Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тематика практических занятий




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

РУССКИЙ ЯЗЫК: СТИЛИСТИКА.

ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА

 

 

для студентов дневного отделения ФНК НГПУ

по специальности 050708

«Педагогика и методика начального образования»

Квалификация – учитель начальных классов

 

Согласовано:

зав.кафедрой русского языка разработан

с методикой преподавания доцентом кафедры русского языка ФНК НГПУ с методикой преподавания

_____________ ФНК НГПУ

Е. А. Суховей Е.А. Суховей

 

 

Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры русского языка с методикой преподавания факультета начальных классов НГПУ

 

Протокол № _______ от «___» _____________ 2007

 

Новосибирск 2007

 

Часть 1

Русский язык (Стилистика)

 

Курс: 5

Форма обучения: очная

Семестр: 9

Количество часов на раздел: 40

Количество аудиторных часов на раздел: 20,

из них лекции – 6, практические – 14.

Форма итогового контроля – экзамен.

 

Содержание программы

 

Пояснительная записка

1.1. Цели, задачи и место дисциплины в системе профессиональной подготовки учителя

1.2. Требования к знаниям и умениям студентов

1.3. Принципы построения программы

1.4. Основные методологические и методические положения изучения курса.

Содержание раздела «Стилистика»

2.1. Введение

2.2. Стилистическая окраска языковых единиц

2.2.1. Виды функционально-стилистической окраски

2.2.2. Виды эмоционально-экспрессивной стилистической окраски

2.3. Стилистика ресурсов

2.3.1. Стилистические ресурсы фонетических средств языка

2.3.2. Стилистические ресурсы лексики и фразеологии

2.3.3. Стилистические ресурсы словообразовательных средств языка

2.3.4. Стилистические ресурсы морфологии

2.3.5. Стилистические ресурсы синтаксиса

2.4. Функциональные стили современного русского литературного языка

2.4.1. Учение о функциональных стилях

2.4.2. Научный стиль

2.4.3. Официально-деловой стиль

2.4.4. Публицистический стиль

2.4.5. Разговорно-бытовой стиль

3. Примерное тематическое планирование

Тематика практических занятий

Задания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям

Контролирующие материалы

6.1. Контрольные вопросы по разделу «Стилистика»

6.2. Контрольные задания по разделу «Стилистика»

Список литературы, рекомендованной для изучения

7.1. Обязательная литература

7.2. Литература по профессионально-значимым проблемам

7.3. Дополнительная литература

Методические рекомендации преподавателю

Методические указания студентам

Материалы текущего, промежуточного и итогового контроля

 


ПРОГРАММА

Пояснительная записка

1.1 Цели, задачи и место дисциплины в системе профессиональной подготовки учителя

Раздел «Стилистика» является неотъемлемой составляющей в списке тех дисциплин, которые направлены на общекультурную и профессиональную подготовку учителя начальных классов. Речь – важнейшее орудие, посредством которого учитель организует деятельность, передает знания, транслирует эмоции, стимулирует работу и переживания учащихся. Речь педагога должна быть безукоризненной, соответствовать нормам современного русского литературного языка и основным требованиям к образцовой речи для достижения успешности педагогической коммуникации.

Цель курса состоит в освоении студентами информации в сфере языковой подготовки, касающейся функциональных стилей современного русского литературного языка, а также в выработке умений анализа и продуцирования текстов разных стилей, построения и произнесения публичных выступлений.

Данная цель предполагает решение ряда задач:

- расширить у студентов представление о специфике, функциях языка и речи;

- познакомить со стилистическими ресурсами языка;

- познакомить с функциональными разновидностями современного русского литературного языка;

- выработать умения создавать тексты разных функциональных стилей.

 

1.2. Требования к знаниям и умениям студентов по курсу «Стилистика»

После изучения данного курса студент должен:

- осознавать значимость речевой подготовки, коммуникативной компетентности как для самореализации в сфере своей профессиональной деятельности, так и для упрочения общей культуры современного человека и общества;

- располагать системой знаний о языке и речи, особенностях вербального общения, субъективных речевых возможностях индивида;

- владеть системой знаний о современном русском литературном языке, его нормах, основных тенденциях и закономерностях развития;

- иметь представление о функционировании и языковых особенностях различных стилей современного русского литературного языка;

- уметь анализировать речевые образцы с точки зрения их оформления, композиционных особенностей, отбора языковых средств;

- уметь составлять план и текст публичного выступления, а также произносить речи разных жанров;

- развить навыки работы со справочной литературой;

- осознавать проблемы собственного речевого поведения, быть способным анализировать и корректировать свой коммуникативный опыт.

 

1.3. Принципы построения программы

 

Содержание раздела соответствует принятой в педагогической науке логике построения курсов, имеющих как теоретические разделы, так и практико-ориентированный материал.

Курс «Стилистика» включает в себя 4 раздела.

Вводный раздел предполагает знакомство слушателей с общим кругом проблем, изучаемых в данном курсе, с его целью и задачами. Помимо этого, вводный раздел призван задать мотивацию учебно-познавательной деятельности студентов в рамках работы над материалом.

