Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы развития личности в жизненном цикле человека: психосексуальный, психосоциальный, когнитивно-эволюционный, социально-когнитивный, культурно-исторический, деятельностный подходы.

1. психосексуальный подход

Стадии психосексуального развития (З. Фрейд):

 оральная стадия – от рождения до полутора лет;

 анальная стадия – от полутора до трех лет;

 фаллическая стадия – с трех до 6-7 лет;

 латентная стадия – с 6 до 12-13 лет;

 генитальная стадия – с начала пубертатного периода примерно до 18 лет.

 

Каждая стадия отвечает за формирование определенных черт личности человека. Как именно они проявят себя в будущем, напрямую зависит благополучного или неблагополучного течения той или иной стадии развития. Успех прохождения каждого этапа в свою очередь связан с поведением родителей по отношению к ребенку.

 излишняя строгость матери, игнорирование потребностей ребенка;

 чрезмерная гиперопека со стороны матери, когда она готова предугадать любое желание ребенка и удовлетворить его раньше, чем он сам его осознает.

Обе эти модели поведения ведут к формированию у ребенка орально-пассивного типа личности. В результате появляется чувство зависимости, неуверенности в себе. В будущем такой человек постоянно будет ожидать от окружающих «материнского» отношения, испытывать потребность в одобрении, поддержке. Человек орально-пассивного типа часто очень доверчив, зависим.

 

 анально-выталкивающий. У ребенка может возникнуть ощущение, что только сходив на горшок, можно получить любовь и одобрение родителей;

 анально-удерживающий. Действия родителей могут вызвать протест со стороны ребенка, отсюда проблема запоров.

Людям первого типа свойственны такие черты, как склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность. Они считают трату денег обязательным условием проявления любви.

Для представителей анально-удерживающего типа характерны скупость, жадность, бережливость, усидчивость, пунктуальность, упрямство. Они не выносят беспорядка и неопределенности. Часто склонны к мезофобии (боязни загрязнения) и патологическому стремлению к чистоте.

 

Травмы в период Эдипова комплекса могут стать источником неврозов, импотенции и фригидности в будущем. Люди с фиксациями на фаллической стадии развития уделяют огромное внимание собственному телу, не упускают случая выставить его на показ, любят красиво и вызывающе одеваться. Мужчины ведут себя самоуверенно, иногда нагло. Любовные победы они ассоциируют с жизненным успехом. Постоянно стремятся доказать себе и окружающим свою мужскую состоятельность. При этом в глубине души они далеко не так уверены, как стараются казаться, ведь их все еще преследует страх кастрации.

Женщинам с фиксацией на этой стадии свойственна склонность к беспорядочным половым связям, постоянное желание флиртовать и обольщать.

 

Латентная стадия

С 6 до 12 лет сексуальные бури на время затихают, и энергия либидо направляется в более мирное русло. В этот период основное внимание ребенок уделяет социальной активности. Он учится устанавливать дружеские отношения со сверстниками, много времени посвящает освоению школьной программы, активно интересуется спортом, различными видами творчества.

Формируются новые элементы структуры личности ребенка – эго и супер-эго.

 

Для успешного прохождения генитальной стадии необходимо занимать активную позицию в решении собственных проблем, проявлять инициативу и решительность, отказаться от состояния детской инфантильности и пассивности. В этом случае у человека формируется генитальный тип личности, который в психоанализе считается идеальным.

 

 

2. психосоциальный подход

Согласно теории Эриксона, на каждой из восьми стадий развития личности одна из задач развития, или один из таких конфликтов, приобретает более важное значение по сравнению с другими. Однако несмотря на то что каждый из конфликтов является критическим только на одной из стадий, он присутствует в течение всей жизни.

 

  Психосоциальная стадия Предмет конфликта развития Социальные условия Психосоциальный исход
Стадия 1 (от рождения до 1 года) Орально-сенсорная Могу ли я доверять миру? · Поддержка, удовлетворение основных потребностей, преемственность. · Отсутствие поддержки, депривация, непоследовательность Доверие Недоверие
Стадия 2 (от 2 до 3 лет) Мышечно-анальная Могу ли я управлять собственным поведением? · Разумная дозволенность, поддержка. · Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия Автономия Сомнение
Стадия 3 (от 4 до 5 лет) Локомоторно-генитальная Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей? · Поощрение активности, наличие возможностей. · Отсутствие возможностей, неодобрение активности Инициатива Вина
Стадия 4 (от 6 до 1 1 лет) Латентная Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру? · Систематическое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания и поддержки. · Плохое обучение, отсутствие руководства Трудолюбие Чувство неполноценности
Стадия 5 (от 12 до 18 лет) Отрочество и юность Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции? · Внутренняя устойчивость и преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания и положительная обратная связь. · Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания Идентичность Смешение ролей
Стадия 6 (ранняя взрослость) Молодость Могу ли я полностью отдать себя другому человеку? · Душевная теплота, понимание, доверие. · Одиночество, остракизм Близость Изоляция
Стадия 7 (взрослость) Взрослость Что я могу предложить будущим поколениям? · Целеустремленность, продуктивность. · Обеднение личной жизни, регрессия Генеративность Стагнация
Стадия 8 (зрелость) Зрелость Доволен ли я прожитой жизнью? · Чувства завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности. · Отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью Целостность эго Отчаяние

 

3. Когнитивно-эволюционный подход

 

Стадии развития интеллекта (Ж. Пиаже):

В соответствии с теорией интеллекта Жана Пиаже интеллект человека проходит в своём развитии несколько основных стадий. От рождения до 2 лет продолжается период сенсо-моторного интеллекта; от 2 до 11 лет — период подготовки и организации конкретных операций, в котором выделены подпериод дооперациональных представлений (от 2 до 7 лет) и подпериод конкретных операций (от 7 до 11 лет); с 11 лет приблизительно до 15 длится период формальных операций.

