Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

налогообложения и налогового права




 

Налоги как основной источник образования государствен­ных финансов через изъятие в виде обязательных платежей ча­сти общественного продукта известны с незапамятных времен. При этом налогообложение как элемент экономической культуры присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования, в связи с чем, о нем можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о ее неотъемлемой части.

История налогов насчитывает тысячелетия. Налоги выступили необходимым звеном экономических отношений с мо­мента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные ме­ханизмы древнего мира потребовали соответствующего финансирования.

Изучая историю возникновения и развития налогообложения и налогового права в зарубежных странах, необходимо рассмотреть становление налоговой системы Древнего Рима, а также проанализировать налоговые системы государств Европы и Азии в XVII - XIX вв.

Следует отметить, что с научной точки зрения историю возникновения и развития налогообложения и налогового права в России можно разделить на несколько периодов. Каждый из них соответствует общеисторическим особенностям эволюции отечественной государственности. Естественно, что и налоги той или иной эпохи отражают свойственный ей тип, характер и динамику социально-экономических отношений.

Исследуя зарождение налогообложения на Руси, необходимо определить понятие и рассмотреть дань, полюдье и таможенные сборы Древней Руси. При этом следует иметь в виду, что первым дошедшим до нас нормативным актом, в котором содержатся предписания налогово-правового характера, являются Пространная редакция Русской правды (так называемый Суд Ярославль Володимерович). В дальнейшем налогово-правовые нормы имеются в Судебнике 1497 г., Стоглаве 1551 г., Соборном уложении 1649 г. и др.

Рассматривая налоговую политику Русского государства в конце XV – XVI в., а также преобразования Ивана IV в налоговой сфере, налогообложение в Российском государстве XVII в., необходимо отметить, что налоговая система России в XV- XVII вв. была чрезвычайно сложна. В некоторой степени упорядочению налогообложения способствовало создание в 1655 г. Счетного приказа, поскольку проверка финансовой дея­тельности приказов, анализ приходных и расходных книг позволяли довольно точно определить бюджет государства. В свою очередь московское правительство середины XVII в. стало объединять однородные приказы в более крупные ведомства, подчиняя одному приказу несколько других или ставя одного начальника во главе нескольких однородных приказов. Так во главе финансовых учреждений стал Приказ Большой казны.

С момента воцарения на российском престоле Петра I начался новый этап в истории финансовых и налоговых органов, который продолжился до вступления на престол Александра I (1801 г.).

В результате преобразования Петра I Камер-коллегия стала специальным учреждением по организации сбора только некоторых доходов и податей, поэтому в ней не знали точного количества и названий всех государственных доходов, отчетности не было никакой, тогда как это – одно из важнейших направлений в деятельности центрального налогового органа. Таким образом, реформы Петра I так до конца и не устранили путаницу и разногласие в финансовых делах России. Тем не менее, несмотря на все свои недостатки, они выводили страну на новый этап своего развития. Новации Петра I продолжила императрица Екатерина II. В ее правление почти все финансовое и контрольное ведомство оказалось в руках генерал-прокурора, исполнявшего по должности обязанности государственного казначея. В Сенате Указом от 24 октября 1780 г. «Экспедиция о государственных доходах». По характеру своей деятельности, представляется, именно она явилась своеобразным прообразом будущего Министерства финансов (к этому времени петровские коллегии были упразднены, их функции переданы казенным палатам).

Став императором в 1801 г., внук Екатерины Александр I начал свою преобразовательную деятельность с отмены распоряжений Павла, видоизменявших управленческий порядок, предначертанный Екатериной Великой. Однако восстановлением прежней архитектуры финансовой системы преобразования Александра не ограничились. В дополнение к Екатерининской реформе местного самоуправления он осуществил реформу учреждений центральной власти.

Эпохальное значение имел его манифест от 1802 г. «Об учреждении Министерств», согласно которому за Сенатом оставлялись только полномочия высшей судебной инстанции, а все вопросы государственного управления передавались вновь образуемым восьми министерствам. В их числе было и министерство финансов, которое существовало далее при всех правителях и режимах, являясь одним из основных инициаторов финансовых и налоговых инноваций. Коллегии были упразднены.

