Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Составляющие калмыцкого духа

 

Вся жизнь кочевника, это боевая система, валяние войлока - это отработка удара, набивка локтей, коленей, езда на лошади - укрепление ног, расслабление мышц спины, когда мышцы туловища расслабляются и бьются на костной основе, массаж внутренних органов, возбуждение мышц малого таза, пробуждение кундалини. Также, езда на лошади способствует быстрому прохождению пищи из желудка в кишечник, когда езда на свежем воздухе, встряска от езды, помогает лушему перевариванию пищи, перистальтике кишечника. Выделка кожи, когда мнется шкура, выделываются сыромятные ремни, плетутся плети, арканы - все это укрепление связок и сухожилий.

 

Наше традиционное питание, это тоже одно из условий нашего духа, калмыки, мясо ели обычно немного недоваренным, как говорится “буслсн махн – болсн тоота” – мясо, как только закипело, считается готовым, тогда тренируются зубы, а зубы, как и ногти, согласно китайской и тибетской медицины, это окна, выходящих на поверхность - сухожилий. Сухожилия управляются печенью. Чем крепче зубы и сильнее сжимаются челюсти, тем крепче и выносливей человек.

 

В основном, в нашем рационе овца - баранина, которая согласно китайской и тибетской медицины относится к “ халун киитә мал ”, к животным с мясом, с горячей энергией, т.е. яновская, положительная энергия, которая легче усваивается и дает после переваривания положительную энергию. Раньше, да и местами и сейчас, с детства, детям давали варенный овечий хвост, чтобы удалить первородный кал - меконий и очистить желчь, такие дети не мерзнут, даже в холод. Ну и питательные вещества, имеющиеся в мясе, делают человека, его кости, суставы, мышцы, связки, сухожилия крепче. Особенно для бойцов полезны трубчатые кости, да и вообще мясо на кости, т.к. они легче в усвоении.

 

У борцов, которые питаются говяжьими мотолыжками вываренными до кашеобразного состояния, холодца, съедаемые в горячем виде, суставы становятся мощными и увеличивается гибкость и подвижность суставов. Бульон от костей, вываренные несколько раз, дает очищенный костный жир, легкий, для усвоения. Конина, тоже дает положительную энергию, жир легко усваивается, конский жир даже в холодном виде долго не застывает, остается в жидком виде, дает большую энергию, зимой человек спокойно выдерживает морозы, если поест жирную конину и попьет бульона.

 

При таком питании, для насыщения нужен малый объем такой пищи, значит больше места, для воздуха, который является энергией, способствующей лучшему перевариванию. Йоги рекомендуют не набивать желудок, оставляя место для воздуха, который является источником энергии, воздух поступая в легкие, сгорая там дает энергию, попадая в кровь делает его жиже, а жидкая кровь, это быстрая циркуляция, быстрые обменные процессы.

 

Ну и кисло - молочные продукты, также укрепляют кости и сухожилия, восполняют баланс, делают перистальтику желудка сильнее, делают “стул” легче, и чаще, значит, кровь не загрязняется, потому, что нет вторичного загрязнения. Объясню, почему это важно, когда “стул” задерживается, и каловые массы задерживаясь, начинают терять влагу, по причине вторичного всасывания жидкости, эта грязная энергия, из жидкости переходит в кровь, воздействует на мозг, вызывает негативные эмоции и мысли. Далее, высушенный кал накапливаясь, воздействует на прямую кишку, раздражая слизистую, вызывая прилив крови к радиальным мышцам, рассположенным вокруг прямой кишки, вследствие чего, эти радиальные мышцы устают от напряжения и расслабляются и прямая кишка выпадает, вызывая геморрой, что приводит, к рассеиванию энергии, упадку сил, апатии.

 

Об энергии песка, я услышал от шамана Ганболда, из Монголии, которого мне пришлось сопровождать по территории районов Калмыкии, это дало мне повод для размышлений на эту тему. Наши ветра, с песком и горячее солнце тоже несут большую энергию, ведь песок трется между собой, нагревается на солнце, таким образом, заряжаясь и передавая, как мы знаем из уроков физики, энергию встречным предметам, людям, животным. Поэтому, даже, наши быки, псы имеют неукротимый, яростный дух.

Еще много, на эту тему есть у меня мыслей, про чай, про язык, про наши пословицы, сказки, Джангар, все это есть составляющие нашего духа. Также ветер, с точки зрения китайской медицины воздействует на печень, укрепляет его функцию, а мы знаем, что печень управляет сухожилиями, которые проводят нервные импульсы.

 

Читая, слушая Джангар, клятву богатырей (баатрмудин андһар) любой калмык обретает дух (омг), воодушевление (сүрә). Во время Гражданской войны, калмыки - конники давали именно эту клятву.

