Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

история культуры древнего востока




Мифология народов древнего Востока

 

Происхождение термина «миф». Понятие «миф». Причины появления мифов. Мифологическое мышление. Миф и обряд. Роль обрядно мифологического комплекса в развитии культуры. Общее и особенное в мифологии древневосточных народов. Типология мифов.

 

Письменность народов Древнего Востока

Возникновение письменности. Условия и предпосылки. Этапы развития.

Древнеегипетская письменность. Ее характер и особенности. Виды письма. Писчий материал. Дешифровка древнеегипетской системы письма.

Письменность народов Месопотамии. Особенности и ареал распространения. Писчий материал. История дешифровки.

Хеттская письменность. История открытия хеттских памятников письменности. Богазкейский архив. Дешифровка хеттской клинописной системы письма. Письменность и языки народов, населявших Хеттское государство.

Письменность народов Восточного Средиземноморья. Влияние социально-экономического развития государств Восточного Средиземноморья на формирование письменности. Роль письменности аккадцев и древних египтян. Протобиблское письмо. Создание консонантного алфавита. Угаритское письмо. Финикийская письменность и ее историческое значение.

Письменность древнего Ирана. Заимствования персов в области письменности. Характер письменности персов. Письменность и языки народов, населявших древнеперсидское государство.

Письменность народов древней Индии. Индская письменность и ее судьба. Письменность в Ведийский период и эпоху Маурья. Виды древних алфавитов.

Письменность в древнем Китае. Уникальность китайской письменности. Возникновение письменности: данные традиции и археологии. Этапы развития древнекитайской письменности. Писчий материал.

 


Литература народов древнего Востока

Условия развития литературы. Ее истоки. Основные жанры.

Литература древнего Египта. Литературные жанры, распространенные в Египте. Основные литературные произведения. Литературные приемы.

Литература народов древней Месопотамии. Этапы развития литературы. Формирование основных жанров. Наиболее выдающиеся литературные произведения. Особенности литературы народов Месопотамии.

Литература хеттов. Жанры. Образцы литературных произведений. Историческая роль литературы древних хеттов.

Литература народов Восточного Средиземноморья. Условия ее развития. Храмовая библиотека Угарита. Литература народов Палестины. Формирование Библии. Ее структура. Основные редакции Библии. Основные источники Библии.

Литература древнего Ирана. Авеста как выдающийся литературный памятник ираноязычных народов. Структура и содержание Авесты как литературного произведения.

Литература народов древней Индии. Ведийские тексты. Основные жанры. Драматургия в древней Индии.

Литература древнего Китая. Этапы развития и основные жанры.

Естественнонаучные знания в странах древнего Востока

 

Источник и условия развития науки. Накапливание знаний. Математические знания. Развитие астрономии. Медицина. Географические и исторические знания. Развитие права. Правовые памятники древности.

 

Религия народов древнего Востока

 

Роль религии в развитии древневосточных государств. Основные этапы формирования религиозных воззрений древневосточных народов и их особенности. Остатки первобытных верований. Общинные культы. Формирование пантеонов. Обрядовая сторона. Жречество и его роль. Обожествление правителей

Древнеегипетская религия и ее особенности

Религия народов древней Месопотамии.

Исторический путь хеттской религиозной системы.

Особенности формирования религиозных верований у народов Восточного Средиземноморья. Историческое значение иудаизма.

Религия древних иранцев. Терминологический аспект вопроса названия религии. Проблема дуализма. Этика. Место и роль культа Митры.

Религия народов древней Индии. Религия Мохенджо-Даро и Харапппы. Религия в Ведийский период. Брахманизм. «Неортодоксальные» религиозные течения. Буддизм. Индуизм.

Религия древнего Китая. Связь с философскими системами.

Архитектура и изобразительное искусство народов древнего Востока

Основные виды и жанры искусства. Их иерархия. Основные направления развития архитектуры.

Архитектура древних египтян. Культовая архитектура. Гробницы. Храмовая архитектура. Причины развития. Типы храмов. Принципы строительства. Выдающиеся архитектурные сооружения. Гражданская архитектура. Изобразительное искусство древних египтян. Жанры. Формирование основных канонов. Египетский рельеф. Его особенности. Древнеегипетская скульптура. Статуарные типы. Скульптурный портрет. Амарнский период в изобразительном искусстве. Живопись. Выдающиеся произведения древнеегипетского изобразительного искусства.

