Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обыденные представления и научные понятия «консервация», «реставрация», «реконструкция».




Консервация и реставрация в системе гуманитарных наук.

Используются методы естественных наук (физика, химия). Выделяют: 1.Рентгенустановки. 2.Бинокулярные лупы (с 2-х сторон выпуклы). 3.Ультрафиолетовое излучение.

Р.и К. имеет дело с гуманитарными науками: история искусства, культурология, история матер. и нематер. культуры, фалеристика, нумизматика. Гуманитарные науки рассматривают культурное наследие как феномен и как предмет культурологического осмысления. Интерес естественных наук направлен, главным образом, на объекты материальной культуры, что, в первую очередь, выражается в обеспечении их физической сохранности. Процесс реставрации физико-химич. составляющая предмета. Два эти направления связаны с музеологией: передача информации посредством музейных предметов. Всерос.реставрац-научн. Центр им.Грабаря создан в 1918 г.(ведущее научно-исследовательс. учреждение). Росреставрация, отделение микрофотографирования текстов, бумаг, отделы реставрации музеев России:Кремль,Русский музей. Две точки зрения на рест. и консервац.: естественно-техничес; гуманитарная. Основа: передача памятников последующим поколениям и способы сохранения памятников. Кон. И реставр.-дисциплина, которая взаимодействует со всеми отраслями науки и техники, способствующими изучению и сохранению монументального наследия.

Музей и консервационно-реставрационная деятельность.

Хранитель, устанавливая и поддерживая нужный температурно-влажностный, световой, биологический режим хранения, уже осуществляет консервацию предметов. Однако чаще всего этих мер бывает недостаточно. Требуется решительное вмешательство в сохранность предмета с помощью химических и физических средств. Такого рода консервация может проводиться только реставратором, лицом, получившим специальную подготовку. Консервация — сохранение предметов путем создания определенного режима хранения, тормозящего процессы их естественного старения, а также путем активного пресечения разрушительных процессов с последующим укреплением предметов". Между консервацией и реставрацией не всегда можно провести четкую границу. Например, удаление с поверхности предмета вредных окислов или загрязнении одновременно служит и целям сохранения предмета, и целям восстановления его внешнею вида. Консервация и реставрация археологических памятников обычно начинается в полевых условиях. Осуществляя контроль за сохранностью собрания, хранители и реставраторы отбирают предметы, нуждающиеся в консервации или реставрации. Этот отбор целесообразно проводить в процессе сверки наличия фондов с учетной документацией, когда осматривается каждый предмет. Предметы, находящиеся в экспозиции, осматриваются без демонтажа. Осмотр крупногабаритных предметов, находящихся в фондохранилищах, делают на месте их хранения. Работа с небольшими предметами ведется на специально подготовленном столе. Стол покрывают гладкой белой бумагой или тканью. На таком покрытии легко обнаружить отделившиеся от предмета мелкие фрагменты, осыпи, волокна, которые важно сохранить для проведения реставрации. Кроме того, на нем могут быть отчетливо видны следы некоторых биологических повреждений. Чтобы избежать опасности переноса заболевания на другой предмет, покрытие меняют. Осмотр делают при помощи лампы накаливания с рефлектором и длинным шнуром. В ряде случаев целесообразно применение лупы. Обнаруженные повреждения: царапины, очаги плесени, коррозии, трещины, осыпи — измеряют линейкой. Функции реставратора в музее многогранны. Вместе с хранителями он осуществляет контроль за сохранностью музейного собрания, отбирает предметы, нуждающиеся в консервации и реставрации, осуществляет эту работу; от него многое зависит в решении вопроса о возможности экспонирования и транспортировки предметов. Проводимые реставраторами исследования оказывают большую помощь научным сотрудникам, изучающим музейные предметы, например в определении материала, техники изготовления предмета. Опытный реставратор вносит вклад в теорию и методики консервации и реставрации.Во многих социалистических странах имеется развитая сеть учебных заведений для подготовки реставраторов. Этих специалистов готовят профессионально-технические училища, техникумы, высшие учебные заведения. Большую роль в подготовке и повышении квалификации реставраторов играет специальная литература. Активизируется обмен опытом, сотрудничество со специалистами из других учреждений — химиками, физиками, биологами и т. д.Сздание совета реставрацион. Спец. Документы по положению совета: заключение о качестве реставрации,о выставке предметов на экспозицию. Составление реставрационного паспорта.

Обыденные представления и научные понятия «консервация», «реставрация», «реконструкция».

