Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимосвязь эффекта дохода и эффекта замещения




Эффект дохода и эффект замещения действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом.

Для нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения суммируются, так как снижение цены данных товаров приводит к росту спроса на них.

Например, потребитель, располагая данным доходом, который не изменяется, приобретает в определенном соотношении чай и кофе, которые являются нормальными благами. В этом случае эффект замещения действует следующим образом. Падение цены чая приведет к росту спроса на него. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе становится теперь относительно (сравнительно) дороже чая. Рациональный потребитель замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым чаем, увеличивая спрос на него. Эффект дохода проявляется в том, что снижение цены чая сделало потребителя несколько богаче, т.е. привело к росту его реальных доходов. Поскольку, чем выше уровень доходов населения, тем выше спрос на нормальные товары, и прирост дохода может быть направлен как на приобретение дополнительного количества чая, так и кофе. Следовательно, в одной и той же ситуации (падение цены чая при неизменной цене кофе) эффект замещения и эффект дохода приводят к росту спроса на чай. Эффект дохода и эффект замещения действуют однонаправлено. Для нормальных товаров действие эффектов дохода и замещения объясняет увеличение спроса при понижении цены и сокращение спроса при их повышении. Иными словами, закон спроса выполняется.

Для товаров низшей категории действие эффектов дохода и замещения определяется их разницей.

Например, потребитель, располагая данным доходом, приобретает в определенном соотношении кофе натуральный и кофейный напиток, являющийся товаром низшей категории. В этом случае эффект замещения действует следующим образом. Падение цены кофейного напитка приведет к росту спроса на него, так как напиток является теперь относительно дешевым благом. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе является относительно (сравнительно) дорогим благом. Рациональный потребитель замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым кофейным напитком, увеличивая спрос на него. Эффект дохода проявляется в том, что снижение цены кофейного напитка сделало потребителя несколько богаче, т.е. привело к росту его реальных доходов. Поскольку, чем выше уровень доходов населения, тем ниже объем спроса на низшие товары, то прирост реального дохода потребителя будет направлен на приобретение дополнительного количества кофе. В результате снижение цены кофейного напитка (товара низшей категории) приведет к падению спроса на него и росту спроса на кофе (товар высшей категории). Следовательно, в одной и той же ситуации (падение цены кофейного напитка при неизменной цене кофе) эффект замещения приводит к росту спроса на кофейный напиток, а эффект дохода — к падению спроса на него. Эффект дохода и эффект замещения действуют разнонаправлено.

 

 

11. Издержки производства и прибыль. Виды и норма прибыли.

 

 

Производство выступает как процесс создания определенных продуктов, но оно является также и производительным потреблением рабочей силы и средств производства (живого и прошлого труда). Вся совокупность расходов живого и прошлого труда на производство того или иного товара образует действительные или общественные расходы его производства, которые составляют:

W= С + V + m

Издержки производства — это стоимостная оценка затрат экономических ресурсов, осуществленных предпринимателями с целью производства продукции. С позиций предпринимателя в состав издержек входят лишь затраты постоянного и переменного капитала:

K = С + V

Таким образом, издержки производства на предприятии отличаются от общественных затрат на величину прибавочной стоимости m.

Издержки производства предприятия являются формой движения авансированного капитала. Вся вновь созданная стоимость (V + m) создается на стадии производства живым трудом наемных рабочих, здесь m выступает как порождение переменного капитала. Однако в процессе своего обращения капитал выступает как совокупность основного и оборотного капитала. В связи с этим созданная прибавочная стоимость выглядит уже как порождение не только переменного, а всего авансированного капитала (K = c + v) и приобретает форму прибыли.

Прибыль – это превращенная (скрытая) форма прибавочной стоимости, выступающая как порождение всего авансированного капитала. Прибыль отличается от прибавочной стоимости прежде всего тем, что это реализованная прибавочная стоимость в денежной форме. Прибыль возникает из выручки от реализации произведенной продукции.

Как и прибавочная стоимость, прибыль имеет количественное и качественное измерения.

Средствами измерения прибыли является ее масса (абсолютная денежная величина) и норма (качественный процентный показатель).

Масса прибыли — это абсолютный объем прибыли в денежном выражении. Масса прибыли может не совпадать с массой прибавочной стоимости. Масса прибыли прямо пропорционально зависит от величины авансированного капитала.

Качественным измерением прибыли является норма прибыли (рʼ) — процентное отношение прибавочной стоимости ко всему авансированного капитала:

P΄ = m/ (C+V)×100%.

Норма прибыли характеризует степень прибыльности капитала. Количественно она меньше нормы прибавочной стоимости m’= m/ v ×100%. На динамику прибыли и ее нормы оказывают влияние изменения:

1. нормы прибавочной стоимости; чем выше норма прибавочной стоимости, тем выше норма прибыли (прямо пропорциональная зависимость);

2. органического строения капитала; при данной массе прибавочной стоимости норма прибыли тем выше, чем меньше расходы на элементы постоянного капитала (обратно пропорциональная зависимость);

3. скорости обращения капитала; капитал с относительно коротким периодом оборота за год приносит
более значительную прибыль, чем капитал, совершающий оборот в течение относительно длительного времени (прямо пропорциональная зависимость).