Архитектура народов древней Месопотамии. Культовая и гражданская архитектура и ее особенности. Изобразительное искусство. Особенности рельефа и выдающиеся образцы. Скульптура.

Архитектура и изобразительное искусство древних хеттов.

Архитектура и изобразительное искусство народов Восточного Средиземноморья.

Архитектура и изобразительное искусство древнего Ирана.

Архитектура Индской цивилизации. Культовая архитектура эпохи Маурья. Древнеиндийская скульптура.

Особенности культовой и гражданской архитектуры древнего Китая. Прикладное искусство.

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА

 

Введение

 

Понятие «античность» и «античная культура». Условия и особенности развития античной культуры. Понятие «культура» в античную эпоху. Культурный синкретизм в античном обществе.

 

Город в древней Греции

 

Возникновение городов в Греции. Роль синойкизма. Основные типы греческих городов. Теория Гиппократа о регулярном городе. Акрополь. Нижний город. Некрополь. Афины. Афинский апрополь. Основные архитектурные сооружения. Афинская агора: ее назначение и основные общественные здания. Фортификационные сооружения Афин.

 

Быт древних греков

 

Эволюция жилища. Основные типы греческих домов. Обстановка в домах. Распорядок дня древних греков. Кулинарное искусство. Симпосии. Одежда и обувь древних греков.

Греческая семья. Эволюция семейных отношений. Отношение государства к семье. проблема семьи в трудах греческих мыслителей. Заключение брака. Выбор невесты. Обручение. Брачный договор. Обряд бракосочетания. Положение женщины. Причины разводов.

Дети в спартанских семьях. Спартанская и афинская системы воспитания.

Греческая религия

 

Религия в крито-микенскую эпоху. Основные религиозные культы. Эгейская зоолатрия.

Религия греков в архаическую и классическую эпоху. Остатки первобытных верований. Погребальный культ. Семейно-родовые отношения. Земледельческий культ. Оформление олимпийского пантеона. Второстепенные божества. Герои.

Греческие святилища. Их роль в общественной и политической жизни Эллады. Дельфийское святилище. Его организация и функционирование. Оракул Додона.

Элевсинские мистерии.

 

Общеэллинские празднества и зрелища

 

Происхождение, содержание, сущность и роль празднеств в жизни древних греков.

Олимпия и всегреческий олимпийский праздник. Основные общественные постройки Олимпии. Программа празднества, его организация. Социальные состав участников соревнований. Чествование победителей. Размывание этических основ олимпийских игр в эллиничестический период. Судьба олимпийских игр; их историческое значение.

Пифиады. Истмийские и Немейские игры.

Великие и малые Панафинеи. Великие и Малые Дионисии в Афинах.

Древнегреческий театр. Происхождение театра. Его устройство. Крупнейшие греческие театры. Организация театральных представлений. Техника театральных постановок. Роль театра в общественной жизни древних греков.

 

Древнегреческая архитектура

 

Дворцовая архитектура Крита. Микенские цитадели и погребальные сооружения.

Возникновение ордерной системы в архаический период. Основные ордеры. Храмовая архитектура. Основные типы архаических храмов. Архитектурные элементы древнегреческих храмов. Выдающиеся памятники архитектуры архаического и классического периодов.

Новации в архитектуре эллинистического периода.

 


Древнегреческая скульптура и живопись

 

Происхождение древнегреческой скульптуры. Основные статуарные типы архаического периода. Декоративная скульптура. Назначение скульптур. Понятие художественного образа.

Выдающиеся мастера пластики V–IV вв. до н.э. и их произведения.

Характерные черты монументальной скульптуры в период эллинизма. Искусство портрета.

Вазовая живопись. Основные стили и сюжеты. Выдающиеся мастера вазовой живописи. Портретная живопись в эллинистический период.

 

Римский город

 

Возникновение города Рима. Его планировка. Акведуки. Мосты. Римский форум. Основные общественные здания. Императорские форумы. Дворцы римских императоров.

Другие римские города. Помпеи и Геркуланум. Портовые города. Города, возникшие на основе римских легионных лагерей. Римские города в восточных провинциях.

