Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

устойчивость городской территории




городской подсистемы

Экономическая база города состоит из двух основных частей — градообразующих и градообслуживающих отраслей. Разница между ними принципиальная, граница довольно условна, а в некоторых городах очень расплывчата.

Градообразующие отрасли характеризуют производственное лицо города, его специализацию, место в общественном разде­лении труда, работу города для удовлетворения потребностей страны, региона, окружения самого города. Градообразующие отрасли, или градообразующая база, — та основа, которая вызвала город к жизни.

Градообслуживающие отрасли существуют для самого горо­да, его населения. Они производят продукцию, потребляемую на месте. Нечеткость деления отраслей на градообразующие и градообслуживающие вызвана тем, что одни и те же предприятия могут выпускать продукцию как предназначенную для вывоза в другие центры и районы, так и рассчитанную на местного потребителя. В городах, привлекающих большие массы людей на временное жительство (например, в городах-курортах, где временное население может превышать по численности постоянное), типично обслуживающие отрасли выпускают про­дукцию, потребляемую не только постоянными жителями, т.е. частично приобретают значение градообразующих.

Специализация города, определяемая отраслями градообразующей базы, особенности функциональной структуры служат, основанием для функциональной типологии городов. Важный показатель при этом - степень развитости функциональной структуры. По этому признаку города делятся на две большие группы – однофункциональные и многофункциональные. Первые — преимущественно малые и средние — существуют на основе какой-либо одной функции. Это могут быть промыш­ленность, транспорт, наука, НИОКР (научные исследования, опытно-конструкторские разработки), отдых, лечение, туризм, а также административные, военно-стратегические или религиозные функции. Наиболее распространенные промышленные однофункциональные города нередко имеют градообразующую базу в виде одного крупного предприятия.

Когда ведущая функция стимулирует появление дополняю­щих ее отраслей и видов деятельности, полностью на нее ори­ентированных, и продолжает сохранять преобладание и роль, так сказать, надфункции, придающей своеобразную окраску все­му сложившемуся сочетанию, то возникает функциональный тип, который можно назвать специализированным комплексом. Примером может служить город-курорт, в котором наряду с ос­новными функциями — лечение, отдых, туризм — получают развитие наука (курортологическая), подготовка кадров (меди­ков, экскурсоводов, переводчиков), транспорт (экскурсионный), стройиндустрия, пищевая и сувенирная отрасли промышленности (рис. 4.1).

 

 

Рис. 4.1. Функциональная структура города-курорта

 

 

Градообразующая база города может создаваться целенаправленно как взаимообусловленное сочетание производств в соот­ветствии с теорией территориально-производственных комплек­сов (ТПК) и энергопроизводственных циклов (ЭПЦ) Н.Н. Колосовского. Так происходило формирование Набережных Челнов, Запорожья, Братска. Но чаще она складывалась из до­вольно обособленных, независимо друг от друга возникавших объектов. Город в этом случае аккумулировал результаты частных ведомственных решений. Вследствие этого возникал конг­ломерат функционально, технологически слабо связанных между собой элементов; специализирующихся на разных стадиях про­изводства и функционирующих в составе различных отрасле­вых систем.

Стремление разных отраслей и ведомств использовать город как интегральную градостроительную инфраструктуру, распо­лагающую комплексом условий для развития многих произ­водств, приводит к решениям, далеко не всегда учитывающим интересы города как целого, как среды для жизни людей. Это создает основу для столкновения интересов города и отрасли, территории и ведомства. В городе появляются плохо совмести­мые производства и виды деятельности, что осложняет его планировочную организацию.

Особенности города как среды и многокомпонентного сочетания разных видов деятельности при ограниченности ресурсов подводят к необходимости определить пропорции градообразующей базы, масштабы развития отдельных ее звеньев на ос­нове принципа субоптимизации. При этом приоритет отдается интересам целого, а не отдельного элемента, той или иной отрасли, что с позиций ведомства может оцениваться как недоис­пользование возможностей. Но только при таком подходе ин­тересы частей согласуются на основе учета интересов целого.

Градообразующая база вместе со всем городом находится в процессе постоянной эволюции, причем именно она выступает в роли побудителя необходимых изменений. Наиболее распро­страненный вариант эволюции градообразующей базы, ее основные направления можно представить следующим образом: курс на многофункциональность, в промышленной сфере - на многоотраслевое производство;

усиление комплексности, «обрастание» стержневой функции (или производства) дополнительными, вспомогательными и со­путствующими;

возрастание доли нематериальной сферы (наука, культура, образование, управление) при сокращении доли материальной (промышленность, транспорт, стройиндустрия).