Идея всех последующих финансовых преобразований принадлежала видному российскому ученому, статс-секретарю императора М.М. Сперанскому. В 1811 г. по его предложению учреждены еще четыре Министерства, а управление финансами было разделено между тремя Министерствами: финансов, государственного казначейства, ревизии государственных счетов. Сперанский особо настаивал на отделении ревизии счетов, так как иначе министр финансов «сам некоторым образом в ней был истец, ответчик и судья».

В 1824 г. при непосредственном участии Канкрина процентное (гильдейское) обложение купечества была преобразовано в патентное их обложение. Если раньше купечество платило налог в процентном соотношении от объявляемого капитала, то при сохранении порядка декларирования устанавливалась фиксированная плата за покупку билетов и свидетельств на торговлю.

В 1847г. принимается новое «Положение об акцизно-откупном комиссионерстве», просуществовавшее 16 лет. Согласно этому положению были установлены питейные округа (каждый округ составлял город с уездом), в которых сбор различных акцизов стал отдаваться с торгов на откуп. Лицо, выигравшее торги, становилось комиссионером по продаже заготавливаемого казной вина. Для каждого откупа устанавливался плановый объем реализации вина, за него весь доход уплачивался государству, а со сверхплановой продажи комиссионер удерживал в свою пользу 50% стоимости. При этом казна получала двоякий доход: от откупщиков за оптовую продажу акциз с питей и кабаков. Немудрено, что данная система приводил в первую очередь к личному обогащению откупщиков.

В 1855 г. на престол вступает Александр II, внесший существенный вклад не только в совершенствование практики налогообложения и управления финансами, но и в формирование принципиально иного облика России.

Ликвидация крепостного права привела не только к появлению неналоговых выкупных платежей, но и к существенному изменению практики налогообложения. Податные реформы связывают с преобразовательной деятельностью М.Х. Рейтерна сначала на посту министра финансов, затем – председателя Кабинета министров.

В 1863 г., по инициативе Рейтерна, введены изменения прямое обложение городского, промыслового и крестьянского населения.

Местное прямое обложение было представлено земским сбором в виде поземельного налога.

 

С 1863 г. также началась реформа косвенного налогообложения. Главная статья государственных доходов – винные откупа – заменяются питейным акцизом в размере 4 коп. с каждого градуса крепости напитка.

С подачи министра финансов Н.Х. Бунге отменяется подушная подать, просуществовавшая в России с 1724 г., также отменяется и соляной акциз. Для компенсации выпадающих доходов казны были увеличены как косвенные налоги (таможенные пошлины, акцизы с сахара, вина, пива и табака), так и прямые налоги (ставки налога на городскую недвижимость, государственного поземельного налога и гербового сбора). Но этим преобразовательная деятельность Н.Х. Бунге не ограничивалась. В 1882 г. вводится налог с наследств, адвалорная (процентная) ставка которого устанавливается в обратной зависимости от степени родства. До этого существовал лишь 6%-ный сбор с наследств, переходящих по завещанию к лицам, не имеющим право на законное наследование. Ставки нового налога в целом существенно ниже, но объект обложения шире – он охватывает все виды наследования. Так, ставка налогов для наследников по прямой линии и супругов составляла всего лишь 1%, для братьев, сестер, племянников – 4%, для родственников по боковой линии, не имеющих родства, - 8%. При этом необлагаемым минимумом являлось наследство, стоимость которого не превышала 1 тыс. руб. Предусматривался также обширный освобождений от налога.

В 1885 г. были введены первые налоговые платежи, облагающие получение доходов.

Н.Х. Бунге также инициировал создание полномасштабной системы налогового контроля. При Казенных палатах создаются губернские и уездные податные присутствия, коллегиальные органы, заведовавшие раскладкой дополнительных сборов с торговых и промышленных предприятий и состоящие из представителей палаты, выборных представителей губернских и уездных земских собраний, городской думы и купечества.

Эпохальное значение для усиления контрольной работы имело учреждение при Казенной палате в 1885 г. должности податного инспектора. Первоначальный штат их по стране составлял 500 инспекторов.

Благодаря налоговым преобразованиям и введению новых налогов с существенной базой обложения на протяжении всего XIX в. Наблюдался неуклонный рост государственных доходов, особенно усилившийся в 80-х годах. Рост доходов российской казны даже опережает аналогичные показатели европейских держав.

Следует отметить, что практика налогообложения, сформировавшаяся к 1914 г., по многочисленным свидетельствам была, хотя и фискально - ориентированной, но экономически обоснованной. В целом она не подавляла стимулы экономического роста в первую очередь развития промышленного и аграрного секторов.

