Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Индивидуальная жизнь




· Противоречия индивидуального развития

 

Индивидуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой. Нормальная продолжительность человеческой жизни и последовательная смена стадий или фаз индивидуального развития строго определены этой программой и видовыми особенностями Homo sapiens. Зачатие, рождение, созревание, зрелость, старение, старость составляют основные моменты становления целостности человеческого организма. В онтогенезе человека возникают и преодолеваются многие противоречия между наследственностью и средой, различными регуляторами жизнедеятельности, разными системами, органами и тканями в целостной структуре организма.[1] Из преодоления всех преград и препятствий складывается жизненный путь человека.

Жизненный путь человека – это история формирования и развитие личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменение образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой – целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Фазы жизненного пути накладываются на стадии онтогенеза, причем в такой степени, что настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути, например преддошкольное, дошкольное и школьное детство. Практически, ступени общественного воспитания, образования и обучения, составляющие совокупность подготовительных фаз жизненного пути, формирование личности стали определяющими характеристиками периодов роста и созревания индивида.

Индивидом человек становиться раньше, чем личностью. Ученые говорят даже о том, что индивид «начинается» задолго до рождения, и ребенок появляется на свет с определенной историей развития. В «подтверждение» хочется привести стихотворение М.Ю. Лермонтова:

 

Ребенка милого рожденье

Приветствует мой запоздалый стих.

Да будет с ним благословенье!

Всех ангелов небесных и земных!

Да будет он отца достоин,

Как мать его, прекрасен и любим;

Да будет дух его спокоен

И в правде тверд, как божий херувим.

Пускай не знает он до срока

Ни мук любви, ни славы жадных дум;

Пускай глядит он без упрека

На ложный блеск и ложный мира шум;

Пускай не ищет он причины

Чужим страстям и радостям своим,

И выйдет он из светской тины

Душою бел и сердцем невредим![2]

 

Здесь явно видно, что уже в определенной мере ожидает ребенка. Конечно, на развитие ребенка влияет социальная среда, в которую он попадает. Формирование начальных свойств личности связано с образованием постоянного комплекса социальных связей, регулируемых нормами и правилами, освоение средств общения с их знаковым аппаратом (прежде всего словарным составом и грамматическим строем языка), предметной деятельности с её социальной мотивацией, осознанием семейных и других ролей.

Начало развития еще как-то можно определить, сложность составляет определение зрелости человека. Возможно её стоит определять используя биологические критерии. Сравнительно с другими приматами человек обладает лишь большим диапазоном индивидуальной изменчивости моментов завершения соматического и полового созревания, наступления физической зрелости. Но в отличие от животных, у которых достижение физической зрелости означает полнейшее созревание, то у человека нервно-психическое развитие не укладывается в рамки физического созревания и зрелости. Интеллектуальное развитие движется на протяжении всей жизни, пока мы учимся в школе, институте, университетах и по жизни набираемся опыту. Трудовая зрелость к нам также приходит позже.

Интересен также факт старения и умирания. Они, (если так можно выразиться) не имеют конкретных временных ограничений, и старение не у всех проявляется одинаково и у каждого протекает по своему «графику».

На протяжении всего развития человек рассматривается со стороны индивидуальных, личностных особенностей. Общим эффектом интеграции всех свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности является индивидуальность с её целостной организацией и саморегуляцией. Самосознание и «Я», характер и талант человека с их неповторимостью – всё это самые поздние продукты его развития.

 

· Возрастная периодизация жизненного цикла человека

 

Для понимания жизненного цикла человека необходимы определения последовательной смены состояния развития, однонаправленности и развитии времени жизни, то есть топологическая характеристика этого времени. Вместе с тем следует учитывать длительность существования индивида, определяемую общей продолжительностью жизни всех индивидов данного вида, - метрическую характеристику жизненного цикла и его отдельных моментов. Специальных классификаций возрастов существует множество и в антропологии, и в педиатрии, и в психофизиологии.

Но мы рассмотрим классификацию Д.Б. Бромлей. Человеческую жизнь она рассматривает как совокупность пяти циклов: утробного (стадия беременности), детства, юности, взрослости и старения. Каждый из этих циклов состоит из ряда стадий, характеризуемых возрастными датами (с учетом изменчивости) и общими чертами развития (при игнорировании индивидуальных различий). Сначала пронаблюдаем все циклы по таблице.

 

Первый цикл состоит из четырех стадий: 1) зиготы (оплодотворенного яйца);

2) эмбриона (ранней стадии биологического развития); 3) плода (поздней стадии биологического развития); 4) момента рождения (смены жизни во внутренней среде материнского организма на жизнь во внешней среде). С этого момента развитие определяется по возрастным датам (от рождения) и характеризуется сменой способов ориентации, поведения и коммуникации во внешней среде.

Второй цикл – детство – состоит из трех стадий, охватывающих 11 – 13 лет жизни. Первая из них младенчество (от рождения до 18 месяцев жизни) – характеризуется многими важными чертами развития. Именно в этот период ребенок приобретает основные навыки движения, восприятия и манипулирования, у него образуется сенсомоторная схема, регулирующая поведение. Весьма интенсивно развивается несловесное общение, с помощью которой осуществляется первоначальная социализация индивида. Полная зависимость ребенка от взрослых, особенно от матери, имеет особое значение для начальной социализации, образование потребности в общении и привязанностей, накопление опыта коммуникации, необходимого для дальнейшего развития.

