письменное оформление результатов исследования.
по подготовке и написанию курсовых работ по дисциплине «Экономическая история» для студентов всех специальностей.
Саратов
УДК____
ББК____
Составители: док. ист. наук, профессор А.А. Васильев док. ист. наук, профессор В.Ю. Соловьёв Экономическая история: Методические указания по подготовке и написанию курсовых работ по курсу«Экономическая история» для студентов всех специальностей / Сост. А.А. Васильев, В.Ю. Соловьёв – Саратов: СГСЭУ, 2011. – 43 с. Рекомендовано к печати: Учебно-методический совет СГСЭУ 20 ноября 2011 г.
СГСЭУ, 2011 Редактор: Подписано в печать____ формат 60х84/16 Бумага типогр. № 1 Печать RISO Уч.-изд. л._____ Усл. печ. л.____ Тираж_____ экз. Заказ______ УДК____ ББК____ ISBN
410003, Саратов, ул. Радищева, 89. СГСЭУ МЕСТО КУРСОВОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Курсовая работа, в известной мере, итог накопленных студентом знаний не только по истории, но и приобретенных при изучении им других учебных дисциплин. В ней проявляются также добросовестность, аккуратность, дисциплинированность, способность к творчеству, склонность к углубленному изучению предмета. Курсовая работа – одна из наиболее важных форм самостоятельной работы студента по изучению курса «Экономической истории». Правильное выполнение данной научной работы зависит от того, насколько ясно студенты представляют ее роль и значение, знают требования, предъявляемые к ее написанию. Студенты должны уметь по выбранной теме правильно составить план, подобрать и изучить историческую литературу, подобрать необходимый практический (если необходимо-цифровой) материал, правильно составить текст, оформить его и подготовить к защите курсовой работы.
В ходе написания и апробации курсового проекта пробуждаются и развиваются творческие потенции студента, историческое мышление, склонность к научно-исследовательской работе, накапливается опыт, необходимый для написания дипломной работы. В процессе подготовки «курсовой» студенты приобретают опыт работы с первоисточниками, умение находить в них те главные положения, которые непосредственно относятся к выбранной теме. Знакомятся с трудами отечественных и зарубежных историков и критически осмысливают их, выясняют сложные теоретические проблемы, учатся логично в письменной форме излагать свои мысли при анализе исторических, социально-экономических и политических проблем, использовать в конкретных ситуациях положения исторической науки, связывать общие теоретические выводы с практикой. Роль и значение курсовой работы по «Экономической истории» возрастают в связи с тем, что всё большее значение приобретают процессы глобализации, экономической интеграции, как следствие, происходящие в мире и в нашей стране изменения экономики, вызванные её кризисами и проблемами политические, социальные, национальные противоречия и конфликты. История народа – это, главным образом, история экономики. Именно историческое исследование позволяет всесторонне рассмотреть проблемы экономического развития государства и общества, так как включает в себя изучение экономического мышления, менталитета населения страны. И если при написании курсовой работы студент будет стремиться к многофакторному пониманию родной старины, исходить из образа мыслей человека изучаемой эпохи, его воззрений на власть и способы ее приобретения, на вопросы войны и мира, реформ и контрреформ, то это позволит увидеть новые грани в давно известных текстах. И, наоборот, если научный проект будет выполнен формально, на устаревших представлениях и догмах, отбрасываемых в настоящее время и теорией и практикой, тогда исторические и другие гуманитарные дисциплины, которые студентом изучаются на старших курсах СГСЭУ, смогут сформировать в лучшем случае лишь обученного исполнителя, лишенного патриотических чувств и широкого кругозора.
