Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление каракалпакского народа и политическая жизнь




Из истории развития каракалпакского народа. В исторических источниках отмечено, что на территории нынешнего Каракалпакстана люди проживали еще в период неолита. В древнем историческом памятнике Бехистунской над­писи (VI-V вв. до н. э.) население, проживавшее в Приаралье и низовьях Сырдарьи, называлось «сака тиграхауда» (остроконечная войлочная шапка).

Во II-III веках в Приаральские степи переселился и обос­новался ряд тюркских племен. В результате ассимиляции местного населения с перекочевавшими племенами в Приара­лье сформировались печенеги и огузы. В VIII-Х веках печенежские племена легли в основу формирования каракал­пакского народа.

В начале X века часть печенегов была вынуждена пере­селиться за Волгу, в южные русские степи. Их вытеснили огузы и кипчаки.

В русских летописях XII века есть сведения о племенах под названием «черные клобуки», в монгольских источни­ках - о племенах «черные малахаи», а в восточных источ­никах - о племенах «в черных бурках». Все эти термины относятся к названию одного народа - каракалпакам. Слово «каракалпак» восходит к слову «в черных колпаках».

С ослаблением Золотой Орды от нее стал отделяться ряд независимых государств. Одним из таких государств было Ногайское (мангытское) ханство, образовавшееся в конце XIV века. Его границы простирались от Волги до Иртыша, от берегов Каспийского и Аральского морей до реки Кама.

Территории, куда переселились и обосновались кара­калпаки, в XV-ХVI веках входили в территорию Ногай­ского ханства. Ногайский и каракалпакский народы жили в политическом партнерстве, совместном объединении.

Состав, фонетика и грамматический строй ногайского языка близки к каракалпакскому. Таким образом, к XVI веку завершился процесс становления каракалпакского народа, состоящего из нескольких родов. Этот народ был сфор­мирован на основе шести племен (китайского, кипчакско­го, кенагасского, мангытского, кунгратского и майтепского).

Образование Каракалпакского ханства. Каракалпакская государственность начинается с Ногайского ханства, образованного в конце XIV века под руководством Идигу (Эдыгея), предводителя ногайцев (мангытов). После гибели Идигу в 1419 году уси­ливается борьба за трон, ханство теряет силу. Во второй поло­вине XVI века Ногайское ханство делится на три части — Орда шести улусов, Малая орда и Большая орда.

В начале XVII века ногайцы были разбиты калмыками, захватившими районы Волги и Яика. Ногайцы были вы­нуждены переселиться в Крым. А каракалпаки, вошедшие в состав Орды шести улусов, ушли в Приаралье, на берега Сырдарьи и обосновались там.

В общественной жизни каракалпаков важная роль отво­дилась бекам и батырам (военачальникам). Беки были руко­водителями каракалпакских родов, они решали проблемы, связанные с правом, хозяйством. Веки также в отношениях с соседними народами выступали в качестве представителей своего рода или племени. В ХVI-XVII веках каракалпаки были подчинены или бухарскому хану, или казахским ханам.

К началу XVIII века каракалпаки, живущие на берегах Сырдарьи, стремились к объединению. Центром был такой древний город, как Сыгнак. Важную роль в объединении каракалпаков играли Кучукхан, султан Табурчак, султан Гаиб. В результате присырдарьинские каракалпаки под предводительством Эшмухаммада (Эшимхана) объедини­лись в Каракалпакское ханство. Границы этого государства проходили по верхнему течению Сырдарьи. Государство соседствовало также с калмыками Поволжья, ханствами Башкирский улус и казахским Малым джузом.

В 1723 году, когда калмыки захватили среднюю часть Сырдарьи, каракалпаки вновь были вынуждены бежать. Бежавшие каракалпаки разделились на две группы. Первая группа ушла к верхнему течению Сырдарьи, в сторону Ташкента, вторая группа обосновалась по нижнему течению Сырдарьи.

Таким образом, каракалпаки разделились на «верхних» и нижних» каракалпаков. Нижние каракалпаки обосновались на свободных землях между Сырдарьей и Амударьей и занимались здесь земледелием, орошая их водами из Кувандарьи.

Отношения Каракалпакии и России. Каракалпаки стремились установить отношения с Россией. Причиной для сближения был ряд факторов. Во-первых, каракалпаки были заинтересо­ваны в установлении с Россией торгово-коммерческих отно­шений. Во-вторых, было необходимо защищаться от набегов калмыков.

