Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выводы за день. Эффективность действий нашей авиации. Показатели боевых действий 16-й воздушной армии. Оперативно-тактические выводы




Выводы за день.

1. Войска фронта при содействии авиации 16 ВА завершили окружение столицы фашистской Германии — Берлина, соединившись с войсками 1-го Белорусского фронта западнее города в районе Кетцин. К исходу дня наступающие войска достигли значительных успехов в уличных боях, благодаря массированным ударам бомбардировщиков по центру Берлина.

2. Кольцо окружения вражеской группировки юго-западнее Шторков и западнее Бесков при содействии авиации 16 В А все время сжималось.

3. Авиация противника, используя последние силы, пыталась противодействовать боевой работе нашей авиации, но активность ее заметно ослабевала. [... ]

Эффективность действий нашей авиации

При обследовании комиссией ВА и комиссиями авиасоединений районов действий авиации 16 ВА во многих случаях установлена высокая эффективность поражения заданных целей. Обследованы были, главным образом, важнейшие опорные пункты, подвергнутые воздействию авиации на подступах к Берлину, и объекты в гор. Берлине.

Непосредственно по гор. Берлину авиацией 16 ВА было произведено 4030 самолето-вылетов, из них ночными бомбардировщиками По-2 — 1175, дневными бомбардировщиками (Ту-2, Пе-2 и «Бостон») — 928, штурмовиками — 449, истребителями — 1438.

На город было сброшено свыше 1300 тонн бомб разных калибров, в том числе значительное количество ФАБ-1000.

По отзывам немецких военнопленных, а также при обследовании объектов воздействия нашей авиации на месте установлено, что эффективность действий 16 ВА по Берлину была весьма высокой.

Особенностью действий нашей авиации по Берлину является поражение оборонных объектов, что способствовало наземным войскам в овладении ими в короткие сроки.

Несмотря на длительное воздействие по Берлину задолго до начала операции авиации союзников и причиненные этими действиями значительные разрушения, в ходе операции действиями авиации 16 ВА нанесены противнику самые чувствительные удары по тем объектам, которые использовались немцами для жесткой обороны в городе.

На общем фоне разрушений от действий авиации разрушения, причиненные авиацией 16 В А, резко выделяются и без особого труда обнаруживаются по всем районам, где действовала наша авиация.

Показатели боевых действий 16-й воздушной армии

В апреле месяце и за пять дней мая, т. е. в подготовительном периоде и в ходе Берлинской операции, авиацией 16 ВА произведено 37562 самолето-вылета. За этот же период вместе с авиацией 18 и 4 ВА, действовавшей на [202] участке 1 БФ, произведено 41 965 самолето-вылетов. Из них 39 003 непосредственно в операции с 16. 4 по 6. 5. 45 г.

По количеству самолето-вылетов Берлинская операция для авиации 16 ВА является рекордной за весь период боевой деятельности воздушной армии.

Кроме того, произведено 29 443 небоевых самолето-вылета.

Количество самолетов (исправных) перед началом операции составляло:

бомбардировщиков дневных......... 533
ночников По-2................. 151
штурмовиков................. 687
истребителей................. 1548
разведчиков.................. 51
корректировщиков.............. 67
Всего...................... 3037

Это наивысший боевой состав, которым располагала 16 ВА в ходе Отечественной войны.

В ходе операции проведен 1101 воздушный бой, в которых сбито 966 самолетов противника, и 55 уничтожено на земле при нанесении бомбардировочно-штурмовых ударов по аэродромам противника. Всего уничтожено в воздухе и на земле 1021 самолет противника, из которых подтверждено — 791 самолет.

Наши потери составили — 357 самолетов, из них боевых потерь — 271, потерь, связанных с выполнением боевой задачи, — 41 и небоевых — 45 самолетов.

Обращают на себя внимание отдельные виды потерь, в частности потери от ЗА противника. Несмотря на огромное насыщение противником своей обороны зенитными средствами и активное противодействие нашей авиации, потери от ЗА противника в Берлинской операции все же весьма незначительны. Это явилось результатом грамотных действий всех видов авиации по подавлению зенитных средств противника и широкого применения противозенитного маневра.

Несмотря на значительное сопротивление противника в воздухе и многочисленные воздушные бои, потери от вражеских истребителей являются также небольшими.