Методические указания по подготовке курсовой работы по дисциплине «Экономическая история»
Курсовая работа (или курсовой проект) – одна из наиболее важных форм самостоятельной работы студента. Данная работа преследует две цели – специально-научную и общенаучную. Под специально-научной следует понимать углубленное изучение вопросов и проблем социально-экономического и общественного развития России; принципов, законов развития общества и государства, специфики развития нашего отечества, его целей и задач. Общенаучная задача состоит в отработке студентом принципов и подходов исследования проблемы; в критической работе с научной литературой; в совершенствовании навыков логического, аргументированного изложения от постановки вопроса до выводов; в умении тактично и грамотно вести полемику, отстаивая свою точку зрения, а также в умении воспринимать критические замечания и иные оценки и выводы. Правильное выполнение курсовой работы зависит от того, насколько ясно студенты представляют ее роль и значение, знают требования, предъявляемые к ее написанию. Основные правила подготовки, написания и оформления курсовой работы. 1. Выбор темы. Процесс подготовки курсовой работы включает обычно следующие моменты: выбор темы, составление предварительного плана работы над докладом; библиографический поиск и составление библиографии; изучение и анализ научной литературы, определение целей и задач работы; выявление, отбор и анализ источников; письменное оформление результатов исследования. Тему курсовой работы студенты выбирают произвольно в пределах тематики предмета, рекомендуемых настоящими указаниями. Если же студент хочет взять для курсовой работы тему, не указанную в данном списке, то свой выбор он должен обязательно согласовать с преподавателем. Преподаватели окажут методическую помощь на всех стадиях подготовки курсовой работы.
Требуется избегать дублирования тем курсовых работ у отдельных студентов. Поэтому староста учебной группы составляет список студентов с указанием избранной темы и передает его руководителю(на электронном носителе, или на электронный адрес), который закрепляется за группой из числа преподавателей кафедры. Заменять указанные темы курсовых работ не разрешается. Своевременность выбора темы играет важную роль в процессе написания и защиты курсовой работы в целом. Чем раньше будет выбрана тема и начата работа по ней. тем больше времени, а стало быть, и больше возможностей будет у студента для приобретения и упрочения им навыков и умений систематической самостоятельной работы над историческим материалом, сбора, обработки и обобщения фактов, статистического материала. Приобретая новые теоретические знания, обновляя и пополняя уже накопленные, студент одновременно учится подбирать нужный материал, интересные факты, цифры для курсовой. Эти материалы, факты он может собрать в научных, областных и городских библиотеках города, а также в научных архивах. Связав полученные теоретические знания с исторической практикой, студент тем самым вносит в свою работу творческие, научно-исследовательские элементы. Остановив свое внимание на какой-либо теме, рекомендуется вникнуть в вопросы разделов учебной программы курса отечественной истории, которые хронологически совпадают с проблемой Вашей курсовой работы, и прочитать соответствующие главы, параграфы учебного пособия. В процессе выбора темы курсовой работы студенту необходимо тщательно ознакомиться с ней по сочинениям, дающим общее понимание. Такое ознакомление поможет студенту войти в содержание избранной темы, в сознании начинают оформляться вопросы темы; представляется возможность более конкретно наметить задачи и цели работы. Результатом для студента должно стать составление предварительного (рабочего) плана своей работы. В процессе дальнейшей работы план уточняется, совершенствуется и определяется окончательно.
Затем, можно переходить к изучению специальной литературы, посвященной непосредственно избранной теме. В поиске необходимой литературы существенную помощь могут оказать различные библиографические пособия, летописи журнальных и газетных статей, каталоги библиотек, в том числе систематические. Выявленные в процессе библиографического поиска статьи, монографии, публикации источников следует брать на учет, фиксируя их на отдельных библиографических карточках, с указанием автора, названия книги или статьи и выходных данных (год и место издания). При изучении исследований следует особое внимани е обращать на спорные моменты, на недостаточно исследованные вопросы, чтобы в дальнейшем именно на этом сосредоточить свое внимание. Необходимо также правильно фиксировать отобранный из источников и литературы материал. Наиболее оптимальный метод: выписки по отдельным вопросам избранной темы. Эти выписки делаются на листах или в особых тетрадях с точным указанием названия источника, откуда они позаимствованы. Затем, на основе этих выписок студент может внести коррективы в план работы и уточнить ее цели и задачи. 