Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Денежное обращение и банковская система




Денежное обращение— это непрерывное движение денег, выполняющих функции средства обращения и средства платежа.

Регулирование денежного обращения осуществляется государственными банками и специальным законодательством. Исторически сложившиеся в каждой стране и законодательно установленные и регулируемые государством формы денежного обращения называют денежной системой. Элементами денежной системы являются:

· денежная единица, принятая в стране (рубль, доллар и т.д.);

· масштаб цен. До определенного времени это было весовое количество золота, заключенное в денежной единице. В настоящее время масштаб цен означает способ и средство измерения стоимости товара в денежных единицах;

· эмиссионная система, то есть учреждения, выпускающие деньги и ценные бумаги (например, Центральный банк России);

· виды денежных знаков, система кредитных и бумажных денег и разменных монет;

· институты денежной системы — государственные и негосударственные учреждения, регулирующие денежное обращение.

Различают систему металлического обращения, при которой золото и серебро непосредственно выступают в обращении, и систему обращения кредитных и бумажных денег. Современное денежное обращение включает:

1. Наличные деньги— бумажные деньги и мелкую разменную монету.

2. Безналичные денежные средства — все средства, находящиеся на бан­ковских счетах. Наличные и безналичные деньги — это не разные деньги, а разные формы существования денег, принимаемые ими на разных стадиях своего обращения.

Количество денег в обращении оценивается с помощью денежной массы, которая включает всю совокупность платежных средств. Структура денежной массы состоит из набора показателей денежной массы в зависимости от степени ликвидности. Все блага ранжируются от абсолютного ликвидных до абсолютно неликвидных. Деньги абсолютно ликвидны, т.е. способны немедленно выступать в качестве платежного средства. Недостаток денег состоит в том, что они не приносят их владельцам доход. Другие активы (недвижимость, облигации и т.д.) имеют меньшую ликвидность, чем деньги, подают доход своим владельцам. Показателем объема и структуры денежной массы выступают денежные агрегаты. В России денежные агрегаты включают: Мо — наличные деньги, находящиеся в обращении (вне банков); М1 =Мо + денежные средства, находящиеся на расчетных, текущих и прочих счетах, во вкладах до востребования; М2=М1 + срочные вклады в банках; МЗ=М2 + банковские депозитные сертификаты и облигации государственных займов. Т.е. МЗ включает в себя деньги и «почти» деньги («квазиденьги»).

Денежное обращение функционирует на основе экономического закона. Закон денежного обращения — экономический закон, выражающий устой­чивую связь между обращающейся денежной массой и товарной массой. В соответствии с данным законом определяется количество денег, обеспечи­вающее нормальное обращение товаров в зависимости от скорости оборота и денежной массы, формы и сроков платежей.

Организаторами денежного обращения выступают банки — особые экономические институты, осуществляющие аккумуляцию временно свободных денежных средств и предоставляющие их в кредит с целью получения прибыли. Банки — это такая ступень развития кредитных отношений, при которой кредитные, денежные и расчетные операции в совокупности концентрируются в едином центре.

Совокупность банковских учреждений, функционирующих на территории данной страны во взаимосвязи между собой, образуют банковскую систему. Вбольшинстве стран с рыночной экономикой существует двухуровневая банковская система: Центральный банк и система коммерческих банков. Необходимость создания двухуровневой системы банков объясняется спецификой рыночных отношений. С одной стороны, они немыслимы без свободного распоряжения предпринимателями финансовыми средствами, и это обеспечивается коммерческими банками. С другой стороны, необходимо определенное регулирование рыночных отношений, контроль и целенаправленное воздействие на них, что требует особого института в виде Центрального банка.

Главным звеном банковской системы любого государства является Центральный банк (эмиссионный) — банк банков, наделенный правом денежно-кредитного регулирования, монопольным правом эмиссии денег, регулирования валютного курса, хранения золотовалютных резервов страны. Важнейшая функция Центрального банка — разработка и реализация денежной политики, обеспечение равновесия денежного рынка. Основная цель деятельности Банка России — защита и обеспечение стабильности рубля.

Второй уровень банковской системы в рыночной экономике представлен коммерческими банками. Это кредитные учреждения, создаваемые для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности и платности. Современные коммерческие банки организуют практически весь платежный оборот денежных средств в масштабе национальной экономики, непосредственно обслуживают фирмы и организации, а также население — своих клиентов. Они организуются на паевых (акционерных) началах и по форме собственности делятся на государственные, акционерные и кооперативные. Независимо от форм собственности коммерческие банки являются самостоятельными субъектами экономики. Основная цель их функционирования — получение максимальной прибыли.

Основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Это значит, что коммерческий банк должен обеспечивать количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, а также добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Прежде всего, это относится к срокам тех и других.

Вторым важнейшим принципом деятельности коммерческого банка является экономическая самостоятельность коммерческих банков, подразумевающая и экономическую ответственность за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка, а также привлеченными ресурсами, распоряжение доходами банка, свободный выбор клиентов и вкладчиков. По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, при этом весь риск от своих операций берет на себя.

Третий принцип заключается в рыночном характере взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами: предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит, прежде всего, из рыночных критериев прибыльности риска и ликвидности.

Четвертым принципом работы коммерческого банка является регулирование его деятельности косвенными экономическими (а не административными) методами. Государство определяет лишь «правила игры» для коммерческих банков, однако отдавать им приказов не может.

Коммерческие банки различают:

1.По принадлежности уставного капитала и способу его формирования — государственные; акционерные; с участием иностранного капитала; ино­странные; частные.

2.По видам совершаемых операций и сфере деятельности — универсальные; специализированные; отраслевые.

3. По территориальной деятельности — общегосударственные; региональные; международные.

Современная банковская система России включает: Центральный банк РФ (Банк России); Сберегательный банк; коммерческие банки различных видов, в том числе специализированные банки развития; банки со смешанным российско-иностранным капиталом, иностранные банки, филиалы банков резидентов и нерезидентов; союзы и ассоциации банков, иные кредитные учреждения.

В настоящее время банковская система в России — как по уровню на­дежности, так и по спектру оказываемых услуг — не является адекватной со­стоянию современной экономики и не способствует комплексному развитию народного хозяйства. Она отличается неравномерностью развития; основ­ная доля банков приходится на Москву (банки Москвы оперируют 75% капиталов страны); в ней преобладают мелкие и средние банки, их число составляет около 75% общего количества банков страны; формирование банковского сектора характеризуется противоречивостью. С одной стороны, наблюдается сравнительно быстрый рост количества банков, размеров их капиталов, с другой стороны, в условиях финансовой нестабильности кредиты в основном предоставляются на короткий срок. Для банковских кредитов характерны повышенные риски, так как кредиты часто предоставляются на нерыночных условиях. Основные банковские операции осуществляются на финансовом рынке и носят спекулятивный характер.

Двухуровневая модель банковской системы, при которой кредитно-расчетным обслуживанием занимаются исключительно коммерческие банки, не предусматривает существование государственных банков. Эта модель, заимствованная Россией у развитых государств, соответствует более зрелому этапу развития рыночной экономики. Между тем в целом денежно-кредитная политика должна обеспечивать финансовую стабилизацию в стране в рамках сохранения национальных приоритетов развития экономики. Возможно, в России следует перейти на трехзвенную схему организации банковского дела: Центробанк, коммерческие банки, инвестиционные банки. Инвестиционный бизнес необходимо выделить в самостоятельную сферу деятельности с преобладающим участием государства. Таким образом, в настоящее время актуальной является проблема реформирования банковской системы и дальнейшего совершенствования банковского законодательства.

Основные понятия

Денежное обращение

Денежная система

Денежная единица

Масштаб цен

Эмиссионная система

Институты денежной системы

Система металлического обращения

Система обращения кредитных и бумажных денег

Структура денежной массы

Денежные агрегаты

Закон денежного обращения

Банк

Банковская система

Центральный банк

Коммерческие банки

Рефераты

1. Основные способы регулирования денежного обращения в стране.

2. Институты денежной системы и их роль в регулировании денежного обращения.

3. Двухуровневая модель банковской системы в рыночной экономике.

4. Основные направления реформирования банковской системы в России.

Контрольные вопросы

3. Что включает в себя кредитно-банковская система?

4. Какая из кредитных структур занимается эмиссией денег?

5. Охарактеризуйте суть двухуровневой банковской системы в рыночной экономике.

6. Объясните основные функции ЦБРФ.

7. Назовите основные операции коммерческих банков.

8. Какие функции присущи ипотечному банку?

9. В чем Вы видите основные недостатки современной банковской системы России?

Тесты

1. Форма организации денежного обращения в стране, закрепленная законодательством, представляет собой:

а) денежный рынок;

б) валютный рынок;

в) денежную систему;

г) валютную систему;

д) систему товарно-денежного обращения.