 

Римский дом и частная жизнь римлян

 

Жилища раннего Рима. Деревенская усадьба. типы городских домов. Аристократические дома Помпей. Распространение инсул. Обстановка в домах. Хозяйственная утварь. Режим дня и питание римлян. Одежда и обувь.

Римская семья. Заключение брака. Формы браков. Римская свадьба. Власть отца в семье. Положение женщины. Дети в семье. Система воспитания и образования.

Римская религия

 

Основные этапы развития римской религии. Римская религия в эпоху республики. Основные культы. Следы первобытных верований. Влияние греческих культов. Основные группы римских божеств. Организация культа. Жреческие коллегии. Реформация римской традиционной религии Августом. Императорский культ. Зарождение христианства. Этапы распространения христианства в римском обществе. Религиозная политика римских императоров. Историческая роль раннего христианства.

 

Зрелища в древнем Риме. Досуг римлян

Гладиаторские бои. Происхождение гладиаторских игр. История гладиаторских игр. Колизей. Организация игр. Гладиаторские школы. Отношение к играм.

Римский театр. Происхождение театра в древнем Риме. Отличие римского театра от греческого. Виды театральных представлений. Строительство театров. Роль театра в культурной и политической жизни римского общества.

Конные ристания. Устройство цирков. Организация соревнований. Политический характер состязаний.

Триумфальные шествия. Происхождение, организация и роль триумфов. Юбилейные игры.

Римские термы. История развития терм. Их устройство, внутреннее оформление. Термы Каракаллы и Диоклетиана. Место и роль римских терм в общественной жизни древних римлян. Отношение к термам.

 

Изобразительное искусство древнего Рима

Этрусское искусство.

Особенности развития искусства в период Республики. Взаимодействие с греческим искусством. Развитие стенной живописи. Основные типы статуарного портрета. Римский портрет в период поздней республики. Рельеф. Алтарь Гнея Домиция Агенобарба.

Искусство Римской империи. Развитие официального придворного портрета. Создание женских и детских скульптурных портретов.

Портретное искусство в период правления Юлиев-Клавдиев и Флавиев.

Расцвет римского искусства в период правления Антонинов. Траяновский и адриановский этапы в портретной скульптуре.

Изменение художественных принципов в период правления поздних Антонинов.

Изменение стиля римского портрета в III в. н.э.

Основные стили в портретной скульптуре в последние века Римской империи. Христианское искусство.

 

Заключение

Античная культура как результат культурного взаимодействия народов Средиземноморья. Условия и причины расцвета античной культуры. Роль античной культуры в развитии современной цивилизации.

 


ЛИТЕРАТУРА К ЗАЧЕТУ ПО курсу

«ИСТОРИя КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО МИРА»

 

Ардзинба В.Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. М., 1982.

Васильев П.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.

Васильев Л.С. История религий Востока. М,, 1983.

Герни О.Р. Хетты. М., 1987.

Гюламирян Р.А. Культура древнего мира. Ч. 1. Миф и ритуал в культуре древнейших обществ. Египет и Месопотамия. Пермь, 1996.

Дандамаев М.А. Вивилонские писцы. М., 1983.

Ерасов Б.С. Культура, религия, цивилизация на Востоке. М., 1990.

Иванов В.В. Луна, упавшая с неба. Древняя литература Малой Азии. М., 1977.

Искусство древнего Египта. М., 1972.

История Иранского государства и культуры. М., 1971.

Кинк Х.А. Как строили египетские пирамиды. М., 1967.

Крамер С.Н. История начинается в Шумере /Пер. с англ. М., 1965.

Клима И. Общество и культура древнего Двуречья. Прага, 1967.

Культура древней Индии. М., 1975.

Кьера, Эдвард. Они писали на глине. М., 1984.

Матвеев К.Л., Сазонов А.А. Когда заговорила клинопись. М., 1979.

Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. М.-Л., 1956.

Матье М.Э. Из истории семьи и рода в Древнем Египте //Вестник древней истории. 1954. № 3.

Матье М.Э. Искусство древнего Египта. Л.-М., 1961; М., 1970.

Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы древней Индии. М., 1975;1982.

Тураев В.А. Египетская литература. М., 1920.

Тюляев С. Искусство Индии. М., 1968.

Флиттнер Н.Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. Л.-М., 1958.

Целлер Каталина. Архитектура страны фараонов. Жилище живых, усопших и богов /Пер. с венг. М., 1990.