2. Составление плана курсовой работы План (оглавление)– это логическая структура курсовой работы, последовательный перечень вопросов рассматриваемых в работе. План необходимо продумывать и постоянно улучшать, пока не будут достигнуты необходимые лаконичность формулировок и строгость внутреннего строения курсовой работы. Весьма важно, чтобы план был соразмерен, все его пункты (вопросы), их последовательность оправданы и вся работа представляла бы собой стройное целое. Составленный план в определенной степени свидетельствует о понимании автором научной проблемы, о правильности подхода к изучению выбранной темы. Качество плана влияет на содержание и оценку работы. Рекомендуется, план (оглавление) составлять из введения, глав (2–3), или разделов и заключения. Отдельные главы рекомендуется, если того требует порядок и логика изложения, разделять на несколько параграфов (разделы, как правило, не дробятся). Название «курсовой» и её основных частей должны быть краткими и не повторять друг друга. Введение, в данном виде научной работы, состоит из трех-пяти страниц. В самом начале кратко обосновывается выбор темы, ее актуальность, дается постановка проблемы и ее историческое значение. Формулируется цель «курсовой», последовательность рассматриваемых вопросов. Далее, во введении дается оценка изучаемой литературы по выбранной теме (историография проблемы), указывается база фактолоического и статистического материала и т.д. Студент анализирует степень изученности избранной темы в исторической литературе. Причем, этот историографический обзор должен быть не формальным раскрытием содержания книг и статей или их перечнем, а конкретным целенаправленным показом того, что уже сделано в разработке избранной темы предшественниками и что еще недостаточно разработано, спорно или нуждается в изучении, пересмотре и т. д. Правильно организованный историографический анализ позволяет получить представление о степени изученности темы, о вкладе предшественников в изучение проблемы, сформулировать особую концепцию, определить научные подходы и инструментарий в её реализации.
Важно также помнить о методах научного поиска, так как многомерное понимание методологических проблем приближают установление научной истины. Рекомендуется введение, в окончательной редакции, писать после завершения работы в целом. Делается это потому, что говорить о значении темы, ее изученности, задачах работы легче, когда весь материал уже систематизирован. Главы курсовой работы включают в себя основное историческое содержание проблемы, составляющее предмет анализа изучаемой темы, рассматривают наиболее важные принципы и методологические приемы, необходимые для исторического освещения вопросов «курсовой». При помощи принципов исторического знания, методологии источниковедения и исторического построения лучше понять и восстановить подлинный смыл и своеобразие исследуемой эпохи. Синтезируя частные концепции исторического развития, студен должен добиваться генерализации исторического знания для дальнейшей оценки креативности оригинальной авторской концепции. Рекомендуется также в конце каждой главы делать выводы. Заключение (3-4 стр.) посвящается изложению основного содержания и выводам, к которым приходит автор в ходе работы над темой. 3. Подбор и изучение литературы Этот этап выполняется студентом самостоятельно. Библиография к работам должна включать: 1. Источники 2. Статистические справочники 3. Мемуары 4. Монографии и брошюры 5. Статьи из журналов и газет 6. Учебную литературу 4. Написание работы и ее оформление. Текст работы должен быть напечатан четко, без вставок и произвольных сокращений слов. Объем курсовой работы должен составлять не менее 30 – 35 страниц компьютерной вёрстки. Подготовленный для печати текст должен соответствовать следующим стандартам: шрифт Тimes New Romаn № 14 с полуторным межстрочным интервалом. Опечатки, описки и графические неточности (по техническим возможностям) не допускаются. Расстояние от границы листа до текста слева – 25 мм, справа – 8 мм, от верхней и нижней строки текста до границы листа – 20 мм. Номер страницы ставится вверху справа шрифтом № 10. Абзацы в тексте следует начинать с отступа, равного 10 мм. Курсовая работа должна содержать: - титульный лист; - содержание; - введение; - основную часть работы; - заключение; - список использованных источников и литературы; - приложения (в случае необходимости). Курсовые могут быть предоставлены так же на современных внешних устройствах хранения данных: usb накопителях и cd-дисках. Титульный лист дипломной работы оформляется по установленному образцу и не нумеруется. Образец титульного листа
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный социально-экономический университет»