2. Группа финансовых активов по мере убывания их ликвидности:

а) наличные деньги, текущие счета, счета до востребования, срочные счета;

б) срочные счета, текущие счета, ценные бумаги;

в) срочные счета, драгоценности, недвижимость;

г) ценные бумаги, текущие счета, наличные деньги;

д) счета до востребования, срочные счета, ценные бумаги;

е) недвижимость, драгоценности, ценные бумаги.

3. Самым ликвидным из всех денежных агрегатов является агрегат:

а) МО;

б) МЗ;

в) М2;

г) М1.

 

4. Законодательно установленный порядок выпуска и обращения денежных знаков...

а) денежная единица;

б) эмиссионная система;

в) таргетирование;

г) валютная система;

д) кредитная система.

5. Денежная масса в российской экономике обозначается агрегатом …

а) М0;

б) М1;

в) М2;

г) М3;

д) М4.

6. Кредит, выдаваемый в виде денежных ссуд хозяйственным субъектам и другим заемщикам, является …

а) потребительским;

б) банковским;

в) налоговым;

г) ипотечным;

д) государственным.

7. Главная задача центрального банка любой страны —...

а) обеспечение устойчивости покупательной способности национальной денежной единицы;

б) эмиссия кредитных денег;

в) хранение централизованного золотого и валютного запаса страны;

г) осуществление роли финансового агента правительства;

д) лицензирование банковской деятельности.

8. Кредитно-денежная эмиссия дает государству доход, называемый...

а) секвестр;

б) кредит;

в) дисконт;

г) сеньораж;

д) листинг.

9. Величина денежной массы, необходимой для обеспечения нормального денежного обращения, зависит от:

а) скорости обращения денежной единицы;

б) покупательной способности денежной единицы;

в) суммы цен товаров;

г) величины оборотного капитала;

д) времени производства и обращения товаров.

10. На выдаче долгосрочных ссуд под залог недвижимого имущества специализируются... банки

а) инвестиционные;

б) сберегательные;

в) внешнеторговые;

г) ипотечные;

д) коммерческие.

11. Разница между суммой процентов, полученных банком, и суммой процентов, выплаченных банком, представляет собой:

а) чистую прибыль;

б) валовой доход;

в) валовую прибыль;

г) экономические издержки;

д) административно-технические издержки.

12. Основными инструментами регулирования кредитно-денежного обращения являются:

а) норма обязательных банковских кредитов;

б) учетная ставка;

в) операции на открытом рынке ценных бумаг;

г) стимулирование предложения товаров;

д) содействие росту совокупного спроса.

 

3.5. Финансы и финансовая система.
Налогообложение

Одним из важнейших компонентов макроэкономической системы выступают финансы. Финансы — это экономические отношения в обществе, возникающие в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Такие отношения постоянно возникают между:

· государством и фирмами в виде уплаты налогов в бюджет, отчислений в различные фонды, предоставления льгот, применения санкций;

· фирмами и организациями по поводу заключения хозяйственных договоров, уплаты пени, штрафов, премий и т.д.;

· фирмами и работниками при начислении и выдаче заработной

платы, премий, удержания налогов, получения льгот и т.д.;

· государством и отдельными членами общества при уплате налогов, зарплаты, страховых платежей;

· отдельными звеньями бюджетной системы;

· государствами при получении займов.

Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, — это финансовые отношения. Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения являются финансовыми отношениями. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Финансы — экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. То есть денежные средства государства надо в соответствующем порядке собрать, рационально распределить по разным фондам и эффективно использовать. В этом и состоит сущность финансов. Субъектом финансовых отношений выступают государство, фирмы, объединения, организации и отдельные граждане.

Функции финансов: аккумулирующая, регулирующая, распределительная, контрольная.

Совокупность финансовых звеньев в рамках национальной экономики образуют финансовую систему государства. Она включает институты и учреждения, связанные с формированием и использованием денежных средств. Современная финансовая система включает в себя государственные финансы, финансы фирм и финансы домашних хозяйств.

Все звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны. Центральным звеном финансовой системы выступает госбюджет. Его рассматривают с двух сторон: как экономическую категорию и как финансовый план. Как экономическая категория госбюджет выражает денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда. Как финансовый план госбюджет состоит из доходов и расходов. Доходы бюджета носят налоговый и неналоговый характер. Основными источниками налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т.д.), а также накопления. На долю налогов приходится 80-90% всех поступлений в бюджет. Неналоговые доходы включают: доходы от продажи государственной и муниципальной собственности; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от реализации государственных запасов.