Особенно остро обсуждается содержание термина "реставрация". Реставрация - часть конструктивно вынужденных восстановительных работ, приближающих объект к первоначальному виду. "Реставрация" А.Сомов в "Энциклопедическом словаре" ФА.Брокгауза и ИА.Ефрона: "Реставрация произведений искусства - исправление того, что в них исчезло или испорчено, возвращение им первоначального вида. В области архитектуры реставрация может быть двоякого рода: идеальная и фактическая. Задача первой заключается в том, чтобы по наличным остаткам здания обратившегося в развалины, полуразрушенного или искаженного позднейшими пристройками и надстройками, составить чертежи и планы, представляющие его таким, каким оно было тотчас по своем сооружении. Подобные реставрации предпринимаются с археологической целью, главным образом, для получения наглядного и обстоятельного понятия о погибших памятниках древнего зодчества, но также и с целью для упражнения в ближайшем изучении стилей – целью." Через его определение выводятся и другие важные для отрасли понятия, такие, как научная реставрация и консервация, реконструкция, подлинник, новодел и другие. Более того, без определения этого понятия невозможно выстроить теорию и историю реставрации, претендующих на научность. Необходимость уточнить понятийный аппарат возникла в результате становления новой методологии отечественной научной реставрации в конце XIX в. Комитет по историческим памятникам, реставрация- общее понятие, включающее совокупность работ по выявлению сохранившегося подлинного памятника, его консервация(обеспечение сохранности) с реализацией обеспечения изучения. По утверждению Б.Н.Засыпкина, "реконструкция основывается на окончательных выводах и анализах материалов и имеет целью графически изобразить древний вид памятника". Через реконструкцию и копирование произведений древнего искусства постигались законы и приемы художественного творчества. В XIX в. приемы реконструкции получили распространение в различных отраслях науки, исследовательский метод которых опирался на историческое знание. При реставрационных работах применяются специальные методы и методики. Под методом реставрации понимают способ и образ действий исполнителя, под методикой — приемы и последовательность выполнения отдельных операций. В основном реставрация выполняется по методу консервации и реконструкции. По венецианской хартии на первом месте консервация. Консервация — меры, принятые на приостановление процесса разрушения предмета реставрации (памятника), укрепление и поддержание его в дошедшем до нашего времени виде. Для этого выполняется очистка предмета от загрязнений, дезинфекция, общее и местное укрепление каркаса предмета и его отдельных узлов, защита от дальнейшего воздействия внешней среды. Реконструкция — воссоздание памятников по сохранившимся их остаткам, изображениям или описаниям. метод изучения, а также восстановление памятника в его прежних очертаниях, выраженное в научном описании, чертеже, рисунке, макете, модели или схеме. В реставрации все же более ценится сохранение подлинного предмета, ценность которого со временем возрастает. Поэтому консервация в реставрационных работах предпочтительнее реконструкции. Раньше часто записывали старое изображение, сверху наносили новое. Теоретики реставрации - Грабарь, Перцев, Покрышкин. Они за восстановление первоначального облика. Филатов. Реставрация- охватывает все виды работ по сохранению произведений искусства и максимальное выявление начального облика(станковая живопись). Фармаковский. Консервация- создание условий, где разрушение произведений будут устранены/защищены. 1950-е Перцев. Консервация наиболее важна-обеспечение сохранности и дальнейшей жизни памятника без вторжения.

 