Второй раздел - «Стилистическая окраска языковых единиц» – включает материал, посвященный функционально-стилевой и эмоционально-экспрессивной дифференциации единиц русского языка.

В третьем разделе – «Стилистика ресурсов» – содержится информация о стилистических возможностях разных уровней языковой системы.

Четвертый раздел – «Функциональные стили современного русского литературного языка» – знакомит студентов с особенностями и значением основных стилей русского языка.

 

1.4. Основные методологические и методические положения раздела

Методология изучения материала курса основана на понимании объективности развития языка, связи вопросов развития языка и общества, а также субъективного характера речи, ценности национального литературного языка. С методологической точки зрения идея гуманизации педагогического процесса реализуется через формирование индивидуального стиля речевого поведения, с тем, чтобы каждый смог глубже осознать свои личностные речевые особенности (частное) и соотнести себя через речь с окружающей действительностью (общее).

С точки зрения методики изучения материала предполагается рассмотрение теории предмета в единстве с формированием умений и навыков работы над устной и письменной речью, а также приобретением опыта публичных выступлений. Предусмотрена и фронтальная, и групповая, и индивидуальная формы работы, разнообразные методы изучения предъявляемого материала: лекции, дискуссии, упражнения, выполнение практических заданий, элементы тренинга и др. Все это позволяет максимально глубоко освоить содержание курса.

 

Содержание раздела «Стилистика»

2.1 Введение

Объект, предмет стилистики. Задачи, содержание и структура раздела, его место в системе профессиональной подготовки учителя начальных классов.

Основной круг изучаемых в данном разделе проблем.

2.2. Стилистическая окраска языковых единиц

2.2.1. Виды функционально-стилистической окраски

Понятие о книжной, разговорной и нулевой функционально-стилистической окраске. Дифференциация книжной функционально-стилевой окраски: общекнижная, научная, официально-деловая, газетно-публицистическая. Дифференциация разговорной функционально-стилевой окраски: разговорная и разговорно-просторечная.

2.2.2. Виды эмоционально-экспрессивной стилистической окраски

Понятия эмоциональности, оценочности, образности и экспрессивности языковых средств.

2.3. Стилистика ресурсов

2.3.1. Стилистические ресурсы фонетических средств языка

Варианты произношения в стилистическом аспекте: нейтральный, возвышенный и разговорно-просторечный вариант произношения. Профессиональные произносительные варианты. Стилистические функции интонации. Эмоционально-экспрессивные возможности русской интонации. Взаимодействие интонации и порядка слов.

2.3.2. Стилистические ресурсы лексики и фразеологии

Стилистическая окраска и стилистическое значение слов. Стилистические возможности синонимов, паронимов и антонимов. Парономазия. Антитеза. Функционально-стилевая и эмоционально-экспрессивная окраска фразеологизмов. Стилистические приемы трансформации фразеологизмов.

2.3.3. Стилистические ресурсы словообразовательных средств языка

Противопоставленность словообразовательных единиц по стилистической окраске. Стилистическая окраска словообразовательных моделей.

2.3.4. Стилистические ресурсы морфологии

Стилистическая окраска морфологических форм.

2.3.5. Стилистические ресурсы синтаксиса

Стилистическая окраска синтаксических единиц.

2.4. Функциональные стили современного русского литературногоязыка

2.4.1. Учение о функциональных стилях как раздел науки о языке

Место учения о стилях в системе представлений о языке. Понятие «функциональный стиль языка». Система стилей современного русского литературного языка. Взаимодействие функциональных стилей.

2.4.2. Научный стиль

Характеристика научного стиля. Функционально-стилистическая классификация научного стиля. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

2.4.3. Официально-деловой стиль

Сфера функционирования официально-делового стиля. Жанры официально-делового стиля. Языковые формулы и штампы официальных документов. Приемы Интернациональные свойства отечественной официально-деловой речи.

Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык юридической документации. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документах.

2.4.4. Публицистический стиль

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, основные приемы поиска материала. Композиционные особенности публичной речи.

2.4.5. Разговорно-бытовой стиль

Особенности разговорной речи как функциональной разновидности современного русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи. Роль внеязыковых факторов. Условия успешности речевого общения и причины коммуникативных неудач.

 

3. Примерное тематическое планирование

Тема Трудоемкость (час)
Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Лекции Практические занятия
1.Введение. Объект, предмет, задачи курса.   -  
2.Стилистическая окраска языковых единиц      
4.Стилистические ресурсы русского языка -    
5. Функциональные стили современного русского литературного языка      
Итого:      

 

Тематика практических занятий

1. Стилистическая окраска языковых единиц.

2. Стилистические ресурсы русского языка. Стилистические ресурсы фонетики, лексики, фразеологии.

3. Стилистические ресурсы русского языка. Стилистические ресурсы словообразования, морфологии, синтаксиса.

4. Функциональные стили современного русского языка. Язык и стиль официальных документов.

5. Функциональные стили современного русского языка. Научный стиль. Жанры научного стиля.

6. Функциональные стили современного русского языка. Язык современных СМИ. Язык рекламы.

7. Разговорно-обиходный стиль современного русского языка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...