 

Колберг: формирование моральных суждений.
1. доконвенциональный уровень:
1) действую, чтобы избежать наказания
2) действую, чтобы получить удовольствие
2.Конвенциональный уровень
3)действую, чтобы похвалили
4)действую, чтобы не ощущать вину
3.Постконвенциональный уровень
5)действую, исходя из принципов, уважаю принципы других
6)действую из общечеловеческих принципов


4. Социально-когнитивное направление

Формирование путем подражания.

Социально-когнитивное направление является кульминацией рассуждений о том, что поведение человека регулируется сложными взаимодействиями между внутренними явлениями (включая веру, ожидания, самовостприятие) и факторами окружения.

 

А.Бандура

Основная концепция – моделирование/научение через наблюдение.

функционирование человека определяется его внутренними факторами (вера, ожидания,самовосприятие), его поведением и социальными факторами (поощрение, наказание)

 

Виды подкрепления:

внешнее – непосредственный опыт самого человека; выполняет информативную (показывает, какая реакция будет правильной) и побудительную (показывает, какие последствия можно ожидать в результате правильно/неправильной реакции = побуждает действовать) функции

 

косвенное – осуществляется всякий раз, когда наблюдатель видит действие модели с результатом, осознаваемым как результат предшествующих действий модели; косвенное позитивное подкрепление – наблюдатель ведет себя также как модель, косвенное наказание – наблюдаемые последствия снижают тенденцию вести себя подобным образом.

 

самоподкрепление – имеет место всякий раз, когда люди устанавливают для себя планку достижений и поощряют/наказывают себя за ее достижение, превышение или неудачу.

взаимодействие этих факторов (когнитивного, социального и поведенческого) определяют саморегуляцию

 

Компоненты саморегулирования:

самонаблюдение

самооценка – в сравнении с внутренними нормами или эталонами группы

Научение происходит не только через свой опыт, но и через наблюдение.
мы видим, как кто-то что-то делает - повторяем - получаем результат.


То есть в этом научении можно выделить этапы:
1) внимание
2) сохранение в ДП
3) моторно-репродуктивные процессы
4) мотивационные процессы
если у нас получается - развивается САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ. она повышается за счет

нашего позитивного опыта (успешный прошлый опыт порождает высокие ожидания, неудачи – низкие ожидания.)

позитивного опыта другого человека (наблюдение за другими людьми может вселить надежду на самоэфективность и уверенность, что с подобной деятельностью можно справиться)

вербальное убеждение – кто-то убедил человека, что он обладает способностями, необходимыми для достижения цели

эмоциональный подъем – вероятность успеха будет выше, если человек не напряжен и эмоционально спокоен, т.к. эти симптомы относят к тревоге, стрессу.

 

Д. Роттер

Центральное понятие – прогноз поведения, теория социального научения. В центре внимания этой теории лежит прогноз поведения человека в сложных ситуациях.

Формула прогноза поведения: Потенциал поведение = наша уверенность в том, что последует подкрепление + ценность этого подкрепления
С учетом психологической ситуации.
Поведение человека направлено на удовлетворение потребносей: во власти,, в статусе, в независимости, в любвИ. в защите

 

Локус контроля, являясь центральным конструктом теории социального научения, представляет собой обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепления в своей жизни.

 

Благодаря работам Леонтьев а, ведущая деятельность рассматривается как критерий периодизации психического развития, как показатель психологического возраста ребенка. Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития. Содержание и форма ведущей деятельности зависит от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. В современных общественно-исторических условиях, когда во многих странах дети охвачены единой системой общественного воспитания, ведущими в развитии ребенка становятся следующие виды деятельности:

 

- Эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослыми.
- Орудийно-предметная деятельность ребенка раннего возраста.
- Сюжетно-ролевая игра дошкольника.
- Учебная деятельность в младшем школьном возрасте.
- Интимно-личностное общение подростков.
- Профессионально-учебная деятельность в ранней юности.

 

Развивая идеи Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев:


1. Социальная ситуация развития. Это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит.
2. Основной, или ведущий тип деятельности ребенка в этот период. При этом необходимо рассматривать не только вид деятельности, но и структуру деятельности в соответствующем возрасте и анализировать, почему именно этот тип деятельности ведущий.
3. Основные новообразования развития. Важно показать, как новые достижения в развитии перерастают социальную ситуацию и ведут к ее "взрыву" - кризису.
4. Кризис. Кризисы - переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого. Можно сказать вслед за Л. С. Выготским: «Если бы кризисы не были открыты эмпирически, их нужно было бы выдумать теоретически».


Период Младенчество (2-12 месяцев)

Социальная ситуация «Мы» - ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологичеки.

Ведущая деятельность Непосредственное эмоциональное общение и близким взрослым. Ходьба, возникновение мотивированных представлений.

Кризисы 0-2 мес. кризис новорожденности (переход от пренатального к постнатальному развитию, изменение типа жизни). 1 год – кризис первого года жизни (распад Пра-Мы)

Новообразование кризиса Возникновение индивидуальной психической жизни, перестройка физиологических механизмов существования.

Сфера Развития - Мотивационно-потребностная.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...