Церен Э. Библейские холмы. М., 1966.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ПЛАНЫ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Практические занятия по истории древнего мира являются одним из важнейших видов учебной работы студента. Их задача состоит в расширении знаний по общему лекционному курсу, закреплении правильного понимания основных проблем истории древнего мира. На практических занятиях рассматриваются темы, связанные с проблемами возникновения древнейших рабовладельческих государств, особенности их социально-экономического и политического развития.

В основе практического занятия лежит критический разбор источников. Поэтому работе на практических занятиях должна предшествовать самостоятельная подготовка студентов, связанная с изучением исторических источников. Специальная научная литература рекомендуется с целью оказать помощь в критическом осмыслении источников.

 

Подготовка к практическому занятию

В первую очередь студент должен внимательно ознакомиться с планом занятия, найти обязательную литературу, указанную в списке, и, по возможности отобрать что-либо из списка дополнительной литературы. Прежде чем приступить к работе над литературой, студент должен прочесть методические указания к теме, которые призваны помочь в анализе тех или иных пунктов плана. Затем студент должен обратиться к соответствующей главе учебника для того, чтобы получить общее представление о теме; нужные моменты можно зафиксировать. После этого студент может приступать к чтению и анализу исторических источников, к работе над научной литературой.

Исторические источники конспектировать не обязательно (их тексты имеются в практикумах и хрестоматиях, которые выдаются студентам на каждое практическое занятие), но при чтении источников полезно фиксировать в тетради свои выводы по ним и делать ссылки, чтобы при ответе на вопрос без труда отыскать нужное место и проиллюстрировать вывод, зачитывая текст из источника.

Приступая к работе со специальной литературой, целесообразно прочесть вначале введение или предисловие каждой книги, затем просмотреть заключение и оглавление – это позволит сориентировать студента в том, что именно нужно читать: определенные разделы или проработать всю книгу в целом. После этого можно приступить к конспектированию работы. Целесообразно записывать не только основные положения, цитаты, но и свои соображения, оценки, критические замечания и т.п. Наиболее подробно следует конспектировать те места, которые непосредственно будут использованны при ответе. Записи нужно делать точные, но своими словами, самостоятельно; фразы, взятые целиком, заключаются в кавычки, ссылка на страницу дается в скобках или выноситься на поля.

Конспект не должен иметь сплошного текста – таким конспектом трудно пользоваться при ответе. Лучше всего весь материал распределить по вопросам плана практического занятия.

 


ТЕМА 1

ЭКОНОМИКА И ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ВАВИЛОНИИ

ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ

 

Занятие 1.

1. Судебник Хаммурапи как исторический источник.

2. Развитие сельского хозяйства.

3. Ремесло, торговля и ростовщичество.

 

Занятие 2.

1. Община в древнем Вавилоне и положение свободных.

2. Рабство в вавилонском обществе.

3. Семья и семейные отношения.

4. Судопроизводство и уголовное право.

 

Рекомендуемый библиографический список

Обязательный

 

Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства /Под ред. И.М.Дьяконова// Вестник древней истории (ВДИ). 1952. № 3.

Практикум по истории древнего мира /Сост. Н.А.Просина и И.С.Свенцицкая. М., 1965. С. 28 – 51.

Тематическая хрестоматия по истории древнего мира /Сост. Н.Н.Пикус. М., 1963, Вып. 1. С. 8 – 45.

Хрестоматия по истории древнего Востока /Под ред. А.М.Коростовцева, И.С.Кацнельсона, В.И.Кузищина. М., 1980. Ч. I. С. 151 – 178. Всемирная история. М., 1955. Т. I. С. 290 – 298.

Гельцер М.А. Тамкар и его роль в Передней Азии //ВДИ. 1964. № 2.

Дьяконов И.М. Община на древнем Востоке в работах советских исследователей //ВДИ. 1963, № 1.

Дьяконов И.М. Проблемы экономики. О структуре общества Ближнего Востока до середины II тыс. до н. э. //ВДИ. 1976. № 4; 1968, № 3–4.

История древнего Востока /Под ред. В.И.Кузищина. М., 1979. С.130 – 136.

Новиков Ф. Очерки из истории развития техники и землевладения в древнем мире //ВДИ. 1964. № 1.