совершенствование технологии (переход на новые технологии), повышение технического уровня;

освобождение функциональной структуры от звеньев, ставших для города неуместными или даже противопоказанными ему.

Последнее обстоятельство, связанное с изменениями струк­туры, можно рассматривать и как проявление саморазвития города, отторгающего те звенья своей экономической базы, которые были уместными для города на предшествующих этапах его развития, но перестали быть ими, когда город поднялся на более высокую ступень иерархии. В тоже время структура наращивается за счет элементов, соответствующих новому положению города. Например, в крупных и крупнейших городах усиливается блок научно-технического прогресса, представленный наукой, проектированием, конструкторскими разработками, эксперимен­тальными производствами в прогрессивных отраслях промыш­ленности.

Подобная трансформация функциональной структуры под­тверждает своего рода закон соответствия функциональной структуры рангу города, его месту в общественном разделении труда и территориальной организации общества.

Многофункциональные города различаются по соотношению непроизводственной и производственной сфер, по сочетанию различных блоков в рамках каждой из них. Существенное зна­чение имеет степень внутренней связи между элементами функ­циональной структуры.

Помимо такого рода структурных характеристик с точки зре­ния географии очень важно территориальное содержание функ­ций. Под этим понимается ориентация деятельности города в территориальном разрезе, обеспечение выпускаемой продукцией определенных регионов, предоставление услуг населению и хозяйству той или иной территории. Ориентация на обслужива­ние — производственное, научное, транспортное, в сфере строи­тельства — окружающего района присуща городам — админи­стративным и организационно-хозяйственным центрам. К ним относятся столицы, центры экономических районов, краев и областей, низовых административных районов. В каждом из та­ких городов в соответствии с его рангом, которым определена и величина обслуживаемого района, формируется блок центральных функций. Город-спутник ориен­тирован своими связями на центр агломерации. У города—плац­дарма освоения ресурсного района — территориальное содер­жание функций зафиксировано осваиваемым районом.

Сфера жизнеобеспечения. Она включает разнообразные отрасли социальной и технической инфраструктуры (транспорт, инженерные системы, жилье, сферу обслуживания), которые обеспечивают жизнь населения и функционирование экономи­ческой базы.

Социальная инфраструктура ориентирована на удовлетворе­ние потребностей городского населения в различных видах обслуживания — в образовании, лечении, отдыхе, покупках про­довольственных и промышленных товаров, пошиве обуви и одежды, ремонте бытовой техники, квартир и т.д. Набор видов услуг, оказываемых населению, чрезвычайно широк, в связи с чем эта сфера имеет много отраслей. Распределение учрежде­ний и предприятий обслуживания по территории города зависит от частоты их посещения жителями города и от характера услуг. Объекты, занятые повседневным обслуживанием, максимально приближены к жилым микрорайонам, встроены в них. Учреж­дения и предприятия, оказывающие услуги периодического и эпизодического спроса, размещаются вблизи часто посещаемых мест, обладающих хорошей доступностью. Объекты культурной инфраструктуры – театры, концертные и выставочные залы, музеи, а также крупнейшие универмаги и главные специализи­рованные магазины — тяготеют к центральному району города. Даже в гигантском городе, подобном Москве, это выражено вполне отчетливо.

Жилой фонд, удовлетворяющий одну из основных потреб­ностей людей в жилище, формируется в соответствии с дина­микой и структурой населения, которые в свою очередь сильно зависят от типа, возраста и географического положения города. Жилище, жилые образования (микрорайоны и районы) многое определяют в условиях и образе жизни людей. От состояния жилой среды, ее планировочных, технических, гигиенических и эстетических свойств зависит во многом качество города как формы территориальной организации населения.

Транспорт связывает все части города между собой, и каждую из них — с центром, обеспечивает взаимодействие всех городских подсистем. Необходимость в транспорте возникает при достиже­нии городом достаточно больших размеров, в то время как малый город можно назвать городом пешеходов. Чем больше город, тем больше видов транспорта в нем используется. В городах-миллионерах к наземным видам транспорта — трамваю, автобусу, троллейбусу — присоединяется подземный — метрополитен.