Поступательное развитие экономики, а соответственно и налогообложения было прервано Первой мировой войной – самой кровопролитной и дорогостоящей из всех пережитых Россией к тому времени войны.

После февральской революции 1917 г. новое Временное правительство еще более ухудшило состояние государственных финансов, прибегнув к массированной бумажно-денежной эмиссии. В результате общего хаоса налоги перестали собираться, так как система взимания налогов и сборов пришла в упадок, деньги ничего уже не стоили, страна стремительно возвращалась к натуральному хозяйству.

Отречением последнего российского императора Николая II от престола заканчивается целая эпоха развития практики налогообложения в России, которая продолжалась более десяти столетий.

Анализируя послереволюционные преобразования в налоговой сфере, а также налогообложение в период проведения НЭП – новой экономической политики (1921-1930 г.г.) необходимо подчеркнуть, что в целом система налогов и сборов уже к середине 20-х годов обеспечила формирование бездефицитного бюджета. Денежная реформа 1924 г. способствовала переходу к денежным формам внесения налоговых платежей. Вместе с тем эта система отличалась слабой теоретической проработкой (повсеместно использовалась практика многократного обложения одних и тех же объектов), была крайне сложной и громоздкой (насчитывала до 86 различных платежей в бюджет). К тому же она имела ярко выраженную классовую направленность, ориентированную на повышенное обложение и постепенное вытеснение из экономики частного капитала и стимулирование социалистических форм хозяйствования. Однако, несмотря на множественность налогов, совокупное налоговое бремя на экономику в целом, составляющее 10 – 14 %, нельзя охарактеризовать как чрезмерное. Только чуть более половины доходов консолидированного бюджета СССР формировалось за счет налогов.

Свертывание НЭПа и переход к исключительно государственной и коллективной формам хозяйствования приводит к необходимости очередных налоговых преобразований. Налоговые формы изъятий доходов частных предприятий теряют актуальность. Их сменяют преимущественно административные методы распределения финансовых ресурсов через бюджетную систему.

Налоги в СССР. Общество без налогов. В 1930 – 1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа (Постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г.), в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах – налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения, а значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии. В результате налоги и налогообложения во многом утрачивают свое значение для бюджета

Во время Великой Отечественной войны продолжает действовать система обязательных платежей из прибыли государственных предприятий, установленная в предвоенный период. Но в связи с дополнительными потребностями бюджета Указами Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. и 8 июля 1944 г. вводятся новые налоги и сборы с населения: налог на холостяков и малосемейных граждан СССР; военный налог; сбор с владельцев скота; сбор за регистрацию охотничье-промысловых собак.

В послевоенный период происходит постепенное замещение налогообложения неналоговыми источниками пополнения бюджета. Главным из них становится перераспределение основной части доходов государственных предприятий и организаций.

В этот период физические лица уплачивают следующие общесоюзные налоги: подоходный; сельскохозяйственный; земельный; с владельцев строений; с владельцев транспортных средств; с наследств и дарений; на холостяков, одиноких и малосемейных граждан - самый экзотический из применявшихся налогов в СССР, который был введен с целью мобилизации дополнительных средств на оказание помощи многодетным матерям.

К середине 80-х годов юридические лица уплачивают следующие общесоюзные налоги и сборы: налог с оборота; плату за фонды; фиксированные (рентные) платежи; взносы свободного остатка прибыли (или нормативные отчисления от прибыли); отчисления на социальное страхование; таможенные пошлины; отчисления на геологоразведочные работы; лесной доход; плату за воду; плату за трудовые ресурсы; подоходный налог с колхозов.

Следует отметить, что в условиях сохраняющейся монополии государства на средства производства данная система платежей, несмотря на определенное ее совершенствование, не изменила, да и не могла изменить планово-административной природы налоговых изъятий и придать им рыночный характер. В результате масштабного финансово-экономического кризиса очевидной стала необходимость серьезных реформ в хозяйственной жизни страны.

В период проведения рыночных преобразований произошло возобновление налогообложения. В серии законодательных актов 1987-1988 гг., в частности законов «О государственном предприятии (объединении)» и «О кооперации в СССР», начинается реформа системы обязательных платежей для государственных предприятий и формируется система налоговых платежей для индивидуальных предпринимателей и кооперативов. Для государственных предприятий вводятся также две формы хозрасчета, предусматривающие нормативное распределение прибыли или нормативное распределение дохода. В последней форме вводится новое понятие хозрасчетный доход, представляющего собой выручку от реализации предприятия за вычетом его материальных затрат.