 

Также в характере калмыков было давать клятву, еще, таким образом, словами "Дөрәһән бичә суһлсв", т.е не выну ног из стремян, не струшу. Когда предстоял смертельный бой калмыки отрезали стремена, в других случаях отрезали каблуки, показывая, таким образом, что примет смерть, но не отступится.

 

В клятве богатырей говорится: "Бух нигт гиҗ, хәрү хәләгсн бодң манд уга" - да никогда, богатырь, не кинется вспять, вражью завидев неисчислимую рать (в переводе Семена Липкина), сделаю небольшое пояснение бух - это полк, нигт(густой), нигт бух - неисчислимая рать, бодң - это дикий кабан, вепрь,богатырь, особо почитаемый зверь у нас, калмыков, за свою неуступчивость и ярость, он сравнивается, по смыслу с богатырем.

 

В другой строке: "Улаһад иргсн, Зааһин төмрәс бичкә әй!"- Да, никогда никому бы страшна б ни была, сила железа каленного добела. В связи с этим вспоминается один из случаев, с пленным калмыком, когда ему обещают сохранить жизнь и дать свободу, в обмен на какую - то информацию, на предательство. Он выбрал смерть, на вопрос немецкого офицера почему, он ответил, что лучше умереть здоровым и с честью, с сухими штанами, чем от страданий в старости, когда человек уже начинает ходить под себя.

 

В конце клятвы, богатыри клянутся:

 

"Буру уга зөвәр өңгрий!

Эцүстк сүмсндән һурвн му заятнас зәәлҗ.

Әрүлгсн Сукбодин хутг

Хамдан олый"

 

И да пребудем бойцами правдивыми мы,

И да пребудем всегда справедливыми мы;

Да не содеем поступка другому во вред,

Трех избежим чудовищ;трех страшных бед

Выполним клятву, чтоб совершенства достичь,

Высшего светлого круга блаженства достичь!

 

Так повторяли, полны отваги святой,

Заповеди великой присяги святой

 

Среди калмыков до сих пор сохранилось презрение к смерти, которое имеется в Джангаре:

Әгрхлә – нәәмн чимгн! - Если истлеет, то восемь костей

Асхрла – ааһ цусн - Если прольется,чаша крови всего

 

Ради кого же богатыри хотят отдать свои жизни?:

 

Жизни свои острию копья предадим,

Страсти свои державе родной посвятим,

Груди свои обнажим и вынем сердца

И за народ отдадим свою кровь до конца.

 

Все эти установки в клятве богатырей Джангара, воспитывали неукротимый дух: " Бух нигт гиҗ, Хәрү хәләгсн бодң манд уга "Да никогда богатырь не кинется вспять, вражью увидев неисчислимую рать", " Улаһад иргсн Зааһин төмрәс бичкә әй! Да никогда ни была бы страшна, сила железа каленного добела. В бою он забывал слово назад, только твердил слово вперед!

Самое главное в воспитании бойца, это полное презрение к смерти " Асхрхла ааһ цусн, әгрхлә нәәмн чимгн " - если прольется, то чашка крови всего, если выгорит от солнца, то всего восемь (трубчатых) костей.

Для ойрат - калмыков испокон веков главными качествами было быть настоящим человеком (йосн күн, йосн хальмг, йосн залу), самыми главными стремлениями были свобода и честь, которая ассоциировалась с именем (нерн), причем честь была, выше свободы и смерти. " Му нертә җирhхәр, сән нертә үксн деер " - чем жить с плохой славой, лучше умереть с честью, или другая пословица

 

" Залу күн зөрсән эс күцәхлә нерән геедг, чон бәрсән алдхла харhндг" - если мужчина не выполнит поставленной перед собой цели, то он теряет свою честь, если волк упустит пойманную добычу, то будет голодать. Поэтому, при напутствии говорят "Хазаран бичә мөлтлүлич" - что означает, не обрети позора, не опозорься, если перевести дословно, " не дай снять узду", это выражение встречается в стихах Санджи Каляева "Хальмг келн".

