лучает лист с достаточно простым графическим изображени, ем. Этот рисунок виден только индуктору.

Инструкция 1

Сейчас мой помощник держит перед собой лист бумаги с не, сложным рисунком. В его задачу входит рассказать Вам о том, что он видит, таким образом, чтобы Вы могли максимально адек, ватно изобразить аналогичный рисунок на своих листах. При этом прошу Вас воздержаться от всяких реплик. Работать будем в условиях строгой односторонней связи.

Затем группа приступает к выполнению задания. После окон, чания лист с исходным рисунком группе не показывается. Далее группе участников задаются вопросы: - индуктору: Какие трудности он (она) испытывал при вы, полнении задания? Что он (она) изменил бы в своих дей, ствиях, если бы ему (ей) вновь пришлось выполнять анало, гичное задание? Представлял ли он (она) какое,то конкрет, ное лицо, которому было адресовано описание рисунка?

200 ___________________________________ Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ

Представляет ли он (она) себе, какие трудности испытыва, ла группа при выполнении задания?

- группе: Есть ли удовлетворение от работы индуктора? Ка, кие замечания можно сделать индуктору? Что можно было бы сделать на месте индуктора? Каковы причины тех или иных затруднений индуктора? Есть ли такие затруднения, которые индуктор не осознает? Почему? 2,й этап. Приглашается другой участник в качестве индук, тора. Первый при этом занимает позицию супервизора и как испытуемый или активный участник уже не выступает.

Инструкция 2

Теперь Вы уже имеете опыт выполнения подобного рода зада, ний. Вам предстоит повторить эксперимент с другим, но подоб, ным предыдущему рисунком. Постарайтесь сделать это с уче, том тех замечаний, которые были высказаны во время обсужде, ния.

После выполнения задания рисунок не предъявляется. Про, водится обсуждение по вышеизложенной схеме.

3,й этап. Приглашается третий участник в качестве индук, тора. Второй переходит в наблюдатели вместе с первым. Они, оба воздерживаясь от комментариев, могут посмотреть, как выг, лядят рисунки, сделанные по их описаниям участниками. Тре, тьему индуктору предлагается другой рисунок; он (она) садится лицом ко всем участникам.

Инструкция 3

Условия нашего эксперимента существенно меняются. Теперь индуктору разрешается не только видеть вас, но и с вами разго, варивать. Вы можете задавать ему (ей) вопросы, делать замеча, ния. Те же права есть и у индуктора по отношению к Вам. Не разрешается только показывать руками. Условие прежнее: Ваши изображения должны быть максимально похожи на то, которое описывает индуктор.

После выполнения задания для сравнения предъявляются оба рисунка. Победителем объявляется тот участник, у которого наи, меньшее количество расхождений в рисунках второй и третьей пробы с оригиналами. Затем проводится обсуждение по пред, ложенной схеме и делаются обобщающие выводы.

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ __________ 201

Конфликтность, связанная с необходимостью сопоставить собственные ресурсы трансляции с ресурсами понимающей сто, роны, обнаружить и преодолеть рассогласования для достиже, ния понимания, основана на привлечении различных средств. Это и становится предметом изучения и дидактического тре, нинга.

202 ____________________________________ Б И ХАСАН, П А СЕРГОМАНОВ

ИГРОВАЯ ПРОЦЕДУРА

«ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНФЛИКТА»

Пусть показателем будет, сколько населения приходится на одну голову.

СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ

Процедура предназначена для тренинга умений моделиро, вать процессы разрешения конфликтов в развернутом виде с прогнозом последствий. Возможно также использовать данную процедуру для демонстрации и упражнения умений занимать рефлективную позицию в процессе решения сложно организо, ванных задач.

В качестве задачного материала можно использовать извес, тную игровую процедуру «Полет на Луну» (см.: И.Перлаки. Но, вовведения в организациях., М., 1978).

Процедура проводится в группе из 9,12 участников. Одному из участников, «субъекту решения», сообщаются условия задачи.

