Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определения понятия «система»




ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

 

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ СИСТЕМ

Методические указания к изучению дисциплины

и выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

 

Специальность 080200 – Менеджмент (без выделения профмля)

 

Санкт-Петербург

Г.


Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

Составители

д.э.н. А.Н. Фурманков

 

Рецензент

канд. экон. наук, доц. В. Л. Стельмашонок

 

Подготовлено на кафедре менеджмента организации

 

 

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителем

 

 

ã СПбГИЭУ, 2012

Содержание

1. Общие положения……………………………………….…….4

2. Методические указания к выполнению контрольной работы…………………………………………………………..5

3. Содержание контрольной работы…………………………….5

4. Требования к оформлению контрольной работы……….….37

5. Список литературы…………………………………………...37

Приложение 1……………………………...……………….…....39

Приложение 2……………………………………………...…….40

Общие положения

 

Цель дисциплины - усвоение основных понятий и категорий системного анализа, формирование системных представлений о современном управлении организацией, а также практических навыков, связанных с осуществлением управленческой деятельности.

Основные задачи дисциплины направлены на формирование следующих компетенций:

· знанием основных этапов эволюции управленческой мысли;

· способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе делегирования;

· готовностью к разработке процедур и методов контроля;

· способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;

· способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений;

· готовностью участвовать в реализации программы организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям.

Прежде чем приступить к выполнению контрольной работы студенту следует ознакомиться с рабочей программой дисциплины «Элементы теории систем» для специальности 080507 «Менеджмент организации».

 

Самостоятельная работа студента заключается в изучении необходимого материала по учебным пособиям, конспектам, иным источникам информации. Учебную, методическую и иную литературу по дисциплине студент подбирает самостоятельно. При подборе источников литературы следует отдавать предпочтение изданиям вышедшим в свет за последние пять лет.

 


Методические указания

К выполнению контрольной работы

 

Контрольная работа разделена на 5 комплексов заданий. Студент выполняет задания всех 5 комплексов данной контрольной работы не зависимо от последней цифры номера зачетной книжки. Каждый контрольный комплекс предваряют примеры, раскрывающие существо предстоящего задания.

Контрольная работа предусматривает письменный ответ на контрольные вопросы.

Выполненную работу следует представить на кафедру в срок, соответствующий календарному графику учебного процесса, до начала экзаменационной сессии.

В случае возврата проверенной, но незачтенной работы студент должен внести исправления в соответствии с замечаниями проверяющего и повторно сдать ее (контрольную работу) на проверку. При повторном рецензировании обязательно представлять как вновь выполненный, так и ранее возвращенный вариант работы с замечаниями.

Контрольные работы, выполненные без соблюдения указанных правил на проверку не принимаются.

Итоговой формой контроля является экзамен. К экзамену допускаются студенты с зачтенными преподавателем контрольными работами.

 

Содержание контрольной работы

Комплекс заданий №1

ОБЪЕКТ – СУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

Пример. Обсудим понятия субъектов и объектов управления применительно к системе экологической безопасности и природоохранной деятельности РФ.

Субъектами управления выступают:

· государственные органы общей компетенции,

· специально уполномоченные органы по охране окружающей среды,

· органы местного самоуправления.

 

На уровне предприятий субъектами управления являются подразделения и службы природопользования (цехи, отделы) или отдельные работники.

К государственным органам общей компетенции относятся Президент, Федеральное Собрание, Правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации. Государственные и муниципальные органы общей компетенции ведают вопросами охраны природной среды наряду с множеством других направлений работы.

К государственным органам специальной компетенции относятся те, которые соответствующими правительственными актами уполномочены выполнять природоохранные функции. Органы специальной компетенции подразделяются на три вида:

· комплексные,

· отраслевые

· функциональные.

Комплексные природоохранные органы выполняют все экологические задачи или отдельные блоки задач, отраслевые занимаются своей отраслью (например, лесным хозяйством), функциональные отвечают за отдельные функции (например, мониторинг состояния окружающей природной среды).

К охране природной среды имеют отношение многие министерства и ведомства. Например, Министерство экономического развития и торговли РФ, формируя стратегию социально-экономического развития, обязано учитывать и экологические интересы общественного развития. Госстандарт России осуществляет надзор за соблюдением государственных стандартов и в том числе за выполнением зафиксированных в них экологических требований. Госкомитет Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике разрабатывает экологические требования при капитальном строительстве, и т.п.