Потери летного состава по отношению к потерям материальной части составили 70 проц.

Расход боеприпасов в операции достиг почти 6000 тонн авиабомб всех калибров, из них свыше 1300 тонн сброшено на объекты в Берлине. Процент осколочных бомб был достаточно высоким у штурмовиков (67 %), объектами воздействия которых были живая сила и техника противника. У бомбардировщиков, объектами воздействия которых были главным образом опорные пункты, процент осколочных бомб несколько ниже.

[... ]

Оперативно-тактические выводы

1. Все задачи, поставленные перед авиацией 16 ВА в Берлинской операции, выполнены полностью, несмотря на крайне неблагоприятные метеоусловия в течение всего периода, что во многих случаях ограничивало боевую деятельность ВА и приводило к необходимости частого изменения тактики действий и оперативного использования авиации в целом. По количеству произведенных самолето-вылетов Берлинская операция является рекордной за весь период боевой деятельности 16 ВА.

2. Массовость применения авиации на всех этапах развития Берлинской операции является характерной особенностью применения наших ВВС. Наряду с этим, к участию в операции, помимо авиации 16 ВА, были привлечены силы 18 ВА и часть сил 4 ВА. Координирование действий и направление усилий авиации разных, значительно удаленных друг от друга крупных авиасоединений потребовало новых методов в управлении авиацией при проведении крупных операций, что нашло блестящее разрешение на решающем этапе войны по разгрому гитлеровской Германии. [203]

Координирование действий нашей авиации с авиацией союзников, отлично осуществленное в ходе Берлинской операции, обогатило оперативное искусство по использованию ВВС в крупных операциях и получило полное практическое разрешение на завершающем этапе войны.

3. Массовость применения авиации одновременно сочеталась с непрерывностью нанесения ударов, зачастую в непосредственной близости от переднего края наших войск в целях максимального содействия им в прорыве вражеской глубоко эшелонированной обороны и развитии успеха в глубине.

4. Как и следовало ожидать, наряду с ожесточенным сопротивлением наземных войск, противник упорно оборонялся также в воздухе. Это привело к многочисленным воздушным боям, по количеству которых Берлинская операция не имеет себе равных (свыше 1000). Упорство, с которым боролся противник, являлось уже не признаком его силы, а отчаянием. Это была попытка противника бороться остатками своей авиации за господство в воздухе на подступах к Берлину, но она потерпела полное поражение. Практически в воздушных боях и на земле авиация 16 ВА уничтожила силы ВВС противника, защищавшие Берлин.

5. Управление авиацией в ходе операции во всех случаях было весьма эффективным и отличалось достаточной гибкостью. Это обеспечивалось хорошо налаженной связью штаба ВА с авиасоединениями и КП командующих наземных армий.

6. Как ни в одной из предыдущих операций, было четко организовано взаимодействие авиации с наземными войсками. Эта четкость была достигнута совершенством планов и точностью выполнения их, т. к. были составлены командирами авиасоединений с командующими наземными войсками, в том числе и подвижными, с которыми они взаимодействовали. Весьма положительно сказался в этом вопросе опыт зимнего наступления войск 1-го Белорусского фронта, широкое использование которого нашло свое применение в Берлинской операции.

Ход операции показал, что, несмотря на оперативное подчинение авиасоединений командующим наземными войсками на период операции этим самым не исключается необходимость постоянного управления боевой деятельностью этих соединений командующим ВА. В зависимости от обстановки и задач командования фронта командующий ВА должен при необходимости использовать часть таких соединений на тех участках фронта, где это необходимо для развития максимального успеха в действиях наземных войск.

7. Несмотря на многочисленную насыщенность района боевых действий зенитными средствами противника, задача подавления и уничтожения зенитных средств в операции была успешно решена. В результате этого резко снизилось количество потерь от зенитного огня по всем видам авиации, и в частности, у штурмовиков.

8. Высокая эффективность авиации была достигнута совершенством и разнообразием тактических приемов, применяемых всеми видами авиации, в зависимости от обстановки, метеоусловий и тактики действий ВВС противника.

9. Ограниченное применение противником новой авиационной техники в Берлинской операции (до 10 случаев применения самолетов-снарядов и самолетов с реактивными двигателями) показывает, что противник не располагал достаточным количеством этих средств, а ограниченное применение их никакого практического значения в операции не имело.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...