Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этические нормы речевой культуры

Этикет – совокупность правил хорошего тона, принятых в данном обществе и устанавливающих нормы поведения и общения людей в определенных ситуациях. Слово «этикет» вошло в международный обиход в 18 веке. Во время правления французского короля Людовика 14 на одном придворном приеме гостям раздали карточки с перечислением некоторых правил поведения. От французского названия этих карточек etiquette произошло слово «этикет», вошедшее во многие языки.

Правила общения имеют конкретно-исторический характер (изменяются в соответствии с социально-историческими и экономическими условиями жизни народа), а также обладают национальной спецификой (могут существенно различаться в разных странах).

Вежливое, уважительное отношение к окружающим, лежащее в основе этикета, может быть выражено невербальными (несловесными) средствами – жестами, мимикой, позой, движениями – а также речевыми средствами. Поэтому принято выделять речевой этикет. Речевой этикет – система выработанных в данном языке формул, которые служат для установления контакта между собеседниками и поддержания разговора в нужной тональности. Формулы речевого этикета – типовые готовые конструкции, которые регулярно употребляются в корректном общении. Такие формулы помогают организовать этикетные ситуации (приветствие, прощание, благодарность, извинение, поздравление, утешение, сочувствие, знакомство, просьба) с учетом социальных, возрастных и психологических факторов, а также сферы общения.

Главный этический принцип речевого общения – соблюдение паритетности находит свое выражение, начиная с приветствия и заканчивая прощанием, на всем протяжении разговора.

 

 

ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ РЕЧИ:

ПРАВИЛА ДЛЯ ГОВОРЯЩЕГО:

1. Говорящему предписывается доброжелательное и уважительное отношение к собеседник (вспомним японскую манеру общаться). Запрещается своей речью наносить адресату разного рода ущерб: обиду, оскорбление, пренебрежение. Следует избегать прямых негативных оценок личности собеседника и вообще негативно окрашенной лексики. (Добра не мыслишь и худа не говори).

2. Говорящему предписывается проявлять вежливость по отношению к адресату. Это значит, что необходимо учитывать возраст, пол, служебное или общественное положение адресата и другие социальные позиции. Что можно сказать хорошо знакомому в неофициальной обстановке, то нельзя сказать в официальной обстановке.

3. Говорящему не рекомендуется ставить в центр внимания собственное «я», предписывается быть скромным в самооценках, не навязывать собеседнику, упорно и категорично собственных мнений и оценок, уметь встать на точку зрения партнера, проникнуться так называемой эмпатией. Необходимо смягчать свою речь, снимать излишнюю категоричность.

 

4. Говорящему предписывается поставить в центр внимания слушающего, учитывая его личность и осведомленность в теме, предмете речи, степени заинтересованности. Следует использовать языковые средства адресации, поддерживающие контакт внимания: вам, наверное, интересно узнать, вы, конечно, знаете, что

5. Говорящему необходимо уметь выбрать тему для разговора, уместную в данной ситуации, интересную, понятную собеседнику, вести отбор соответсвующих языковых средств. Вспомним литературных героев: Чичикова и Остапа Бендера. Антипод Пьер Безухов в салоне А.П.Шерер. Карнеги «Как понравится девушке»

6. Говорящий должен следовать логике развертывания текста, следить за тем, чтобы вывод не противоречил посылке. Соблюдать четыре закона логики: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.

7. Необходимо учитывать, что порог концентрации и внимания у слушающего ограничены. Рекомендуется употреблять короткие фразы и не превышать среднюю длину непрерывного говорения. Необходимо дать возможность отдохнуть слушающему, использовать средства пробуждения: повторные обращения, средства авторизации и адресации текста.

8. Говорящий должен постоянно вести отбор языковых средств в соответствии с избранной стилистической тональностью текста, ориентируясь не только на адресата, но и на ситуацию общения в целом, на официальность или неофициальность обстановки.

9. Говорящий должен помнить, что в устном непосредственном общении слушатель не только слышит, но и видит его, следовательно, принимает от него множество сигналов невербальной коммуникации: жесты, позы, мимику, общую манеру держаться и это нужно учитывать, а также необходимо сохранять дистанцию между собой и партнером.

 

 

ПРАВИЛА ДЛЯ СЛУШАЮЩЕГО:

 

1. Если кто-либо обратился к вам с речью, необходимо прервать дела и внимательно выслушать, о чем он вам сообщает.

2. Слушая, необходимо доброжелательно, уважительно и терпеливо относиться к говорящему. Даже если вам приходится слушать, с вашей точки зрения, неинтересную и бессмысленную информацию, к вам обратились не вовремя.

3. Следует не перебивать собеседника, не сбивать его с мысли, не вставлять неуместных или колких замечаний, не переводить слушание в собственное говорение.