Важнейшее значение для организации процесса налогового процесса администрирования, соответствующего новой системе налогов и сборов, стало создание в 1990 г. в составе Минфина СССР Главной государственной налоговой инспекции и ее территориальных органов в составе республиканских министерств. Но в данном вопросе появилось налоговое противостояние. Его отголоском явились напряженные отношения между Министерствами финансов СССР и союзных республик, вынудившие союзный центр искать адекватные решения по сохранению своих налоговых доходов. В результате возникла идея, через год (1991 г.) реализованная на практике, о выделении из состава Минфина налоговой инспекции и преобразовании ее в Государственную налоговую службу. Такое выделение, впоследствии давшее мощный стимул для развития этой службы и повышения ее статуса, в исходном варианте реализовывалась для формирования централизованной и самостоятельной службы, неподконтрольной республиканским финансовым ведомствам.

Все эти меры и августовские события 1991 г. ускорили процесс распада союзного государства и обретения Россией атрибутов государственности. Независимому Российскому государству требовалось в самые кротчайшие сроки создать свою налоговую систему. Времени на глубокую теоретическую проработку не оставалось. В таких условиях для ее формирования были задействованы ресурсы заимствования зарубежного опыта налогообложения и практики построения налоговой системы СССР.

Буквально через несколько месяцев были приняты Законы РФ: от 6 октября 1991 г. «О налоге на добавленную стоимость», от 7 декабря 1991 г. «О подоходном налоге с физических лиц», от 27 декабря 1991 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и, наконец, основополагающий налоговый закон от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Все они вводились в действие уже с 1 января следующего года. Таким образом, с 1 января 1992 г. формируется новая налоговая система независимой России

Тема 3. Источники налогового права

Исследуя понятие и виды источников налогового права, необходимо, исходя из знаний теории государства и права, определить, что источники налогового права – это официально признаваемые государством юридические формы, содержащие налогово-правовые нормы.

По нашему мнению, система источников налогового права включает множество элементов, представляющих собой нормативные правовые акты, регулирующие налоговые отношения. Понятие «источник права» шире понятия «законодательство Российской Федерации о налогах и сбора». Исходя их этого, в систему источников налогового права необходимо включить следующие.

1. Конституция Российской Федерации.

2. Нормы интернационального права и международные договоры Российской Федерации.

3. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах (специальное налоговое законодательство), которое, в свою очередь, включает в себя следующие элементы:

3.1. Федеральное законодательство о налогах и сборах, включающее: Налоговый кодекс Российской Федерации; другие федеральные законы о налогах и сборах;

3.2. Региональное законодательство о налогах и сборах: законы субъектов Российской Федерации; иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами субъектов РФ;

3.3. Нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.

4. Общее налоговое законодательство – это иные федеральные законы, не входящие в объем понятия «законодательство о налогах и сборах» и содержащие нормы налогового права.

5. Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами:

а) акты органов общей компетенции: Указы Президента Российской Федерации; Постановления Правительства Российской Федерации; подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, принятые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, принятые исполнительными органами местного самоуправления.

б) акты органов специальной компетенции – ведомственные подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами органов специальной компетенции, издание которых прямо предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

6. Решения Конституционного Суда Российской Федерации.

При этом следует охарактеризовать Конституцию Российской Федерации как источник налогового права.

Конституция Российской Федерации содержит важные нормы, регулирующие основы налоговой системы России. В частности, ст. 57 Конституции РФ закрепляет в качестве конституционной обязанности уплату каждым лицом законно установленных налогов и сборов, а также предусматривает, что законы, устанавливающие налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Конституция РФ разграничивает налоговые полномочия между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями, содержит важные положения, связанные с налоговым правотворчеством. Устанавливая основы конституционного строя России, она создает правовые предпосылки для дальнейшего налогово-правового регулирования.