Норма прибыли.

Норма прибыли- это отношение прибавочной стоимости (обычно годовой массы) ко всему авансированному капиталу, выраженное в процентах. Характеризует эффективность использования капитала, доходность предприятия. Может быть выражена формулой:

где m — масса прибавочной стоимости, с - постоянный капитал и u - переменный капитал. Норма прибыли - это превращенная форма нормы прибавочной стоимости. Она маскирует капиталистическую эксплуатацию, поскольку прибыль представляется как порождение всего авансированного капитала, а не переменного. "Так как в норме прибыли прибавочная стоимость исчисляется на весь капитал и относится к этому последнему как к своей мере, — писал К. Маркс, — то вследствие этого кажется, будто сама прибавочная стоимость возникла из всего капитала, и притом равномерно из всех его частей, и таким образом органическое различие между постоянным и переменным капиталами погашается в понятии прибыли...". Величина нормы прибыли находится в прямой зависимости от нормы прибавочной стоимости. Стремясь обеспечить наибольшую Н. п., капиталистические предприниматели повышают степень эксплуатации наёмных рабочих и вместе с тем экономят на постоянном капитале (что во многих случаях ведёт к ухудшению условий труда рабочих). Рост органического строения капитала уменьшает Н. п., а повышение скорости его оборота — увеличивает её. Отдельные отрасли капиталистического производства имеют неодинаковые органическое строение капитала и время его оборота, в результате чего неизбежно возникают различия и в норме прибыли.

Межотраслевая конкуренция приводит к перемещению, переливу капиталов из отраслей со сравнительно низкой Н. п. в отрасли, обеспечивающие наиболее быстрое возрастание авансированного капитала. В результате устанавливается общая (средняя) Н. п. на равновеликие капиталы. С ростом органического строения капитала Н. п. имеет тенденцию к понижению, которой противодействует ряд факторов (усиление эксплуатации рабочих, экономия средств производства и др.).

Увеличение нормы и массы прибыли служит движущим стимулом капиталистического производства. Н. п. выражает не только острые противоречия внутри класса капиталистов (между отдельными группами и лицами за присвоение доли прибыли при её дележе), но и коренное антагонистическое классовое противоречие между буржуазией и пролетариатом. Каждый капиталист участвует в эксплуатации рабочего класса в целом всем капиталом, и это образует экономическую основу классовой солидарности буржуазии в её борьбе против пролетариата. В связи с этим рабочий класс по мере усиления своей сознательности и организованности переходит от разрозненных выступлений против отдельных капиталистов к борьбе против всей капиталистической системы. В условиях современного капитализма средняя норма прибыли чаще всего выступает в качестве нижнего предела доходности капитала, авансируемого крупнейшими монополиями

. Виды форм прибыли организации (предприятия) по основным классификационным признакам

Признаки классификации прибыли Виды прибыли по соответствующим признакам классификации
Источники формирования прибыли, отражаемые в бухгалтерском учете Прибыль от реализации продукции Прибыль от прочих операций, в том числе реализации имущества Балансовая прибыль
Метод расчета Валовая (банковская) прибыль Чистая прибыль Маржинальная прибыль
Источники формирования прибыли по основным видам деятельности предприятия Прибыль от операционной деятельности Прибыль от инвестиционной деятельности Прибыль от финансовой деятельности
Характер налогообложения прибыли Налогооблагаемая прибыль Прибыль, не подлежащая налогообложению
Характер инфляционной «очистки» прибыли Прибыль номинальная Прибыль реальная
Временной период формирования прибыли Прибыль прошлых лет Прибыль отчетного периода (нераспределенная прибыль) Прибыль планового периода (планируемая прибыль)
Характер использования прибыли Капитализированная прибыль Потребленная (распределенная) прибыль
Значение итогового результата хозяйствования Положительная прибыль Отрицательная прибыль (убыток) Нормальная прибыль

Балансовая прибыль(убыток) - конечный финансовый результат, выявленный в отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса.

Валовая (банковская) прибыль - выраженный в денежной форме чистый доход на вложенный капитал. Она представляет собой разницу между нетто-выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью этих продаж без условно-постоянных управленческих расходов и затрат по сбыту (коммерческих расходов).

Чистая экономическая прибыль - это прибыль, остающаяся после вычитания всех расходов из общего дохода организации.

Маржинальная прибыль — это превышение выручки над переменными затратами на производство продукции, которое позволяет возместить постоянные затраты и получить прибыль.

Номинальная прибыль - это прибыль, обозначенная в финансовой отчетности, которая соответствует балансовой прибыли.

Реальная прибыль — это номинальная прибыль, скорректированная на инфляцию. Для определения реальной прибыли номинальная прибыль соотносится с индексом потребительских цен.