Якобсон В.А. Правовое и имущественное положение воина времени I вавилонской династии //ВДИ. 1963. № 2.

Якобсон В.А. Регулирование международной торговли по законам Хаммурапи /Древний Восток и мировая культура. М., 1981.

 

Дополнительная литература

Крамер С. История начинается в Шумере. М., 1965.

Оппенхейм А.Лео. Древняя Месопотамия. М., 1980.

Тюменев А.И. Государственное хозяйство древнего Шумера. М.- Л., 1956.

 

Методические указания

Цель занятия состоит в том, чтобы на примере древневавилонского царства уяснить особенности развития экономики и общественных отношений восточных государств.

Работа над темой предполагает в первую очередь внимательное чтение источника и его конспектирование. С этой целью по каждому вопросу плана определяется круг статей судебника, указывается, какой конкретно аспект вопроса каждая из статей раскрывает, наконец, фиксируются выводы, которые вытекают из анализа данных статей. Следует иметь в виду, что некоторые статьи законов дают материал для ответа на многие вопросы.

При подготовке первого вопроса необходимо выяснить историю открытия источника, его авторство и время появления, остановиться на структуре судебника и особенностях этого вида источников.

Подготовку вопроса о развитии сельского хозяйства нужно начать с выяснения наиболее простых моментов: каковы были природные условия, техника обработки земли, какие основные земледельческие культуры выращивались, размеры урожая, его обработка и хранение. Затем следует обратиться к выяснению более сложной проблемы: формы земельной собственности и землевладения. Здесь же следует рассмотреть и арендные отношения, обратив особое внимание на такой вид аренды, как субаренда. Необходимо выяснить, чем было вызвано ее появление.

Затем перейдите к изучению других отраслей сельского хозяйства: садоводства и скотоводства. В заключение сделайте вывод об уровне развития сельского хозяйства в древней Вавилонии.

Выясняя степень развития ремесла и торговли, необходимо рассмотреть такие вопросы, как виды ремесел, оплата труда ремесленников, охарактеризовать развитие внутренней и внешней торговли, выяснить, что являлось предметом торговли, какие взаимоотношения существовали между различными категориями купцов. Особое внимание следует уделить развитию ростовщичества, определить предметы ссуды, оформление ростовщических сделок, каким образом погашался процентный долг, наконец, как законодательство относилось к ростовщику.

При изучении вопроса об общественном строе древней Вавилонии необходимо разобраться в социальной структуре населения древней Вавилонии. Следует выяснить, какие группы населения можно выделить на основе анализа судебника Хаммурапи, обратить внимание на наличие двух в правом отношении категорий свободного населения, познакомиться с различными точками зрения по вопросу об их происхождении. Вопрос этот необходимо рассматривать в рамках вопроса о сельской общине. Следует определить, в какой стадии развития находилась сельская община в древней Вавилонии, каково отношение законодательства к ней.

Особую важность для понимания социально-экономической структуры общества имеет вопрос о развитии рабства. Необходимо рассмотреть источники рабства, положение рабов, категории рабов, применение их труда, формы протеста рабов против эксплуатации и угнетения и заключить анализ этого вопроса выводом о характере рабства в древней Вавилонии и степени его развития.

Для ответа на вопрос о семье и семейных отношениях следует проанализировать принципы оформления брачных отношений, правовые и имущественные отношения между супругами, положение женщины, детей в семье, в заключение определить характер вавилонской семьи и отношение законодательства к ней.

Рассматривая вопрос о судопроизводстве и уголовном праве, необходимо остановиться на таких моментах, как организация судебного дела, пережитки обычного права, определить круг преступлений, которые карались смертной казнью, и выяснить причины столь тяжелого наказания, наконец, на страже чьих интересов стояло законодательство в древней Вавилонии.

В заключении необходимо дать оценку сущности законов. Полезно при этом вспомнить характер обещаний законодателя, содержащихся во вступлении к судебнику, и проследить, как они осуществляются в основной его части. Конечный вывод по теме должен содержать ответ на вопрос: интересы какой части древневавилонского общества отражал судебник Хаммурапи.

Подготовка к четвертому занятию проводится в форме обобщения данных по социально-экономическому развитию Вавилонии, изученных на предыдущих занятиях. Изучая первый вопрос, необходимо определить, в чем заключались особенности развития древневосточных обществ, чем они определялись. Особое внимание обратить на развитие рабства, положение мелкого свободного производителя, выяснить, кто являлся основным производителем материальных благ в обществе, какую роль играла сельская община и т. д.