В 1726 году казахский хан Абулхайрхан отправляет в Петербург своих послов. В их составе были и представители каракалпаков.

В ответ на это в 1731 году Россия отправляет к Абулхайрхану своего посла М. Тевкелева. В результате переговоров Малый джуз и "нижние" каракалпаки становятся российски­ми подданными. В то же время было признано, что каракал­паки будут платить дань ханству Малого джуза, а не России. Принятие каракалпаков в подданство Российской империи спасло их от нападения правителя Ирана Надиршаха.

Отношения Каракалпакии и Хивы. В тяжелые и беспокойные годы основная часть каракалпаков уехала в свободные земли между Амударьей и Сырдарьей, на берега Янгидарьи и Куван­дарьи. Эти земли граничили с Хивинским ханством.

Эти новые земли были освоены благодаря кропотли­вому труду каракалпакского народа. Ученые историки дают высокую оценку оросительным системам, созданным на Янгидарье, и считают их памятником героического труда каракалпакского народа.

Постепенно началось сближение каракалпаков с приаральскими узбеками (кунгратами). Аральские узбеки были в оппозиции к центральной власти Хивинского ханства.

Центральная власть хорошо понимала, что не подчинив себе каракалпаков, она не сможет подчинить себе и ара­льских узбеков. Хивинское ханство не раз пыталось подчи­нить себе узбеков Арала и живущих с ними в соседстве каракалпаков.

Так, в 1715 году попытался их подчинить Шергазихан. Однако этого ему не удалось. Только в 1735 году, в период правления Элбарсхана, узбеки Приаралья и каракалпаки признали власть хивинского хана.

Во время правления Мухаммада Амина отдельные кара­калпакские племена стали добровольно переходить в граж­данство Хивинского ханства. Тому причиной было стрем­ление предводителей племен сохранить, таким образом лич­ную власть.

В 1809 году при Мухаммада Рахимхане I каракалпаки, живущие в прибрежных райо­нах Амударьи, Кувандарьи и Аральского моря, подчинились ханству. В 1810-1811 годах Мухаммад Рахимханом I были подчинены также и кара­калпаки, живущие в прибрежных районах Янгидарьи. Таким образом, завершилось подчинение каракалпаков Хивинско­му ханству. Одновременно закончился процесс обустройства каракалпаков на свободных землях Хорезмской области.

§ 29. Общественно-экономическая жизнь каракалпаков

Социальное положение. В общественной жизни каракалпаков родоплеменные отношения, деление населения на слои были очень сильны. Каждый род или племя возглавлял бек. Воинские части управлялись батырами. Среди населения важную роль иг­рали духовенство, шейхи, ходжи. Аул являлся начальным административным звеном, все руководство в нем осущест­влял совет аксакалов. Также у каракалпаков были такие административные должности, как сотник, мираб, казий, раис (председатель). Мираб считался распределителем воды. Если раньше бек избирался на собрании рода, то после присоединения каракалпаков к Хивинскому ханству он назначался ханом. Беку, назначенному ханом, подчинялись остальные беки. Кунграт, стоящий на левом берегу Амударьи, и прибрежный Чимбай стали главными админист­ративными центрами каракалпаков.

Среди населения усилилось имущественное расслоение. Постепенно сошло на нет общественное землепользование, появилась прослойка крупных землевладельцев. В живот­новодстве сформировалась прослойка, которая владела ты­сячами голов крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей, верблюдов. Верхушка завладела и водным бассейном, где вылавливалось много рыбы. В результате увеличилось число бедных, которые не имели своей земли и скота. Они, чтобы прокормить себя и свои семьи, были вынуждены брать у богатых в аренду земли и пасти их скот.

Земледелие, животноводство, рыболовство. Каракалпаки издревле занимались земледелием и животноводством. В поэме «Кирк киз» («Сорок девушек») есть сведения о том, как каракалпаки осваивали земли, строили водные сооружения, обрабаты­вали землю и растили хлеб, создавали сады.

Каракалпаки занимались земледелием на землях Приаралья и на землях между реками Амударьи и Сырдарьи. Они собирали богатый урожай пшеницы, ячменя, проса и др. Канал, построенный каракалпаками в бассейнах Янгидарьи и Кувандарьи, и оросительные сооружения свидетельствуют о том, что земледелие занимало ведущее место в их хозяйстве. В конце XVIII века в низовьях Амударьи появились земле­дельческие области Калликул и Кегейли, а в середине XIX века — Чимбай и Кунграт. В земледелии использовались такие орудия труда, как плуг, кетмень, лопата, серп и т. д.