Обеспечение города транспортом и организация в нем дви­жения —одна из острейших проблем в городах XX в. Возраста­ние транспортных потоков требует создания системы мощных, обладающих большой пропускной способностью многополос­ных магистралей. Эти транспортные коридоры, связывая части растянувшегося города, одновременно, подобно глубоким кань­онам, рассекают его, осложняя взаимодействие расположенных по обе стороны от них территорий. В старинных городах, обла­дающих заслуживающей сохранения исторической средой, уст­ройство таких транспортных коридоров невозможно, так как оно требует сноса большого количества зданий.

В странах Запада да и в России основным видом городского и пригородного транспорта стал личный автомобиль. С одной стороны, это удобно так как позволяет совершать поездки «от двери до двери». С другой — резко ухудшается состояние окружающей среды, поскольку автомобильный транспорт — основной загряз­нитель городского воздуха. Кроме того, чрезвычайно обостри­лась проблема стоянок, для которых в затесненных городах, где земля очень дорого стоит, трудно найти для них площади.

Наряду с транспортом инженерное обеспечение жизнедея­тельности города включает системы водо- и энергоснабжения.В настоящее время в большинстве городов РФ остро стоит проблема капитального ремонта либо замены сетей водо – и теплоснабжения в связи с их значительной изношенностью.

 

 

Лекция № 5. Планировочная структура города и ее типы

Вопрос 1. Планировочная структура города

Подойдем к определению понятия «планировочная структура города». Структуру вообще философы определяют как «совокупность элементов системы и способы их объединения или сеть связей между элементами». В экономической и социальной географии ключевым понятием является территориальная структура. И.М. Маергойз, создатель теории территориальных структур, дает следующее определе­ние: «Территориальная структура народного хозяйства — это совокупность его определенным образом взаиморасположенных и сочлененных территориальных элементов». Для градостроителей «планировочная структура (а термин этот родился в градо­строительстве) характеризует городской организм в единстве взаи­мосвязи различных его частей (элементов)».

Таким образом, планировочная структура - это та же по существу, территориальная структура применительно к сравнительно небольшому, но сложно устроенному участку территории, отличающемуся высокой концентрацией о6ъектов разногорода и населения, каким является город. В схематичном виде планировочная структура города изображена на рис. 5.1. Все под системы города сочленяются для взаимодействия и образуют целостный город. Компоновка частей города, связи между ни­ми, устройство каждой из них представляют планировочную структуру города. От того, какова планировочная структура го­рода, его территориальное устройство, во многом зависит удоб­ство жизни в нем людей и эффективность расположенных в нем систем.

Планировочная структура в отличие от функциональной характеризующей совокупность выполняемых городом функции, обладает большой инерционностью. Это ее весьма характерное свойство. В силу своей жесткости, закрепленности функцио­нальных зон, параметров площадей и улиц она с трудом подда­ется изменениям, сопротивляется переустройству. Эта инерци­онность особенно сильна в исторических городах с их ценным историко-культурным наследием. В Москве, где были осущест­влены крупные градостроительные акции в соответствии с не­сколькими генеральными планами начиная с 1935 г., основной рисунок главных магистралей, общий характер радиально-концентрической системы улиц и дорог сохранился, проявив поражение основных функциональных узлов

 

 

Рис. 5.1. Планировочная структура города:

1 – селитебная зона; 2 – промышленная зона; 3 – общественные центры; 4 – зоны

отдыха; 5 – транспортная зона; 6 – границы городских районов; 7 – направления

территориального роста промышленной и селитебной зон

и транспортных соединений-коридоров между частями города, разными его функциональными зонами. Каркас выделяет участки — узлы и полосы наилучшей транспортной доступности, предпочтительные для концентрации самых значительных объектов, и в процессе развития города все более предстает как наиболее интенсивно используемая часть городского пространства. Каркас придает целостность городу, состоящему из функционально и генетически разных частей и рационализирует использование городской территории. Городской каркас обеспечивает сцепление струк­туры города с территориальной структурой окружающего района, определяет направления территориального развития города.

Сердцевина планировочной структуры и ее каркаса, плав­кий скрепляющий их узел — центр города. Это самая активная часть города, отличающаяся наибольшим разнообразием и наи­высшей интенсивностью деятельности, престижная и удобная для контактов, для размещения наиболее притягательных объек­тов. Это символ города. В сознании людей город обычно отожде­ствляется с его центром, в котором горожанин прежде всего чувствует причастность к своему городу. Центр привлекает и жителей города и в еще большей степени его гостей. Это, по сути, собирательный образ города. Архитекторы А.Э. Гутнов и В.Л. Глазычев отмечают роль центра как «школы новизны», так как на протяжении всей истории цивилизации именно в нем появлялись новинки, обосновывались первые банки, биржи, те­атры, почтамты, торговые пассажи, многоэтажные универсаль­ные магазины, уличный свет, лифты, трамваи и т.п.