Хальмгд әәхәс, үксн деер -чем струсить, калмыку лучше умереть. Хальмг күн үкләс әәдмн биш – калмык не страшится смерти. Нерән геехәс үксн деер гиҗ - чем потерять имя (честь), лучше умереть. Хальмг күүнд үкл уга - калмыку неведома смерть(в смысле, смелого пуля боится, смелого штык не берет). Заһсн үкхлә ясн үлддг, залу үкхлә – нерн үлддг – когда рыба сдыхает остаются кости, если мужчина гибнет остается имя (слава) Цухрхас цоклдад мед - чем отступать, возьми и сразись (побейся). Бөдүн гиҗ бичә ә, цокад үз - не бойся, что противник велик, проверь на удар его лик. Күүнлә харһдго, күн харһхла күүнәс буудго – Сам ни к кому не лезет, а кто к нему полез, с того не слезет. Цогц бичкн болвчн цоклһ шүрүтә - хоть телом не высок, но удар резок. Нерн хуһрхас, ясн хуһрг - чем потерять(переломится) имя (честь), пусть переломится кость. Нерәс деер юмн уга, нерән һуталго йовтн- выше имени(чести) нет ничего, живите не теряя имени(чести). Нег негән дөңцәд, дөңг түшл болҗ йовтн, цоклдхла, ээм -ээмән түшлдәд, уха - седклән негдүлн йовтн - живите поддерживая друг друга, становясь опорой, во время битв выступайте плечом к плечу, объединив ум и душу. Залу күн араһан зууһад арһан хәәдг, тиим күүг арһта залу гиҗ нерәднә - мужчина скрепив зубы ищет возможности, такого человека называют умелый мужчина. Хальмг күн ууляд - мааляд йовдго, араһан зууһад тесәд йовдг, яһҗ өвдв чигн ях гидго, тиим күүг йосн хальмг залу гидг- калмык, никогда не плачет, не жалуется, сжав зубы, все претерпевает, как бы ни было больно, даже не ойкает, такого человека зовут настоящий калмыцкий мужчина. Күүг муулдго, сәәһән өргәд, мууһан дарад йовдг, эврән улсин тускар му келнәв гиҗ ам аңһалдг болвзат гиҗ маднд медәтнр келдг билә - про людей не говорит плохого, развивает в себе хорошее, подавляя плохое.

Әәһәд үкхәс - әәлһәд үк - чем умереть страшась, лучше умереть устрашая.

 

При этом воспитывается любовь к своей Родине, верности, преданности своим товарищам, своему хану, народу, не жалея ни жизни, ни живота своего. Схватку выигрывает тот, кто не боится боя и лучше подготовлен физически, психологически, морально.

Во время боя воин-калмык входил, в особое состояние духа, при котором не чувствовал, ни боли, ни усталости, а силы его словно удесятерялись.

 

Из книги Митиров А.Г. Ойраты-калмыки: века и поколения. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1998. - 384 с.: ил..

 

“Монгольский ученый Бадма Ринчен посвятил последнему сражению Галдана Бошокту-хана и его возлюбленной красавице Ану прекрасную легенду. В ней ученый, на основе действительных событий истории и героических битв ойратов, воссоздал и воскресил живой образ ушедшей славы ойратов. Описывая сражение ойратов с маньчжурами, Ринчен писал: "В ярости иные из ойратских воинов срывали с себя шлемы и панцири и сражались с обнаженной грудью в самом пекле. Страшно было смотреть на них, перемазанных кровью; таких бойцов монголы называли "нагими богатырями". В пылу битвы их ярость доходила до бешенства, и враги робели, отступали перед ними. Будучи шаманистами, маньчжуры верили, что в этих "нагих богатырей" вселялись свирепые, воинственные духи и сражаться с ними под силу лишь воинам белой кости, да прославленным богатырям, а не рядовым ратникам. Всякий раз, как в атаку шли неукротимые и грозные, словно боги, "нагие богатыри", широкоплечие, с багрово-красными телами и налитыми кровью белками, маньчжуры в страхе бросались врассыпную".

И когда к концу битвы ойратов стало окружать многочисленное войско противника, старейший из тысяцких совершил возлияние перед черным бунчужным знаменем Четырех Ойратов, вручил Ану чашу с кумысом и произнес благопожелание:

 

Пусть черный и грозный ойратский бунчук

Врагов устрашит, раскидает вокруг.

Пусть силой могучею нас наделит,

Отваги придаст и мечи заострит.

Пусть тот, кто в борьбе за ойратский народ

Из этого мира в мир духов уйдет,

Лишившийся тела — да будет и там

Он преданным духом-хранителем нам!

Прославят нас люди грядущих времен,

Потомки бессмертных ойратских племен!”

 

В карате говорится, чем меньше физиологический поперечник мышц, тем резче удар. У большинства калмыков, даже после продолжительных тренировок, не растут объемные и рельефные мышцы, все уходит в сухожилия, они становятся, как натянутые канаты, должен сказать, что сухожилия являются проводником нервных импульсов.

 

Опубликовано в журнале: «Октябрь» 2014, №11Давид Маркиш “Записки из Прошлого времени”:

“Один только кавалерист Ока Иванович Городовиков, красный калмык с чудовищными усами, мог одним ударом шашки-гурды развалить оппонента от шеи до самого седла, а больше никто”.

 

Он был прекрасным наездником, умел ловко и лозу рубить и глину, на полном скаку обернуться и прострелить мишень, свесившись, с коня, на полном скаку, поднять с земли платок и т.д.