В экономической жизни каракалпаков также важное место занимало и животноводство. Содержались стада крупнорогатого скота, овец, коз, лошадей, верблюдов. Животноводы в течение года на повозках, запряженных вола­ми и верблюдами, вместе с отарами и табунами кочевали по пастбищам. Для зимовки заготавливалось сено.

В экономической жизни каракалпаков также было раз­вито рыболовство. Большие возможности для развития рыболовства созданы были бассейнами рек и Приаралья. Рыболовство и охота считались дополнительными источ­никами пропитания для населения.

Ремесленничество и торговли. У каракалпаков были развиты такие ремесла, как прядильное, ткацкое, кра­сильное, кузнечное, столярное, плот­ницкое, ювелирное, войлочное и др. Ремесленники изготовляли предметы домашнего обихода, посуду, ткани, одежду. Из дерева изготовлялись юрты, крыша, стороны которой крылись войлоком, а также плуги, повозки, корабли и лодки. Хорошо было развито ковротка­чество. Для лошадей, бывших основным транспортным средством, изготовлялись седла, уздечки, сбруя. Из переработанной шерсти и кожи готовилась различная одежда и другие изделия.

Было развито прикладное искусство. Каракалпаки готовили резные двери, ювелирные изделия, вышивали. Развивалась и торговля. В городах были построены лавки и караван-сараи. Земледельцы и животноводы торго­вали в городах зерном, скотом, рыбой. У ремесленников покупали домашнюю утварь, одежду, ковры, ювелирные изделия. Города Ходжейли, Кунграт, Мангыт, Чимбай становятся крупными центрами торговли. Каракалпакский торговый люд на рынках торгует с купцами из стран Востока и Запада. Среди купцов, следующих с Востока на Запад, большим спросом пользовались соленые рыбные изделия, приготовленные каракалпаками.

Налога и повинности. С земледельцев взимался земельный налог (салгут), с животноводов - закят, с населения - налог для духовенства - ушур. Размеры налога определяли на­местники хана. Земельным налогом облагалось сразу все племя или род. В результате большая часть налога ложи­лась на плечи бедняков. Этим порядком пользовались богатые. Беки и власть, имущие для покрытия своих рас­ходов собирали с народа дополнительные налоги. При военной угрозе с народа собирали хозяйственный налог («казан»), юношей призывали на военную службу.

Кроме налогов, бедняки привлекались на рытье каналов и арыков, очистку оросительных сооружений и другие обязательные работы.

Восстание под предводительством Ойдустбия. В 1827 году каракалпаки восстали против гнета Хивинского ханства. Восстание возглавил каракалпакский бек Ойдустбий. Хивинский хан Аллакулихан для разгрома восставших 25 июля 1827 года собирает войско и назначает командующим Мухаммада Назарбия и отправля­ет его в город Ходжейли. Войска располагаются вокруг города. Ойдустбий собирает каракалпакских беков и держит с ними совет. По совету собравшихся в каракалпакские аулы отправляются гонцы с таким приказом: «Все со своими детьми собираются на восстание. Кто откажется - тот будет считаться врагом». Каракалпаки собираются, роют окопы, строят баррикады из повозок и веток. 29 июля Ойдустбий отправляет своих сыновей Риза и Туру вместе с 300 воинами в Кунграт. Правитель Кунграта Мухаммад Якуб организует оборону города. Битва продолжается до полудня. Часть воинов Ойдустбия гибнет во время битвы, другие бегут в сторону моря. Хотя и Риза, и Тура использовали все свои возможности, они потерпели поражение.

Ойдустбий, узнав, что его люди в Кунграте потерпели поражение, собирает своих близких людей и держит путь в сторону Кагана.

Узнав об этом, Мухаммад Назар отправляет следом за Ойдустбием отборные войска. Они за два дня нагоняют Ой­дустбия и окружают его войско. Войска хана переходят в наступление и разбивают восставших, отрубают голову Ойдустбию и отвозят ее к хивинскому хану. Активные участ­ники этих событий получают награду хана. Хивинский историк и поэт Мунис гибели Ойдустбия посвящает свое произведение.

В 50-х годах XIX века в Кунграте два раза поднимались восстания. Хотя они и были подавлены, народная ненависть против гнета усилилась.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...