В центрах размещались архитектурные доминанты, самые значительные сооружения, что постепенно превращало их в ог­ромные музеи архитектуры. По мере роста города его центром становился старый город.

В большинстве городов исторический центр не лишается сво­их функций. Попытки градостроителей сдвинуть его с места в ряде случаев ни к чему не привели. Одно время в Москве пред­полагалось создать новый центр для размещения высших госу­дарственных учреждений на Юго-западе, за зданием Москов­ского университета. Затем от этой шеи отказались. Традиции взяли верх. В Ленинграде даже было положено начало форми­рованию нового центра на Московском проспекте, к югу от исторического. Напоминанием об этом служит огромное адми­нистративное здание, предназначавшееся для Ленсовета. Но центр сюда «не пошел».

Иногда, наоборот, происходило естественное перемещение центра, как это было в Тбилиси или Варшаве. В грузинской столице линейным центром, что соответствует вытянутой кон­фигурации городской территории, стал замечательный проспект Руставели, обладающий большой притягательной силой, где разместились административные и общественные учреждения национального значения, театры и кинотеатры, музеи и гостини­цы, модные магазины и крохотные магазинчики, главный почтамт и необычайно популярные «Воды Лагидзе». А старый центр, ставший краше и благоустроеннее после реконструкции и реставрации, хранит прошлое грузинской столицы. Здесь уз­кие и извилистые улицы и улочки, небольшие дома, множество красочных деталей, напоминающих о многобалконном преж­нем Тбилиси, запечатленном на картинах Елены Ахвледиани.

Наряду с транспортно-планировочным каркасом в городе формируется имеющий важное оздоровительное значение эко­логический каркас, образованный зелеными насаждениями и вод­ными пространствами. Продуманная система зеленых насажде­ний была запроектирована и в какой-то мере осуществлена в Генеральном плане Москвы 1935 г. Зеленые клинья шли от гра­ниц города к его центру, поддерживая сеть бульваров, садов и скверов. Их основанием служили парки, являвшиеся продолжением лесопарков и лесов зеленого пояса столицы.

 

Вопрос 2. Типы планировочных структур

Планировочные структуры городов складываются под силь­ным влиянием природных условий местности, народнохозяй­ственного профиля города и его генетических особенностей. Различные комбинации этих основных факторов определяют разнообразие планировочных структур, некоторые их типы яв­ляются наиболее часто повторяющимися.

Естественно образуется полосовидная структура, когда город вытягивается вдоль крупной реки (см. рис. 5.2) или морского побережья, особенно когда береговые горные хребты препятст­вуют развитию города в глубь территории.

Многолучевая, звездчатая структура возникает в городах, располагающихся в узле дорог. Улицами-протуберанцами вдоль до­рог город как бы врастает в окружающий район.

Городу, сформировавшемуся вокруг нескольких территори­ально сближенных крупных объектов, свойственна многоядерная структура. Таким был стародавний Киев, складывавшийся вокруг трех центров -

 

 

Рис. 5.2. Город полосовидной структуры (Волгоград)

 

 

резиденции князя на Старокиевской горе, Киевско-Псчерской лавры и Подола — торговой приречной части города. Примером города с многоядерной структурой яв­ляется Брянск (см. рис. 5.3).

 

 

Рис. 5.3. Город многоядерной структуры (Брянск)

Город в узле дорог, росший так, что ни одно из направлений не выделялось как приоритетное, приобретал радиально-кольцевую, или по­ясную, структуру (Центр Москвы, Вологда).

По мере роста города происходила трансформация его планировочной структуры. Малый город обычно обладал компактной структурой. Ему не было необходимости разбрасываться по территории. Эта компактность у растущего города, переходив­шего в категорию больших, сохранялась до известного момен­та. Таков, например, Тамбов.Многое зависело здесь от характера местности. Появлялись новые промышленные и транспортно-складские зоны, росло число жилых районов. Город наталкивался на воздвигнутые природой препятствия, обходил их или «перепрыгивал» через них и в результате приобретал полурасчлененную структуру, а в дальнейшем и расчлененную. Расчлененная структура свойственна Перми,Новосибир­ску, Красноярску. В ряде случаев крупный город, стимулируя формирование агломерации, окружая себя поселениями-спут­никами, сам превращался в агломерацию (Иркутск).