Компетенция органов местного самоуправления по охране окружающей среды отражена в их уставах. Их роль напоминает роль государственных органов общей компетенции, только на гораздо более узком пространстве, относящемся к ведению соответствующего органа местного самоуправления – на уровне района или города.

Объектами управления являются все природопользователи, как юридические, так и физические лица, независимо от характера и направлений их деятельности. Поскольку все организации и предприятия, все жители городов и деревень находятся и действуют в природной среде, то объектами управления являются все юридические и физические лица на территории нашей страны.

Связи и отношения между субъектами и объектами управления в процессе природопользования и охраны природной среды строятся двумя способами.

Первый - на основе правил и процедур, зафиксированных в действующих Законах и других нормативно-правовых актах.

Второй - на основе договоров между конкретными субъектами и объектами управления.

Определения понятия «система»

1). Система – это совокупность элементов или отношений, закономерно связанных друг с другом в единое целое, которое обладает свойствами, отсутствующими у элементов или отношений их образующих.

2). Термин «система» означает соединение, составленное из частей.

3). Система – комплекс элементов, находящихся во взаимодействии и единстве (Л. Берталанфи).

4). Система есть объект, целостность которого обеспечивается совокупностью связей и отношений между группами элементов, объединенных развернутыми в пространстве и во времени структурами (М. Сетров).

5). Система – целое, образованное взаимоподчинением составляющих его частей, элементов (Энциклопедический словарь).

6). Система – это множество связанных действующих элементов (О. Ланге).

7). Система – порядок, обусловленный планомерным, правильным расположением частей в определенной связи (Краткий словарь иностранных слов).

8). Система – соподчиненная сложная взаимосвязь частей, выражающая в своих противоречивых тенденциях, в своем непрерывном движении высшее единство – развивающуюся организацию (Шмальгаузен И.).

9). Система есть отражение в сознании субъекта … свойств объектов и их отношений в решении задач исследования, познания (Черняк Ю.).

10). Система – техническое устройство, представляющее собой совокупность взаимосвязанных сооружений, машин, механизмов, служащих единой цели.

11). Система – понятие, служащее для воспроизведения в знании целостного объекта (Блауберг И.).

12). Система: множество взаимосвязанных элементов, каждый из которых связан прямо или косвенно с каждым другим элементом, а два любые подмножества этого множества не могут быть независимыми (Акофф Э.).

13). Система – это устройство, структура, представляющая собой единство взаимно связанных частей (словарь русского языка).

14). Системой называется совокупность любым способом выделенных из остального мира реальных и воображаемых элементов, если заданы связи, существующие между элементами; каждый элемент внутри системы считается неделимым; с миром вне системы система взаимодействует как целое; при эволюции во времени совокупность будет считаться единой системой, если между ее элементами в разные моменты времени можно провести однозначное соответствие. («Системные исследования»)

15). Система – это совокупность элементов, образующих единство при выполнении определенной задачи.

16). Система есть способ решения проблемы.

17). Система – это совокупность структурных элементов, выделенных из внешней среды и взаимодействующих между собой в направлении строго определенной цели.

18). Система – совокупность каких-либо элементов, единиц, объединяемых по общему признаку (словарь русского языка).

19). Понятие «система» – это средство борьбы со сложностью, способ найти простое в сложном.

20). Под системой понимается единство целей, ресурсов и строения (структуры), свойства которого определяются отношением входящих в рассматриваемую совокупность объектов (элементов), составляющих определенное целостное образование (Философский словарь).

21). Система – это множество элементов, поставленных в отношение друг к другу, необходимое и достаточное для наличия функционального свойства данного множества (Сагатовский В.).

22). Система – совокупность частей, связанных общей функцией.

23). Система – взаимосвязь представлений, понятий, норм, подчиненных какому-либо руководящему принципу.

24). Система – это целостный комплекс взаимосвязанных элементов; элементы системы являются системами более низкого порядка.

25). Система – единство целей, ресурсов, строения (структуры).

26). Система – совокупность методов, принципов осуществления чего-либо (Словарь русского языка).

27). Система – это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство (Советский энциклопедический словарь).

Контрольные вопросы

1. Составьте таблицу из субъектов и объектов управления в системе управления высшим учебным заведением (на примере нашего университета).

2. Что общего в понятиях:

- экономическая система

- кровеносная система

- система мотивации персонала

3. Обоснуйте (на примерах) многозначность понятия «система»

 

Комплекс заданий №2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...