Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Современная лингводидактика: состояние и перспективы.




Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений языка. Это предполагает целенаправленное наблюдение за особенностями использования языковых средств не только в разных стилистических проявлениях литературного языка, но и в специфическом, региональном аспекте, характеризующем языковые особенности той или иной местности.

Язык в некотором смысле раскрывает специфику общества на актуальной стадии его развития. Бурные изменения в общественной жизни находят мгновенное отражение в речепроизводстве членов данного общества и, соответственно, в языковой системе. Именно язык в первую очередь отображает новые знания о мире, включает в свою структуру новые знаковые элементы, свидетельствующие обо всех изменениях, происходящих в этом мире, и поэтому заставляет нас по-новому смотреть на этот мир, по-другому его ощущать, помогает воспринимать его таким, каков он есть.

Русский язык занимает особое положение среди современных языков, поскольку пережил в последнее десятилетие грандиозные изменения на всех уровнях. Это вызвано переменами в экономической, политической и социальной сферах. Несмотря на этот факт, изучение русского языка и культуры отражает новые тенденции не в достаточной мере. Оно основывается на старых подходах как к речевым ситуациям, вводимым в учебную деятельность, так и к языковому материалу. Несовершенство учебных материалов, предназначенных для активной коммуникации, прежде всего можно объяснить неустоявшейся лингвистической структурой, вариативностью лексическо-грамматических форм в оригинальных письменных текстах (особенно газетных и экономических), внедрением множества единиц в "живое" общение, которые не приобрели статус нормативных. Отсюда трудность в ориентации при отборе учебного языкового материала для обучения как устной, так и письменной формам коммуникации.

Рассматривая проблемы преподавания русского языка, следует подчеркнуть необходимость обучения не только правильной, нормативной, но и так называемой аутентичной речи, т.е. речи, характерной для носителя языка как языковой личности, сформировавшейся в новых коммуникативных условиях. Следовательно, необходимо выделять, обобщать, классифицировать языковые явления, которые стали характеризовать новую речевую личность, и находить им место в лингводидактике и методической литературе.

На современном этапе функционирования русского языка в России и за её пределами он официально (законодательно) в разных государствах наделен разными статусами:

1. Государственный язык (например в Российской Федерации, хотя Закон о государственном языке ещё не принят, но проект готов и в скором будущем будет принят Думой РФ).

2. Второй государственный язык (например в Республике Кыргызстан).

3. Официальный язык (например в Республике Казахстан).

4. Один из национальных языков республики (например в Республике Узбекистан).

5. Иностранный язык (например в США или же в Японии и т.д.).

Итак, русский язык в настоящее время в зависимости от объема социальных функций, выполняемых им в том или ином регионе, государстве наделен пятью разными официальными статусами, тогда как любой язык, как правило, имеет два или три официальных статуса: государственный язык, иностранный язык, один из национальных языков.

В обучающей системе государств (кроме России) русский язык также имеет разные образовательные статусы, что связано с его официальным (законодательным) социальным статусом, степенью употребляемости, традициями изучения, уровнем лингводидактической разработанности применительно к конкретному национальному контингенту. Так, в республиках Средней Азии и в Казахстане русский язык изучается: а) как неродной язык; б) как родной язык; в) как иностранный язык (для граждан государств дальнего зарубежья).

В образовательных системах государств дальнего зарубежья русский язык изучается: а) как первый иностранный язык; б) как второй иностранный язык и т.д.

В образовательных системах республик Средней Азии и Казахстана русский язык является обязательным общеобразовательным предметом школьного и вузовского образования.

Методику преподавания русского языка как иностранного разрабатывает, пропагандирует и повсеместно внедряет коллектив ГИРЯ им. А.С. Пушкина (г. Москва), а также многие другие вузы и научные учреждения не только России, но и стран СНГ и дальнего зарубежья. Но научно- методические разработки, концепции в основном рождаются в недрах ГИРЯ им. А.С. Пушкина.