В то же время новые требования вынуждают города менять свою планировочную структуру, иногда весьма радикально. Па­риж во второй половине XIX в. приобрел совершенно отлич­ную от прошлой хаотической сетки узких и кривых улиц стройную систему широких и прямых проспектов-бульваров, которые, по выражению инициатора перепланировки, париж­ского префекта Османа, «вспороли брюхо старому Парижу». Русские города в XVIII в. перестраивались в соответствии с вы­сочайше утвержденными регулярными планами. В ряде случаев они сменили прежнюю живописную и соответствующую усло­виям местности планировку на геометрически правильную, но не всегда удачно вписывающуюся в ландшафт. Наиболее удач­ные новые планы позволили сохранить достоинства исторической застройки, придав ей лишь некоторую упорядоченность. Taк произошло, например, в Ярославле, где новае здания и микрорайоны органически сочетаются с застройкой прошлых веков.

 

Лекция № 6. Природная подсистема города и

устойчивость городской территории

Вопрос 1. Природная подсистема города

Природная подсистема города представляет собой часть земной поверхности которая обладает соответствующими данной физико-географической области климатическими и ландшафтными особенностями, характеризуется определенными геологическими и геоморфологическими условиями, а так­же способностью выполнять роль пространственного базиса деятельно­сти общества, т.е. обладать свойствами, необходимыми для создания соци­альной и промышленной инфраструктуры и устойчивого развития города.

Городские территории характеризуются также созданными в результате деятельности людей свойствами: новым типом ландшафта - природно-архитектурным, образованием неприродных геологических (литологических) отложений - культурного слоя, а также отходов производства и жизнедеятельности людей - техногенных отложений.

Наряду с этим в науке формируется и другое, но близкое по смыслу понятие о городской экосистеме. Ее рассматривают как сложную полиструктурную систему, включающую в се­бя две главные подсистемы — природную (с подразделением ее на геосистему, гидро­систему, аэросистему и биосистему) и антропогенную (с выделением производственной, градостроительной и инфраструктурной под­систем). Все эти подсистемы, в свою очередь, подразделяют на подсистемы более низких рангов (рис. 6.1).

 

 

Рис. 6.1. Структура и динамические связи экосистемы «Город»

 

 

Городская территория - это и особая геоморфологическая система. Существует мнение, что города можно строить везде, в любых климатических, геологических, геоморфологических условиях. На суше, на во­де, под водой. Но хотя существующие города построены в различных и по­рою в очень сложных условиях, возникали и строились они далеко не везде.

Геоморфологическая система - это часть поверхности Земли, элемен­ты которой находятся в устойчивом отношении, морфологически представляющим единое целое, способное определенным образом реагировать на изменения активности экзогенных и эндогенных процессов (Тимофеев, 1978). К таким системам относятся морфосистемы и морфолитосистемы.

Наиболее изученными являются морфосистемы речных бассейнов. Исследований зависимостей между городскими территориями и опреде­ленными морфосистемами речных бассейнов не проводилось. Однако из­вестно, что подавляющее большинство российских равнинных городов расположены в речных бассейнах. И можно назвать бассейны с различной степенью урбанизации (например, степень урбанизации бассейна р. Волги значительно выше, чем бассейна р. Печоры).

При этом трудно назвать город, который бы располагался в пределах од­ного элементарного бассейна или в пределах бассейна второго порядка. Чаще встречаются города, которые можно отнести к бассейнам 3-4-го и к более вы­сокого порядка. Эта закономерность не связана с размерами (площадью) го­родов и водосборных бассейнов и определяется, скорее всего, зрелостью бассейновой системы, определенной устойчивостью ее структуры.

Первая очевидная особенность городской геоморфологической системы - это приуроченность городов к структурным узлам морфосистем - уз­лам слияния рек (и сочленения бассейнов) 2-3-го порядка или рек высоко­го порядка с малыми реками.

Вторая особенность города располагаются не в самом узле, а на наиболее устойчивых поверхностях морфосистемы — на приводораздельных и террасовых - на междуречье, но в непосредственной близости к водной артерии для обеспечения города водой, энергией и связью – транспортом.