Курсовая работа: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Выполнил(а) студент(ка) I курса I группы дневного отделения финансово-кредитного факультета Петрова Екатерина Сергеевна Проверил: док. ист. наук профессор Соловьёв В.Ю. Саратов 2011
После титульного листа приводится план (оглавление) исследования. Содержание курсовой работы оформляется по установленному образцу. Слова: "Введение", "Заключение", "Список использованных источников и литературы" пишутся симметрично тексту с прописной буквы. Данные заголовки не нумеруются. Основное содержание работы должно быть написано самостоятельно, на основе критического изучения источников и литературы. Каждый раздел работы должен завершаться кратким выводом. В заключении доклада выводы суммируются и подводится общий итог исследования. Необходимо обратить внимание на стиль работы. Следует избегать тяжеловесных словесных конструкций. Текст должен быть последовательным, логичным, убедительным и – по возможности – выразительным. Цитирование должно быть уместным и в точности повторять авторский текст. При необходимости в текст работы могут быть помещены статистические материалы в виде таблиц, диаграмм, графиков. Каждый из материалов должен иметь четкий заголовок и порядковый номер. Автор может вынести статистические таблицы, копии документов, фотографии, карты и т. п. в приложения, которые обязательно нумеруются. Научная работа должна иметь правильно оформленный научно-справочный аппарат, как-то: титульный лист, оглавление, список использованных источников и литературы и ссылки на них. Главы курсовой работы должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами с точкой в конце. Параграфы должны иметь нумерацию в пределах каждой главы. Номер параграфа состоит из номера главы и номера параграфа, разделенных точкой. Заголовки глав и параграфов следует записывать с абзаца с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их нужно разделить точкой. Р асстояние между заголовком и текстом должно быть 15 мм, а между заголовками главы и подраздела – 8 мм. Каждую главу работы следует начинать с нового листа. Используемые в курсовой работе материалы даются со ссылкой на источник в постраничной сноске с указанием номера страницы источника. Образец плана Например по теме «Сельское хозяйство в пореформенный период(1861-1900гг.)» ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................................................................3 – 6
Глава 1.Землевладение и землепользование (1860 – 1890 гг.).....7 – 17
§ 1. Развитие крестьянского хозяйства после реформы 1861 г...7 – 14 § 2. Помещичье хозяйство в пореформенный период................14 – 17
Глава 2. Социально-экономические преобразования деревни и сельскохозяйственной отрасли в 1860-е – 1890-е......18 – 29
§ 1. Сельская община и социальное расслоение деревни.............18 – 24 § 2. Новые тенденции в развитии сельского хозяйства. …..........24 – 28 § 3. Влияние пореформенного сельского хозяйства на развитие российской экономики в 1860-е – 1890-е гг..........................28 – 29
Заключение.......................................................................................30 – 33
Список использованных источников и литературы.....................34
В тексте необходимо приводить полные названия глав и параграфов. Каждая глава должна начинаться с новой страницы. В конце курсовой работы должен содержаться список всей использованной в работе литературы и источников. Список источников и исследований приводится в алфавитном порядке фамилий авторов или названий работ (в случае, если это коллективная монография и количество авторов более пяти). Текст работы должен сопровождаться исчерпывающим научным аппаратом, состоящим из постраничных примечаний и ссылок. Ссылки делаются как при цитировании источника или исследования, так и при пересказе их содержания своими словами. Ссылки помещаются на той же странице, обозначаются арабскими цифрами. Нумерация ссылок может быть как постраничной, так и сквозной – на протяжении всей работы. Образцы ссылок 1. На монографии 1 Васильев А.А. Концепция аграрно-продовольственной политики и её восприятие в Поволжье: переход к нэпу. Саратов, 2008. С. 74.
В последующих ссылках можно не повторять название работы, место и год издания: Васильев А.А.. Указ. соч. С. 34.
Если же в работе используются несколько исследований одного автора, то дается краткое название работы: Васильев А.А. Концепция... С. 75.
2. На статьи 1 Соловьёв В.Ю. Эволюция русской крестьянской общины // Власть. 2002. № 1. С. 15. При последующих ссылках: Соловьев В.Ю. Указ. соч. С. 24. Если ссылки на одну и ту же работу следуют одна за другой, они оформляются следующим образом: 2 См.: Шарапов С.Ф. Государственная роспись и народное хозяйство.М., 1908.С.7-34; Шванебах П.Х. Наше податное дело. Спб.,1903. С.16. 3 Там же. С. 77. 4 Там же. (Если совпадает и страница.)