Бюджет определяет конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода, что дает ему возможность быть эффективным регулятором экономики. Основные направления расходов госбюджета: на национальную оборону; развитие экономики; социально-культурные нужды; содержание государственного аппарата управления; обслуживание государственного долга.

В рыночной экономике действует принцип финансового федерализма, который учитывает, что местные бюджеты не включаются своими доходами и расходами в государственный бюджет. Из местных бюджетов органы власти финансируют поддержание общественного порядка, школы, учебные учреждения и т.д.

Различают три состояния госбюджета: сбалансированный — расходная часть госбюджета равна доходной; дефицитный — расходы превышают доходы; профицитный — доходы превышают расходы.

Бюджетный дефицит приводит к появлению государственного долга — суммы накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время положительных сальдо бюджета. Государственный долг может быть внешним и внутренним. Если государство прекращает выплаты по своим долгам наступает дефолт, т.е. банкротство государства — должника.

Бюджет государства в решающей мере формируется за счет налогов. Налоги — обязательные платежи, взимаемые в государственный (местный) бюджет с доходов физических и юридических лиц. Налоги — основной источник формирования финансовых ресурсов страны, используемый на со­держание государственного аппарата и предоставление определенных услуг населению (пенсионное обеспечение, образование, здравоохранение и др.). Налогообложение означает способ регулирования доходов и источников пополнения государственных средств.

Налоги дифференцируются по ряду признаков:

· в зависимости от объекта налогообложения налоги бывают прямые и косвенные. Прямые налоги — налоги, взимаемые непосредственно с доходов и имущества налогоплательщика. Это — налог подоходный, поимущественный, с наследства и дарений и др. Косвенные налоги — налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене товаров или к тарифам на услуги и не зависящие от доходов налогоплательщиков (в отличие от прямых налогов, связанных с доходами). При введении косвенных налогов производители (продавцы) товаров и услуг продают их по ценам и тарифам с учетом налоговой надбавки, которую затем передают государству. В России косвенные налоги представлены в виде НДС, акцизов и таможенных пошлин;

· в зависимости от органа, взимающего налоги и ими распоряжающегося, различают общегосударственные и местные налоги;

· по целям использования налоги делятся на общие и специальные. Общие предназначены для финансирования расходов государственных или местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение.

· в зависимости величины налога на единицу налогообложения с суммы дохода различают прогрессивный, регрессивный и пропорциональный налог.

Совокупность налогов, устанавливаемых государственной властью, а также принципов и методов построения налогов образуют налоговую систему. Налоговая система опирается на законодательные акты государства, устанавливающими элементы налога. Они включают:

· субъект налога или налогоплательщик — юридическое или физическое лицо;

· объект налога — доход или имущество, подлежащее налогообложению (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимость и т.д.);

· источник налога — чистый доход общества, независимо от объекта налогообложения;

· ставка налога — величина налога на единицу обложения.

Американский экономист А.Лаффер доказал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Если налоговая ставка превышает некую объективную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться. И напротив, более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, расширению производства. Один и тот же по величине доход в госбюджет может быть получен и при высокой, и при низкой налоговой ставке.

Если налоговая ставка равна нулю, то государство ниче­го не получит. Если налоговая ставка г2 = 100%, то никто не будет заинтересован работать и государство тоже ничего не получит. При ставке/например, г0 = 35%, сумма налоговых поступлений достигнет максимума R1 (точка А). Попытки повысить налоговые ставки приведут к снижению размера налого­вых поступлений (точка Б). В целом кривая Лаффера демонстрирует стимулирующий эффект снижения налогов.

Важным элементом налоговой системы являются налоговые льготы — полное или частичное освобождение от уплаты налогов. Наконец, налоговое законодательство предусматривает различного poда санкции за нарушения в сфере налогообложения.

Налоговая система России включает:

1. Федеральные налоги — взимаются на всей территории страны по одинаковым правилам. Основные из них: НДС; акцизы; налог на доходы банков; налог на операции с ценными бумагами; таможенные пошлины; налог на прибыль предприятий; подоходный налог с физических лиц и др.

2. Региональные налоги — вводятся законами субъектов Федераций (республик, краев, областей и др.) на своей территории: налог на имущество организаций; налог на недвижимость; дорожный налог и др.

3. Местные налоги — устанавливаются и взимаются местными органами власти: налог на имущество физических лиц; земельный налог; налог на рекламу и др.

В ближайшее время в России предстоит значительно упростить налоговую систему, сократить общее число налогов, уплачиваемых фирмами, повысить роль косвенных налогов по сравнению с прямыми. Все это будет способствовать созданию нормальных условий для реального сектора экономики, снижение налогового бремени.