Второй вопрос требует уяснения возникновения специфической формы власти в странах древнего Востока, чем это было вызвано, в чем заключалась ее сущность и каковы основные особенности данной формы власти.

По предложенным вопросам (по желанию) студенты готовят доклады.

 

Тема 2

Проблема формирования греческого полиса.

Первый этап сложения полисной организации

Основным структурным элементом античной цивилизации является полис. Полис – феномен экономического, социального, политического, культурного порядка, без понимания сути которого невозможно понять античной культуры как таковой.

Данное занятие посвящено начальному этапу формирования полиса, который именуют гомеровским, или периодом «темных веков». Цель занятия - установление причин, приведших к формированию нового общественного строя, его специфики от предыдущего, анализ первой стадии эволюции полиса, т. н. протополиса, на примере поэм Гомера, а также сложение (пока, в основном, на основе историографии) представления о классическом полисе и его структурных элементах, отличающих его от предыдущей стадии.

 

1. Феномен «темных веков» (проблема преемственности гомеровской и крито-микенской цивилизации).

2. «Илиада» и «Одиссея» как исторический источник. Гомеровский вопрос.

3. Хозяйственное развитие греческого общества в гомеровский период.

4. Общественный строй греческий племен.

5. Протополис и его характерные черты.

6. Полис как историко-культурный феномен.

 


Рекомендуемый библиографический список

 

Обязательный

Гомер. Илиада /Пер.Н.И.Гнедича (любое издание).

Гомер. Одиссея /Пер.В.А.Жуковского (любое издание).

Практикум по истории древнего мира /Сост.Н.А.Просина и И.С.Свенцицкая. М., 1965. С. 95 – 107.

История Европы. Т. 1. М., 1988.

Полякова Г.Ф. От микенских дворцов к полису //Античная Греция. М., 1983. Т. 1. С. 89 – 127.

Андреев Ю.В. Раннегреческий полис. Л., 1975.

Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб., 1998.

Андреев Ю.В. К проблеме гомеровского землевладения //Социальная структура и политическая организация античного общества. Л., 1982.

Андреев Ю.В. Цари и царская власть в поэмах Гомера //Проблемы отечественной и всеобщей истории. Л., 1976. Вып. 3.

Ленцман Я.А. Рабство в микенской и гомеровской Греции. М., 1963.

Лосев А.Ф. Гомер. М., 1960.

Маркиш С.П. Гомер и его поэмы. М., 1962.

Свенцицкая И.С. Некоторые проблемы землевладения по «Илиаде» и «Одиссее» //ВДИ. 1976. № 1. С. 52 – 63.

Клейн Л.С. Троянская война в эпосе и в истории //Кравчук А. Троянская война. М., 1991. С. 196 – 217.

Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. Л., 1988.

Яйленко В.П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М., 1990.

Кошеленко Г.А. Древнегреческий полис //Античная Греция. М., 1983. Т. 1. С. 9 – 36.

Тюменев А.И. Восток и Микены //Вопросы истории, 1959. № 12. С.58 – 74.

Тюменев А.И. Передний Восток и античность //Вопросы истории, 1957. № 6.

Фанула Папазоглу. К вопросу о преемственности общественного строя в микенской и гомеровской Греции //ВДИ. 1974. № 4.

Андреев Ю.В. К проблеме послемикенского регресса //ВДИ. 1985. № 3.

Перевалов С.М. Проблема гомеровской царской власти в современной историографии //Общество и государство в древности и средние века. М., 1986. С.14 – 34.

Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII–V вв. до н. э. Л., 1985.

Утченко С.Л. Политические учения древнего Рима. М., 1977. С. 18 – 41.

 

Дополнительная литература

Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М., 1982. С. 47 – 93.

Боннар А. Греческая цивилизация. Ростов-на-Дону, 1994. (Кн. I, гл. II: «Илиада» и гуманизм Гомера; гл. III: Одиссей и море).

 

Методические указания

При подготовке к первому вопросу важно уяснить, в чем состоит проблема преемственности, определить значение «темных веков» для последующей истории греческой цивилизации, их хронологию, уметь оперировать археологическим материалом (см. позиции Андреева, Папазоглу, Ленцмана, Тюменева, Поляковой).