Если работа содержит приложения, то они помещаются после списка литературы. 3. Приложение
Если приложений несколько, то следует их представлять с порядковым номером: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. Готовая курсовая работа сдается на проверку. Если она не соответствует предъявленным требованиям, то возвращается для последующей доработки. Если научное исследование выполнено в соответствии с правилами, то студент получает курсовую работу с положительной рецензией о допуске к защите. Студент должен внимательно ознакомиться с рецензией, с замечаниями преподавателя и постараться их исправить и доработать. Защита проводится в учебной аудитории в присутствии комиссии и всех желающих. Процедура защита предусматривает: 1. Научный доклад автора (5 – 7 мин.); 2. Вопросы к автору работы (возможны от всех присутствующих на защите); 3. Ответы на вопросы; 4. Подведение итогов защиты; 5. Оглашение комиссией оценки студенческого научного исследования. Типичные ошибки при написании работы:
1. Использование первоисточников осуществляется формально. Они указываются в списке литературы и отсутствуют в тексте работы, не дается действительный анализ их содержания. 2. Отсутствует или весьма ограничен список исторической литературы. Каждая курсовая работа обязана включать монографии и журнальные статьи по данной теме, рассматривать исследуемые в работе вопросы. Все изучаемые исторические вопросы и явления должны иметь точные определения. Если явления носят дискуссионный характер, следует привести имеющиеся в исторической литературе точки зрения и высказать свое отношение к дискуссии, определить свою позицию в данном вопросе. 3. Использование текста из учебной, научной литературы, Интернет-изданий от своего имени. Подобная работа утрачивает свое назначение как форма самостоятельного научного труда. 4. Наличие в работе грамматических ошибок, пропусков, неточное цитирование первоисточников, неправильное оформление ссылок на цитируемые положения. 5. Использование устаревшего фактологического и цифрового материала или представление материала без ссылки на источник. 6. Неправильное и небрежное составление списка литературы (не указывается название работы, а только том по собранию сочинений, неточно дается название работ, не указывается место, год издания); несоблюдение алфавитного порядка при составлении списка литературы; включение тех работ, которые студент не изучал и не знает их содержания или которые не имеют отношения к работе ни хронологически, ни тематически.
Тематика курсовых работ 1. Общественный строй и социально-экономическое развитие древних славян (VI – Х вв.). 2. Образование Древнерусского государства(IX – XIII вв.). 3. Формирование и развитие территории Восточных славян в IX – XIII вв. 4. Древнерусское государство в системе международных отношений в IX – XIII вв.(социально-экономический аспект). 5. Социально-экономическая структура Древней Руси в IX – первой половине XIII вв. 6. Культурно-историческое и социально-экономическое значение принятие христианства на Руси. 7. Принципы правления первых киевских князей (IX – X вв.). 8. Сравнительный анализ социально-экономического развития русских земельв удельный период. 9. Сравнительная характеристика хозяйственного развития русских княжеств и западноевропейских государств в XII – XV веках. 10. Восстановление экономики Руси после монгольского нашествия. 11. Объединительные тенденции в Северо-Восточной Руси в XIV веке. 12. Принципы правления первых московских князей. 13. Русские земли в конце XIV – начале XV веков: устройство народного хозяйства. 14. Церковь и великокняжеская власть в XIV – XVI вв. 15. Новгородская республика в XIV – XV вв.: особенности социально-экономического строя. 16. Политика государственного строительства Ивана III. 17. Реформы Ивана IV: социально-экономический аспект. 