4)Предмет и задачи консервационно-реставрационной деятельности. Реставрацией называется укрепление и восстановление поврежденных, разрушенных либо искаженных памятников культуры и истории, целью которого является сохранение их художественного и исторического значения. При проведении реставрации художественных деревянных изделий, испорченные детали укрепляются либо заменяются, а отделочные покрытия восстанавливаются в первоначальном своем виде. Работы по реставрации выполняют обычно вручную, механизация используется обычно только на предварительных операциях, таких как раскрой и обработка заготовок при изготовлении отсутствующих деталей, а также при отделке, когда нужно нанесли сплошное покрытие. При реставрации различных высокохудожественных, старинных изделий основной задачей реставратора становится сохранение их подлинности и исторической ценности в качестве документа своей эпохи. В подобных случаях специалисты нередко ограничиваются только консервацией предмета – дезинфекцией, очисткой от загрязнений, укреплением и защитой его от последующего воздействия внешней среды. Следует отметить, что все производимые реставратором действия должны отличаться обратимым характером, чтобы впоследствии, при необходимости, оставалась возможность проведения новой реставрации данного изделия. Необратимые синтетические материалы (лакокрасочные составы, клеи и пр.) использовать категорически нельзя, также запрещается применять недостаточно проверенные растворители, пропиточные составы и прочие аналогичные средства. В реставрации недопустимо принятие необдуманных, поспешных решений, особенно в случаях, когда происходит реставрация музейного экспоната. Перед началом проведения самих реставрационных работ необходимо тщательно обследовать предмет, произвести его атрибуцию (определить подлинность предмета, его автора, если же узнать автора невозможно, следует определить художественную школу, время создания, страну и пр.), выявить степень сохранности. Следует продумать тщательно весь процесс, составить план предстоящих работ, определить приемы и методы реставрации, подобрать подходящие материалы. При появлении сомнений либо при нехватке опыта для выполнения определенной задачи, следует проконсультироваться у искусствоведов, музейных работников, опытных мастеров и прочих специалистов. Следует всю информацию о реставрируемом изделии (сведения об условиях хранения предмета, о его истории, о предшествующих реставрациях и пр.) сохранить, также необходимо сохранить маркировки, этикетки, а также прочие знаки, расположенные на самом изделии. Также в процессе реставрации нужно зафиксировать все произведенные мастером действия с подробным описанием всех использованных материалов, методов, инструментов, а также сроков выполнения каждой операции. Все вышеперечисленные данные вносят в «Паспорт реставрации памятника культуры и истории», который является официальным документом и крайне важен для дальнейшего изучения художественного изделия. Предмет: памятник-хранитель исторически-художественной информации. Грендберг выдвигал следующие задачи: стабилизация состояния памятника искусства, воссоздание утраченных объектов, контроль за состоянием. Правильность выбора фронта работ(какой период важнее).Подходы восстановления памятников: восстановление первого пласта, удаление позднейших слоев. Признание подлинности памятника. Метод сигнации-разделение. Задачи: 1. сохранение максимальной подлинности; 2. избегать необратимых действий; 3. уважать политику времени; 4.восполнение; 5.состав; 6.сохранение информации.

 

5) Консервация и реставрация как способ сохранения памятников.

Под термином «реставрация» принято понимать набор необходимых мероприятий по приданию архитектурным и культурным памятникам их первоначального вида. Делается это всего с одной, однако, с крайне благородной целью – сохранить данное культурное наследие для новых поколений. Реставрацию, однако, не следует путать с новостроем – полным восстановлением полностью утраченного памятника. Реставрация подразумевает лишь частичное восстановление утраченного декора или отдельных элементов памятника или здания. Задачи реставратора кардинально отличаются от задач простых строителей или реконструкторов. Как правило, архитектурные сооружения возводились постепенно, в разные периоды времени, и даже с использованием различных материалов. Целью реставратора является на основе соответствующих документов и чертежей определить все составляющие этой архитектурной «головоломки», а также характера каждой из них. Поскольку реставратор не имеет права вносить какие-либо изменения в первоначальную концепцию постройки или объекта, ему необходимо ознакомиться со всеми тонкостями и нюансами, применяемыми при первоначальном строительстве здания. Если при возведении нового здания или памятника строители не ограничены в использовании материалов и технологий, при реставрации мастер должен чётко придерживаться уже установленных правил. Перед началом реставрации необходимо ознакомиться с типом ранее используемых материалов, стараться максимально точно подобрать необходимое сырьё. Если такой возможности не представляется, используемому материалу необходимо придавать тот же цвет, форму и фактуру во избежание нарушения общей композиции. Рабочий проект реставрации по определению корректируется плоть до завершения самой реставрации. Если историческое сооружение подверглось большим разрушениям, полная реставрация без достоверных данных и документов о нём невозможна. В таких случаях обычно проводятся работы по укреплению и восстановлению оставшихся уцелевших частей. Работа реставратора требует большого опыта, знаний и усердия, а также искренней любви к этому сложному, но крайне полезному делу.Основные принципы научной реставрации и консервации: минимальное вмешательство в исторический материал произведения с максимальным его сохранением; обоснованность и определение любого реставрационного вмешательства; научность; археологическая реставрация; стилистическая реставрация; историзм; Информация о памятниках многосторонняя. Памятник: комплексный исторический источник. Зодчество- древняя разновидность производства. Художественные ценности как основа. Памятник как контекст сочетает разновременные художественные элементы(Московский Кремль). Архитектура- безликое пространство(изменение восприятия старых памятников в современных городах). Иконы- церковное пространство.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...