При подготовке второго вопроса важно уяснить суть гомеровского вопроса, его составляющие и историю проблемы. При оценке источника важно указать на его особенности и проблемы, которые встают в связи с этим перед исследователями.

Анализ хозяйственного и общественного строя необходимо дать исходя непосредственно из материала источников, используя и историографический материал. Анализ источников следует начать с подборки свидетельств о хозяйственной жизни гомеровской Греции, выделить преобладающие отрасли хозяйства, раскрыть формы земельных отношений, выявить уровень развития ремесла и торговли.

Рассматривая вопрос об общественном строе греческих племен, необходимо определить, какие черты роднили гомеровское общество с первобытными племенами, какие новые тенденции появились в его развитии в рассматриваемый период. Следует обратить внимание на развитие рабства и выяснить, какую роль оно играло в жизни гомеровских греков. Не менее важным является вопрос об имущественном и социальном расслоении гомеровского общества. Необходимо выяснить причины этого явления, проследить ход имущественной дифференциации на конкретном материале источников, касающихся системы управления и определить, на какой стадии развития она находилась.

При ответе на пятый вопрос необходимо суммировать сведения, полученные в ходе предыдущего анализа. Кроме того, следует рассмотреть типы городов (Троя и город феаков), выделить общее и особенное, а также, используя литературу, выявить специфические черты, присущие для протополиса. Здесь важно понять, почему эта стадия именуется протополисом, чем она отличается от полиса; какие точки зрения на этот счет имеются в историографии.

Ответ на шестой вопрос предполагает знание историографии проблемы и является итогом рассуждения об эволюции протополисной организации. Здесь важно выяснить, какие черты присущи полису как единому социально-политическому, экономическому и культурному феномену, который лежит в основе всей античной цивилизации.

Тема 3

Классический полис и его типы

Несмотря на то, что о полисе можно говорить как о феномене, который складывается на всей территории Греции в I тыс. до н. э., имеет общие предпосылки и черты, однако условия сложения варьировались, в связи с чем можно выделить различные типы полисной организации. В рамках данной темы необходимо выяснить, какие исторические типы полисов можно выделить на территории Греции и какие черты являются определяющими для такой типологии; что они имеют общего и отличного, и с чем связано то и другое.

 

Занятие 1.

Спарта в VIII - VI вв. до н. э.

1. Законодательство Ликурга и проблема возникновения спартанского государства.

2. Зависимое и неполноправное население древней Спарты.

3. Организация «общины равных» у спартиатов. Свободное население Спарты.

4. Политическое устройство Спартанского государства.

 

Рекомендуемый библиографический список

Обязательный

Практикум по истории древнего мира //Сост. Н.Л.Просина и И.С.Свенцицкая. М., 1965.С.107 – 124.

Андреев Ю.В. Спарта как тип полиса //Античная Греция. М., 1983. Т. 1. С. 194 – 216.

Андреев Ю.В. Архаическая Спарта: культура и политика //ВДИ, 1987. № 4, С.70 – 86.

Печатнова Л.Г. История Спарты. Период архаики и классики. СПб., 2001.

Печатнова Л.Г. Формирование спартанского полиса (конец VIII – начало VI вв. до н. э.). Уч. пособие. СПб., 1998.

Пикус Н.Н. Характерные черты спартанского общества и государства IX-IV вв. до н. э. //Преподавание истории в школе (ПИШ). 1953. № 5.

Строгецкий В.М. Истоки конфликта эфората и царской власти в Спарте //Античный полис. Л., 1979.

 

Дополнительная литература

Поппер К. Открытое общество. Т. I – II. М., 1989.

Андреев Ю.В. Спартанские всадники //ВДИ. 1969. № 4.

Колобова К.М. Древняя Спарта (X – VI вв. до н. э.). Л., 1957.

Печатнова Л.Г. Кризис спартанского полиса (конец V – начало IV вв. до н. э.). Учебное пособие. СПб., 1998.

Лурье С.Я. О фашистской идеализации полицейского режима древней Спарты //ВДИ. 1939. № 1.

 

Методические указания

Спарта представляет собой один из типов греческого полиса. В связи с чем важно уяснить его характерные особенности.