Вторая стадия детства (от 18 месяцев до 5 лет) – дошкольное детство – характеризуется развитием перцептивных, мнемических и элементарных мыслительных процессов (предоперационных представлений), сложных манипуляций и действий с вещами, накоплением опыта поведения в различных ситуациях. Эта стадия отличается интенсивным развитием речи, формированием словесных связей в процессе общения. Однако наряду с ними применяются и более ранние, несловесные формы общения (экспрессивные формы поведения: мимика, жестикуляция, поза, интонации). Постепенно упрочиваются семейные и другие социальные отношения в ближайшей среде.

Третий цикл – юности – состоит из двух стадий: 1) полового созревания – старшего дошкольного детства (ранняя юность), длящегося от 11 – 13 до 15 лет (в английских условиях), и поздней юности (15 – 21). Надо отметить, что начиная с этого цикла, Д.Б. Бромлей характеризует развитие определенными сдвигами личности, её статуса, ролей, позиций в обществе. Вместе с тем она пытается отметить наиболее важные психофизиологические изменения индивида в различные периоды жизни.

Первая стадия юности отличается интенсивным развитием вторичных половых признаков и производительных функций, соматическим развитием и нервно-психическим созреванием. В этот период складывается система формальных операций и логических структур, повышающих уровень умственной активности. Весьма значительные изменения происходят в социальном развитии: начинает действовать система ограниченной правовой ответственности, осваиваются новые социальные позиции и роли. Поведение ориентированно на взрослые нормы действий, и притязания на взрослость отличают многие мотивы в этом возрасте.

Вторая стадия юности – завершение главной фазы биологического развития, дальнейшее образование и профессиональная подготовка, освоение некоторых профессиональных ролей, начало самостоятельной трудовой и экономической жизни. Решающее значение имеет переход от зависимости к независимости от родителей. Именно этим переходом, остро переживаемым отдельными юношами и девушками, объясняется, по мнению Бромлей, тот факт социальной статистики (буржуазных стран), что как раз в эти годы имеет место «пик» антисоциального поведения.

Четвертый цикл – взрослости – состоит из четырех стадий: 1) ранней взрослости (21-25); 2) средней взрослости 25-40); 3) поздней взрослости (40-55); 4) предпенсионного возраста (55-65),являющегося переходным к циклу старости.

Ранняя взрослость – это овладение ролью взрослого человека, правовая взрослость, избирательные права, экономическая ответственность – в общем, полное включение во все виды социальной активности своей страны. На этой стадии складывается собственная семья и строится собственный образ жизни: вступление в брак, рождение первого ребенка, установление круга знакомств, связанных с общей работой. На работе осваиваются профессиональные роли, продолжается профессиональная подготовка и начинается совершенствование мастерства.

Среднюю взрослость характеризуется следующим образом: годы «пика», или оптимизма, для интеллектуальных достижений, консолидация социальных и профессиональных ролей по роду службы, накопление сравнительно постоянных материальных средств и социальных связей, лидерство в различных видах деятельности и старшинство по возрасту среди многих сотрудников и знакомых, легкий упадок некоторых физических и умственных функций, проявляющихся при максимальной деятельности.

Поздняя взрослость имеет своими главными чертами продолжение установления специальных (по роду занятий) и социальных ролей с доминированием некоторых из них и ослаблением других, уход детей из семьи и изменение в связи с этим образа жизни, менопауза, дальнейший упадок умственных и физических функций. По многим экспериментальным данным средняя точка этих стадий развития находится между 45 – 50 годами.

Предпенсионный возраст характеризуется более очевидным упадком физических и умственных функций, дальнейшее ослабление сексуальных функций и интересов. Вместе с тем это годы «пик» для наиболее общих социальных достижений – положение в обществе, власти и авторитета, частичной освобожденности от занятий и отбора наиболее интересных для личности общественных дел.

Пятый цикл – старение – состоит из трех стадий: 1) «удаление от дел» (65-70); 2) старости (70 и более) и 3)последней стадии – дряхлости, болезненной старости и смерти.

Первая стадия характеризуется повышением впечатлительности (восприимчивости) к нарушениям жизненного стереотипа и «психическим беспорядкам» в ближайшем окружении; увеличивающейся потребности в коммуникации, обострением чувства родства и привязанностей к близким людям; освобождение от служебной роли и общественных дел или продолжением некоторого рода деятельности с целью поддержания авторитета и власти; адаптация к новым условиям умственного состояния.

Старость характеризуется весьма лаконично: полная незанятость в обществе, отсутствие каких-либо ролей, кроме семейных, растущая социальная изоляция, постепенное сокращение круга близких людей, особенно из среды сверстников, физическая и умственная недостаточность.

Последняя стадия – одряхление, болезненная старость – характеризуется нарастанием явлений сениальности в поведении и психической сфере, окончательным нарушением биологических функций, хроническими болезненными состояниями, смертью.

Периодизация Д.Б. Бромлей удобна для целей периодизации жизненного цикла и исследования взаимосвязей возраста и поворотных моментов жизненного пути.[3] Также её можно применить ко всем странам, только с учетом распределения возрастов.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...