Нераспределенная прибыль представляет собой конечный финансовый результат отчетного периода за вычетом налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение договоров. По своему содержанию соответствует чистой прибыли.

Капитализированная прибыль - это прибыль, направленная на увеличение собственного капитала (активов) организации. Она является источником расширенного воспроизводства.

Нормальная прибыль - это среднерыночная прибыль, позволяющая сохранять позиции на рынке.

 

Вопрос 12 Рыночная конкуренция. Рыночные структуры

Конкуренция - это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товара. Каждый предприниматель стремится увеличить прибыль и расширить масштабы своей хозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за более выгодные условия производства и сбыта товаров, и они выступают по отношению друг к другу как соперники, конкуренты.

Конкурентная борьба существует как среди продавцов, так и среди покупателей. Конкуренция среди продавцов усиливается, если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него. Иногда продавцу приходится даже снижать цену, чтобы продать свой товар, а это может привести к сокращению производства данного товара. Если же спрос больше, чем предложение, конкурентная борьба возникает среди покупателей: каждый старается предложить более высокую цену на дефицитный товар, по сравнению с ценой соперника. Цена повышается, что приводит к увеличению производства данного товара.

Характер конкуренции может быть различным, и связан с существованием различных рыночных структур. Структура рынка характеризует взаимосвязь и взаимодействие различных видов рынков (его элементов). Понятие структуры рынка характеризует основные отличительные черты рынка, в число которых входит:

  • количество и размеры фирм;
  • степень концентрации производства;
  • степень дифференциации товаров различных фирм;
  • наличие или отсутствие барьеров при входе и выходе с конкретного рынка;
  • доступность рыночной информации и т.д.

Первоначально выделяется рынок совершенной, или свободной, и несовершенной конкуренции. Совершенная (свободная, чистая) конкуренция - это свободное ценообразование, формирующееся в результате следующих условий функционирования рынка:

1. множество покупателей и продавцов;

2. высокая мобильность факторов производства;

3. отсутствие барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;

4. однородность (стандартность) продаваемой продукции;

5. равный доступ всех участников рыночных отношений к информации.

Перечисленные условия характеризуют идеальный рынок, который в чистом виде не существует. Лишь некоторые рынки по своим характеристикам могут приближаться к совершенной конкуренции. Однако в целях упрощения анализа часто рассматривается именно этот вид рыночной структуры как основа или первый шаг исследования в понимании способа функционирования рынка.

Несовершенная конкуренция - отсутствие хотя бы одного из признаков совершенной конкуренции. Виды несовершенной конкуренции представлены на рис. 2.1 [6].

Рис. 2.1. Формы несовершенной конкуренции.

Монополия - крайняя форма несовершенной конкуренции, при которой единственный продавец полностью контролирует производство товара на рынке. Она неизбежна в рыночной экономике - каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистом. В силу объективных причин могут возникнуть:

  • сырьевая монополия - наличие единственного месторождения полезного ископаемого или иного экономического ресурса;
  • административная монополия - государственное регулирование в интересах общества экономического спроса некоторых товаров (алкоголь, оружие и т.д.);
  • естественная монополия - производство продукции одной фирмой обходится дешевле обществу, чем двумя и более (коммунальные службы).

Наряду с естественными монополиями существуют и искусственные, создаваемые за счет специальных мер: концентрации производства, соглашений о ценах, слияний и др. Действуют и корпоративные монополии.

Монополии противоположна монопсония - рыночная структура, при которой единственный покупатель диктует объем продаж и цену.

В случае, когда монополист на рынке встречается с монопсонистом (единственному продавцу противостоит один покупатель), возникает билатеральная, или двусторонняя, монополия.

Олигополия - рыночная структура, состоящая из небольшого числа крупных фирм, некоторые из которых контролируют значительную долю рынка. В такой ситуации вступление на рынок новых фирм возможно, но затруднено; контроль над ценами не всеобъемлющий, но существенен; конкуренция носит неценовой характер (техническое превосходство, качество и надежность товаров и др.).

Олигополии противоположна олигопсония - рыночная структура, предполагающая на стороне спроса несколько покупателей. В случае, когда на рынке всего два конкурента, возникает дуополия.

Монополистическая конкуренция - рыночная структура, состоящая из множества мелких фирм, производящих один вид товара, различающийся по своим свойствам. В этом случае высока дифференциация товара по отличиям в качестве, условиях продажи и обслуживания, по степени доступности товара для покупателей; неценовая конкуренция соседствует с ценовой, контроль над рыночной ценой незначителен.

Характерные черты четырех основных моделей рынка представлены в таблице [19].

Перечисленные ранее рыночные структуры можно условно разделить на реальные и идеальные (абстрактные). Если монополистическая конкуренция и олигополия достаточно широко распространены в реальной экономике, то совершенная конкуренция, монополия и монопсония являются скорее абстрактными моделями, к которым реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени приближаться.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...