Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 10. Структура интеллекта.




Создание разнообразных тестов для диагностики интеллекта породило еще один вопрос: существует один глобальный фактор интеллекта или он состоит из многих малосвязанных между собой способностей?

Ч.Спирмен разработал иерархическую однофакторную модель интеллекта. Согласно его представлениям интеллект имеет такое же строение, как аппарат власти в государстве. Во главе находится главный правитель – общий фактор интеллекта, который отвечает за все интеллектуальные функции. Он считал, что этот фактор отражает общую «умственную энергию» человека. Этажом ниже располагаются специальные интеллектуальные способности (арифметические, лингвистические, моторные), которые отвечают за более узкий класс задач. Ниже находятся еще более узко специализированные способности в рамках вышеуказанных способностей.

Однако, практика показывает, что у многих людей встречается интеллектуальная одаренность в одной области и средние способности – в другой.

Например, у ученика могут быть ярко выражены математические способности при средних лингвистических способностях. Это навело на мысль о существовании независимых факторов интеллекта.

Л.Терстоун предложил многофакторную теорию интеллекта, согласно которой интеллект состоит из ряда независимых между собой интеллектуальных способностей. Сначала он вывел 12 таких способностей, но потом свел их количество до 7. К ним он отнес следующие:

1. словесное понимание (понимание текста, словесные аналогии);

2. речевая беглость (нахождение рифмы, подбор слов на одну букву);

3. числовой фактор (скорость и точность арифметических действий);

4. пространственный фактор

а) восприятие геометрических фигур;

б) мысленное вращение этих фигур;

5. ассоциативная память (запоминание ассоциативных пар);

6. скорость восприятия (выявление сходства и различий фигур);

7. индуктивный фактор (выявление закономерностей).

Как показали дальнейшие исследования, эти факторы не являются абсолютно независимыми между собой, хотя степень их развития у одного и того же человека может быть весьма разной.

Р.Кеттелл предложил разграничивать «связанный» и «текучий» интеллект. «Связанный» интеллект определяется совокупностью знаний и интеллектуальных навыков личности, приобретенных им в ходе социализации с раннего детства до конца жизни, поэтому он очень зависит от культурной среды, к которой она принадлежит. «Текучий» интеллект обусловлен развитием ассоциативных зон коры больших полушарий головного мозга, является врожденным и не зависит от приобщенности к культуре. Он проявляется при решении перцептивных задач.

Дж.Гилфорд создал кубическую модель интеллекта, которая претендует на самое обширное описание интеллекта. Он предлагает рассматривать структуру интеллекта как трехмерное пространство, три грани которого представлены содержанием, операциями и результатом мыслительной деятельности человека.

Содержание интеллектуальной деятельности человека может быть представлено 4 видами: образами (картинки), символами (числа, условные знаки), семантическим материалом (тексты) и реальным поведением людей. Все это может быть предметом интеллектуальной деятельности человека.

Операции, которые человек может производить с ними, сводятся к 5 группам: познавательные функции, память, дивергентное мышление, конвергентное мышление и оценка.

Результатами применения к данному материалу этих операций являются 6 видов продуктов интеллектуальной деятельности: элементы, классы, отношения, системы, преобразования и применения.

Если перемножить 4,5 и 6 мы получим 120 сочетаний из содержания, операции и результата, которые вместе и дадут полное описание факторов интеллекта. Однако, до сих пор на некоторые сочетания не удалось разработать тесты.

Заслугой Дж.Гилфорда является также еще и то, что он первый заявил о необходимости наряду с предметным интеллектом изучать социальный интеллект. В его модели он представлен поведенческим материалом. Социальный интеллект направлен на оценку, сравнение и осмысление поведения людей и всевозможных социальных явлений.

В последние годы появилось понятие эмоционального интеллекта. Этот термин впервые использовали П.Сэлоуэй и Д.Мейер в 1990 году для описания способностей человека к оценке и саморегуляции собственных эмоциональных явлений. По их мнению, он состоит из четырех компонентов:

1. восприятие и выражение эмоций;

2. усиление мышления с помощью эмоций;

3. понимание своих и чужих эмоций;

4. управление эмоциями.

Среди психологов не утихают дискуссии о том, можно ли на основе тестов на интеллект предсказать успешность обучения ребенка, а главное, успешность профессиональной деятельности взрослого.

Крупный специалист в области интеллекта Р.Дж.Штернберг очень резко высказывается по поводу повсеместного применения тестов в школах и вузах США. Он считает, что после тестирования ребенку приклеивается ярлык имеющего средний или низкий уровень интеллекта, от которого ребенок не может избавиться впоследствии.

Существует целый ряд проблем, связанных с диагностикой интеллекта.

1. Тесты, разработанные в одной стране малоприменимы в другой стране. Чем более непохожими являются культуры в широком смысле слова этих стран, тем менее они применимы.

2. Большую трудность представляет разработка норм для определения уровня интеллекта. Так недавно Дж.Флинном было открыто, что на американской выборке за последние тридцать лет средний уровень интеллекта вырос на 15 пунктов. Т.е. если взять старые тесты и провести с их помощью тестирование современных подростков, то они покажут гораздо более лучшие результаты, чем их отцы. Следовательно, надо часто пересматривать нормы для разных возрастных групп, что является непростым делом.

3. Существует обучаемость выполнению тестов. Если человек постоянно тестируется, то он «набивает руку» на решении задач и в дальнейшем делает это лучше, чем тот человек, которому это в новинку.

4. Результаты тестирования зависят от эмоционального состояния человека, его здоровья в момент тестирования, от привычности обстановки, в которой оно происходит.

Наконец встает вопрос, а что можно узнать на основе тестирования?

Многие авторы подчеркивают, что тестирование позволяет выявить сообразительность человека, знание им некоторой суммы интеллектуальных навыков. Но на основе диагностики интеллекта невозможно предсказать профессиональную успешность человека, его креативность, мудрость, компетентность.

В связи с этой проблемой М.А.Холодной был предпринят анализ разных типов интеллектуальной одаренности. Ею выделено шесть типов людей, которые оцениваются разными авторами как интеллектуально одаренные:

1) “сообразительные” - те, кто имеют высокие значения при тестировании общего интеллекта (IQ больше 135-140 баллов);

2) “блестящие ученики” - лица с высокими показателями академической успешности;

3) “креативы” - лица с высоким уровнем развития творческих интеллектуальных способностей;

4) “компетентные” - лица с высокой успешностью в выполнении тех или иных реальных видов деятельности; имеющие большой опыт работы;

5) “талантливые” - лица с экстраординарными интеллектуальными достижениями;

6) “мудрые” - лица с экстраординарными способностями к оценке и предсказаниям событий обыденной жизни людей.

Оценивая все шесть категорий людей на основе эмпирических данных об их жизненных успехах, М.А.Холодная приходит к выводу о том, что только последние три категории людей демонстрируют истинную интеллектуальную одаренность, поскольку они приводят к успеху в реальной жизни.

 

Рекомендуемая литература

1. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: Смысл: Издательский центр «Академия». 2004, с.136-144.

2. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.,Академия, 1996, с.4-32.

3. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Москва-Томск, 1997, с.243-253.

4. Штернберг Р.Дж. Отточите свой интеллект. Минск, 2000, с.11-51, 515-530.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...