Представьте себе, что Вы капитан космического корабля, со, вершающего обычный челночный рейс по маршруту Земля, Луна, Земля. На Луне имеется станция со специальной поса, дочной площадкой. Она расположена на освещенной стороне Луны. Экипаж станции знает о времени вашего прибытия и, как обычно, готов к встрече. На Вашем корабле тоже есть экипаж. Количество его членов и функциональные обязанности Вы мо, жете вообразить произвольно.

Теперь внимание! При выходе на лунную орбиту в Вашем ко, рабле произошла поломка, и Вы совершили вынужденную по, садку на освещенной стороне Луны на расстоянии не менее 500 км от лунной станции. Направление, в котором находится стан, ция, Вам не известно.

В сложившейся ситуации Вам предлагается определить сте, пень важности следующих предметов. Самому важному в этой ситуации предмету присваивается № 1, наименее важному, № 14. Все остальные предметы должны получить порядковые но, мера от 1 до 14. Учтите, что ни один предмет не может остаться не пронумерованным и два разных предмета не могут иметь один и тот же ранговый номер.

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ __________ 203

Одновременно с субъектом решения задачу могут решать все участники группы (им раздаются бланки). Обычно на ранжи, рование дается около 3,х мин. Перед тем как участники присту, пят к работе, можно ответить на некоторые вопросы, но ни в коем случае не касающиеся оснований принятия решения, а только о функциональном прямом назначении предметов, вхо, дящих в предложенный перечень. На все остальные вопросы мо, жет быть дан такой ответ: «Вы капитан, никто лучше Вас об этом не знает». Т.е. по условиям игры компетентность участников все, гда достаточна.

После заполнения бланка у субъекта решения выясняется, единственно ли возможный этот (им предложенный) вариант решения.

Характер задачи подразумевает не менее трех вариантов ос, нований для ранжирования предметов. В условиях выбора не, обходимо представить в развернутом виде все стратегии. Напри, мер, 1) исходя из идеи самостоятельно двигаться к станции; 2) исходя из идеи ожидания помощи; 3) синтетическая идея и др.

Субъекту решения предлагается «передать» возможные осно, вания решения соответственно числу предполагаемых основа, ний разным группам. Если будут выделены три варианта осно, ваний, то - трем, и т.д.

Всем этим группам (они формируются произвольно или по решению ведущего) выдается по одному бланку, где они долж, ны произвести вторичное ранжирование (первичное было ин, дивидуальным) с максимально детализированными основани, ями. Участникам групп разрешается пользоваться своими ин, дивидуальными решениями. Время на групповую работу не ог, раничивается, но фиксируется для последующего обсуждения и определения, какая из групп более оперативна в процессе со, гласования.

После окончания работы во всех группах предлагается орга, низовать экспертный совет, который должен выработать клю, чевое решение данной задачи. Для работы в совете приглаша, ются по одному представителю от каждой группы. Каждый экс, перт должен будет подписать общее решение, которое без его подписи считается недействительным. Это означает, что каж, дый эксперт обладает правом «вето». Члены совета заполняют один общий бланк,ключ.

Затем все принятые до этого решения сравнивают с ключе, вым и подсчитывают разницу. Сумма разницы, это количество штрафных баллов. Наименьшее количество штрафных баллов означает индивидуальный или групповой выигрыш.

Субъект решения заполняет свои собственные бланки на каж, дом этапе «движения» задачи, наблюдая (без вмешательства) за ходом обсуждения в группах и на экспертном совете, т.е. рабо, тает параллельно всем остальным участникам.

В заключении процедуры интервьюируется субъект решения о том, насколько развернувшаяся в группах дискуссия соответ, ствовала динамике осуществления выбора, на каких этапах про, цедуры и с какими группами происходила солидаризация, ка, кие варианты решений были отвергнуты, каково отношение к отвергнутым вариантам?

Библиография.

Зарубежные и

отечественные

исследования

конфликтов.

История и

современность

206 ___________________________________ Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...