Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личность как субъект и объект эстетической деятельность

ЦЕЛОСТНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА

Духовность человека проявляется в художественной форме, противоположной научной, хотя духовное содержание личности является и предметом научного исследования. Основными языками культуры являются языки искусства и науки – образы и понятия.

Образ – это особый способ воспроизведения и познания действительности. Его можно определить как чувственно воспринимаемый индивидуальный «представитель» определенных предметов и явлений. За индивидуальным в образе просматривается всеобщее, универсальное для данного класса явлений.

Понятия – обозначают предельно абстрагированную от индивидуальных признаков сущность. Сущность как таковая вообще не может быть чувственно воспринята. Поэтому научные работы лишены эмоций, затемняющих сущность. Из понятий можно выстроить цепь умозаключений, гипотез, теорий, но невозможно создать образ. Также с помощью образа невозможно изложить научную теорию.

Образ «богаче» понятия. Он совмещает в себе конкретное и общее, сущность и явление. Образ – это не только чувственно воспринимаемое понятие, но еще и способ существования одновременно нескольких понятий (системы понятий). Образ многозначен и многоаспектен. Понятия же редуцируют объект исследования до одного аспекта, сознательно абстрагируясь от всех остальных. Искусство же мыслит суммами смыслов, так как наличие смыслов – непременное условие существования художественного образа. Часто даже невозможно решить, какой смысл является истинным или главным.

Надо учесть, что каждый тип языка связан друг с другом не только опосредованно, но и непосредственно: образ связан не только с символом и символом-образом, но и со знаком и понятием.

Знак условен, т.е. знак – это условное обозначение объекта, он никак не связан с тем, что обозначает. Знаки просто указывают на какой-либо объект или явление или замещают его. Поэтому объем значения знака всегда определен: он недвусмысленно однозначен. Любой знак может перерасти в символ, а символ может выступить в роли знака.

Между знаком и символом следует поместить идею. Идея – дообразный намек на целостность. Идея связана с целостной природой человека: она затрагивает не только понятия, но и чувства. В идее уже содержится оценка объекта, идея является основой возникновения символа.

Символ полисемантичен и амбивалентен (в отличие от знака).

Свойства символа. Символ есть совпадение явления и сущности друг с другом. Поэтому в данном случае мы можем сказать, что символ тождественен понятию образ. Если считать, что символ имеет образную природу, поэтому становится понятным почему возможны бесконечные толкования символа. Но следуе т помнить, что образ и символ – не тождественные категории.

Символ – универсальный носитель смыслов культуры. Высшей формой символического является художественный образ. Это происходит потому, что в искусстве образ полностью раскрывает заложенные в его природе возможности. Каждый художественный образ является формой символического, т.е. художественный образ в определенном отношении является символом. Однако есть такие художественные образы, которые принято называть символами эпохи. Не всякий образ может достичь степени символа-образа. Художественный образ-символ – это шедевр. А шедевр – это универсальное решение вечной темы в предельно индивидуальной форме.

На свойстве действительности «откликаться» на образ, на ее способности отражаться адекватно не только с помощью понятий, но и образов основан принцип художественной типизации в искусстве. Чем более образ индивидуален, тем более он способен передать общее.

Образ – это синтез сознания и психики. Образ является действительной основой художественного творчества, возможного только потому, что сознание и психика связаны неразрывно.

Образ неразложим. Восприятие его может быть только целостным: как переживание мысли, как чувственно воспринимаемая сущность.

Содержательностью образа является личность.

 

ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Личность является не только субъектом эстетического познания мира (т.е.тем, кто с помощью образа познает мир), но и объектом познания (т.е.тем, что при этом познается). Образ одновременно служит средством познания и передачи человеческой информации и в то же время отражает саму суть существования личности.

Что такое личность? Личность находится не только в центре изучения целого комплекса наук (биология, антропология, психология, этика), но и находится в центре внимания искусства, причем оно исследует сразу всё.

Какова структура личности? В человеке выделяются три сферы: телесное, душевное (в основе психика), духовное (в основе сознание).

Науки, изучающие человека, специализируются в рамках одного из названных уровней.

Личность есть отражение совокупности всех общественных отношений. Возможность существования литературы как формы общественного сознания и основана на том, что личность содержит в себе всю человеческую проблематику. Поэтому художественную лит-ру можно определить как «мышление личностями».

Слово «личность» имеет широкий спектр значений, в которых едва ли не доминирует представление о человеческой индивидуальности как таковой: личность – это человек в качестве индивида. Следует говорить о личности как о субъекте «сознательной деятельности»: она необходимо включает в себя «этический момент самоопределения» и «характеризуется системой взглядов, ценностных установок, предпочтений», проявляющихся в «действиях и поступках». Говоря иначе, личность – это прежде всего субъект ценностных ориентаций.

Отметим, что в философии и литературе экзистенциализма распространено и другое понимание личности. Это – человек, полностью отчужденный от окружающей реальности, от социума, природы и миропорядка, непрестанно ищущий смысл существования или вовсе его отрицающий, пребывающий в состоянии выбора жизненных стратегий, свободный не только от стереотипов своей среды, но и от религиозных верований (для подобных людей, как и для Ницше, «небеса пусты»).

В лит-ре 19 века едва ли не центр персонажной сферы отечественной классики составляли лица, притязающие на статус личности и действительно обладающие богаты личностным потенциалом, но недостаточно его реализующие (так называемые «лишние люди») или идущие к тупику (Раскольников, Иван Карамазов у Достоевского). С такими персонажами всегда сравнивались личности состоявшиеся: Моцарт (в одной из маленьких трагедий Пушкина, Гринев и Маша в «Капитанской дочке», Пьер Безухов и Левин у Толстого, Алеша Карамазов у Достоевского, Алексей Турбин и Мастер у Булгакова, доктор Живаго у Пастернака).

В 20 веке появились концепции, отвергающие личностное начало. По словам И.П.Смирнова, современная лит-ра в ее постмодернистской ветви тяготеет к тому, чтобы воспроизводить человеческую реальность как чудовищную: субъект изображен как ничем не контролируемая машина желаний, как механический монстр.

Личность обладает помимо внутренней социальности, еще и «внешней социальностью» – характером. Через характер личность вписывается в социальное окружение, через характер личность реализует себя.

Последовательное раскрытие взаимозависимости обстоятельств – характера – личности в искусстве связано с реализмом. Характер в лит-ре – это способ существования личности. Личность всегда формирует тот характер, которым она обладает. Но и характер формирует личност ь.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...