18. Споры историков о путях социально-экономического развития России в XVI веке. 19. Политические, социальные и экономические причины введения опричнины. 20. Система управления хозяйством на Руси в XIV – XV вв. 21. Деньги средневековой Руси: их хозяйственная роль в Московском государстве (XIV – XVI вв.). 22. Земские соборы Российского государства в ХVI – ХVП вв. 23. Саратовский край в ХVI – ХVП вв.: хозяйственная структура. 24. Феномен народных выступлений в XVII веке. 25. Особенности мануфактурного производства в России (XVII – XVIII вв.). 26. Российские ярмарки и их роль в развитии товарно-денежных отношений. 27. Реформы Петра Алексеевича Романова (Петра I): социально-экономический аспект. 28. Политика протекционизма и меркантилизма в России. 29. Споры об итогах «петровских преобразований». 30. Экономическое и политическое развитие России в 1725 – 1741 гг. 31. Судьба петровских реформ: социально-экономическая политика императрицы Елизаветы Петровны. 32. Внешняя политика в 1762 – 1796 гг. и экономика России. 33. Барщина и оброк в XVIII веке. 34. Саратовский край вXVIII веке:структура народного хозяйства. 35. Социально-экономические преобразования М.М. Сперанского. 36. Отечественная война 1812 года и её социально-экономические последствия. 37. Внешняя политика Александра I в 1813 – 1825 гг. и экономика России. 38. Декабризм и проекты развития России: социально-экономический аспект. 39. Внутренняя политика российских императоров в первой половине XIX в.: от либеральных мечтаний к осторожной модернизации. 40. Финансовая реформа графа Е.Ф. Канкрина. 41. Деятельность графа П.Д. Киселева. 42. Внешняя политика России в царствование Николая I и её последствия для экономики России. 43. Александр II и его реформы: социально-экономический аспект. 44. Политика российского самодержавия в области промышленности впореформенный период (1860-е – 1890-е гг.). 45. Положение российского пролетариата в 60 – 90 годы XIX века. 46. Крестьянская община России в пореформенный период (1861–1900 гг.). 47. Эволюция помещичьего хозяйства России в пореформенный период(1861–1900 гг.). 48.Иностранный капитал в российской экономике второй половины XIX в. 49.Русская экономическая мысль в конце XIX конце – начале XX вв. 50.Внутренняя и внешняя торговля в России во второй половине XIX века. 51.Движение народников в России во второй половине XIX века: социально-экономические проекты и перспективы. 52.Структура народного хозяйства России во второй половине XIX в. 53.Становление предпринимательского сословия в конце XIX – начале 1900-х гг. 54.Социально-экономическое развитие Саратовского края в XIX в. 55. Особенности русского империализма на рубеже XIX – XX века. 56. Социально-экономические проекты СЮ. Витте. 57. Социально-экономические проекты В.К. Плеве. 58. Крестьянская кооперация России в конце XIX – начале XX века. 59. Экономическая наука России в начале XX века. 60. Налоговая политика царского правительства в начале XX века. 61. Мировой экономический кризис 1900 – 1903 гг. и экономика России. 62. Столыпинская модернизация России. 63. Государственная статистика в России в 1901 – 1914 годах. 64. Россия и международный капитал в 1901 – 1914 годах. 65. Русские коммерческие банки. На материалах 1901 – 1914 годов. 66. Российские банкиры. (На материалах 1901 – 1914 гг.). 67. Экономика Саратовской губернии в 1901 – 1914 годах. 68. Экспорт и импорт России накануне Первой мировой войны. 69. Промышленный подъем 1909 – 1913 гг. в России. 70. Хозяйственный кризис в России в годы Первой мировой войны. 71. Деятельность Временного правительства в 1917 году. 72. Политические партии в России в период Октябрьской революции и их социально-экономические программы. 73. Первые социально-экономические решения советского правительства (конец 1917 – май 1918 г.). 