В соответствии с общим конституционным принципом российского права о приоритете норм международного права и международных договоров Российской Федерации в международном договоре могут быть установлены: общие принципы взаимодействия договаривающихся сторон в сфере налогообложения; соглашения, направленные на избежание двойного налогообложения; общие налоговые соглашения, которые охватывают все вопросы налогообложения; ограниченные налоговые соглашения, охватывающие лишь отдельные вопросы в налоговой сфере; соглашения, в которых наряду с другими вопросами рассматриваются налоговые вопросы; налоговые соглашения, касающиеся индивидуальных лиц и хозяйствующих организаций. НК РФ установил, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации (ст. 7 НК РФ). К числу международно-правовых источников налогового права следует отнести: типовые соглашения по вопросам налогообложения, налоговые соглашения России с зарубежными государствами, соглашения об избежании двойного налогообложения, соглашения о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства и т.п.

Характеризуя законодательство РФ о налогах и сборах, следует учитывать только те нормативные правовые акты, которые указаны в ст. 3 Налогового кодекса РФ. В данной темы также следует проанализировать налоговую компетенцию федеральных органов власти. Федеральное законодательство о налогах и сборах. Кодификация налогового законодательства – Налоговый кодекс Российской Федерации. При этом следует отметить, что Налоговый кодекс РФ занимает ведущее место в системе источников налогового права и обладает наибольшей юридической силой в иерархии законодательства о налогах и сборах. Все иные федеральные, региональные и муниципальные правовые акты о налогах и сборах могут быть приняты только при условии соответствия НК РФ.

Также исследовать совместную компетенцию Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по установлению общих принципов налогообложения, в том числе налоговую компетенцию субъектов Российской Федерации, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах. Особое место отводится изучению налоговой компетенции органов местного самоуправления.

Необходимо отметить, что важная роль отводится нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления в регулировании налоговых отношений. Согласно ст. 4 Налогового кодекса РФ Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Необходимо иметь в виду, что решения Конституционного Суда РФ, содержащие нормы, так или иначе регулирующие налогообложение, являются важными актами, которые возможно отнести к источникам налогового права. Прецеденты, создаваемые Конституционным судом РФ, как и акты собственного толкования, имеют нормативно-регулирующее значение и являются высшими по своей юридической силе правовыми нормами, распространяющимися на неопределенный круг случаев и субъектов конституционно-правовых отношений.

В отношении судебной и арбитражной практики в целом необходимо отметить, что, хотя вопрос о судебной практике как источнике права является дискуссионным, акты правосудия – решения Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ оказывают существенное влияние на практику применения налогового законодательства.

Изучая принятие и введение в действие законодательства о налогах и сборах, порядок внесения изменений и дополнений в законодательство о налогах и сборах, а также действие законодательства о налогах и сборах во времени, пространстве и по кругу лиц, следует подробно проанализировать ст.ст. 1, 4, 5, 7, 12 Налогового кодекса РФ.

Признаки несоответствия нормативных правовых актов о налогах и сборах Налоговому кодексу Российской Федерации закреплены в ст. 6 Налогового кодекса РФ.

 

Тема 4. Понятие и классификация налогов и сборов.

Элементы налогообложения (закона о налоге)

 

Изучая юридическое определение налога и сбора, их основные признаки, необходимо уяснить, что категория «налог» в российском законодательстве последнего десятилетия проделала сложную эволюцию от «широкого» понимания к дифференцированному. Речь идет о налоговых платежах в широком и узком смысле. До принятия части первой Налогового кодекса РФ фактически все обязательные платежи в бюджеты и внебюджетные фонды объединялись законодателем понятием «налоговая система». В литературе налог подчас определялся как всякий «общеобязательный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц».

В настоящее время термином «налоговые платежи» охватываются только два вида обязательных бюджетных платежей - налоги и сборы. Понятие «налог» может рассматриваться с двух самостоятельных позиций - в узком и широком смысле слова. В узком смысле, налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст.8 Налогового кодекса РФ).

В широком смысле налог - это сложная система отношений, включающее в себя ряд составляющих. Данная система отношений с правовой точки зрения включает в себя, прежде всего, отношения по установлению, введению и взиманию (исчислению и уплате) налогов как обязательных платежей в казну государства.

Конституция РФ ст.57, НК РФ п. 5 ст. 3 устанавливают: ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. В этой связи особое значение приобретают признаки налогов, к которым относятся:

- налог представляет собой отчуждение части собственности субъектов в пользу государства;

- законность его установления, введения и взимания;

- императивно-обязательный характер;

- принудительный характер;

- индивидуальная безвозмездность и безвозвратный характер;

- денежная форма;

- личный характер;

- публичный и нецелевой (абстрактный) характер налогов;

- процедурный характер взимания;

- налоги вносятся в бюджет или внебюджетный фонд.