При подготовке к первому вопросу следует выяснить в чем состоит проблема возникновения Спартанского государства; какие археологические данные и каким образом говорят о трудностях и продолжительности процесса формирования Спартанского государства; каким образом этот процесс связан с законодательством Ликурга; какие теории существуют о личности законодателя и его законодательстве; какие внешние и внутренние факторы способствовали сложению особенностей, присущих спартанскому полису.

Своеобразие образования Спартанского государства сказалось на его социальном строе. Здесь наиболее сложным является вопрос об институте илотии. Нужно знать различные точки зрения, существующие в исторической науке, относительно происхождения и положения илотов. Необходимо выяснить, в чем заключалось и чем объяснялось приниженное положение периэков.

Говоря об “общине равных”, следует остановиться на причинах появления столь своеобразной организации древних спартиатов, выделить черты, которые тормозили развитие общественной жизни в Спарте, и выяснить, почему спартиаты были заинтересованы в их сохранении. Особого внимания требует работа над понятием “сиссития”. Нужно уяснить происхождение этого обычая, его социальную функцию. Здесь же следует остановиться на системе воспитания в древней Спарте.

Рассматривая вопрос о политическом устройстве Спарты, следует разобраться в сущности каждого органа власти, определить, какие из них берут начало в доклассовом обществе, а какие появились позже. Необходимо также выяснить, какой реальной властью обладал каждый из государственных органов.

В заключение следует сделать вывод о типе спартанского полиса, выделив его основные черты.

 

Занятие 2.

Афинский полис и становление классической демократии

Данная тема рассматривается на двух занятиях, в ходе которых должны быть рассмотрены основные проблемы, связанные с формированием Афинского полиса и Афинской рабовладельческой демократии, определены основные черты обоих феноменов и показана их взаимосвязь.

 

I.

1. «Афинская полития» Аристотеля как исторический источник.

2. Социально-экономические отношения и политический строй досолоновской Аттики. Начало борьбы эвпатридов и демоса.

3. Реформы Солона и их историческое значение.

4. Тирания Писистрата и Писистратидов.

 

II.

1. Реформы Клисфена и их роль в становлении демократии в Афинах.

2. Политическая борьба в Афинах в первой половине V в. до н. э.

3. Афинское государство при Перикле.

4. Образование и организация Афинской морской державы.

 

 

Рекомендуемый библиографический список

 

Обязательный

Аристотель. Афинская полития. М., Л. 1936.

Античная демократия в свидетельствах современников. М., 1996.

Плутарх. Солон. Фемистокл. Перикл//Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1961. Т.1.

Практикум по истории древнего мира. М., 1965. С.125 – 137; 146 – 160.

Хрестоматия по истории древней Греции. М., 1964. С. 138 – 175; 200 – 238.

Доватур А.И. Политика и политии Аристотеля. М., Л., 1956.

Яйленко В.П. Архаическая Греция //Античная Греция. М.,1983. Т. 1. С. 128 – 193.

Кондратюк М.В. Архэ и афинская демократия //Античная Греция. Т. 1. С. 327 – 365.

История Европы. Т. 1, М., 1988.

Радциг С.И. Килонова смута //ВДИ. 1964. № 3.

Карпюк С.Г. Клисфеновские реформы и их роль в социально-политической борьбе в позднеархаических Афинах //ВДИ. 1986. № 1.

Радциг С.И. Килонова смута в Афинах //ВДИ. 1964. № 3.

Родс П.Дж. Кому принадлежала власть в демократических Афинах //ВДИ. 1998. № 3.

Строгецкий В.М. Клисфен и Алкмеониды //ВДИ. 1972. № 2.

Суриков И.Е. Афинский ареопаг в первой половине V в. до н. э. //ВДИ. 1995. №1.

Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. Л., 1986.

Шуллер В. Афинская демократия и Афинский морской союз //ВДИ. 1984. № 3.

Яйленко В.П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М., 1990.

Яйленко В.П. Архаическая Греция //Античная Греция.Т.1. М., 1983. С. 128 – 193.

Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988. С. 68 – 88.

Перевалов С.М. Проблема гомеровской царской власти в современной историографии //Общество и государство в древности и средние века. МГУ. 1986. С. 14 – 34.

Маринович Л., Кошеленко Г. Становление афинской демократии //Античная демократия в свидетельс

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...