74. Причины развертывания гражданской войны в России в 1917 – 1918 гг. 75. Социально-экономическая политика «военного коммунизма». 76. Гражданская война: противостояние Красной и Белой армий. 77. Иностранная интервенция в Россию: роль, цели и задачи. 78. Причины перехода к новой экономической политики. Принципы нэпа. 79.План ГОЭЛРО. 80. Реформа Г.Я. Сокольникова. 81. Внешняя политика Советской России, СССР в 1920-е гг. и её действие на экономику страны. 82. Индустриализация экономики СССР. 83. Цель и характер коллективизации деревни в СССР. 84. Советская власть и церковь в 1920-е – 1930-е годы. 85. Внешняя политика СССР в 1930-е годы и экономика страны. 86. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны. 87. Международные отношения СССР в годы Второй мировой войны: социально-экономический аспект. 88. Военное противостояние СССР и Германии в годы Второймировой войны: социально-экономический аспект. 89. Патриотизм Советского народа в годы Великой Отечественной войны. 90.Вклад Саратовской области в Победу советского народа в Великой Отечественной войне. 91.Конференции союзников в годы Второй мировой войны: социально-экономические задачи и итоги. 92.Экономические итоги Второй мировой войны и послевоенное восстановление народного хозяйства СССР. 93. Внешняя политика СССР в первые годы после Второй мировой войны: социально-экономический аспект. 94.СССР в послевоенный период (вторая половина 1940-х гг. – 1953 г.). 95. Внешняя политика СССР в 1950-е – 1960-е гг.: социально-экономический аспект. 96.Стратегия развития сельского хозяйства СССР (нач. 1950-х– первой половине1960-х гг.) 97.Промышленная и финансовая политика советского правительства в начале 1950-х – первой половине 1960-х гг. и мировая экономика. 98. Социально-экономические преобразования в СССР (1950-е – начале 1960-х гг.). 99. Экономические реформы середины 1960-х гг.: причины, суть, итоги. 100. Феномен «застоя». Экономика СССР в 1970-е – начале 1980-х гг. 101. Внешне политический курс СССР в 1970-е–начале 1980-х гг. и народное хозяйство страны. 102. Перестройка хозяйственного механизма СССР в 1985 – 1991 гг. 103. Социально-экономические причины развала СССР. 104. Переход к «рыночной экономике» («шоковая терапия» и «приватизация»). 105. Экономика России во второй половине 1990-х гг.: проблемы и тенденции развития. 106. Россия и мировая экономика в 1990-е гг. 107. Банковская система России в конце XX – начале XXI века. 108. Внешняя политика России и мировая экономика на современном этапе. 109. Социально-экономическое развитие России в начале XXI века. 110. Место России в мировой экономической и политической жизни: реалии и перспективы. Список рекомендуемой литературы
1. Абалкин Л.И. Россия: поиск самоопределения: очерки. М., 2005 2. Абрамов В.Н. Многопартийность в постсоветской России: тенденции, проблемы, общественные потребности. М., 1997. 3. Абрамов Г. В. Князья Шуйские и Российский трон / ЛГУ. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. 4. Абрамов И.М. Циклы в развитии экономики СССР / Под. ред. З.И.Гиоргидзе; АН БССР, Ин-т экономики. – Минск: Наука и техника, 1990. 5. Абрасимов П.А. Вспоминая прошедшие годы. Четверть века послом Советского Союза. – М.: Международные отношения, 1992. 6. Аврех А. Я. Масоны и революция / [Предисл. П.В.Волобуева]. – М., 1990. 7. Аврех А.Я. П.А.Столыпин и судьбы реформ в России. –М.: Политиздат, 1991. 8. Аитов Н. А. Социальные проблемы ускорения НТП в СССР. – М., 1987. 9. Альщиц Д.Н. Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного / АН СССР. – Л.: 1988. 10. Аман А.Г. Повседневная жизнь первых христиан. 95 – 197 гг. – М.: 2003. 11. Амбелен Р. Драмы и секреты истории. 1306 – 1643 гг. Пер с фр.. – М.: 1992. 12. Ананьев И.М. Танковые армии в наступлении. По опыту ВОВ 1941 – 1945гг. М.: Воениздат, 1988. 