В НК РФ разграничены понятия «налоги» и «сборы». Под сбором, в соответствии с п. 2 ст. 8 НК РФ, понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В числе признаков, которые выделяет Налоговый кодекс Российской Федерации, определяя понятие сбор, можно отметить:

- обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица;

- взимание сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.

Рассматривая современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции: фискальную, распределительную (социальную), регулирующую, контрольную, поощрительную. При изучении данной темы необходимо дать общую характеристику каждой из указанных функций.

Любая классификация условна и всегда имеет недостатки. Тем более это касается классификации налогов, в которых переплетены политические, юридические и экономические аспекты. Соответственно критерии классификации, верные с экономической точки зрения, не всегда правильны с точки зрения политики или права. Тем не менее, классификация налогов способствует их систематизации, которая необходима и в законодательных целях. Выделяют следующие виды налогов: прямые и косвенные; персональные и пообъектные; раскладочные (репартиционные) налоги; количественные (долевые, квотативные) налоги; окладные и неокладные; налоги, уплачиваемые физическими лицами, налоги с юридических лиц, налоги со смешанным субъектным составом; по уровню налоговой системы – федеральные, региональные и местные.

Согласно п.1 ст.17 Налогового кодекса РФ: «Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога».

Иначе говоря, Налоговый кодекс РФ устанавливает элементы, наличие которых является обязательным для установления конкретно-определенного налога. Только при наличии данных элементов налог будет считаться законно установленным и у налогоплательщика возникнет обязанность по его уплате; отсутствие какого-либо элемента из вышеперечисленных означает, что налог не установлен, а следовательно, отсутствуют правовые основания для его взимания.

Таким образом, после принятия и вступления в силу первой части Налогового кодекса РФ элементы налогообложения - выступили базовой правовой предпосылкой для определения обязанностей налогоплательщика в структуре налогового правоотношения.

Первую группу составляют основные (обязательные) элементы налога, которые обязательно должны быть определены в законодательном акте при установлении налогового обязательства. К ним, как уже отмечалось выше, относятся те элементы налога, которые перечислены в ст.17 Налогового кодекса РФ, а именно:

- налогоплательщик. Это сам участник налоговых правоотношений - плательщик налогов. Согласно ст.19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. В соответствии с п.2 указанной статьи налогоплательщиками в установленном порядке могут являться филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций.

- объект налогообложения. В соответствии со ст.38 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. То есть объект налогообложения - это юридический факт или совокупность юридических фактов (юридический состав), с которым связано возникновение обязанности налогоплательщика уплатить налог.

- налоговая база. В соответствии со ст.53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения (например объемно-стоимостный показатель). Иначе говоря, налоговая база, представляющая собой количественное выражение объекта налога, тесно примыкает к элементу объекта налога и неразрывно с ним связана. Иными словами это та база, к которой применяется ставка налога.

- налоговый период. В соответствии со ст.55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате, при этом налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Налоговый период следует отличать от отчетного периода, т.е. срока подведения итогов, составления отчетности и предоставления ее в налоговый орган.

- налоговая ставка. Исчисление суммы налога невозможно без применения ставки налога - Ст.53 НК РФ определяет данный элемент налога как величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

- порядок исчисления налога. В соответствии со ст.55 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить налог. Обязанность исчислить сумму налога может быть возложена на налогоплательщика, налоговый орган, третье лицо, выступающее в роли «налогового (фискального) агента» Исчисление некоторых налогов (так называемых, окладных) осуществляется налоговыми органами. Ряд налогов исчисляется налоговыми агентами. Выделяют некумулятивный (обложение налоговой базы предусматривается по частям) и кумулятивный (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода) метод исчисления налога.

- порядок уплаты налога. Согласно ст.58 НК РФ уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином законодательно установленном порядке, в наличной или безналичной форме, при этом конкретный порядок уплаты налога устанавливается налоговым законодательством применительно к каждому налогу.

- сроки уплаты налога. Согласно ст.57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Вторую группу составляют элементы налогов, которые не обязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам и сборам, так называемые, факультативные элементы.

Данная группа на сегодняшний день представлена всего лишь одним элементом налога - налоговой льготой. Под налоговой льготой в соответствии со ст.56 НК РФ понимается предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...