Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Формирование государственной системы реставрации и охраны памятников 1918- конца 1940х годов.

Охрана памятников истории и культуры, система международных, государственных и общественных мероприятий, ставящих целью сохранение и защиту культурного наследия человечества. Охране подлежат литературные и исторические памятники, произведения архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, археологические находки и комплексы, имеющие национальное и международное значение. Деятельность в этой сфере слагается из научно-исследовательской работы (изучение, классификация, каталогизация и публикация памятников), подготовки и издания законодательных актов (признание того или иного объекта памятником истории и культуры; принятие законов, запрещающих порчу, разрушение или перестройку памятников, вывоз памятников за границу и т. п.; разработка инструкций о порядке учёта, хранения и реставрации художественных и исторических ценностей), консервационных и реставрационных работ , популяризации памятников как исторического наследия и культурного достояния. Федеральное государственное учреждение культуры «Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря» (ВХНРЦ) — старейшая государственная реставрационная организация России — был основан 10 июня 1918 года по инициативе художника и исследователя искусства Игоря Эммануиловича Грабаря, собравшего в созданных им «Центральных государственных реставрационных мастерских» цвет отечественной научной реставрации того времени: и выдающихся ученых-искусствоведов, и опытных реставраторов-практиков. В 1938 году Центр был ликвидирован. Часть ведущих сотрудников Центра подверглись репрессиям, вплоть до «высшей меры социальной защиты». Обвинения, конечно же, ложные, но в тогдашней обстановке почти «заслуженные»: «пропаганда религии» под видом сохранения культуры. По счастью, И. Э. Грабарь был фигурой такого масштаба, что его не тронули. Возвращение реставраторов из опалы — «заслуга» войны. По мере освобождения оккупированной части СССР, становился яснее масштаб ущерба, причинённого войной не только экономике, но и культуре — памятникам истории, художественным ценностям. 1 сентября 1944 года CНК издаёт Распоряжение № 17765-р за подписью зам. Председателя В. М. Молотова о разрешении Комитету по делам искусств при Совнаркоме СССР организовать Центральную художественно-реставрационную мастерскую. Естественно, что для организации был привлечён опытнейший И. Э. Грабарь, который, став художественным руководителем «новой» мастерской, фактически воссоздал старые, привлекая для этого уцелевших реставраторов, даже отзывая их с фронтов. Именно благодаря И. Э. Грабарю, нынешний Центр справедливо считается правопреемником тех мастерских, что начинались в 1918. ВХНРЦ - старейшее реставрационное учреждение России создано 10 июня 1918 г. как научно-административный центр, призванный руководить всеми реставрационными работами в стране. Инициатором создания Комиссии по сохранению и раскрытию памятников древней живописи (так первоначально назывался Центр), равно как и создания отечественной реставрационной школы был И.Э.Грабарь — известный художественный критик и историк искусства, автор и редактор многих фундаментальных изданий, талантливый художник. Комиссия начала свою деятельность с обследования фресок памятников Кремля и Москвы и реставрации древнерусской живописи из Благовещенского собора Кремля. Опыт первых трех лет реставрационной деятельности был обобщен на I Всероссийской реставрационной конференции (12-14 апреля 1921 г.), утвердившей принципы реставрации всех видов художественных памятников: архитектуры, скульптуры, живописи, прикладного искусства. В 1924 г. Комиссия в связи с расширением объема работ была преобразована в Центральные государственные реставрационные мастерские, технически хорошо оснащенные и собравшие в своих стенах первоклассных мастеров-реставраторов и известных специалистов в области русского и европейского искусства. В эти годы были раскрыты и реставрированы древнейшие иконы «Богоматерь Владимирская» (XII в.), «Спас Златые власы» (нач. XIII в.), «Спас Нерукотворный», иконы письма Андрея Рублева, фрески Феофана Грека и еще целый ряд ценнейших икон, вошедших в экспозиции крупнейших музеев страны. В процессе работы интенсивно проводились разработки научных принципов реставрации художественных произведений, нашедших яркое выражение в трудах И.Э.Грабаря - научного руководителя Мастерских. Предложенные им методы раскрытия произведений от поздних наслоений и принципы бережного отношения к подлинной авторской структуре произведения стали основополагающими в создании отечественной школы научной реставрации. С успехом проходили большие реставрационные выставки в Москве в 1918, 1920, 1927 гг. и за рубежом: так, выставка «Памятники древней живописи. Русские иконы XIII-XVIII вв.» проследовала в 1929 - 1932 гг. по городам Германии, Англии, Австрии и США. Многие зарубежные специалисты приезжали для знакомства с работой реставраторов Мастерских. Но наступают роковые 30-е гг. - годы варварского разрушения собственного национального достояния, - ибо признается нецелесообразным охранять целиком все культурное наследие. «Романовский хлам», церковные ценности считаются вредоносными для идейного воспитания масс. Наиболее активно выступающие за сохранение ценнейших памятников русской культуры А.Анисимов и Ю.Олсуфьев репрессированы и гибнут в застенках, сосланы Н.Померанцев, П.Барановский и Н.Сычев. По этой же причине летом 1934 года были расформированы Мастерские, а основные функции по реставрации, учету и охране памятников распределены между ведущими центральными музеями Москвы и Ленинграда. Секция живописи, научный отдел и фототека Мастерских были переведены в помещение Третьяковской галереи и практически продолжали осуществлять функции центрального органа по реставрации произведений искусства. Бывшие сотрудники Мастерских успешно проводили экспедиционную деятельность по выявлению и охране памятников не только в России, но и за ее пределами - в Киеве, Грузии, Армении, Азербайджане, Керчи и других местах, принимали экстренные меры по поддержанию уникальных фресок в Новгороде, Владимире, Александровской слободе. Советское государство с первых дней своего существования принимало меры к сбережению памятников искусства и культуры. Изданные по инициативе В. И. Ленина в 1918-24 декреты (более 20 декретов, в том числе декрет "Об учёте и охране памятников искусства, старины и природы" от 7 января 1924) заложили основу советской государственной системы охраны памятников. На базе национализации художественных собраний создавалась сеть художественных и исторических музеев, государственные реставрационные мастерские и др. С 1922 вопросами охраны памятников истории и культуры ведал Народный комиссариат просвещения РСФСР, с 1932 - Комитет по охране памятников при ВЦИК, с 1936 - Комитет по делам искусств СНК СССР.

 

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.