Основные понятия

Финансы

Субъекты финансов

Функции финансов

Финансовая система

Финансовая политика

Госбюджет

Фискальный федерализм

Дефицит госбюджета

Профицит госбюджета

Дефолт

Налоги

Прямые налоги

Косвенные налоги

Прогрессивный налог

Регрессивный налог

Пропорциональный налог

Налоговая система

Кривая Лаффера

Федеральные налоги

Региональные налоги

Местные налоги

Рефераты

1. Финансы регионов: их формирование, распределение и использование.

2. Бюджетная политика государства в социальной сфере.

3. Фискальная политика и ее региональные особенности.

4. Влияние налогов на реальный объем производства.

Контрольные вопросы

1. Что такое финансы и какова их структура?

2. В чем Вы видите отличие финансовых и денежных отношений?

3. Каковы функции финансов?

4. Что включает в себя финансовая система?

5. Охарактеризуйте госбюджет как центральное звено финансовой системы.

6. Как вы понимаете принцип фискального федерализма в бюджетной системе?

7. Что такое бюджетный дефицит, профицит?

8. Объясните суть внутреннего и внешнего государственного долга России.

9. Охарактеризуйте налоги и их функции.

10. Что Вы понимаете под налоговой системой?

Тесты

1. Финансовая система включает:

а) совокупность организаций и учреждений, осуществляющих операции с любыми денежными ресурсами;

б) совокупность законов, правил, норм, регулирующих финансовую деятельность;

в) формирование и использование финансовых ресурсов;

г) финансовые и кредитные учреждения и органы управления финансами;

д) совокупность всех видов кредитно-денежных отношений, регулируемых Центральным банком.

2. Бюджетная система — это:

а) финансовые ограничения на расходование денежных средств из федерального бюджета;

б) совокупность всех бюджетов государства, распределение их по уровням;

в) организация разработки и принятия всех уровней;

г) свод федерального бюджета и региональных бюджетов;

д) консолидированный бюджет государства.

3. Консолидированный бюджет представляет собой:

а) свод федерального, регионального и местных бюджетов;

б) совокупность федерального и региональных бюджетов;

в) федеральный бюджет;

г) свод бюджета субъектов федераций и местных бюджетов;

д) совокупность бюджетов всех уровней.

 

4. Внешними источниками финансирования, используемыми для покрытия бюджетного дефицита, являются:

а) эмиссия денег;

б) государственные ценные бумаги;

в) кредиты от международных финансовых организаций;

г) государственные сберегательные займы;

д) кредиты, получаемые от иностранных коммерческих банков.

5. Государственный долг представляет собой:

а) сумму задолженности государства внешним кредиторам;

б) накопленную за все предшествующие годы сумму бюджетных дефицитов;

в) сумму долга государства иностранным государствам;

г) сумму задолженности внутренним кредиторам;

д) стоимость государственного заказа на поставку продукции.

6. Ставки налога, взимаемые без учета дифференциации доходов, считаются:

а) твердыми;

б) прогрессивными;

в) регрессивными;

г) пропорциональными;

д) косвенными.

7. Налоговые льготы назначены для:

а) ускорения оборота капитала;

б) повышения уровня социальной справедливости;

в) повышение жизненного уровня трудящихся;

г) сдерживания хозяйственной активности;

д) активизации хозяйственной деятельности.

8. Пенсии военнослужащим выплачиваются из:

а) пенсионного фонда;

б) Фонда социального страхования;

в) федерального бюджета;

г) Фонда обязательного медицинского страхования;

д) местных бюджетов.

9. Государственный долг является следствием:

а) государственных гарантий, данных кредитору, при невыполнении обязательств заемщиком средств;

б) муниципальных заимствований;

в) государственных заимствований;

г) государственных кредитов.

10. Пенсионный фонд РФ относится к сфере:

а) государственные и муниципальные финансы;

б) финансы экономических субъектов.

11. Фонд обязательного медицинского страхования относится к сфере:

а) государственные и муниципальные финансы;

б) финансы экономических субъектов.

12. Государственные финансы России включают:

а) федеральный бюджет;

б) государственные внебюджетные фонды;

в) местные бюджеты;

г) бюджеты субъектов РФ.

13. Налог на прибыль выплачивается из:

а) чистой прибыли;

б) валовой прибыли;

в) налогооблагаемой прибыли;

г) выручки от реализации;

д) дохода.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...