4. Выслушивая, поставьте в центр внимания говорящего и его интересы. Дайте ему проявить себя в речи, подчеркивайте заинтересованность в его словах - жестами, мимикой, междометными и жестовыми «одобрениями», подтверждайте контакт внимания.

5. В роли слушателя необходимо вовремя отвечать говорящему для поддержания контакта. Иначе ситуация общения «провисает».

6. Если слушающих больше, чем двое, не следует отвечать на вопрос, обращенный другому собеседнику, реагировать на речь, направленную не к тебе. («Знай более, говори менее»).

Вот что советует Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Для того, чтобы вас услышали, нужна доброта. Нужно учиться терпимость к чужим мнениям, умению выслушивать и возражать. Учиться равенству в споре». (Д.С. Лихачев «Об ителлигентности»)

 

 

Правила для Правила для

говорящего слушающего

 

доброжелательность доброжелательность

уважение уважение

не навязывать

собственных мнений

и оценок

в центре внимания в центре внимания

слушающий говорящий

логичность учет жестикуляции

 

 

А теперь хотелось бы привести несколько правил и

практических рекомендаций для ведения переговоров

и диалога.

 

1. Правило такта: уважайте границы личной сферы собеседника. Из всех способов выражения просьбы выбирайте тот, в котором подчеркивается выгода для собеседника, сформулируйте побуждение не как команду, а как совет.

2. Правило великодушия: из возможных способов выражения просьбы или приказа выбирайте тот, в котором минимизируется ваша личная выгода.

3. Правило одобрения: больше хвалите собеседника, будьте позитивны в своей оценке собеседника, других людей, мира.

4. Правило скромности: меньше хвалите себя, тактично отказывайтесь от похвал в свой адрес.

5. Правило согласия: выражайте согласие с собеседником, минимизируйте несогласие. Умейте отказаться от конфликта в пользу решения более серьезной задачи – сохранения коммуникации.

6. Правило симпатии: выражайте симпатию к собеседнику.

И еще несколько советов по ведению разговора:

1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинства человека

2. Обращайте внимание людей на их ошибки, делая это в косвенной форме.

3. Прежде, чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.

4. Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказы.

5. Дайте возможность человеку спасти свое лицо.

6. Хвалите человека за каждый даже самый скромный успех и будьте при этом искренни в своем признании и щедры на похвалы.

7. Создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.

8. Пользуй тесь поощрением. Сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите в человеке исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.

9. Делайте так. Чтобы людям было приятно исполнить то, что вы хотите (профессор Преображенский о Шарикове).

 

И, наконец, об особенностях речевого этикета по телефону.

1. Подготовьтесь к разговору. Не действуйте импульсивно – не хватайтесь за трубку, как только возникнет мысль позвонить. Четко определите цель разговора. Вспомните про другие вопросы, которые могут быть к тому же лицу, чтобы через час не пришлось его снова беспокоить.

2. Говорите лаконично. Разговор продолжительностью более 5-6 минут должен стать исключением в вашей практике: разговор должен строиться по следующему плану:

- взаимное представление

- введение собеседника в курс дела, информирование о цели звонка

- обсуждение обстоятельств, существа дела

3. Говорить по телефону следует на том же уровне громкости, что и при

очной беседе.

4. Держите рядом с телефоном ручку и бумагу. Чтобы не упускать важные детали разговора, приучите себя делать пометки либо по ходу разговора, либо сразу после его завершения.

5. Инициатива об окончании разговора принадлежит либо позвонившему, либо старшему из говорящих.

 

Правила произнесения комплиментов:

1. «Один смысл». Комплимент должен отражать только позитивные качества человека. В комплименте следует избегать двойного смысла, когда данное качество можно считать и позитивным и негативным. «Я удивляюсь вашей способности говорить красиво и уходить от ответа».

2. «Без гипербол». Отражаемое в комплименте позитивное качество должно иметь небольшое преувеличение. «Я удивляюсь вашей пунктуальности» - сказано о необязательном человеке.

3. «Высокое мнение». Важным фактором в результативности этого приема является собственное мнение человека об уровне отражаемых в комплименте качеств. То есть нельзя преуменьшать в комплименте то качество, которым человек уже обладает и знает об этом. Например, если вы человеку с феноменальной памятью сделаете комплимент о том, что восхищаетесь тем, что он запомнил номер телефона, то скорее оскорбите его, е не сделаете комплимент.

4. «Без дидактики». Это правило заключается в том, что комплимент должен констатировать наличие данной характеристики, а не содержать рекомендации к ее улучшению. («Твердость убеждений украшает мужчину! Умей отстаивать свои позиции!»)

5. «Без приправ». Это правило касается не самого содержания комплимента, а тех дополнений, которые могут следовать за ним. Например: «Руки у тебя золотые, а вот язык твой – враг твой».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...