13. Ананьич Б.В. Ганелин Р.Ш. Сергей Юрьевич Витте и его время - СПб.: “Дмитрий Буланин”, 2000. 14. Андреева И.А. Маркова А.Н. История России: учеб. пос. для вузов. – М. 2002. 15. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. Учеб. М., 2002. 16. Андрианов В.И. Косыгин. М.: 2003. 17. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л.: Лениздат, 1989. 18. Анисимов Е.В. Елизавета Петровна - М.: Мол. гвардия, 2000. 19. Анисимов Е.В. Женщины на российском престоле СПб.: 1998. 20. Анисимов Е.В. Россия без Петра: 1725-1740. – С-Пб.: Лениздат, 1994. /Истор-ая биб-ка “Хроника 3-х столетий Санкт-Петербург”/ 21. Анфилов В. А. Крушение похода Гитлера на Москву 1941./ Отв. ред. А.Г. Хорьков.- М.: Наука, 1989. 22. Аполлонов Л. А. V /Общероссийская/ конференция РСДРП.: [ учеб. пособ. по истории КПСС для вузов ]. /Л. А. Аполлонов. – М.: “Высшая школа”, 1975. 23. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. Пер. с англ.- М.: Центрком,1996. 24. Арестант пятой камеры: [ О А.В. Колчаке]- М.: Политиздат, 1990. 25. Архив русской революции. В 2-х томах. - М: Современник, 1991. 26. Архивы Кремля. В 2-х кн. Кн.1: Политбюро и церковь.1922 – 1925 гг.-/ Изд. подг. Н.Н. Покровский, С.Г.Петров. – Новосибирск.: “Сибирский Хронограф”, М., 1997. 27. Архивы Кремля: В 2-х кн. Кн.2: Политбюро и церковь.1922 – 1925 гг.- Новосибирск.: М., 1998. 28. Архипова Т.Г. Румянцева М.Ф. и др. История государственной службы в России. XVIII-XX в.: учебное пособие. – М., 2000. 29. Афганистан болит в моей душе…: Воспоминания, дневники сов. воинов, выполнявших интернац. долг. в Афганистане / Лит. Запись П. Ткаченко; М., 1990. 30. Бабиков М.А. Их не называли в сводках: (о разведчиках отряда особого назначения Сев. фронта, действовавшего в годы Великой Отеч. Войны). – М., 1987. 31. Балашова Н. А. Российский либерализм начала XX века (банкротство идей ”Московского еженедельника”) – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 32. Барышева А.В. Первая мировая война: Пролог XX века. Отв. ред. В.Л. Мальков.- М.: Наука, 1999. 33. Безыменский Л.А. Тайный фронт против второго фронта. – М.: АПН, 1987. Белади, Ласло, Краус, Тамаш. Сталин: [Пер. с венг.]. – М.: Политиздат, 1989. 34. Белая борьба на Северо-западе России / Сост., науч, ред., предисл. и коммент. С.В. Волкова. – М., 2003. (Россия забытая и неизвестная. Белое движение) 35. Белая книга “холодной войны”: [Сборник / Сост. Г. Н. Вачнадзе]. – М., 1985. (Империализм: События. Факты. Документы). 36. Белецкий В.Н. Потсдам 1945. История и современность: 2-е изд., М., 1987. 37. Белов Г.А. Развитие политических отношений в условиях перестройки. – М., 1989. 38. Белов Н. фон. Я был адъютантом Гитлера. 1937 – 1945. Смоленск, 2003. 39. Белоусов Р.А. Коренная перестройка управления экономикой СССР / Акад. обществ. Наук при ЦК КПСС. – М.: Мысль, 1989. 40. Белоусов Р.А. Экономическая история России: XХ век / Р.А. Белоусов. – М.: Изд. АСТ. Кн.4: Экономика России в условиях “ горячей” и “холодной” войн. – 2004. 41. Белоусов Р.А. Экономическая история России: XХ век: В 3 кн. / Р.А. Белоусов. – М.: ИздАТ. Кн.2:Через революцию к НЭПУ. – 2000. 42. Берия С. Мой отец Берия. В коридорах сталинской власти / Берия С.; М., 2002. 43. Бисмарк О. Воспоминания, мемуары. Т.1. – Мн.: Харвест М.: АСТ, 2001. 44. Бовыкин В.И. Формирование финансового капитала в России: Конец XIX в. – 1908 г. М., 1984. 45. Бок М.П., П.А.Столыпин. Воспоминания о моем отце / Вступ. ст. Н.С.Тимашева /. Репринт. воспроизвед. изд. 1953. М.: Новости, 1992. 46. Бокарев В.П. VIII съезд РКП(б) / В.П. Бокарев. – М.: Политиздат, - 1990. 47. Большевики в годы империалистической войны 1914 – февр. 1917. Сборник документов местных большевистских организаций. – Л.: Госполитиздат., 1939. 48. Боль
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|