Третья особенность - реки, образующие узел морфосистемы, были естественными границами города при его зарождении. У ряда городов эти границы сохранились. У других переход через реку (естественную географическую границу геоморфологической системы) осуществился сравни­тельно недавно и только через малую, менее значительную границу. Некоторые большие индустриальные города перешагнули и через главную водную артерию. Причем эти две половины города развиваются как бы самостоятельно (новый район чаще всегда – Заречье). (Череповец, Нижний Новгород, Вологды нет)

Перечисленные особенности носят региональный и локальный характер. При глобальном рассмотрении географического (геоморфологического) положения городов, оказывается, что если провести статистику приречных городов, то подавляющее большинство окажется расположенными в узлах слияния рек. Однако если задаться целью и посчитать количество узлов слияния рек, освоенных городским строительством, и отнести это количество к общему числу узлов, то выяснится что их значительно меньше поло­вины. В чем дело? Вероятно в том, что основание города "на стрелке" (в уз­ле) имеет исторические корни. Узлов значительно больше, чем требовалось мест для строительства городов. Существовал выбор. И этот выбор определялся социальными и экономическими требованиями исторической стадии развития общества. На каждом этапе развития общества «выбор» пересматривался - происходила своего рода корректировка «выбора». Из существующих городов развитие получили только те, что отвечали требованиям данного исторического этапа развития. На основе этих требований строились и новые города. Коротко определить эти требования к природной среде мож­но следующими ключевыми словами: безопасность и здоровье населения, ресурсы (водные, энергетические, строительные, базисные для горнодобы­вающей и перерабатывающей промышленности), доступность (связь с другими городами, регионами, странами).

 

Вопрос 2. Устойчивость природной подсистемы города

Нас, как геоэкологов и природопользователей особо интересует понятие устойчивости городской территории, под которой следует понимать способность территории (а точнее ее элементов: ландшафта, рельефа), испытывая внешнее воздействие, продолжать выполнять социально-экономические функции в заданных пределах. Устойчивость рельефа и ландшафта обеспечивается сочета­нием процессов саморегуляции и управления.

Образование техногенных отложений, постоянное воздействие динамических и статических техногенных объектов на литосферу и рельеф, на гидросферу и атмосферу города значительно снижают устойчивость территории. В то же время, разнообразие ландшафтных обстановок, изначально свойственное избранному для города участку, предполагает его изначальное же и неустойчивое состояние. Увеличивая разнообразие форм

природы в городе, люди при этом стремятся снизить разнообразие естественных - природных (и в частности, геоморфологических) обстановок для увеличения устойчивости городской территории.

Устойчивость и надежность экосистемы обеспечивается законом "не­обходимого разнообразия" (любая система не может сформироваться из абсолютно одинаковых элементов), а также законом "оптимальности" (число функциональных составляющих и связей между ними должно быть оптимальным), что предполагает необходимое разнообразием единообра­зие городской среды - наличие необходимой социальной инфраструктуры, единый строительно-архитектурный ансамбль и т.д. Создавая города, лю­ди увеличивают разнообразие форм природы: новые формы рельефа, но­вые строительные материалы, новые формы жилища, новые виды расте­ний, новые сочетания насаждений и т.д. Устойчивое усложнение экосистемы - структуры, состава компонентов, территориальных функций, - га­рантия непрерывного развития.

Необходимым и достаточным условием структурной и функциональной устойчивости города является наличие трех подсистем: населения, географической среды, городской среды. Взаимодействие их обеспечивает функционирование городской экосистемы. Функциональная устойчивость (выполнение городом определенных функций) определяется географичес­ким положением города, наличием ресурсов, развитой промышленной и социальной инфраструктурой и степенью духовности населения (или ин­теллектуальным потенциалом).

С устойчивостью тесно связаны другие свойства экосистемы "Город" -это живучесть (способность выносить большие антропогенно-техноген­ные нагрузки) и надежность. Последняя характеристика предполагает способность системы самовосстанавливаться и саморегулироваться. Если говорить о городе, то следует иметь в виду надежность управления техническими системами, обеспечивающими город теплом, энергией, водой, про­дуктами питания и другими необходимыми для надежного существования людей в городе. Надежность городской экосистемы предполагает и безо­пасность населения.

Важно и другое понятие устойчивости, обусловленное адаптацией живых организмов друг к другу и к окружающей среде. Кроме того, сле­дует напомнить, что генетики уже различают "человека городского" и "человека сельского". И в этом отношении город является устойчивой экосистемой, т.к. происходит, и уже частично произошла, не только психологическая адаптация людей к условиям жизни в городе.

 

Лекция № 7. Экологические проблемы города

Город как экосистема и экополис

Вопрос 1. Воздействия деятельности людей в городе на его

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...