 

Многие удивляются, когда вроде бы небольшие ростом, худощавые калмыки, которые вроде бы, ничем не занимаются, валят с ног и побеждают более сильных и крупных противников. Ничего удивительного в этом нет, как я сказал выше, резкий удар, приведенный в нужную точку, сбивает с ног любого. Эти слова, основаны на многих свидетельствах. Расскажу такой случай, когда простой калмык, не занимавшийся, никаким боевым искусством, сошелся в драке, с чемпионом, по боям без правил, получив от него по ногам удар, называемый “лоу кик”, остался стоять на ногах, чем очень удивил многих, знавших этого бойца, ведь после его удара никто не оставался стоять на ногах. Так вот по рассказу этого калмыка, его словно пронзили 1000 игл и он вошел, в такое состояние, известное многим нашим землякам, когда тебя словно бы распирает изнутри и ты не чувствуешь боли и страха, это состояние “воина”.И вот он начал бить этого бойца и забил бы, говорит до смерти, если бы его не оттащили от него. Нога, в районе бедра, была синей почти 2 месяца и он еле ходил, но не показывал вида.

Про спиртное расписывать не буду, все знают его действие.

 

Еще один секрет кроется в том, что основу нашего рациона на протяжении веков, составляет мясная пища, поэтому наша печень немного больше, чем у других народов, А печень, как мы знаем есть депо (место хранения и очищения) крови, в спокойном состоянии кровь возвращается, и хранится здесь.

 

Во время гнева, печень резко сокращается и вся кровь выбрасывается в организм, поднимается и бьет в голову, от чего крупные сосуды перекрывают мелкие и отключают мозг. В боевых искусствах говорится, “нет мыслей, нет страха”, нет боли и человек, в этот момент становится, как машина для убийства. Также у нас, у калмыков, чуть больше желчи, чем у других, которая при сокращении выкидывается в кровь, а желчь это адреналин, который вызывает неукротимую ярость, бесстрашие, удесятиряет силы. И противник чувствует это состояние, на животном уровне, это парализует его волю и дух.

 

Ойрат -монголы из западной Монголии, которые приезжали в Калмыкию, написали песню, посвященную калмыкам “Цөс иктә хальмгуд”- смысловой перевод, бесстрашные калмыки, а если переводить дословно, то “имеющие много желчи калмыки”. Также еще одна из наших черт характера, как спокойствие, благодушие, согласно боевым искусствам дает накопление энергии, укрепление духа. Любой выход из равновесия, потеря гармонии, дает выплеск энергии, ее растрачивание. На этот счет есть такие выражения: “Санаһарн бичә адһ ”- не торопись сознанием. “Кииһәрн бичә адһ” - не торопись дыханием. “Кииһән дотран бәр”- держи дыхание внутри. Или же табу: “ Бичә саналдад бә” – не вздыхай, не печалься. “Шанаһан бичә түш” – не упирайся в скулы.

“Элкән бичә тевр, экән зальгхч” - не перекрещивай руки на груди, букв не обнимай свой живот (печень), не то проглотишь (потеряешь) мать. “Нурһан бичә үүр, эцкән зальгхч” - не держи сомкнув руки за спиной, не то проглотишь(потеряешь) отца .”Һазр деер нульмдмн биш” – нельзя плевать на землю. В калмыцком и монгольском понимании, здесь есть и другое объяснение. В нашем случае, все перекрещенные позы - это замыкание энергии, ее рассеивание, наши предки это знали и оставили нам, это, в виде - табу.

 

Также наша сдержанность, краткость - это сохранение энергии, в боевых искусствах, тот кто много говорит, тот выплескивает энергию, через язык “ мост сороки” (мост болтуна) расходуется около 25 % энергии. Это видно из следующих калмыцких пословиц: “Цө кел, олн сан” – меньше говори, больше думай. ”Үгин ахрнь сән, дееснә утнь сән”- слова хороши краткие, а веревка хороша длинная. ” Үгин ахрнь сән, элгнә өнр сән – хорошо, когда слова кратки, а родственники многочисленны. “Олн үг келхлә ульг, цөн үг келхлә билг” - много говорить - назойливость, мало говорить – мудрость.

 

Также нас, с детства учат терпению к боли. Даже сильно ударившись, ты не только не должен показать виду, но даже ойкнуть, иначе это воспринимается, как слабость характера. Раньше женщинам запрещалось кричать во время родов, чтобы энергию, идущую с родами не выплеснуть, а передать ребенку.Терпение, превозмогание боли, ведет к понижению порога чувствительности к боли, умение контролировать положительные и отрицательные эмоции, не расплескивает энергию, позволяет накапливать физические, моральные, психические силы.

 

Виктор Манджиев 16.02.2017г.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...