В настоящее время русская лингводидактика в СНГ должна функционировать как минимум в четырех разновидностях:

1. Методика обучения русскому языку как неродному. Она должна быть доминантной методической концепцией, так как для подавляющего большинства нерусского населения стран СНГ русский является одним из средств общения. Именно поэтому в сознании нерусского населения (например Средней Азии и Казахстана) отсутствует психообраз русский язык как иностранный, но присутствует психообраз "русский язык как неродной". Данная методика обучения русскому языку почти полностью приемлема в школах и вузах с узбекским, казахским и другими языками обучения;

2. Методика обучения русскому языку как родному. Она полностью приемлема для школ и вузов стран СНГ с русским языком обучения.

3. Методика обучения русскому языку, основанная на синтезе положений, понятий, категорий и содержания конкретных методических разработок двух общеизвестных методик - русский язык как неродной и русский язык как иностранный. Актуальность разработки такой методики обучения русскому языку неоспорима. Так, в Ташкентском ареале Узбекистана русский язык функционирует высокочастотно в сравнении с Хорезмским ареалом. В Хорезмской области процент знания русского языка населением не высокий (особенно среди учащихся средней школы), не высоким является также процент проживания там русского и русскоязычного населения. В таких регионах, на наш взгляд, наиболее эффективной методикой будет вышеназванная синтезная методика обучения русскому языку.

4. Методика обучения русскому языку как иностранному. Она используется в группах, в которых обучаются иностранцы (языковые центры, кафедры русского языка, школы для детей иностранцев и т.д.). В настоящее время в странах СНГ студентов из дальнего зарубежья не мало. Они изучают русский язык, а затем поступают в различные вузы СНГ. Такие языковые центры и кафедры по обучению русскому языку как иностранному функционируют в Казахстане, Узбекистане …

Методику обучения русскому языку как иностранному можно, безусловно, использовать и применительно к не иностранцам, но только на самом начальном этапе обучения, если обучающиеся вообще не владеют русским языком и есть необходимость в формировании у них самых первичных умений и навыков русской речи.

Итак, на современном этапе развития русской лингводидактики следует разрабатывать дифференцированные методики обучения, которые должны строиться на основе учета степени распространенности русского языка в том или ином регионе, степени владения русским языком населением этих регионов, особенностей лингвистических и лингводидактических традиций. Эта проблема - проблема создания дифференцированных методик обучения русскому языку за пределами России - вполне разрешима.

ВЫВОДЫ.

1. Русский язык в современном мире выполняет разный объем социальных функций. В разных государствах он имеет разный законодательный статус:
а)государственный язык;
б)второй государственный язык;
в)официальный язык;
г)один из национальных языков государства;
д) иностранный язык.

2. Лингводидактика русского языка за последние 15 лет претерпевает серьезные изменения. В настоящее время она должна ориентироваться на поликонцептуальный характер методики обучения языку. Так, на наш взгляд, в зависимости от социолингвистических и административно-географических условий функционирования русского языка следует выделить четыре основных концептуальных методики его преподавания:
а)русский язык как родной;
б)русский язык как неродной;
в)русский язык как иностранный;
г) методика преподавания русского языка, основанная на синтезе положений, понятий и принципов двух методик - русский язык как неродной, русский язык как иностранный (синтезная или гибридная концепция методики обучения русскому языку). То есть необходимо разрабатывать регионально и национально ориентированные методики обучения русскому языку, основной базой для которых являются объем социальных функций русского языка в том или ином регионе, государстве, особенности местного национального менталитета, положения законодательных документов конкретного государственного образования и т.д.

3. Образовательные статусы русского языка в разных государствах разные, поэтому он изучается:
а)как родной язык;
б)как неродной язык;
в)как иностранный язык;
г) как второй иностранный язык.

4. В странах СНГ русский язык, вероятно, должен иметь образовательный статус обязательного предмета школьного и вузовского образования.

Рекомендуемая литература

Основная: [1-16]. Дополнительная: [1-9].

Лекция 3-4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...